РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ Профессии технического профиля: 110809 «Механизация сельского хозяйства»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Еланский аграрный колледж»
Согласовано Утверждаю
Зам.дир.по УПР Директор ГАОУ СПО «ЕАК»
________В.А.Голев ___________/Д.Ф.Литвинов/
«___»_________2013г. «____»__________2013г
рабочая программа
производственная (профессиональная)
практика
Профессии технического профиля: 110809 «Механизация сельского хозяйства»
Согласовано: Рассмотрена на заседании цикловой комиссии
Специалист по научно-методической работе Председатель цикловой комиссии
_________________/__Анисимова Н.Н. / _____________ / _____________/
Протокол №_______от «_____»_______2013 г.
пояснительная записка
Рабочая программа производственной (профессиональной) практики студентов колледжа по специальности 110809 «Механизация сельского хозяйства» разработана в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, утверждённым Минобразованием РФ №09-1705-Б от 22.02.02г. (далее – ГОС СПО), Положением о производственной (профессиональной) практике студентов ОУ СПО, утвержденным Минобразованием РФ № 1901 от 21.07.99г. и примерной программой производственной (профессиональной) практики по данной специальности, утверждённой Министерством транспорта РФ от 29.11.99г.Программа определяет содержание и объем знаний, умений и навыков, которые студенты должны приобрести в процессе прохождения всех этапов производственной (профессиональной) практики.
В период производственной (профессиональной) практики осуществляется:
практическое обучение студентов профессиональной деятельности;
формирование профессиональных основных умений и навыков в соответствии с ГОС СПО по специальности;
расширение, углубление и систематизация знаний на основе изучения работы передовых автотранспортных предприятий и других организаций, занимающихся эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобильного транспорта;
освоение организационно-технических, управленческих и экономических навыков с учетом происходящего в стране процесса экономических реформ;
воспитание сознательной трудовой и производственной дисциплины, уважения к трудовым традициям производственного коллектива;
усвоение студентами основ законодательства об охране труда, системы стандартов безопасности труда, требований правил гигиены труда и производственной санитарии, противопожарной защиты, охраны окружающей среды в соответствии с новыми законодательными и нормативными актами.
В период учебной практики студенты могут получить профессиональную подготовку в учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующую лицензию, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии. При этом после сдачи квалификационных экзаменов возможно присвоение студентам квалификационных разрядов по рабочей профессии.
Цели и задачи производственной (профессиональной) практики
Производственная (профессиональная) практика студентов по специальности 190604 «Техническое обслуживание и ремонт тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин» является составной частью основной образовательной программы колледжа.
Производственная (профессиональная) практика имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения,
приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по специальности.
Производственная (профессиональная) практика включает следующие этапы:
Практика для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебная);
Практика по профилю специальности (технологическая);
Стажировка (практика квалификационная).
1.Задачами учебной практики являются получение первичных профессиональных умений и навыков, подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, привитие им практических профессиональных умений и навыков по специальности.
Практика для получения первичных профессиональных навыков состоит из видов: слесарная, станочная, кузнечно-сварочная, демонтажно-монтажная и по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Она проводится с целью закрепления и углубления знаний, полученных студентами в процессе обучения, привития необходимых умений и навыков по специальности кроме того она подготавливает студента к прохождению практики по профилю специальности (технологической) и стажировки (практики квалификационной).
По окончании практики для получения первичных профессиональных умений и навыков студентам выставляется оценка. Оценка практики приравнивается к оценкам теоретического обучения и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов. Студенты, не выполнившие программы практики, направляются на практику вторично в свободное от учебы время.
Задачами практики по профилю специальности являются:
- овладение студентами профессиональной деятельностью по специальности в соответствии с видами деятельности, указанными в ГОС СПО по специальности;
- закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, на основе изучения деятельности конкретной организации;
- приобретение первоначального практического опыта.
Итогом практики по профилю специальности является оценка, которая выставляется руководителем практики от колледжа на основании наблюдений за самостоятельной работы практиканта, выполнения индивидуальных заданий, характеристики и предварительной оценки руководителя практики от организации. Оценка практики приравнивается к оценкам теоретического обучения и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Студенты, не выполнившие без уважительных причин требований программы практики по профилю специальности, или получившие отрицательную оценку отчисляются из учебного заведения, как имеющие академическую задолжность.В случае уважительной причины студенты направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
3. Стажировка (практика квалификационная) является завершающим этапом обучения и проводится после освоения программы теоретического и практического курсов и сдачи студентами всех видов промежуточной аттестации, предусмотренных государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Квалификационная практика проводится для овладения студентами первоначальным профессиональным опытом, проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.
Квалификационная практика проводится, как правило, в организациях. Во время квалификационной практики студенты выполняют обязанности в соответствии с требованиями ГОС СПО.
При наличии вакантных мест студенты могут зачисляться на штатные должности в порядке, определенном трудовым законодательством, если работа соответствует требованиям программы практики.
Итогом квалификационной практики является оценка которая выставляется руководителем практики от колледжа.
Студенты, не выполнившие без уважительной причины требований программы практики или получившие отрицательную оценку, отчисляются из колледжа, как имеющие академическую задолжность. В случае уважительной причины студенты направляются на практику вторично.
Общий объем времени на проведение производственной (профессиональной) практики определяется ГОС СПО и рабочим учебным планом специальности.
Базы практик
Общие требования к подбору баз практик: оснащенность современным оборудованием; наличие квалифицированного персонала; близкое, по возможности территориальное расположение базовых предприятий.
Закрепление баз практик осуществляется администрацией колледжа на основе прямых связей, договоров с организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Студенты, заключившие с организациями индивидуальный договор, проходят производственную (профессиональную) практику в этих организациях.
Допускается проведение практики в составе специализированных сезонных или студенческих отрядов.
Практика для получения первичных профессиональных умений и навыков по слесарным, станочным, кузнечно-сварочным, должна проводиться в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях и гаражах колледжа. Практика по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей может проводиться в автотранспортных предприятиях, организациях и в учебных мастерских.
Организация производственной (профессиональной) практики
Организация производственной (профессиональной) практики во всех ее разделах направлена на:
- выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с получаемой специальностью и присваиваемой квалификацией;
- непрерывность и последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики.
Содержание всех этапов производственной профессиональной практики определяется примерной и данной рабочей программой производственной (профессиональной) практики.
Основными документами, определяющими организацию, руководство и контроль за изучением практики студентами колледжа являются:
- Государственный образовательный стандарт среднего специального образования 110809 «Механизация сельского хозяйства» утвержденный приказом Министерством образования Российской Федерации от 2.07.01г. № 2572
- примерная программа производственной (профессиональной) практики по специальности 110809 «Механизация сельского хозяйства», утверждённая Министерством транспорта РФ
- настоящая рабочая программа производственной (профессиональной) практики по специальности 110809 «Механизация сельского хозяйства», утверждённая Министерством транспорта РФ
- Положение о производственной профессиональной практике студентов ОУ СПО, утверждённое Минобразованием РФ №1991 от 21.07.99г.
- рабочий учебный план по специальности 110809 «Механизация сельского хозяйства» Производственная профессиональная практика проводится в форме:
- практических занятий;
- уроков производственного обучения;
- производственной деятельности студентов в учебно-производственных мастерских и в автотранспортных предприятиях;
- участия студентов в опытно-экспериментальной, конструкторской, изобретательской работе.
Сроки изучения отдельных этапов практики устанавливаются администрацией колледжа.
Производственная профессиональная практика может осуществляться концентрированно чередованием учебных групп по графику учебного процесса или по расписанию занятий.
По каждому разделу практики мастер составляет перспективно-тематический план, который рассматривается и утверждается зам. директора по УПР и вместе с мастером перечень учебно-производственных работ и упражнений, утверждаемый председателем цикловой методической комиссии.
Мастера планируют ход практических занятий. Планирование хода работ заключается в выборе последовательных видов работ. При планировании урока определяются цели, содержание, организация, расстановка студентов и распределение работ между ними. Форма плана урока, как и его построение может изменяться в зависимости от решаемых на нем задач, применяемых методов и средств обучения.
Из рабочей программы в план урока вписываются тема, цели, содержание урока (опрос, объяснение, упражнения, практические работы, закрепление и задание на дом), приспособления, инструменты, документация и учебно-наглядные пособия. Мастером определяется структура и методика проведения урока. Регистрация проведенных занятий своевременно ведется в журнале производственного обучения группы.
Учебная практика проводится, как правило, в учебно-производственных мастерских и учебном хозяйстве. Разрешается проведение демонтажно-монтажной и практики по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей на автотранспортных предприятиях и организациях.
Практика по профилю и специальности (технологическая) и стажировка (практика квалификационная) проводится, как правило, в организациях на основе прямых договоров заключаемых между организациями и колледжем. По окончании данных практик студент обязан представить характеристику (отзыв) с предприятия и дневник практики.
Присвоение студенту квалификационного разряда по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» производится на основании материалов прохождения учебной практики, с учётом итогов поэтапной аттестации, выполнения выпускной практической квалификационной работы и по результатам квалификационного экзамена.
Для проведения квалификационных экзаменов студентов назначается квалификационная комиссия в составе зам. директора по УПР, преподавателей и мастеров. К участию в работе квалификационной комиссии привлекают работников автотранспортных предприятий и других организаций.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАн
специальность 110809 «Механизация сельского хозяйства»
№
тем Наименование темы Количество часов
Ознакомление с предприятием. Техника безопасности при ТО и ремонте автомобиля 7
Подготовка к работе МТА для приготовления удобрений и ядохимикатов 7
Работа на МТА для приготовления удобрений и ядохимикатов 7
Работа на МТА для внесения удобрений и ядохимикатов 7
Подготовка к работе МТА для основной обработки почвы 7
Работа на МТА для основной обработки почвы 7
Подготовка к работе МТА для предпосевной обработки почвы. 7
Работа на МТА для предпосевной обработки почвы. 7
Подготовка к работе МТА для сева зерновых, колосовых культур 7
Работа на МТА для сева зерновых культур 7
Работа на МТА для сева проса 7
Работа на МТА для сева кукурузы 7
Работа на МТА для сева подсолнечника 7
Работа на МТА для междурядной обработки подсолнечника 7
Проведение ТО и ремонта тракторов. 7
Проведение ТО и ремонта тракторов. 7
Проведение ТО и ремонта тракторов. 7
Проведение Т.О и ремонта автомобилей 7
Проведение Т.О и ремонта автомобилей 7
Проведение Т.О и ремонта автомобилей 7
Зачетная работа 4
144 часа
Вводное занятие
Формируемые знания и умения: Знать и выполнять общие правила техники безопасности и правила внутреннего распорядка мастерской.
Содержание учебной информации: Правила внутреннего распорядка и режим работы. Ознакомление квалификационными характеристиками слесаря II-IV разряда. Ознакомление с рабочими местами, оборудованием. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с программой практики. Предприятие. Структура предприятия. Правила внутреннего распорядка базы практики. Инструктаж по технике безопасности, его оформление. Значение демонтажно-монтажной практики в общем комплексе работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей
1.2. Цели и задачи практики
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
Управления тракторами и самоходными с/х машинами;
Выполнения механизированных работ в с/х-ве;
Технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования.
уметь:
Комплектовать машинно-тракторные агрегаты для проведения агротехнических работ в с/х-ве.
Выполнять агротехнические и агрохимические работы машинно-тракторными агрегатами на базе тракторов основных марок, зерновыми и специальными комбайнами;
Выполнять технологические операции по регулировке машин и механизмов.
Перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещение и закрепление на них перевозимого груза;
Выполнять работы средней сложности по периодическому техническому обслуживанию тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин с применением современных средств технического обслуживания.
Выявлять несложные неисправности сельскохозяйственных машин и оборудования и самостоятельно выполнять слесарные работы по их устранению.
Под руководством специалистов более высокой квалификации выполнять работы по подготовке, установке на хранение и снятию с хранения сельскохозяйственной техники;
Оформлять первичную документацию.
знать:
Устройство, принцип действия и технические характеристики основных марок тракторов и сельскохозяйственных машин;
Мощность обслуживаемого двигателя и предельную нагрузку прицепных приспособлений;
Правила комплектования машинно-тракторных агрегатов в растениеводстве и животноводстве;
Правила работы с прицепными приспособлениями и устройствами;
Методы и приемы выполнения агротехнических и работ;
Пути и средства повышения плодородия почвы;
Средства и виды технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;
Способы выявления и устранения дефектов в работе тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;
Правила погрузки, укладки, строповки и разгрузки различных грузов в тракторном прицепе;
Содержание и правила оформления первичной документации
Литература
1. Положение о практике студентов средних специальных учебных заведений.
2. Среднее профессиональное образование. Сборник основных нормативных документов под ред. Анисимова П.Ф. М., 1997г.
3. Кузьмин Б.А., Самоходский А.И., Кузнецова Т.М. Металлургия, материаловедение, конструкционные материалы. - М.: Высшая школа, 1984г.
4. Бадиров Д.И. Основы стандартизации и контроля качества продукции. -М.:
Транспорт, 1988г.
5. Макиенко Н.И. Слесарное дело с основами материаловедения.- М.: Высшая школа, 1987г.
6. Чернов Н.Н. Металлорежущие станки. - М.: Машиностроение, 1988г.
7. Блюмберг В.А., Зазерский Е.И. Справочник фрезеровщика. - М.: Машиностроение, 1984г.
8. Ничков А.Г. Фрезерные станки. - М.: Машиностроение, 1984г.
9. Геворкян В.Г. Основы сварочного дела, издание 3-е, "Высшая школа", 1979г.
10. Рыбаков В.М. Сварка и резка металлов. М., "Высшая школа", 1977г.
11. КитаевА.М., Китаев Я.А. Справочная книга сварщика., "Машиностроение", 1984г.
12. Соколов И.И. Газовая сварка и резка металлов. - М.: Высшая школа, 1978г.
13. Старичков В.С. Практикум по слесарным работам., "Машиностроение", 1985г.
14. Бергер И.И., Комков А.П. Фрезерное дело. - Минск: Высшая школа, 1983г.
15. Кишаев М.М., Кишаев Я.А. Дуговая сварка. - М.: Машиностроение, 1983г. 16-Стерин М.С. Машиностроительные материалы. - Л.: Лениздат, 1984г.
17. Заводские инструкции ГАЗ, АЗЛК, ВАЗ.
18. Правила дорожного движения, введенные 8 мая 1997г. 19-Барун В.Г. и др. Автомобили КамАЗ: техническое обслуживание и ремонт. -М., 1984г
20. Буралев Ю.В. и др. Устройство, обслуживание и ремонт топливной аппаратуры автомобилей. -М.,1982г.
21. Вахламов В.К. Автомобиль АЗЛК-2141. - М., 1993г.
22. Венгеров И.А. Мастерство управления автомобилем. Серия "Знание", М., 1984г.
23. Дмитриев М.Н. Практикум по техническому обслуживанию автомобилей. -
М., 1984г.
24. Иларионов В.А. и др. Правила дорожного движения и основы безопасного управления автомобилем. - М., 1989г.
25. Карагодин В.И. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей ГАЗ и ЗИЛ. - М., 1991г.
26. Коноплянко В.И., Рыжков С.В. и др. Основы управления автомобилем и безопасности движения. - М., 1988г.
27-Горбунов Б.Н. Обработка металлов резанием -М., Высшая школа, 1981г.
28-Крамаренко Т.В., Барашков Н.В. Техническое обслуживание автомобилей.-М., Транспорт, 1985г.
29-Дюмин Н.Е., Трегуб ГГ. Ремонт автомобилей. -М., Транспорт, 1995г.
30. Круглов С.М. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. - М. ,1987г.
31.Лившиц А.В. Сборник задач и упражнений по основам безопасности движения. М., 1984г.
32. Лившиц А.В. Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей. Сборник задач. М., 1983г.
33. Макаров Н.И. Комплект учебно-экзаменационных заданий по предметам
"Правила дорожного движения" и "Основы безопасного управления автомобилем" М., 1993г.
34. Методическое пособие по оказанию до врачебной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и при внезапных заболеваниях в пути. Ассоциация "Автокадры". М., 1992г.
35. Памятка водителя автотранспортных средств. Ассоциация "Автокадры". М., 1991г.
36. Паньшев Н.М. Водителю о первой медицинской помощи. М., 1984г.
37. Плеханов Н.И. Газобаллонные автомобили. М., 1984г.
38. Певзнер С.Р. Вождение автомобилей. М., 1981г.
39. Правила эксплуатации автомобильных шин. М., 1983г.
40. Резник А.М., Орлов В.П. Электрооборудование автомобилей., 1983г.
41. Роговцев В.П. и др. Устройство и эксплуатация транспортных средств. М., 1990г.