Справка о результатах психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы за 2009-2010 учебный год
СПРАВКА
о результатах психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы за 2009-2010 учебный год
Каждый человек в жизни совершает два выбора, которые для него очень важны. Этим выбором является выбор профессии и выбор личных отношений с другим человеком. А по тому, как удачно были сделаны эти выборы уже стоит судить о том, удачно ли сложилась жизнь или нет.
Довольно часто встречаются люди, которые, в свое время закончили престижное высшее учебное заведение, получили по его окончанию хорошую и высокооплачиваемую работу, однако, с каким – то определенным периодом времени начинают замечать, что эта работа им просто не по душе и не радует.
Именно таким образом, при необдуманном и бездушном подходе к выбору будущей профессии, и начинает появляться огромное количество бездарных экономистов или докторов, которые бояться своих пациентов, как огня. Да и примеров по такому поводу, можно привести огромное количество. А ведь еще до того, как поступать учиться будущей профессии, человек может разобраться сам либо с посторонней помощью в том, подойдет ли он для выбранной профессии или она будет ему в обузу. Эти самые необходимые разъяснения при таком выборе, и сможет дать профессиональная ориентация.
По плану работы в марте-апреле проводилось мероприятие «Дни открытых дверей», в рамках которого учащимся 8-х классов города было предложено пройти психологическое тестирование по профессиональному самоопределению на компьютерном тестовом комплексе ПРОФИ-2. Из 9 имеющихся тестов на диске, было выбрано 4, так как именно они отвечают возрастным особенностям обучающихся и являются более информативными в профессиональном самоопределении. В исследование было включено 421 обучающийся, но это не окончательная цифра, т.к. не охваченными еще остаются 51 обучающийся.
Обучающимся было предложено пройти 4-е методики для дальнейшего их профессионального самоопределения, такие как:
«Профессиональная мотивация обучающегося».
Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности. Профессиональная ориентация динамична, изменчива и представляет собой непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Общепринято, что от выраженности профессиональных мотивов зависит эффективность деятельности.
Для изучения мотивов профессиональной деятельности обучающимся был предложен опросник на выявление ведущих мотивов, предложенный Л.А. Головей. Опросник состоит из ряда утверждений, которые условно разделены на четыре основные группы мотивов:
Мотивы собственно труда,
Мотивы социальной значимостью труда.
Мотивы самоутверждения в трудовой деятельности.
Мотивы на достижение профессионального мастерства.
По результатам тестирования можно получить общую картину о ведущих мотивах профессиональной деятельности у нынешних 8-классников:
№ п/п
Мотив
Степень выраженности
Процент
1.
Мотивы собственно труда
На высоком уровне
9%
На среднем уровне
89%
На низком уровне
2%
2.
Мотивы социальной значимости труда
На высоком уровне
17%
На среднем уровне
80%
На низком уровне
3%
3.
Мотивы самоутверждения в трудовой деятельности
На высоком уровне
1%
На среднем уровне
69%
На низком уровне
30%
4.
Мотивы на достижение профессионального мастерства
На высоком уровне
1%
На среднем уровне
25%
На низком уровне
74%
В мотивах собственно труда преобладает средний уровень-89%. Это значит, что
заниматься трудовой деятельностью в принципе достаточно важно для респондента.
В мотивах социальной значимости труда преобладает средний уровень 80%. Это значит, что было бы желательно, чтобы польза выполняемой деятельности по выбранной специальности была видна и понятна подростку.
В мотивах самоутверждения в трудовой деятельности преобладает так же средний уровнь-69%. Вероятно, ситуация невозможности самоутверждения в профессиональной деятельности повлечет за собой потерю интереса к этой работе и снижению трудовой мотивации.
В мотивах на достижение профессионального мастерства преобладает низкий уровень, т.е. желание выполнить все на высочайшем уровне ради самого дела возникает у обучающихся редко. В ситуации, когда выполняемая деятельность неинтересна подростку, она может быть неэффективной и непродуктивной.
Диагностика работоспособности по психомоторным показателям «Теппинг – тест».
Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных отраслях психологии. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительную нагрузку, чем слабая. Использованная для данного опыта методика основана на определении динамики максимального темпа движений рук.
Тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для психологического консультирования по совершенствованию индивидуального стиля деятельности.
№ п/п
Тип нервной системы
Процент выраженности
1.
Ровный тип
43%
2.
Промежуточный тип
29%
3.
Нисходящий тип
17%
4.
Выпуклый тип
8%
5.
Вогнутый тип
3%
Преобладает ровный тип нервной системы, то есть:
Этот тип характеризует нервную систему респондента как нервную систему средней силы. Максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Наличествует хорошая нейродинамическая основа для любой деятельности, требующей постоянного произвольного контроля (однообразная или в условиях высокого уровня помех).
Так же хочу пояснить, что:
Промежуточный тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы. Респондент, вероятно, быстро устает, длительное выполнение какой-либо деятельности будет сопровождаться большим количеством ошибок.
Нисходящий тип свидетельствует о слабости нервной системы респондента. Работоспособность низкая. Не рекомендована деятельность, требующая отслеживания большого объема данных - для качественного выполнения она будет требовать очень большого количества времени.
Выпуклый тип свидетельствует о наличии у респондента сильной нервной системы. Работоспособность постепенно нарастает, но по истечении некоторого времени снижается.
Вогнутый тип - люди с данным типом относятся к группе лиц со средне слабой нервной системой. Несмотря на постепенное снижение работоспособности, они обладают способностью к кратковременной мобилизации, вероятно, в ситуации высокой ответственности.
Следующий тест, который был предложен обучающимся это «Карта интересов».
Интересы являются важной составной частью направленности личности, ее мотивационной сферы и представляет собой форму проявления потребностей.
Под профессиональным интересом понимают избирательную направленность личности на профессию как на социально-психологическую роль.
Профессиональные интересы у подростков формируются на основе познавательных интересов и тесно с ними взаимосвязаны. Поэтому диагностика познавательных интересов имеет существенное значение в практике профконсультации. Для этого используется «Карта интересов», разнообразных модификаций, включающие разное количество вопросов.
Обучающимся предлагался диагностика познавательных интересов по «Карте интересов», разработанная А.Е. Голомштоком.
Вопросник состоит из 174 вопросов, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности. Испытуемым предлагалось ответить в соответствии со степенью выраженности интереса к тому или иному роду занятий. При этом возможна следующая градация выраженности интереса: высшая степень отрицания, отрицание интереса, слабый интерес, выраженный интерес, ярко выраженный интерес.
Результаты позволяют выявить те сферы деятельности, которые вызывают наибольший интерес подростка. Для наиболее обоснованных выводов обращается внимание так же на те сферы, которые вызывают наименьший интерес подростка.
Полученные данные у 39% респондентов свидетельствуют о развитых склонностях и наличии некоторых навыков и умений в интересующих сферах деятельности, о стремлении к практической деятельности. В этом случае в профориентации можно смело опираться на те сферы, которые вызывают наибольший интерес подростка.
Интересы и увлечения у 61% подростков скорее поверхностны и очень динамичны. Со временем с этими детьми нужно будет провести дополнительный анализ профессиональной направленности из-за недостаточной сформированности их познавательных и профессиональных интересов.
«Дифференциально-диагностический опросник».
И последний четвертый тест, который был предложен обучающимся – это «Дифференциально-диагностический опросник» интересов. В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на пять типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда. Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с предложенной классификацией типов профессий и может использоваться при профориентации подростков и взрослых. В плане широкого практического применения она использовалась для выявления подгрупп обучающихся 8-х классов, которым может быть рекомендовано дифференцированное обучение по направлениям:
Естественно теоретическое,
Естественно практическое,
Гуманитарно-теоретическое,
Гуманитарно-практическое.
Классификация профессий:
человек-природа;
человек-человек;
человек-знак;
человек-техника;
человек-художественный образ.
При тестировании явно прослеживается тенденция к смешанному типу профессий, т.к. только 1% обучающихся имеет ярко выраженную классификацию.
№ п/п
Классификация профессий
Процент выраженности
1.
человек-человек
65%
2.
человек-художественный образ
46%
3.
человек-техника
40%
4.
человек-знак
38%
5.
человек-природа
38%
Так же, при тестировании, были выявлены обучающиеся, чье желание обучаться в определенной группе профессиональной направленности не соответствует его личностным качествам и предпочтениям. Эти обучающиеся внесены в так называемую «Группу риска». В дальнейшей работе им будет уделено особое внимание.
Но, особенно хотелось бы отметить тот момент, что 92% от всех 8-миклассников школ города свой выбор сделали правильно.
В дальнейшем планируется продолжить работу по профессиональному самоопределению обучающихся. Ведь профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности.
Педагог-психолог Сидоренко Д.А.
15