Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
п. Рощинский Чаплыгинского муниципального района
Липецкой области Российской Федерации
Рассмотрена Согласована Утверждаю
На заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ СОШ Протокол №1 от по УВР МБОУ СОШ п.Рощинский« »августа 2016 г. п.Рощинский _____/Тырнова Н.А../
Руководитель МО _______/Густова Г.Е./ Приказ №
_______/Варламова А.И./ « » августа 2016 г. от « » августа 2016 г.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Разработана Аксёновой Е.В., педагогом-психологом I квалификационной категории.
Рассмотрена на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от « » августа 2016г.
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, муниципального образования, образовательного учреждения.
Актуальность.
В связи с переходом на ФГОС коренным образом меняются образовательные приоритеты, так как в основе современного образования лежит системно - деятельностный подход, который опирается на многолетние исследования российских психологов и лучшие достижения педагогов школы развивающего обучения. В системе образования складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого- педагогическое сопровождение. Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно- исторической педагогики развития. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Перед педагогическим коллективом стоит задача объединения усилий педагогов и психолога для оказания поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Наиболее важными аспектами психологического сопровождения образовательного процесса являются:
учет интересов ребенка;
добровольность посещаемости занятий;
индивидуальный подход к каждому;
учет психологических особенностей;
вариативность образовательных программ.
Все это в свою очередь, способствует формированию позитивной «Я – концепции» учащихся и является базой для организации психолого-педагогической деятельности в особых условиях:
открытости учащимся, семье, что позволит создать «ситуацию доверия», более эффективно проводить консультативную и психопрофилактическую деятельность;
многообразия творческих объединений, занимающихся интеллектуальной, творческой деятельностью;
работы коллектива школы в инновационном режиме, создания условий для научно-исследовательской деятельности.
Указанные особенности определяют специфику организации и содержания психологического сопровождения образовательного процесса в школе. Это сопровождение рассматривается как систематическая деятельность психолога, направленная на сохранение, укрепление и развитие здоровья воспитанников, их успешное обучение и развитие в открытом социально-педагогическом пространстве школы. На основе данного подхода и была разработана моя программа психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Научная обоснованность.
В теории педагогики и педагогической практики последнего десятилетия активно используется понятие «психолого-педагогическое сопровождение». Анализ реальной практики обучения позволяет сделать вывод об актуальности психолого-педагогического сопровождения в условиях современного образовательного учреждения. Понятие «сопровождение» обозначает «действие, сопутствующее какому-либо явлению». Этимологически он происходит от слова «сопровождать», которое имеет несколько содержательных трактовок. Смысл толкования зависит от области применения слова, но обозначает одновременность происходящего явления или действия. Ряд ученых – О.С. Газман, Т.В. Зуева, Е.Г. Коваленко, Н.П. Михайлова, Н.С. Юсфин и др., основываясь на практике, разработали теорию педагогической поддержки и заботы, что по своему смыслу равнозначно понятию «педагогическое сопровождение». В трудах этих ученых показано, что педагогическое сопровождение относится к культуре образования, базирующейся на внутренней свободе, творчестве и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка, т. е. педагогическое сопровождение развивается не в ролевых иерархических функциях, в которых возможно «воздействие», а во взаимодействии. Педагогическое сопровождение характеризуется специально организуемыми процессами взаимодействия. В настоящее время в научной литературе термин «сопровождение» понимается, прежде всего, как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают какие-либо трудности. Необходимо заметить, что поддержка понимается как сохранение личностного потенциала и содействие его становлению. Сущность такой поддержки заключается в реализации права на полноценное развитие личности и ее самореализацию в социуме. Технология сопровождения в образовании – область научнопрактической деятельности целого ряда специалистов. Это относительно новое направление в психологии образования в России, которое развивается на основе мультидисциплинарного подхода к онтогенезу. Воплощая на практике идеи гуманистического и личностно-ориентированного образования, технология сопровождения становится необходимой составляющей образовательной системы, позволяющей создавать условия для полноценного развития детей.Концепция сопровождения как образовательная технология разработана Е.И. Казаковой. Источниками создания данной концепции послужили исследования и опыт оказания комплексной помощи детям в специализированных учреждениях, а также опытно-экспериментальная и инновационная деятельность специалистов, взаимодействующих с детьми в системе образования. В основе данной концепции лежит системно ориентационный подход к развитию человека. Одним из основных положений концепции Е.И. Казаковой является приоритет опоры на индивидуально-личностный потенциал субъекта, приоритет ответственности за совершаемый выбор. Таким образом, автор считает, что для осуществления права свободного выбора личностью различных вариантов развития необходимо научить человека разбираться в сущности проблемы, вырабатывать определенные стратегии принятия решения.Е.И. Казакова (1995–2001) в своем исследовании четко разделяет сопровождение как метод, как процесс и как службу. Согласно ее взглядам, метод сопровождения – это способ практического осуществления процесса сопровождения, а служба сопровождения развития – это средство реализации процесса сопровождения. В настоящее время психолого-педагогическое сопровождение рассматривается некоторыми исследователями с позиции сохранения психологического здоровья детей. Понятие «психологическое здоровье», введенное И.В. Дубровиной, означает совокупность всех психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие личности и возможность полноценного функционирования в процессе жизнедеятельности. Такое содержание данного понятия подразумевает равновесие между качествами личности, между самой личностью и окружающей средой.
Цель программы: создание условий для личностного развития, обучения и воспитания учащихся.
Задачи программы:
содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию воспитанников;
профилактика и оказание помощи в решении конкретных психологических проблем;
изучение динамики развития познавательных, мотивационных и личностных характеристик участников образовательного процесса;
содействие гармонизации социально-психологического климата в учреждении;
содействие развитию готовности учащихся к жизненному и профессиональному самоопределению;
развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.
2.Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Международные:
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Федеральные:
Конституция РФ;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» от24.07.1998г. №124 Ф3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.);
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, Статья 42. «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии, адаптации»;
Указ Президента Российской федерации от 7 мая 2012 года №599»О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
Приказ Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением;
Приказ Министерства образования РФ от28 февраля 2000г. № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»;
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года 3 373 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003г. № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май2003г. г. Москва);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Региональные:
Закон Липецкой области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области»;
Закон Липецкой области от 28 апреля 2010 года № 377-03 « О молодёжной политике в Липецкой области»;
Распоряжение администрации Липецкой области от 26 октября 2012 года № 500-р « Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Липецкой области на 2-12-2017 годы».
Школьный уровень
1.Устав МБОУ СОШ п. Рощинский.
2.Основная образовательная программа основного среднего образования МБОУ СОШ п. Рощинский.
Адресат: контингентом потенциальных участников программы являются учащиеся 1-11 классов МБОУ СОШ п. Рощинский.
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса исходит из основных принципов гуманистической педагогики:
единство сознания, деятельности и общения;
учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, что дает возможность выбирать тип взаимодействия;
«зоны ближайшего развития», что помогает определить тот уровень развития, которого ребенок может достичь в ближайшее время.
Контингент потенциальных участников программы: учащиеся 1-11 классы, родители, педагоги.
Срок реализации программы – три года.
Программа демонстрирует, что психолог имеет ясные представления о том, «что делать?» (специфику профессиональных задач), «каким образом?» (уровень технологической оснащенности), «на каких основаниях?» (система базовых теоретических представлений) и «ради чего?» (система исходных профессиональных ценностей); подтверждает компетентность психолога, делает его работу «прозрачной» для руководителя учреждения и заинтересованных коллег.
3.Планируемые результаты освоения программы:
1. В отношении образовательного процесса в целом:
Увеличение эффективности образовательного процесса, выражающееся:
– в повышении психологического комфорта учащихся на занятиях и, как следствие, в активизации потребности в получении новой информации.
– появление «желания учиться» и потребности в учении;
– в более быстром овладении ЗУНами при тех же прилагаемых усилиях или же с их уменьшением.
Улучшение качества образовательного процесса за счет:
– оптимизации образовательных программ;
– улучшения методического и дидактического сопровождения, отталкиваясь от потребностей участников образовательного процесса.
2. В отношении участников образовательного процесса:
Преподавателей:
– повышение психологической грамотности;
– оказание психологической помощи в решении личных проблем (консультирование);
– разрешение трудностей во взаимоотношениях с другими участниками образовательного процесса;
– содействие в личностном росте.
Учащихся:
– эффективное овладение ЗУНами;
– развитие ВПФ (высших психических функций);
– развитие креативности (творческого подхода к любой деятельности, в том числе и к учебной);
– повышение психологической грамотности;
– повышение толерантности в отношении своих сверстников;
– содействие в личностном росте и профессиональной ориентации.
- уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде;
- формирование у подростков представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
Родителей учащихся:
– психологическая поддержка, оказание консультативной помощи в решении жизненных трудностей, оказывающих влияние на сферу учебной деятельности ребенка;
– получение необходимой информации о возрастных особенностях ребенка и о способах и средствах психологического развития ребенка.
Содержание направлений психолого-педагогического сопровождения
1. Психологическая диагностика.
Педагог-психолог – это, прежде всего посредник между учащимся и преподавателем. Именно поэтому особую ценность приобретает такой раздел практической психологии, как психодиагностика, ибо понимание ученика должно строиться на знании его психологических особенностей. Зная их, педагог сможет наиболее эффективно помочь воспитаннику раскрыть и развивать индивидуальность.
Диагностика в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса не может являться самоценной практической деятельностью, но она позволяет «зазвучать» педагогической проблеме, помогает посмотреть на обучение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность отследить динамику развития личности учащихся.
Психологическая диагностика определяется задачами школы и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, учащимися), проводится как индивидуально, так и с группами учащихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.
Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе воспитания и обучения.
Психологическое исследование включает комплекс мероприятий, проводимых в определенной последовательности:
Подготовительный этап, включающий в себя:– изучение практического запроса и переформулировка его в психологическую проблему;– составление плана и стратегии исследования;– выбор методического материала.
Проведение исследования.
Анализ полученных результатов, подготовка и написания заключения.
Составление рекомендаций для педагогического коллектива и разработка коррекционно-развивающих программ.
Длительность психодиагностических процедур – одно занятие (40 мин.).
Содержание диагностических процедур.
Сроки проведения Наименование блоков и тем Методики Форма занятия Форма контроля
Сентябрь Выявление информации о дальнейшем обучении выпускников. Опрос родителей и учащихся. Индивидуально. Мониторинговая.
Сентябрь Выявление тревожных состояний учащихся переходных адаптационных периодов (1,5,10 классы) Методики определения тревожности. Групповая и индивидуальная Мониторинговая
Сентябрь Выявление семей «группы риска»; оформление социального паспорта. Опрос родителей. Индивидуально. Первичная.
Октябрь, Апрель Выявление индивидуальных особенностей интеллектуальной сферы развития учащихся. ШТУР (разработан учеными НИИ ОПП РАН). Групповая. Мониторинговая.
Ноябрь Исследование социально-психологической комфортности в группах. Методика М.Люшера «Цвет настроения». Групповая. Срезовая.
Декабрь Выявление особенностей мыслительной деятельности учащихся. Методика «Тип мышления». Групповая. Срезовая.
Март Выявление степени удовлетворенности образовательным процессом учащихся, педагогов, родителей. Модифицирован ные методики доцентов А.А Андреева и Е.Н.Степанова. Групповая. Срезовая.
Апрель Выявление уровня социальной адаптивности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся выпускных групп. Методика профессора М.И.Рожкова Изучение социализированности личности учащегося. Групповая. Срезовая.
Май Выявление семей «группы риска»; оформление социального паспорта. Опрос родителей. Индивидуально. Повторная.
Май Выявление уровня сформированности личной профессиональной перспективы выпускников. Анкета «Выбор профессии». Групповая. Срезовая.
Сентябрь -май Диагностика психологических особенностей учащихся с проблемами в обучении и воспитании Комплекс диагностических методик Групповая и индивидуальная Мониторинговая
Сентябрь -май Диагностика психологических особенностей учащихся с проблемами здоровья. Комплекс диагностических методик Групповая и индивидуальная Мониторинговая
Сентябрь -май Диагностика психологических особенностей одарённых учащихся. Комплекс диагностических методик Групповая и индивидуальная Мониторинговая
Сентябрь–май Выявление психологического диагноза и вероятного прогноза предъявленной проблемы. Согласно проблеме, соблюдая принцип валидности. Индивидуально. Первичная или повторная.
Сентябрь-май Диагностика в процессе проведения коррекционно-развивающих занятий по программам. Программные методики. Групповые и индивидуальные 2. Коррекционно-развивающая деятельность.
Цель данной работы - создание социально-психологических условий для развития личности каждого воспитанника, так как существует проблемы у детей, неуспевающих в школе, неудовлетворенных своим положением в семье и в среде сверстников, с внутренним психологическим конфликтом. С этими учащимися проводится коррекционная работа, в задачи которой входит:
оказание психологической поддержки и создание ситуации успеха;
формирование новой позитивной «Я – концепции»;
помощь в осознании своих возможностей, делающих реально достижимой «Я – концепцию».
Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики в результате индивидуального консультирования по запросу родителей, педагогов и учащихся.
Развивающая работа с учащимися осуществляется с помощью:
специальных занятий по программе «Десять пальцев – пара рук – вот твоё богатство, друг», в ходе которых учащиеся младших классов осваивают навыки самопознания, рефлексии, развиваются познавательные способности;
специальных занятий по программе адаптации в переходных периодах 5 классов «Адаптация».
Тренингов по психологической подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Вариативность использования психологических подпрограмм обеспечивается типом содержанием включаемых в них психотехник, заданий, вопросов. Подбор упражнений, игр, соревнований должен соотноситься с интерпретационным полем смыслообразующих заданий.
В процессе реализации психокоррекционной и развивающей работы проводятся развивающие игры, моделирование поведения, психогимнастика, групповые дискуссии, арт-терапия, используются проективные методы.
Развивающую работу необходимо проводить не только с детьми, но и с педагогическим коллективом. Поскольку именно творческие, контролирующие свою жизнь взрослые выступают в качестве моделей для идентификации ребенка, ориентиром его развития.
Основанием для развивающей работы могут выступить тренинговые занятия «Совершенствование стиля взаимодействия с учащимися», способствующие саморазвитию педагогов.
3. Психологическое просвещение.
Данная работа ориентирована на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса.
Приоритетной для психолога в этом направлении является работа с педагогами, так как они являются субъектами инновационных процессов и должны находиться в режиме развития, в процессе переосмысления собственных ценностей педагогической деятельности.
Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, рекомендации и пр. При этом необязательно всю эту работу проводить самому психологу – можно приглашать других специалистов.
Психолог организует цикл тематических занятий, учитывая ситуации, «запускающие» данный вид деятельности:
информирование педагогов на педсоветах о результатах психологического обследования детей;
плановые тематические выступления на педсоветах, метод. объединениях и семинарах;
возникновение педагогической проблемы, требующей для своего разрешения психологической компетентности педагогов.
С целью популяризации психологии как науки, расширения аудитории общения психолог оформляет стенд «Психологический вестник», который имеет рубрики: «Познай себя», «Твой выбор», «Наедине с собой», «А у нас в школе», «Мое профессиональное будущее», «Психологическая азбука» и др.
В работе с учащимися используются следующие формы:
групповые дискуссии на темы: «Я и общество», «Наедине с собой»;
семинары-тренинги на темы: «Я и сверстники», «Что значит быть самостоятельным» и др.
Особенностью работы психолога по вопросам профориентации является получение информации об учащемся и стимулирование его к размышлению о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения.
Особенности:
развитие профессионального самосознания;
проявление личностного смысла выбора профессии;
приобретение опыта соотнесения общественных целей выбора сферы деятельности со своими идеалами, ценностями.
Задачи:
изучение научных основ выбора профессии;
оказание помощи в диагностике профессиональных интересов, способностей, индивидуальных особенностей.
Личное и профессиональное самоопределение учащихся осуществляется и на основе психолого-педагогических рекомендаций. В результате деликатной помощи психолога и педагогов учащийся учится соразмерять свои индивидуальные возможности и способности с тем или иным запросом. Учащийся выстраивает свою образовательную траекторию исходя из своих интересов и соизмеряя с теми потребностями, которые в данный момент актуальны для рынка труда.
Учебно-воспитательный процесс способствует стремлению учащихся познанию мира и самого себя. Гибкость и мобильность системы психолого-педагогического сопровождения позволяет осуществлять свободу выбора с учетом индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает не только психологическую, но и педагогическую позицию, реализуемую на основе взаимодействия и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса: педагогов, психолога, администрации школы, родителей.
Психологическое просвещение и информирование родителей проводится преимущественно в форме выступления на родительских собраниях, в систематической работе клуба «Мы вместе» и подготовкой рекомендаций, памяток.
4. Психопрофилактическая деятельность.
Для более успешной профилактической работы организована подпрограмма работы добровольческого объединения «Наш выбор».
Обоснование.
Употребление детьми и молодежью психоактивных веществ обозначилось в серьезную социальную, педагогическую и медицинскую проблему. Прогрессирующее ухудшение наркоситуации в России сопровождается неуклонным «омоложением».
Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса ставит основными задачами создание условий для развития личности ребенка, его интеллектуальности, духовного и физического совершенствования на основе приобщения подростков к совместному творчеству, обращения к личностным проблемам детей, формирования их нравственных качеств и здорового образа жизни. Именно в этом ключе создаются условия для самоутверждения и самореализации подростков, формирования круга общения на основе общих интересов, что, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения детей, благоприятно влияет на устранение таких внутренних причин, влияющих на распространенность употребления детьми наркотических веществ, как эмоциональная незрелость, слабые адаптационные возможности, неспособность к межличностному общению.
Таким образом, школа обладает рядом возможностей для профилактики злоупотребления психоактивными веществами:
возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения (по добровольно выбранному направлению) и организации досуговых мероприятий;
возможность организации социально-ценностной деятельности детей, развития их активной жизненной позиции;
возможность создания условий для эффективного общения детей;
возможность повышения уровня самосознания и самооценки, самоутверждения и самореализации подростков.
Цель подпрограммы: снижение риска обращения подростков к различным суррогатным средствам, регулировки своего психологического и эмоционального состояния, через создание условий для реализации интеллектуальных, творческих и духовно-нравственных потребностей подростков.
Задачи:
вовлечение в профилактическую деятельность всех структурных подразделений школы;
разработка и внедрение тематических занятий, направленных на выработку навыков ответственного поведения;
формирование у воспитанников ценностного отношения к здоровому образу жизни;
создание информационно-просветительского пространства антинаркотической направленности через выпуск информационных листов, бюллетеней и размещение рекламных материалов;
координация работы с Управлением образования.
Алгоритм реализации подпрограммы «Наш выбор»:
Программные городские и окружные мероприятия по профилактике ПАВ.
Воспитательные мероприятия, предусмотренные в образовательном процессе.
Интеллектуально-развивающие и досуговые мероприятия, проводимые школе.
Создание агитбригады.
Вовлечение младших классов в антинаркотическую проблематику с помощью старшеклассников.
Работа с родителями.
Работа с педагогами.
Предполагаемые результаты:
Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
Формирование у подростков представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
6. Психологическое консультирование.
Консультативная деятельность представляет собой направление психологической помощи обучающимся, их родителям /законным представителям/ и педагогическим работникам, испытывающим трудности в повседневной жизни или ставящим перед собой цель самосовершенствования.
Психологическое консультирование рассматривается как коммуникативный процесс, в первую очередь для обеспечения субъекта образовательного пространства необходимой психологической информацией, что позволяет создать условия для его адекватной социально психологической адаптации.
Все аспекты психологического консультирования субъектов образования рассматриваются «под углом» информационно-коммуникативного, кратковременного и психотерапевтически ориентированного характера.
Психологическое консультирование проводится по следующим направлениям:
по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитания;
по вопросам психологии детей и их возрастным особенностям;
по поводу проблем обучения, поведения, межличностного взаимодействия конкретных учащихся или групп учащихся;
профориентационное консультирование учащихся;
оказание психологической помощи и поддержки учащимся, находящихся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
оказание психологической помощи и поддержки учащимся, с проблемами здоровья;
оказание психологической помощи и поддержки одарённым учащимся;
помощь в организации эффективного детско-родительского общения.
Универсальные черты психологического консультирования охватывают шесть тесно связанных между собой стадий:
Установление контакта с клиентом и достижение обоюдного доверия.
Уточнение проблем, достижение одинакового их понимания клиентом и консультантом.
Выяснение и открытое обсуждение возможных альтернатив решения проблем.
Критическая оценка выбранных альтернатив решения.
Последовательная реализация плана решения проблем.
Совместное оценивание уровня достижения цели и обобщения достигнутых результатов.
Основные условия консультативного взаимодействия – это безоценочное позитивное принятие другого, конгруэнтность и эмпатия. Эффективное консультирование представляет собой определенным образом структурированное, свободное от предписаний взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь осознания самого себя настолько, что дает ему возможность самостоятельно решить свои проблемы.
Основными этическими принципами деятельности психолога являются:
принцип конфиденциальности;
принцип компетентности;
принцип ответственности;
принцип этической и юридической правомочности;
принцип квалификационной пропаганды психологии;
принцип благополучия клиента;
принцип профессиональной кооперации.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном обществе.
Материально-техническое обеспечение.
Материальная база должна отвечать современным требованиям к работе психолога. В качестве адекватных условий профессиональной деятельности необходимо назвать:
меблированный кабинет (письменный стол, книжные стеллажи, журнальный столик, кресла, стулья);
средства психодиагностики;
предметы и пособия для занятий с детьми (настольные игры, краски, цветные карандаши, фломастеры, планшеты);
телефон, магнитофон, фоно- и видеотека.
Литература.
Организация деятельности психолого-педагогического сопровождения в системе образования . методические рекомендации. Липецк 2014г. ЛИРО.
Высоцкая Н.В. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М.: Вако, 2006.
Макарова И.В. Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности. – Самара: Изд. дом Бахрах-М, 2004.
Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Сфера, 2000.
Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. – М.: Сфера, 2001.
Немов Р.С. Практическая психология. – М.: Владос, 1998.
Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос, 2005.
Семаго М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования. – М.: Айрис-пресс, 2006.
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – М.;СПб.: Питер, 2006.
Третьякова А.Н., Плющ И.В. Организация деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательном учреждении. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2004.
Тетерский С.В. Искусство вести за собой… – М.: Аркти, 2007.
Родионов В.А. Практическая психология в школе. Я и все-все-все. – Ярославль: Академия развития, 2002.
Методическая газета. Школьный психолог