Открытый урок по географии 6 класс по теме «Атмосфера — состав и строение»
Урок подготовила Кучма Татьяна Николаевна учитель географии 1 категории. Акмолинская область, г. Атбасар , сш№6.
Тема: Атмосфера. Состав и строение.
Цель: начать формирование у учащихся представлений об атмосфере:
рассмотреть особенности состава, строения, значения и изучения атмосферы;
продолжить формирование умения работать с различными источниками информации познакомить учащихся с проблемами загрязнения атмосферы и способами сохранения её чистоты.
Оборудование: презентация, листы формата А4, фломастеры, плакат-пазл, учебники, атласы, справочники.
Ход урока.
Организационный момент:
географическая разминка (на повторение и настрой на урок географии)
Фернан Магеллан
150 млн. кмІ
Угол 66.5°
40.000км.
«гео»
«графо»
Литосфера
Водная оболочка Земли
Биосфера
Воздушная оболочка Земли
Сегодня мы начинаем изучение большого раздела посвящённого атмосфере.
Познакомимся с её составом, строением, значением, а также с методами изучения и охраны.
Изучение новой темы.
Что такое атмосфера? (знакомство с определением и автором термина)
Ученые считают, что современная земная атмосфера появилась около 1млр.лет назад. Однако называться так газовая оболочка Земли стала позже.
В 1765г. М.В. Ломоносов открыл атмосферу Венеры и ввёл в научную терминологию термин «атмосфера». Атмосфера возникла в результате выделения газов при вулканических извержениях. На её формирование в последствии оказало влияние появление океанов и биосферы.
- СРАВНИТЕ ВОЗДУХ В ЛЕСУ и в большом городе. Где дышится легче ? почему ?
- как вы думаете, из чего состоит атмосфера ?
- итак , воздух атмосферы – смесь газов, в которой находится твёрдые и жидкие частицы.
2. Работа с учебником стр.72, рис. 52.
- определите состав воздуха (ответ записывается на доске в виде схемы и заносится в тетрадь.
Состав воздуха
Азот 78%
Кислород 21%
Другие газы 1%
Пары и примеси.
Беседа:
- каждый газ выполняет свою функцию. Каково значение АЗОТА в атмосфере?
- АЗОТ – входит в состав белков, его соединения обеспечивают минеральное питание растений.
- каково значение КИСЛОРОДА в атмосфере?
- КИСЛОРОД необходим для дыхания и горения окислительных процессов.
- каково значение углекислого газа в атмосфере ?
УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ участвует в фотосинтезе растений и обогреве Земли.
-что вы знаете о ОЗОНЕ ?
- ОЗОН задерживает ультрафиолетовые лучи, которые в большом количестве опасны для жизни живых организмов и особенно человека.
3.Работа со справочником (справочник по географии).
- с помощью справочника определите состав примесей. Для чего они нужны?
4. Атмосферные слои (работа в парах)
На доске шкала высот, на партах белые листы с названием слоёв и фломастеры. Учащиеся с помощью рисунка в атласе определяют слои атмосферы и рисуют их характерные признаки.
- учитель раскрывает особенности каждого слоя:
Атмосферу составляют очень разные слои,
С высотою, кто не знает изменяются они.
Слой снегов, дождей и ветров –
Тропос – значит, он живой
Восемнадцать километров
Тропосферы – первый слой
Есть здесь всё, но в большей мере –
Кислород, азот, озон,
В малых дозах – йод и гелий,
Водород, неон, радон.
Выше в небо – стратосфера, очень даже важный слой,
Радиацию во-первых ,
Поглащает он собой.
Даль в небо – мезосфера,
Этот слой совсем иной:
Слой ионного влиянья,
Метеоров и комет,
Слой полярного сиянья,
Спутников, ещё ракет.
Экзосфера! Мы в полёте,
Новый слой должны узнать.
И летим на звездолёте
Тайны мира открывать.
Чтоб друг к другу во Вселенной
Мы могли потом летать,
Я скажу вам несомненно,
Атмосферу нужно знать.
И.И. Шурыгина
5. Значение атмосферы (миниатюра)
а)Беседа
- Каково значение атмосферы?
б)Учащимся раздаются листы со значением атмосферы, но прежде чем получить листы они отвечают на короткие вопросы ( первичное закрепление) и получают своё значение атмосферы написанное на обратной стороне затем в течении 1минуты готовят миниатюру.
6. Изучение атмосферы (работа с текстом учебника). задание в парах. Рассказать о
1). радиозондах (стр.75, 1абзац)
2). Метеорологических ракетах (стр. 75 ,2 абзац)
3). Искусственных спутниках (стр.75, 3-4 абзац)
4). космических кораблях (стр. 75, 5 абзац)
7). охрана воздуха (собрать пазл)
- по рисунку на ватмане определите основные источники загрязнения.
- что можно сделать чтобы спасти планету от загрязнения атмосферного воздуха?
По мере ответов учащихся, собирается пазл с мерами по защите атмосферы.
III. Закрепление.
Итак, давайте составим и запишем понятие «атмосфера».
Поможет нам СИНКВЕЙН.
Существительное
Прилагательное, прилагательное
Глагол, глагол, глагол
Фраза
Существительное
Атмосфера
Лёгкая, верхняя
Окружает, защищает, заполняет
Воздушный слой Земли
Оболочка
-Формулировка определения и запись в тетрадях.
Задание .
В книге шведской писательницы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» рассказывается о глупом Тролле, который решил : « Построю дом ближе к солнцу – пусть оно меня и греет. И принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть лине до самых туч. «Вот теперь , пожалуй хватит !»- сказал Тролль. Теперь я построю дом на вершине этой горы. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с Солнцем не замерзну». И Тролль полез на гору. Только , что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. «Ну, - думает,- отсюда до Солнца рукой подать». А у самого зуб на зуб не попадает. Тролль был упрямый: если уж ему в голову что западает – ничем не выбьешь. Решил на горе построить дом – и построил. Солнце как будто бы близко, всё равно до костей пробирает. Так этот глупый Тролль и замёрз».
- Почему замёрз глупый тролль? О каком слое атмосферы идёт речь?
-Что происходит с температурой с высотой и почему ?
Подведение итогов. Домашнее задание. §23 изучить, выучить определения, ответить на вопросы стр.76., рис53, в атласе на карте Казахстана найти города с самой загрязнённой атмосферой указанные в учебнике.
Повторение уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями.
Заголовок 2Заголовок 315