Планирование современного занятия в дополнительном образовании и его самоанализ


«Планирование современного занятия в дополнительном образовании и его самоанализ»
Филатова М.В. – методист МОБУДОД «ЦДТ «Радуга»,
первая квалификационная категория
Учебное занятие - основная форма организации образовательного процесса в системе дополнительного образования.
Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.
Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.
Занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным руководителем ОУ. Продолжительность учебных занятий для детей 6 лет – 30 минут, 7-18 лет – 40 минут.
Занятия строятся с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся и использования валеологических моментов.
Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка учреждения перерывы между занятиями составляют 10 минут.
При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает:
учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;
согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;
определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;
определяются тип и структура занятия;
его тема, цель, задачи.
Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми.
Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.
На каждое занятие составляется план согласно количеству часов, отведенных на занятие по расписанию. Тема занятия соответствует календарно-тематическому плану.
В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным дляобучающихся. К тому же сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения прочных знаний.
Формы учебных занятий кроме прочих можно разделить на две группы:
а) занятие в учебном кабинете:
- тематические (изучение или повторение одной учебной темы);
- комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности);
- игровые (изучение учебного материала в процессе игры);
- итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки детей);
б) выездные занятия:
- учебные экскурсии;
- походы;
- экспедиции;
- практические занятия на местности;
- полевые практики и т.д.
Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет сочетание разных форм занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.
В дополнительном образовании различают следующиетипы занятий:
1. Занятие, направленное на изучение, усвоение нового материала (лекция, объяснение, демонстрация и др.).
2. Занятие, ориентированное на закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (обобщение, решение задач, контрольные работы, упражнения на повторение и др.).
3. Занятие, нацеленное на самостоятельное применение умений и навыков (самостоятельные работы, конференции, дискуссии, аукционы, представления и др.).
К каждому типу учебного занятия предъявляются определенные требования.
Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.
Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):
1этап – организационный;
2этап – теоретическая часть;
3этап – практическая часть;
4этап – окончание занятий.
Организация занятия.
Первые 3-5 минут занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:
- сбор детей;
- подготовку их к занятию;
- подготовку рабочих мест воспитанников.
Теоретическая часть занятия.
Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:
- изложение исторических данных по теме занятия;
- устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);
- объяснение специальных терминов по теме занятия;
- описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технология выполнения);
- правила техники безопасности.
Теоретическая часть не должна превышать 8-10 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.
Практическая часть занятия (15-20 мин.)
Педагог должен разделять практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.
Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.
Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:
- доведение каждой начатой работы до конца;
- обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);
- поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.
Окончание занятия (последние 3-5 мин.)
За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей. Завершение занятия включает в себя:
- подведение итогов практической работы;
- закрепление учебного материала;
-объяснение домашнего задания;
-организацию дежурства (при необходимости).
Особенности домашнего задания в системе дополнительного образования детей:
- необязательность его наличия и выполнения;
- творческий характер;
- для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды) работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приемами.
Представленная структура является примерной, т.е. необязательной.
Учебные занятия в системе дополнительного образования представляют собой сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляют ряд требований. Для того чтобы учебное занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.
Планирование учебного занятия – это важная часть образовательного процесса в УДОД. План представляет собой документ, в котором отражены тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия. Планирование для каждого учебного занятия является желательным, особенно для молодых специалистов. При проведении открытого занятия педагог обязательно должен составить и представить комиссии (жюри, коллегам) его план. И следует помнить, что любой проверяющий может потребовать у вас план или план-конспект.
Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана-конспекта учебного занятия.
План и план-конспект занятия как учебно-методический документ регламентирует ход конкретного занятия кружка (объединения), в котором, во-первых, определяется цель и задачи занятия; во-вторых, показывается эффективность использования времени; в-третьих, единство, порядок и последовательность работы участников образовательного процесса и др.
В плане необходимо сформулировать 3 цели в аспекте обучения, воспитания, развития. Задачи должны соответствовать целям и отражать содержание трех взаимосвязанных процессов, осуществляемых в ходе занятия: обучения, воспитания и развития.
План учебного занятия
Название кружка
Ф.И.О. руководителя кружка
Дата проведения учебного занятия:
База проведения кружка
Количество присутствующих
Тема учебного занятия (согласно календарному плану кружка):
Цель (раскрывает содержание учебной деятельности на занятии):
Задачи:
обучающие;
развивающие;
воспитательные.
Методы организации учебного занятия:
-словесный (лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация и т.д.);-наглядный (запись наблюдений, зарисовки, рисунки, фото-видеосъёмка, работа с наглядными материалами: картинами, рисунками, плакатами, фотографиями, таблицами, чертежами, графиками, моделями, приборами, видеоматериалами и т.д.);-практический (упражнения, тренинги, тренировки, репетиции, выполнение письменных работ, проведение опытов, самостоятельное изучение части учебного материала, создание моделей и конструкций, создание творческих работ, литературных произведений, разработка сценариев спектаклей, праздников, проведение игр и т.д.).Оборудование:
-дидактический материал
-материалы и инструменты
-наглядность
Методическое сопровождение учебного занятия (образовательная программа кружка, литература по профилю кружка, методические разработки и т.д.)
Ход занятий
Организационная часть.
Проверка присутствующих на занятии. Объявление темы, цели и задач занятия. Техника безопасности.
Основная часть занятий.
Включает в себя как изучение нового учебного материала, так и закрепление изученного материала, обобщение и систематизацию полученных знаний и умений, продолжение и завершение начатой работы в зависимости от типа занятий.
Заключительная часть занятий.
Подведение итогов занятия. Анализ и оценка проделанной работы. Рефлексия.
Образец плана-конспекта открытого занятияпредставлен в презентации.
Образец плана-конспекта открытого занятияв системе ДОПедагога дополнительного образования_______________________
____________________________________________________________
Творческое объединение______________________________________
Учебная группа__________________ , год обучения______________
Тема:
Цель:
Задачи:
I. Обучающие.
ІІ. Развивающие.
III. Воспитательные.
Оборудование занятия:
I. Дидактический материал для педагога:
1.
2.
3.
ІІ. Дидактический материал для воспитанников:
1.
2.
3.
III. Материально техническое оснащение занятия:
1.
2.
3.
п(педагог)
д(дети) Ход занятия
(слова, действия педагога и воспитанников) Время
П: Д: I этап. Организационный момент 2 мин.
П: Д: II этап. Введение в тему занятия 3 мин.
П: Д: III этап. Объяснение темы занятия 8 мин.
П: Д: IV этап. Практическая работа 15 мин.
П; Д: V этап. Физ. минутка 3 мин.
П: Д: VI этап. Практическая работа 12 мин.
П: Д: VII этап. Подведение итогов 2 мин.
Всего: 45 мин.
Дата____________________________
Педагог дополнительного образования:
Ф.И.О.___________________________________________ Подпись
Каждый педагог дополнительного образования, организуя учебное занятие, должен уметь провести его самоанализ. Особенно при проведении открытых занятий в рамках аттестации. Примерная схема самоанализа занятия выглядит следующим образом.
Примерная схема самоанализа занятий
1. Общие сведения о занятии:
краткая характеристика группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;
оснащённость занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.
2. Тема занятия:
место в учебном курсе;
степень сложности в целом и для данной группы в частности.
3. Цель занятия:
образовательный, воспитательный и развивающий аспекты.
4. Содержание занятия:
соответствуют ли цели занятия;
проведена ли его дидактическая обработка;
развивает ли творческие способности детей;
способствовало ли развитию интереса к обучению;
формированию каких знаний и умений способствует.
5. Тип занятия:
какой тип занятия избран;
как осуществляется связь с предыдущими занятиями.
6. Структура занятия:
этапы занятия;
их последовательность;
как обеспечивалась целостность занятия.
7. Методы обучения:
соответствуют ли цели занятия;
в какой мере обеспечивали развитие познавательной активности детей;
какова их эффективность.
8. Система работа педагога:
умение организовать работу детей;
управление группой;
определение объёма учебного материала;
поведение педагога на занятии (эмоциональность, характер общения и др.);
роль педагога в создании микроклимата на занятии.
9. Система работы обучающихся:
организованность, активность;
отношение к педагогу, к предмету, уровень усвоения знаний и умений;
умение творчески применять знания и умения.
10. Общие результаты занятия:
выполнение запланированного объёма;
степень реализации цели занятия;
общая оценка результатов и эффективности знания;
саморекомендации по улучшению качества учебного занятия.