Урок в 5 классе Изготовление декоративной сумочки

План - конспект
нетрадиционного урока технологии
Класс 5-й
Тема раздела: Рукоделие
Тема урока: «Изготовление декоративной сумочки»
Цели:
Образовательная - расширение представлений учащихся о технологических процессах в рукоделии.
Воспитательная - прививать качества аккуратности и собранности при выполнении
приемов труда.
Развивающая - развивать навыки использования простейших ручных стежков при выполнении декоративной сумочки, работа с различными тканями.
Методы проведения занятия: беседа с закреплением материала; самостоятельная работа под контролем учителя.
Объект труда: декоративная сумочка.
Межпредметные связи: математика - окружность, круг, единицы измерения; РНК - символы, изображения.
Материально-техническое оснащение:
Инструменты и приспособления
Эталон изготовления изделия
Технологическая карта изготовления изделия Ход урока
I. Повторения пройденного материала.
Вопросы к группе:
Где находят применение ручные стежки?
Как часто мы применяем петельный шов?
Какие эстетические свойства несёт нам петельный шов?
II. Изложение нового материала Сегодня на уроке мы будем выполнять декоративную сумочку - это один из древнейших видов изготовления игрушки - сувенира.
Сейчас мы послушаем небольшую информацию из истории народной игрушки.
Вводный инструктаж по Т.Б.
Демонстрация эталонного изделия и разбор по карте технологии изготовления. Сам. работа.
Рассказ о народной игрушке.
Искусство изготовления игрушек - один из древнейших видов народного художественного творчества. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Так, в областях, богатых лесами, игрушки, как правило, делались из дерева; в местах, богатых залежами глины, - из глины.
Деревянные и глиняные игрушки известны на Руси с глубокой древности.
Самые ранние игрушки Древней Руси, найденные на территории древних русских городов - Киева, Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа - датируются 10-15 век. Советскими учёными установлено ремесленное производство игрушек в Киеве и Новгороде уже 10-13 век. О высоком мастерстве московских гончаров - игрушечников 14- 17 век свидетельствуют находки в Зарядье, на территории бывшей Гончарной Слободы.
Сюжеты игрушек этого времени: кони, медведи, птицы-свистульки и другие животные, а так же забавные фигурки всадников, скоморохов - гудошников.
Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались местные художественные традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек.
Русскими мастерами - игрушечниками создана целая галерея ярких образов старой России. Для изготовления игрушек никогда не существовало специального поделочного материала. В северных русских деревнях кукол «лесовиков» делали из шишек, мха, бересты. Куклы «панки» из Архангельской области - с плоскими, едва намеченными лицами, похожие на молчаливых идолов, вырезаны из куска дерева. Ловко скручены из соломы подбоченившиеся куклы «стригушки».
Традиции народного искусства в настоящее время продолжают жить и развиваться. Наиболее ценные черты народной игрушки - яркая образность, добродушный юмор, чувство материала бережно сохраняются и находят воплощение в новых образцах игрушки.
Современная народная игрушка уже не отвечает своим первоначальным функциям - она исчезла из игры детей. Сегодня народная игрушка входит в нашу жизнь как одно их ярких явлений декоративно-прикладного искусства, как сувенир, украшение современного интерьера.
Ход работы:
Материалы, инструменты, приспособления;
Драп, плотные ткани. Искусственный мех, кожа, ножницы, нитки шерстяные, иголка, шаблон, клей;
Маленькая сувенирная сумочка
Этот сувенир можно выполнить из яркой плотной ткани или кожи.
Последовательность работы:
Из ткани вырезать детали - голову, уши. Из ткани другого цвета вырезать гриву.
Каждую деталь Гловы сметать и сшить по кругу маленькими косыми стежками через край.
Для ручки сумочки скрутить шнур из шерстяных ниток в несколько сложений. Шнур прикрепить по линии соединения обоих деталей.
Приклеить или пришить ушки, чёлку, накладку на нос, глаза, язычок.
15