Статья на тему: Интеграция информатики с другими школьными предметами.


Интеграция информатики с другими школьными предметами
З.К.Оспанова, учитель информатики,
средняя школа №16 г.АктобеС каждым днём увеличивается число специалистов, занятых в сфере информационного производства: как в сфере производства и обработки, так и в сфере распространения информации. Так что ученик с первых дней обучения в наше время уже должен ориентироваться в информационных технологиях, «как рыба в воде».
Я.А. Каменский сформулировал так называемое золотое правило успешного освоения материала: «Пусть предметы сразу схватываются несколькими чувствами, зарисовываются, чтобы запечатлеваться через зрение и действие рук … всеми средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению».
ИНТЕГРАЦИЯ — (лат. Integratio- восстановление-восполнение) процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Главная цель интеграции — создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т. е. формирование мировоззрения.
Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.Применение интегрированного подхода дает учителю возможность добиться от учеников не только понимания предмета, но и, умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащимся возможность понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизнедеятельности.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высоко образованной, интеллектуально развитой личности. Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Часто ученик успешно занимающийся в рамках одной дисциплины не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах. Учащиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с ними в любой предметной области. В связи с этим информационные технологии становятся не только объектом изучения, но также средством и рабочей средой обучения.
Рассмотрим некоторые возможности при интегрированном построении учебного процесса, позволяющих качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся:
1. Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира.
2. Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника.
3. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.
4. Интеграция увеличивает информативную емкость урока.
5. Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.
6. Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.
7. Интеграция учебного материала способствует развитию творчества учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.
Реализовать все вышеназванное помогают интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами.
Уроки информатики — это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» практически все школьные предметами.
Поставив перед собой цель внедрения процесса интеграции информатики с другими школьными предметами ставились следующие задачи:
Изучение различной литературы (педагогической, методической, психологической, научной и др.) по вопросу процесса интеграции.
Изучение теоретических основ процесса интеграции в науке.
Рассмотрение практического использования процесса интеграции на уроках информатики (методы, формы, приемы интеграции)
Применение на уроках информатики содержания других школьных предметов.
Интеграция может быть реализована по следующим направлениям:
- интеграция через общение;
- интеграция через содержание;
- интеграция через СУД (способы умственных действий)
- интеграция через различные технологии.
Интегративная система предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем всех школьных предметов, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока.
Основные приемы интеграции заключаются в следующем:
Уроки проводятся по темам, проходящим через разные предметы;
Уроки проводятся в форме творческих лабораторий;
Уроки используют математические методы решения, тем самым, подтверждая целесообразность изучения предмета математики;
Уроки наполняются музыкой, рисунками, поделками (например, обобщающий урок по теме «Графической редактор Paint. Жанры изобразительного искусства»).
Наверное, самый распространённый вариант интегрированных уроков – предметы эстетического цикла. Синтез музыки и хореографии, изобразительного искусства наиболее полно преподносит ребятам учебный материал. Знания становятся более осмысленными, ученики глубже вникают в изучаемый вопрос. Такие уроки продуктивны: они не только дают знания ребятам, но и вдохновляют их на собственное творчество.
Одним из часто используемых методов интеграции является метод проектов.
Деятельность в данном направлении проводится в рамках программы изучения того или иного программного продукта или нескольких тем. Тему проекта задаем вместе с учениками, выстраиваем сценарий, по которому будет развиваться действие. Подведение итогов работы над проектами организуется на уроке в виде представления и защиты.
Используя инструментарий информационных технологий и уровень подготовленности учащихся, можно построить интегрированный урок, создать интегрированные задания, провести интегрированный модуль для учащихся любого возраста. Изучая электронные таблицы, можно решать задачи математики и физики, строить графики функций, решать уравнения, выполнять приближенные вычисления, моделировать физические процессы и т. п.  Осваивая сервисы и службы Интернет, учащиеся могут узнавать интересные факты из истории, знакомиться с мнением литературных критиков, узнавать о последних научных достижениях и т. п.; обрабатывать и систематизировать найденную информацию. Изучая базы данных, можно формировать навыки классификации и структурирования информации. Этот список можно продолжать.
Важно научить школьников рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства, воспринимать мир во всем многообразии взаимосвязей.
Результаты интеграционного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся, оно способствует интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности, а также овладению грамотой и культурой. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира.
Список используемой литературы
Брыксина О.Ф. «Интегративный характер курса информатики: содержательные и методические аспекты». 2009
Лычагина А. Ю. Интеграция уроков информатики и математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся.2011г.
Пузанкова Е. Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики. 2006г.
Шилина Л.Л. «Использование межпредметных связей при изучении базового курса информатики и ИКТ». 2004г.
Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения.- Л.,1990г.