Статья Связь экономики с другими учебными предметами


«ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И В ЖИЗНИ».
Доклад
учителя экономики
Белецкой С.Г.,
ГБОУ СОШ №58
г. Севастополя
Особая актуальность получение экономических знаний обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, — переход страны к рыночной экономике приводит к тому, что каждый человек в той или другой степени должен владеть элементарными экономическими навыками, которые необходимы в повседневной жизни и трудовой деятельности;
во-вторых — с заинтересованностью молодежи в экономическом образовании и в потребности получения экономических специальностей.
Система непрерывного экономического образования может создаваться не только за счет введения отдельного предмета «Основы экономики» в 2—11-х классах, но и за счет интеграции экономики с другими школьными предметами.
Мир, в котором мы живем, достаточно многогранен, в нем тесно переплетаются разнообразные процессы и явления, которые являются объектами изучения наук. Школьные предметы имеют общие объекты изучения — природа и общество, пользуются общими методами исследования, формами обучения.
Как известно, «интеграция» означает объединение в целое каких-нибудь частей, возобновление, пополнение, взаимодополнение. В нашем случае — это сочетание элементов экономических знаний с содержанием других учебных дисциплин. На практике эти вопросы решаются через внедрение межпредметных связей на уроках из базовых школьных курсов, проведения нестандартных интегрированных уроков, разработки межпредметных проектов, преподавании интегрированных спецкурсов.
Экономика – предмет прикладного характера, и учащимся необходимо, в первую очередь, овладеть практическими умениями и навыками. Для эффективного использования межпредметных связей на уроках и во внеурочной деятельности, необходимо, на мой взгляд, знать важнейшие точки соприкосновения экономики с другими учебными дисциплинами. В связи с этим считаю целесообразным знакомиться с программами по предметам, знать основное содержание курсов, с которыми осуществляется интеграция; чаще общаться с коллегами, ведущими данные предметы, а также изучать специализированную литературу (например, “Курс математики для экономистов”).
Варианты межпредметных связей школьного курса экономики с предметами могут быть очень разнообразными.
История
Интеграция экономики и истории используется на уроках чаще всего, поскольку все экономические процессы и явления происходят в определенные исторические периоды. Это прекрасная возможность показать как вертикальные, так и горизонтальные связи в изучаемом материале. Вертикальные связи позволяют проследить развитие какого-либо процесса во времени (например, “История налогообложения на Руси”, “Этапы формирования валютной системы”, “Исторические формы денег” и т.п.). Горизонтальные связи – это анализ какого-либо процесса или явления в пространстве (например, “Отечественные и зарубежные совместные предприятия”, “Фондовая биржа в России и за рубежом”, “Абсолютные и сравнительные преимущества стран в международной торговле” и т.п.) Кроме того, учащиеся могут видеть все многообразие сходных экономических явлений (например, различные типы экономических систем, формы организации бизнеса и т.п.).
В основе всех социальных конфликтах находятся экономические причины (сельская война в Германии, Английская революция, Гражданская война в США – заострились между севером и югом в 19 в. Экономический антогонизм: плантаторское хозяйство на юге могло развиваться только экстенсивным способом, а в на севере - интенсивным ).
Изучая экономические аспекты в истории, можно увидеть, что прогресс достигается большой ценой (восстание рабов, утверждение христианства, Великая французская революция, антиколониальные войны). История помогает понять, как изменяя экономический порядок, действовать более эффективно и рационально, а не осуществлять античеловеческие социальные эксперименты.
Вследствии исторических причин неравномерным и неоднородным было развитие отдельных регионов нашей страны.
И, нельзя не отметить тот факт, что при подготовке сообщений учащиеся чаще всего выбирают темы, которые как раз и предполагают интеграцию этих двух предметов.
Правоведение
Интеграция этих предметов проявляется по многим темам:
- Общая характеристика хозяйственного права
- Общая характеристика финансового права
- Бюджетное право
- Налоговая система России
- Законодательство о банках и банковскую систему
- Виды гражданско-правовых договоров (купля-продажа, обмен, дарение, долг – все деньги и
имущество)
- Предпринимательство в России
- Понятие и виды предприятий
- Общая характеристика права собственника (виды собственности)
- Формы и виды собственности
- Право интеллектуальной собственности
- Оплата труда
- Общая характеристика семейного права
- Общая характеристика земельного права, право собственника на землю, плата за землю
- Ты –потребитель ( продавец, потребитель, исполнитель, производитель и Закон РФ «О защите прав потребителя»
изучение (в курсе экономики) важнейших законодательных актов, которые определяют права и обязанности экономических субъектов (налоговое законодательство, Закон о защите прав потребителей и т.п.),а в правоведении – основные понятия, взаимоотношения между экономическими субъектами;
анализ политических ситуаций, имевших место в те или иные периоды в разных странах; оценка их влияния на экономическую жизнь стран (индустриализация, Великая депрессия и пр.);
анализ основных тенденций в развитии современного общества (например, глобализация мировой экономики).
Языкознание
Синтез экономики и языкознания происходит практически на каждом уроке. При первоначальном знакомстве с новыми экономическими понятиями обязательно дается их этимология. В ряде случаев в ходе эвристической беседы совместно с учениками отыскиваются слова, имеющие тот же самый корень и смысловое значение. Например, при изучении первых экономических теорий учащиеся с помощью учителя выясняют значение однокоренных слов для понятий “меркантилизм” (меркантильный, коммерция, Меркурий, супермаркет, маркетинг, ярмарка) и “физиократия” (физика, физиология, физкультура).
решить или составить кроссворд;
отгадать или придумать загадку с экономическим содержанием;
вспомнить пословицы и поговорки, в которых встречаются те или иные экономические понятия (например, “труд”, “деньги”, “богатство” и т.д.);
составить перечень товаров, расположив их названия в алфавитном порядке;
вставить в текст нужные пропущенные слова;
найти ошибки в тексте и исправить их;
исключить одно слово, которое является лишним среди остальных, и объяснить свой выбор;
найти соответствия между понятиями и определениями;
составить слова из заданных букв или набора слогов;
подобрать подходящие по теме эпиграфы (к темам «реклама», «труд», «предпринимательские риски»;
проведение лингвистических игр по экономической тематике;
составление пар слов-антонимов (покупка-продажа);
составление рассказов на темы: «Я - покупатель» (о том, какие покупки можно совершить самостоятельно), «Магазин» (о том, как следует вести себя в магазине), «Сколько стоят мои школьно-письменные принадлежности». Объяснение пословиц и поговорок о продавцах и покупателях.
Целесообразно обращаться к страноведческим знаниям, полученным учащимися на уроках иностранного языка. Ребята знакомы с особенностями экономического развития стран Западной Европы и США и обычно принимают активное участие в беседах и лекциях при изучении таких тем, как “Потребитель в экономике”, “Производство и маркетинг”, “Труд и трудовые отношения”, “Деньги”, “Мировая экономика”.
Литература
Литература предоставляет большие возможности для использования ее как на уроках экономики так и на уроках литературы. Работа может вестись по самым разным направлениям.
Учитель может найти в литературе много примеров, иллюстрирующих те или иные экономические процессы и явления. Например, при изучении темы “Совершенная и монополистическая конкуренция” предлагаю ученикам описание ценовой и неценовой конкуренции в романе А.И.Куприна “Яма”:
“…Возникли два новых пароходства, и они, вместе со старинными, неистово конкурировали друг с другом. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены на рейсы с 70 копеек для пассажиров III класса до пяти, трех и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пассажирских обществ предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас к даровому проезду присовокупил полбулки белого хлеба”.
На примере литературных героев можно создавать модели развития тех или иных процессов. Например, Робинзон Крузо – яркий пример для объяснения производственных возможностей общества, а герои сказки А.Н.Толстого “Приключения Буратино” – для описания различных способов сбережения денег.
Нахождение экономических явлений в давно известных произведениях помогвет ребенку сформировать личную компетенцию жизни. Например, всевозрастающие потребности старухи из сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» классифицируются в соответствии с уровнями пирамиды Маслоу.
В ряде произведений можно найти очень интересные задачи с экономическим содержанием. Вот пример из романа М.Е.Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы”: “…Порфирий Владимирович сидит у себя в кабинете, исписывая цифирными выкладками листы бумаги. На этот раз его занимает вопрос: сколько было бы у него денег теперь, если бы маменька подаренные ему дедушкой на зубок 100 рублей не присвоила себе, а положила в ломбард на малолетнего Порфирия? Выходит, однако, немного: всего 800 рублей”. Учитывая, что в момент расчетов Порфирию было 50 лет, предлагается вычислить, сколько платил в те времена ломбард по вкладам”.
Учитель может сам подбирать или придумывать задачи с экономическим содержанием, используя опыт тех или иных литературных героев. Например, рассматривая характеристику героев романа И.Ильфа и Е.Петрова “Двенадцать стульев” – Остапа Бендера, Адама Козлевича, фирму “Рога и копыта” – можно использовать знания банковской системы и эмиссии денег.
Использование фольклорного материала: подобрать по данной теме пословицы и поговорки, находят и объясняют их экономический смысл.
Практика показывает, что может использоваться любая литература. Из отечественных произведений лучше всего подходит русская классика XIX века, а также повести и романы советских писателей при обобщении микроэкономики Для иллюстрации макроэкономических проблем хорошо подходят произведения зарубежных авторов. Помимо прозы большим успехом пользуется и поэзия, но подобрать нужные стихи бывает гораздо сложнее.
Математика
Математика возникла с потребностей практической хозяйственной деятельности людей. На первой стадии у людей возникла необходимость подсчитать количества добычи или урожая, измерить земельные наделы, определить емкость сосудов, осуществить учет времени. В дальнейшем усложняется практическая направленность деятельности человека: проценты ВВП, банковские проценты, курс акции и т.д.
Школьный курс экономики предполагает не только изучение экономической теории, но и решение экономических задач. Это является главной причиной широкого применения математики на уроках экономики. Здесь возможны различные формы работы.
Во-первых, решение задач с использованием конкретных формул (производительности труда, начисления простых и сложных процентов, платы за кредит, учетной ставки, уравнения Фишера, депозитного мультипликатора и т.п.). Задачи могут быть разноуровневыми. Иногда предлагаю ученикам самостоятельно составить и решить задачу по определенной теме.
Во-вторых, построение и анализ графиков самых разнообразных типов. Чаще всего ребята строят графики в виде полигонов (кривых) – например, кривая производственных возможностей, графики спроса и предложения, кривая Лоренца, кривая Лаффера, графики совокупного спроса и предложения и т.д. При анализе табличного материала для его большей наглядности целесообразно строить столбиковые или круговые диаграммы.
В-третьих, для выявления тенденций развития того или иного явления в курсе макроэкономики использую индексный метод. Например, предлагаю ребятам рассчитать темпы роста инфляции, ВНП на душу населения, экономического роста и т.п. Практика показывает, что с подобными заданиями лучше всего справляются учащиеся профильных классов, имеющие математическую подготовку, превышающую базовый уровень. Разновидностью этого же типа задач является вычисление банковских процентов и дисконтирование.
К сожалению, математические знания слишком часто оказываются формальными и невостребованными в жизни, а их усвоение требует от большинства школьников значительных усилий. Поэтому учитель должен быть готов дать достаточно убедительный ответ на вопрос: «Зачем все это нужно?». При этом обещание благ в отдаленном будущем не способствует усвоению абстрактных знаний.
В связи с этим, становится очевидной необходимость формирования знаний о законах общества, в частности, основ экономических знаний, на уроках математики и во внеурочной деятельности. В таких условиях целесообразен переход от изолированного изучения дисциплины к комплексному.
Расчет стоимости покупок в магазинах, на рынках и ярмарках. Ознакомление учащихся с разменом денег на купюры (монеты) меньшего достоинства. Расчеты того, что можно купить на ту или иную сумму
В ходе анализа содержания задач по математике было выявлено, что большинство задач школьных учебников не содержит подлинных проблем, возникающих в практической деятельности человека. Кроме того, терминология, используемая в математических учебниках, не соответствует понятийному аппарату классического курса экономической теории, что ставит перед учителем проблему адаптации математической терминологии принятой в экономике. Это важно сделать в целях формирования навыков применения математических моделей для решения задач практической направленности, экономической грамотности обучающихся и свободного овладения основными экономическими понятиями на научном уровне. Таким образом, большое значение приобретает решение математических задач с экономическим содержанием, использование деловых игр, обсуждение ситуаций, типичных для экономики семейного хозяйства, предприятия и страны в целом. В результате у обучающихся создается представление о месте математики в системе наук, формируются навыки применения математических моделей для решения задач реальной жизни, а экономические сведения помогают школьникам лучше понять особенности труда в промышленной и предпринимательской деятельности. При этом удобно использовать концентрическую систему, что позволяет рассматривать экономические понятия на уроках и во внеурочной деятельности, увеличивая объём знаний о них, с учётом возраста обучающихся и имеющихся базовых математических знаний. При переходе из класса в класс одна и та же экономико-математическая модель может быть показана в разных аспектах, постепенно раскрываются её связи с другими объектами экономической теории, решаются более сложные задачи. Начав работать по такой системе в 5 классе, обучающиеся 9—11 классов уверенно переводят жизненные задачи на язык математики, составляют экономико-математические модели, используют информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, график, диаграмма, таблица), получают результат, используя математические методы.
Необходимо также отметить, что современный комплекс социально-экономических наук развивается на вероятностно-статистической базе. Неотъемлемой частью нашей жизни стали банковские кредиты, диаграммы статистических опросов, таблицы занятости. В сфере интересов каждого человека, начиная со школьного возраста, оказываются вопросы, связанные с проблемой выбора наилучшего из предложенных вариантов, оценкой степени риска, прогнозирования возможных последствий того или иного решения. Поэтому актуальную значимость приобретает изучение вероятностно-статистического материала на уроках математики. Сделать правильный выбор можно только на основе достоверной информации.
Информатика
Школьникам, интересующимся компьютерными технологиями и прикладными вопросами, необходимо продемонстрировать возможность моделирования случайных экспериментов с помощью компьютера. Для этого можно использовать возможности электронной таблицы Excel или функцию языка программирования Turbo Pascal и более современные программы, составить программу на одном из языков программирования. Навыки работы с компьютером пригодятся обучающимся и при выполнении проектных и исследовательских работ, когда в результате проведенного исследования необходимо подтвердить или опровергнуть выдвинутую ранее гипотезу. При подготовке подобных проектов у школьника формируется умение использовать информационно-коммуникационные технологии и мультимедийные ресурсы для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентаций результатов познавательной и практической деятельности. Применение информационно-коммуникационных технологий обычно значительно повышает интерес к процессу обучения, поэтому целесообразно его рациональное использование также в режиме графической иллюстрации изучаемого материала, в случае диагностического тестирования, для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы.
решение экономических задач, выполнение тестовых заданий;
моделирование изучаемых экономических процессов и явлений;
использование баз данных для поиска информации справочного характера;
проведение игр с использованием компьютерных технологий (примерами таких игр являются игры “МЭМ (моделирование экономики и менеджмента)”, “Банки в действии”)
Физика и химия
Найти прямые связи между этими предметами оказалось достаточно сложно, но, тем не менее, они тоже есть.
Во-первых, владение физическими понятиями помогает учащимся лучше усвоить сходные экономические процессы (динамика цен, рыночное равновесие, колебания (циклы или волны деловой активности и т.д.).
Во-вторых, физические явления могут выступать как модели для объяснения некоторых экономических процессов. Например, деятельность совершенных рынков труда аналогична сообщающимся сосудам: если на одном из рынков рабочих оказывается слишком много, заработная плата на нем падает ниже единого уровня, и рабочие “выталкиваются” на другие рынки. Так происходит до тех пор, пока зарплата на данном рынке не сравняется с единой зарплатой, установившейся в хозяйстве.
Нетрадиционные виды энергии, отдельные отрасли промышленности: авиационная, энергетическая.
Вычисление мощности электрического тока позволяет определить эффективность и экономичность потребления. Энергосберегающее производство. При изучении темы теплота сгорания топлива, теплообмен – позволяет рассмотреть вопрос экономическое использование обогревателей.
В-третьих, знание свойств отдельных элементов помогает лучше понять причины их использования. Например, при изучении темы, связанной с физическими и химическими свойства золота и серебра можно обратить внимание на знание учащимися темы по экономике “Возникновение и сущность денег” где они могут вспомнить, что эти драгоценные металлы стали всеобщим эквивалентом для обмена – деньгами, почему именно их выбрали эквивалентом обмена.
Усвоение учениками знаний о веществах и их преобразований, о их роли в общественном производстве товаров и услуг, пищевые добавки, добыча ресурсов, сырья, проблема их эффективного использования, химическая и нефтехимическая промышленность.
География
Экономика современного общества сложна и разнообразна, и это разнообразие напрямую зависит от особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры региона. В основе многих экономических проблем современного общества лежат географические закономерности. С другой стороны, в любом курсе географии всегда содержатся вопросы, связанные с экономикой. Особо следует отметить курс “Экономической географии”. Фактически и в курсе географии, и в курсе экономики изучаются одни и те же явления и процессы с учетом специфики каждого предмета. Осуществляется отработка таких понятий, как специализация, кооперация, структура трудовых ресурсов, занятость и безработица, ресурсы и факторы производства, типология рынков, ВВП, структура хозяйства страны, структура внешней торговли, производственная и непроизводственная сферы и многих других.
В настоящее время продолжается процесс становления рыночной системы. При изучении тем “Мировое хозяйство” и “Типология стран” , «Промышленность России» и т.д. учащиеся знакомятся с понятийным аппаратом, структурой и функционированием рынка, и это знание обязательно должно опираться на конкретные, практические примеры из курса экономики; причем, желательно привлекать и местный материал. Например, для закрепления знаний о типологии рынков целесообразно предложить ребятам найти среди городских и областных предприятий примеры, иллюстрирующие все виды конкуренции.

Биология и экология
Межпредметные связи с курсом биологии могут использоваться при изучении разделов, относящихся к темам, связанных с физиологическими потребностями человека, работоспособности, равновесие в экосистеме и т.д.. Кроме того, при изучении тем “Предпринимательство” и “Производство” желательно обратить внимание учащихся на аналогичные явления, имеющие место как в растительном, так и в животном мире. Учащимся, которые увлекаются биологией, можно предложить для подготовки сообщений следующие темы: “Производство у животных”, “Разделение труда среди животных (на примере пчел или муравьев)”, “Предпринимательство среди животных”.
С экологическими проблемами затрагиваются в такие темы, как “Производство”, “Роль правительства в экономике”, “Социальная экономика”, а также на повторительно-обобщающем уроке “Основные экономические законы и закономерности”. При обсуждении данной проблемы целесообразно использовать краеведческий материал.
Обслуживающий и технический труд
Межпредметные связи выявляются при изучении почти каждой темы, приведу примеры из программы разделы обслуживающего труда:
- производство как основа обеспечения жтзненных потребностей человека;
- предприятие как основа производственной деятельности;
- технологические основы производства;
- стандартизация и контроль качества производственной продукции (основы потребительских знаний);
- управление производством;
- экономические основы производственной деятельности (фонды, амортизация, себестоимость, прибыль и ретабельность) и др.4
- огромное значение играет создание проектов.
- сравнение стоимости изделий, сделанных собственными руками и приобретенных в магазине (поздравительные открытки, плетение, вышивка, поделки из природных материалов и т.п.). Изготовление поделок, нужных в домашнем хозяйстве. Изготовление карточек с изображением продающихся товаров. Подготовка закладок для игры «Ценообразование»,
Причем, надо отметить, что в данной интеграции идет чисто прикладной характер так как межпредметные связи призваны помочь ребятам усовершенствовать процесс собственной трудовой деятельности в разных сферах жизни.
Этика и психология
Одной из целей школьного экономического образования является воспитание экономической культуры учащихся, их знакомство с цивилизованными нормами поведения и усвоение этих норм. В связи с этим считаю необходимым затрагивать на уроках этики и психологии морально-нравственные проблемы. Предлагаются такие темы как “Этика предпринимательства”, «Этика семейной жизни», «Морально-этические нормы потребителя».
Изобразительное искусство
Для конкретизации изучаемых процессов и явлений, для формирования образного мышления целесообразно использовать на уроках репродукции работ русских и западноевропейских художников (например, при изучении тем “Производство и маркетинг”, “Финансирование предпринимательства”, “Деньги и финансовые институты”). Рисование рекламы для различных товаров. Предметное рисование на тему «Магазин игрушек».
Физическая культура
У этих, казалось бы, совершенно не связанных друг с другом предметов тоже есть точки соприкосновения. Во-первых, это аналогичные процессы и явления, характерные для обеих сфер (конкуренция, результативность, энергозатратность и т. д.). Во-вторых, интерес учащихся (особенно юношей) к спорту позволяет организовать эвристические беседы, в ходе которых учащиеся сами конкретизируют изучаемую теорию примерами из мира спорта (рынки спорттоваров, торговые марки, контракты спортсменов и т.п.).
Таким образом, представленные выше межпредметные связи позволяют успешно работать над формированием экономического мышления учащихся, воспитанием их экономической культуры и выработкой навыков грамотного экономического поведения на уроках других предметов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ЖИЗНИ
Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика есть то, что формирует потребность в самом театре.
Согласимся, что далеко не всем нужны знания по экономике. Шахтер в забое, металлург у плавильной печи, астроном, изучающий солнечную активность, могут безболезненно обойтись без знания экономической теории в своем рабочем процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться экономить свое ограниченное время и использовать его для накопления профессиональных знаний и отдыха.
В то же время мы должны признать, что с экономическими вопросами и проблемами соприкасаются практически все. Домохозяйка рассчитывает, как прожить на зарплату мужа, накормить и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и налогов; владелец акций в панике с падением их курса и т.д.
1. Сегодня между влиятельными политическими силами Украины происходят беспрерывные противоречия касательно вектора развития страны на запад, вследствии интеграции в ЕС или интеграции Украины в «единое экономическое пространство» (Россия, Белорусь, Казахстан) и сотрудничество с Россией.
(первые делают ставку на заполнение украинского рынка качественными товарами со стран Евросоюза, другие – на импорт энергоресурсов. Конечно, Украине необходимо и то, и другое, но необходимо помнить такую закономерность: превышение импорта над экспортом приводит к резкому спаду курса национальной валюты.
2. В наше время много внимания уделяется борьбе с безработицей. Действительно, увеличение безработицы на 1%, согласно закона Оукена, уменьшается ВВП на 2,5%. Хотя согласно закона Фишера, снижение уровня безработицы на определенный процент приводит к увеличению уровня инфляции на этот же процент.
3. Продолжая тему инфляции, многие из вас знают, как население беднеет несмотря на увеличение заработных плат и пенсий, т.к. существует номинальная зарплата – та, которую мы получаем и реальная с учетом инфляции. Например, на протяжении года номинальные доходы граждан увеличивались на 30%, а уровень потребительских цен увеличивались на 50 %. Определите изменения реальных доходов: 1,3:1,5 = 0,87 или уменьшились на 13%
4. К сожалению, процесс увеличения заработной платы сопровождался чрезмерным увеличением части дохода, не обеспеченного результатами деятельности, то есть увеличением производительности работы и снижением затрат производства; усилением инфляции; разрушением мотивационного и стимулирующего механизма зарплаты. Поэтому на Украине пришлось отменить некоторые правовые мероприятия усиления гибкости, в частности это касалось индексации заработной платы и свободы предприятий в сфере формирования фондов потребления.Изменения на рынке рабочей силы в стране, в направлении усиления жесткости касались установления минимальной заработной платы. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что в случае, когда минимальная зарплата повышается без увеличения спроса на рабочую силу, это приводит к возрастанию количества высвобожденных работников. Высокий уровень минимальной заработной платы является также причиной высокого уровня безработицы среди молодых. Поэтому в большинстве зарубежных стран государственный минимум заработной платы устанавливается так, чтобы дать пространство действия рыночных сил при формировании размера заработной платы. В некоторых странах, например в США, наблюдаются периоды, когда минимальный размер заработной платы долго не индексировался. Жесткие требования тарификации работ, установление минимальной заработной платы, индексация зарплаты, выплаты предпринимателей в фонды социального обеспечения имеют как положительные, так и отрицательные следствия. Противники жесткого рынка работы считают, что именно жесткость является причиной возрастания безработицы, увеличения затрат на рабочую силу, и снижения конкурентоспособности фирм, тормозом мобильности рабочей силы.
Альтернативная стоимость товара или услуги — это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же самого времени или тех же ресурсов. В системе с многими товарами альтернативная стоимость может быть выражена через общую единицу измерения — деньги.
Банки
Договора
3.Представители разнообразных политических взглядов противоречат касательно необходимости иностранных инвестиций. Но следует помнить, что лауреат Нобелевской премии 1970 г. Пол Самуельсон эмпирическим путем установил, что рост ВВП страны прямо пропорционален объему пополнений в экономику страны иностранных инвестиций. А страны «Азиатские тигры» (Тайвань, Малайзия, Филиппины, Сингапур) достигли определенного экономического роста в основном за счет иностранных инвестиций.
4.В то же время необходимо обратить внимание на то, что использование российскими предпринимателями экономических законов способствует успешному развития их бизнеса. Например:
а) мы как потребители покупаем определенные товары в разнообразных объемных упаковках. При этом поллитровая бутылка Кока-колы стоит 26 руб., литровая – 35 руб., двулитровая – 55 руб.. Логично, если поллитра – 26, то 2-х литровая должна стоит 104 руб, а не 55 руб.. Установление предпринимателями таких цен объясняется законом предельной полезности потребительского блага ( при мере насыщения определенной потребности общая полезность увеличивается, а предельная уменьшается; каждый потребитель расширяет свое потребление пока предельная полезность не станет пропорциональна ценам).
б) на торговых прилавках мы не видим значительной разницы в цене на товары-субституты (заменители) потому, что предприниматели учитывают экономический закон замещения – потребители будут покупать больше того товара, относительные цены на который будет ниже.
Знания этих и других законов помогает потребителям и предпринимателям ориентироваться в условиях рыночных отношений.
И закончить свое выступление мне хочется пока еще не осуществленным пророчеством Жоржа Сименона: «Я давно предусматривал, что настанет тот день, когда экономика станет во главе всех наук».