Семинар-практикум Творческое рассказывание как способ художественно-литературного развития детей дошкольного возраста


Семинар-практикум для педагогов
«Использование метода творческого рассказывания в приобщении детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»
Цель: повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах организации творческой речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- расширять знания педагогов о методе творческого рассказывания;
- закрепить знания об использовании методики составления рассказов с детьми старшего дошкольного возраста;
- развивать навыки использования приемов творческого рассказывания.
Оборудование:
- различные виды театров (настольный, кукольный) по сюжетам русских народных сказок;
- иллюстрации (в составе компьютерной презентации) по мотивам русских народных сказок.
План семинара-практикума:
1.Вступление (презентация одного из приемов творческого рассказывания).
2.Теоретическая часть.
3.Выполнение заданий педагогами.
4.Обсуждение дальнейшей работы педагогов по данной теме.
5.Памятки для педагогов «Приемы творческого рассказывания для художественно-литературной деятельности детей дошкольного возраста».
Конспект:
Здравствуйте уважаемые коллеги! Рада видеть Вас на нашем семинаре-практикуме «Использование метода творческого рассказывания в приобщении детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы».
У меня есть волшебный мешочек, прошу Вас достать из него один предмет. А теперь попробуйте составить небольшую сказку от лица этого предмета (участники составляют небольшие сказки). А теперь опишите свои чувства, Вам было легко или трудно? Если трудно, то что?
Мы с Вами только что использовали один из приемов творческого рассказывания – рассказ от лица неодушевленного предмета. Этот прием - отличное средство развития дивергентного мышления, воображения. Как Вы думаете, как мы можем использовать этот прием в воспитании интереса к русским народным сказкам у детей старшего дошкольного возраста?
Теоретическая часть
Соответствие метода творческого рассказывания задачам ФГОС ДО
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).
Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.
В основе словесного творчества, отмечает О. С. Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха.
Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований). Мы же с Вами сегодня остановимся на речевом творчестве на основе сказочного сюжета.
Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе. Н. А. Ветлугина отмечала правомерность распространения понятия «творчество» на деятельность ребенка, отграничивая его словом «детское». В формировании детского художественного творчества она выделяла три этапа
На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.
Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.
На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.
Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.
Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.
Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.
Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.
Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.
Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.
Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).
Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.
В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев).
Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.
В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.
Давайте попробуем использовать этот прием, дополняя его произведениями художников иллюстраторов. (педагоги сочиняют сказку по иллюстрациям)



С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста. Так, после чтения и сказки педагог предлагает продолжить его. Показывает, как можно придумать конец, давая свой образец.
Педагоги придумывают продолжение сказки «Царевна-лягушка»
В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.
Приёмы творческого рассказывания
-Рассказывание от лица героев произведения;
-Разговор с автором /героем произведения;
-Рассказы – фантазии (что было бы, если…);
-Составление рассказов от лица разных предметов/объектов;
-Рассказывание по иллюстрации;
-Придумывание концовки произведения;
-Придумывание рассказа или сказки по плану.
Я думаю пришло время почувствовать себя создателями. На слайде Вы видите некоторые задачи, которые нам необходимо решать в нашей работе. Предлагаю Вам сейчас разделиться на подгруппы и составить сказку по представленным на слайде приемам.
Афиширование-представление выполненных работ.
Подведение итогов.
Как говорил Николай Гаврилович Чернышевский - учёный, литературный критик, публицист и писатель: «Воображение строит свои воздушные замки тогда, когда нет не только хорошего дома, даже сносной избушки.» Уважаемые коллеги, по завершению нашего семинара, мне интересно услышать Вас. Удалось ли Нам построить воздушный замок, в котором живут Ваши новые идеи или взгляды? ИЛИ Удалось ли Нам сегодня что-либо построить? Если да, то что? Чем Вы овладели? На что взглянули новыми глазами?
Спасибо за внимание и активное участие!