Перспективный план Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой Кубани


Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад комбинированного вида № 20 города Лабинска
муниципального образования Лабинский район
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
419101399540
Воспитатель С.А.ВизавикинаОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Кубани
№ п/п ТемаЗадачи Материал
Сентябрь «Мой родной город – Лабинск»
Беседа «Мой родной город - Лабинск»
Д/и «Узнай место по фотографии»
Рассказы из личного опыта «Что мне нравится в нашем городе»
Чтение стихотворений Лабинских поэтов из серии «Неугасимая свеча» «Люби и знай свой край»
Д/и «Скажи со словом «городской» - познакомить детей со стихотворениями местных авторов;
- формировать умение рассказывать о своих
впечатлениях;
- вызвать чувство гордости за родной город;
- развивать интонационную выразительность речи;
- учить устанавливать связь слов по типу
согласования.
Альбом
«Наш город - Лабинск»
Октябрь «Наша Родина - Кубань»
Беседа «Наша Родина – Кубань». Народная мудрость о любви к Родине.
Чтение стихотворения И.Вараввы «Мать -Кубань», С.Донченко «Град казачий», К.Обойщиков «Кубань – земля такая…»
Чтение стихотворений из сборника В.Нестеренко «Наша Родина – Кубань»
Беседа по содержанию стихотворений. Объясни значения слов «житница», «народ». - Познакомить детей с понятием «Родина», формировать представление о Кубани, как о родном крае нашей огромной страны, чувство любви к ней; - познакомить детей со стихотворениями;
- познакомить с пословицами о Родине;
- учить отвечать на вопросы по тексту;
- развивать внимание, память, интонационную выразительность речи.
Иллюстрации с видами природы Краснодарского края
Карта Краснодарского краяНоябрь «Осень на Кубани»
Беседа об осени
Рассматривание презентации «Осень на Кубани»
Чтение стихотворений кубанских поэтов В.Нестеренко, И.Вараввы об осени
Чтение стихотворений А.С.Пушкина об осени - Учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух;
- познакомить с произведениями русских поэтов об осени;
- вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове;
- закрепить знания детей о признаках осени в процессе чтения стихов и рассматривания иллюстраций
Репродукции картин осенней тематики (В.Поленов «Золотая осень», И.Остроухов «Золотая осень» и др.)
Декабрь «Зима на Кубани»
Рассматривание картин зимней природы.
Чтение стихотворений Т. Голуб «Зима», «Снежная баба», В.Нестеренко «Приход зимы»

- Познакомить детей с новыми стихотворениями о зиме;
- развивать память, воображение, интонационную выразительность речи;
- упражнять в подборе родственных слов к слову «снег»
- учить замечать и понимать образные выражения;
- воспитывать эстетические чувства и любовь к поэзии Репродукции картин о зиме Грабарь «Февральская лазурь», Попов «Первый снег»
Январь «Будем отгадывать загадки»
(чтение книги кубанского писателя В.Нестеренко «Раз загадка, два загадка» или «Ладошка»)
Беседа о том, что такое загадка.
Рассказ воспитателя о В.Нестеренко
Загадывание загадок из книги писателя.
- Закрепить представление о жанре «загадка»;
- развивать мыслительную активность детей, воображение, умение сравнивать, аргументировать свои ответы;
- познакомить с творчеством кубанского писателя В.Нестеренко;
- учить самостоятельно придумывать загадки;
- воспитывать любовь к родному краю.
Выставка книг В.Нестеренко
Портрет писателя
Раздаточные карточки с изображением отгадок на загадки В. Нестеренко.
Февраль «Поговорка - цветочек, пословица – ягодка» (малые фольклорные формы: пословицы и поговорки)
Стихотворение о пословицеИгровое упражнение «Найди пословицу в стихах»
Подбери в пару русской народной кубанскую пословицу
Игра «Продолжи пословицу»
Придумывание сказки или рассказа по пословице.
- Уточнить знание детей о таких формах фольклора как пословицы и поговорки;
- дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от произведений других малых фольклорных форм;
- учить осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие это значение.
Иллюстрации к пословицам и поговоркам
Март «Весна на Кубани»
Рассматривание картин весенней природы.
Чтение стихотворений сборника В.Бардадым «Весенняя карусель».
Чтение стихотворения В.Неподоба «Фиалка».
Беседа о весне.
- Познакомить детей с кубанской поэтессой В.Бардадым;
- закрепить знания детей о признаках весны в процессе чтения стихов и рассматривания иллюстраций;
- воспитывать эстетические чувства и любовь к поэзии. Иллюстрации на весеннюю тему.
Апрель Чтение кубанских казачьих сказок «Казак и его конь», «Батька Булат», «Серый конь», «Казак и гуси», «Казак и птицы»
Толкование пословицы «Долг платежом красен»
Чтение сказок. Беседа по содержанию
- Познакомить с кубанским казачьим сказом, помочь понять её смысл;
- дать детям представление о жанровых особенностях были, сказа;
- учить понимать характеры и поступки героев, замечать и понимать образные выражения;
- словарная работа: есаул, рубеж; «бились не на жизнь, а на смерть»
Иллюстрированные сказки или картинки с изображением казака.
Май «Когда-то была война»
Беседы о ВОВ.
Чтение стихотворений В.Нестеренко «Фронтовая награда», «У обелиска»; И.Ф.Вараввы «На окраине села», Старый сад», «Мать»
Беседы о солдатской матери Е.Степановой
- Рассказать детям о событиях давно минувших дней;
- учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух;
- привить им любовь к Родине, гордость за своих соотечественников, отдавших жизни на поле брани ради мира на Земле.
Иллюстрации по теме ВОВ, фотографии Е. Степановой.
Июнь «Какое оно - лето?» (Тема лета в произведениях кубанских писателей)
Чтение стихотворения В.Нестеренко «Пляска»
Д/у «Какое лето на Кубани?»
Игра «Алло, лето!» (по стихотворению Варвары Бардадым)
Чтение стихотворения Т.Голуб «Главный запах»
Чтение стихотворения В.Нестеренко «Что я сделать могу на морском берегу»
Рассказы из личного опыта «Как отдыхали на море»
Отгадывание и заучивание загадки В.Нестеренко «Арбуз» - Познакомить детей с произведениями кубанских писателей о лете;
- воспитывать чувство любви к своей малой Родине;
- формировать умение задавать вопросы, правильно строить предложения;
- упражнять в подборе определений к слову «лето»;
- вызвать радость от встречи с поэзией.
Выставка книг кубанских писателей
Иллюстрации на тему «Лето»
Июль «Какие бывают стихотворения»
Беседа « Какие бывают стихи?»
Чтение юмористических стихов Л.К. Мирошниковой «Про солнышко, про Алочку и эскимо на палочке», «Аленка и теленок», С.Донченко «Горе – рыболов», «Мы купали поросенка».
Чтение стихотворения- В. Бакалдина «Еж»
Игра « Подбери рифму» - Познакомить с юмористическими стихотворениями кубанских поэтов;
- учить понимать характерные оттенки в стихотворениях;
- развивать умение подбирать рифму;
- совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям;
- прививать любовь к стихотворчеству, к искусству;
- создать радостное, веселое настроение.
Иллюстрации к стихотворениям
Август Старость надо уважать
(Чтение кубанской легенды «Скала стариков»)
Просмотр слайдов о природе Краснодарского края
Рассказ воспитателя о легендах кубанской земли.
Чтение легенды «Скала стариков». Анализ произведения.
Обсуждение пословицы «Не тот, кто сильнее, а тот, кто мудрее» - Дать детям представление о произведениях
кубанского фольклора - легендах, вызвать к ним интерес;
- познакомить с кубанской легендой «Скала
стариков»;
- обратить внимание и помочь понять народные изречения «Молодость –пташка, старость- черепашка», смысл пословицы «Не то силен, кто сильнее, а тот, кто мудрее»;
- воспитывать уважительное отношение к пожилым людям, их житейской мудрости. Слайды «Природа Краснодарского края»
Пояснительная записка
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? Думается, что это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это необходимо передавать детям, так как это важно для воспитания нравственных и патриотических чувств ребенка.
Интересна, богата событиями история Краснодарского края. Есть, что показать, есть о чем рассказать из прошлого и настоящего Кубани. С Кубанью связано много имен выдающихся писателей: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.П.Чехов, М.Горький. В своих произведениях они оставили яркие свидетельства знакомства с кубанской землей.
Реализация регионального компонента проходит в ДОУ через знакомство с национально-культурными особенностями Краснодарского края (произведения искусства, художественное слово, фольклор, музыка, знакомство с историей Кубани, азами казачьей культуры и казачьего быта).
Данный перспективный план составлен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с творчеством кубанских поэтов, которые свои произведения адресовали детям.
Художественная и познавательная литература расширяет кругозор детей. Мы пополнили перечень произведений произведениями кубанских авторов, которые колоритно отражают культурные и языковые традиции, жизнь, быт, природу родного края, рассказывают о трудовых и боевых подвигах земляков и о маленьких кубанцах, их играх, забавах, друзьях. В течение года педагоги будут читать и заучивать с детьми произведения кубанских писателей. Это научит детей более внимательно всматриваться, вслушиваться в окружающий мир.