конспект урока по математике на тему Пространственные и временные представления


Тема урока: Пространственные и временные представления.
Цели урока:
1. Развитие математического мышления учащихся.
2. Научить ученика получать радость от общения с учителем, учениками и от самой учебной деятельности. Подчеркивать силу коллектива в решении сложных задач, акцентировать внимание на том, что все люди разные, они по-разному видят и воспринимают окружающий мир, рассуждают, делают открытия тоже по-разному, и именно поэтому мы сильны в коллективе, вместе мы можем больше сделать, чем каждый в отдельности;
3. Постепенно создавать интеллектуальную базу для успешного изучения математики каждым ребенком путем создания проблемных ситуаций и использования разнообразных развивающих заданий.
4 уточнить и формировать пространственные представления учащихся (вверх – вниз, налево – направо, впереди, сзади, между, возле, рядом, внутри).Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний;

Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; овладение первоначальными представлениями о ведущем математическом методе познания реальной действительности - математическом моделировании.
Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий;
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Оборудование, наглядность, ТСО:
Этапы и структура урока.
1 Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
Долгожданный дан звонок,Начинается урок.Все ль на месте?Всё ль в порядке?Книжка, ручка и тетрадка?Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать
2 Актуализация знаний
Игра «Продолжи предложение»
Я буду говорить вам начало предложения, а вы должны закончить его.
«Солнце вверху, а земля … . Стол низкий, а шкаф… Урок длинный, а перемена …. Парта высокая, а стул …Линейка длинная, а карандаш….»
Тетрадь тонкая, а книга ….Цыпленок легкий, а курица….Шарик легкий, а камень….Шарф мягкий, а …. …..»3 Постановка проблемы
Послушайте стихотворение.
ВВЕРХ-ВНИЗ
Нам игрушки надоели,
Дома делать нечего,
Лучше сядем на качели –
Вот нам будет весело!
Визг, смех,
Смех, визг.
Я – вверх,
Ты – вниз!
- Когда мы употребляем слова «верх», «низ». Приведите примеры, что находится вверху, что внизу.
- Поднимите правую руку, все ли знают какая рука правая, какая левая?
ПРАВО-ЛЕВОГде право, где лево
Где лево, где право,
Легко вам отвечу,
Подумавши здраво.
Это – правая рука,
Она послушна и крепка,
Правой ложку я держу,
Пса на поводке вожу,
Правая мячик кидает,
А левая ей помогает.
Я попрошу вас поднять левую руку, поднять правую руку, дотронуться до левой щеки, до правого уха и т.п.
4 Игра «Полет самолета»
Игра «Полет самолета»
Ребята, вы, наверно, знаете, что во время праздничных парадов летчики выполняют на самолетах разные фигуры высшего пилотажа: самолет то быстро поднимается вверх, то резко падает вниз и т.д.
Я буду в роли ведущего летчика. Мой самолет (рисунок или игрушка) выполняет разные фигуры, меняя направление движения. А вы летчики – ученики определяете изменение маршрута и по моему сигналу (взмаху руки) хором называете его, употребляя слова: вверх, вниз, направо, налево, справа, слева, справа налево, слева направо (по отношению к детям)5 Первичное закрепление
Работа по учебнику.
Откроем учебник, задание №1. Ответьте вопросы:
-Что находится перед домом?
-Кто из детей на качелях сейчас качается вверх, а кто вниз?
-Кто стоит перед качелями? Можно ли стоять так близко?
-Найдите девочку, которая подошла к горке сзади.
Попробуйте сами составить вопросы по рисунку, чтобы на них можно было ответить, употребляя слова: вверх, вниз, направо, налево, справа, слева, рядом, между, около, перед, за.Задание № 2
Теперь вы умеете правильно употреблять эти слова. Рассмотрите рисунок, «Где находится…» - начало вопроса. Например, «где находится гнездо?», теперь вы задаете вопросы друг другу в парах, меняясь ролями. При ответе используйте слова: выше, ниже, сзади, впереди, справа, слева, выше, ниже.Работа в тетради
Для первичного закрепления предлагается задание №1. Чтобы не затрачивать много времени на его выполнение можно выполнить рисунки простым карандашом без прорисовывания деталей.
Посмотрите на задание № 3, стрелки указывают разные направления. Какого цвета стрелка, направленная вверх, вниз и т.д. вам нужно раскрасить каждую стрелку нужным цветом, кто догадался от чего будет зависеть цвет стрелок? (от направления).
Динамическая пауза
Руки вверх поднимем - разВыше носа, выше глаз.Прямо руки вверх держатьНе качаться. не дрожать.Три - опустим руки вниз,Стой на месте не вертись.
6. Самостоятельная работа.
Выполнение задания №4 «Лабиринт» сопровождается проговариванием вслух направления движения.
Динамическая пауза.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё-всё съел,
От того и потолстел.
7 Повторение
Теперь откроем учебник. Задание №3 Внимательно посмотрите на обе картинки: «Пересели дети на картинке или нет?». Если дети затрудняются, организуется демонстрация, с использованием игрушек. Учитель помогает понять ситуацию, посадив три игрушки за столик и показав, что вид меняется в зависимости от угла зрения.
8 Рефлексия