Конспект урока математики в 1 классе на тему Пространственные и временные представления
Тема: «Пространственные и временные представления».
Цель урока: уточнить и формировать временные представления учащихся (ввести термины, обозначающие время; учить детей уместно применять эти термины; развивать умение устанавливать последовательность событий).
Актуализация опорных знании, умении и навыков.
В устные упражнения полезно включить упражнения и игры, направленные на отработку количественного счета, а также закрепить представления о положении предметов в пространстве. Можно провести игры вида: «Что изменилось?», «Посчитай и скажи», «Сколько раз», «Полет самолета», «Откуда звук», «Наоборот», «Закончи предложение» и т, п.
Знакомство с новым материалом.
В устные упражнения необходимо включить задания вида: «Я назову несколько слов, а вы слушайте внимательно и скажите, какое слово я назвала раньше, а какое позже. Понедельник, вторник, среда. Теперь давайте посчитаем хором до 5. Какое число мы назвали раньше, 2 или 3? 4 или 5? I или 5?» и т. п.
Работа по сюжету сказки («Колобок», «Теремок», «Репка»), Выясняется, кто пришел раньше, кто потом, кто позже всех; кого встретил герой сказки раньше всех, кого позже и т. п.
Работа по учебнику.
Задание 1. Учитель предлагает рассмотреть все рисунки и рассказать по порядку, что мальчик делает сначала, что потом. Можно провести беседу о режиме дня школьника.
Задание 2. Надо определить по рисунку, кто старше, а кто младше. Перечислить всех членов изображенной семьи от старшего к младшему и наоборот. Можно попросить перечислить членов семьи кого-либо из ребят от старшего к младшему и наоборот. При этом выяснить, между кем по возрасту находится сам ребенок.
Задание 3 предполагает развитие наблюдательности, умения сравнивать
Работа в тетради. Для первичного закрепления понятий «раньше», «позже» детям предлагаю выполнить задание 1. Читаю задание и беседую по картинке:
-Что изображено на картинках? Видели ли вы, как растет, развивается растение? Что происходит в самом начале? (Сажают семена, семечко попадает в почву и т. п.). Закрасьте кружок под рисунком, где это изображено красным цветом. (Дети выполняют. ) Что произойдет потом?
Если дети смогут выполнить это задание с большей степенью самостоятельности, то после беседы по картинкам можно вывесить на доске цветные круги, в последовательности развития растения - красный, синий, зеленый, коричневый, - а дети самостоятельно выполняют раскраску.
Для развития графических умений предлагается задание 2. При выполнении первой части этого задания можно организовать комментирование учащимися рисования заданного рисунка. При затруднении показываю образец выполнения комментирования: «Веду линию на 1 клетку вправо, затем на клетку вверх, затем 2 клетки вправо, 1 клетку вниз, 2 клетки вправо и т. д.». Обводку по пунктирам дети выполняют самостоятельно.
Для закрепления полученных знаний, развития кругозора и активизации словарного запаса предлагается задание 3. Предлагаю выделить группы взаимосвязанных предметов: дерево - доска - стул; овца - шерсть - свитер; колосок мука - хлеб; а затем определить последовательность их появления. Для закрепления понятий «раньше - позже», «сначала - потом» дети соединяют картинки в нужном порядке.
Для самостоятельной работы предлагается задание 4. Показываю таблицу. Читаю задание, уточняю понятие «ряд». Помогаю детям определить, что нарисовано в верхнем, среднем и нижнем рядах. Затем дети классифицируют эти предметы по какому-либо признаку и называют лишний предмет.
Для первичного контроля можно предложить детям рисунки с перепутанной последовательностью событий (например, сюжетные картинки, передающие содержание сказки, или картинки времен года) и попросить исправить ошибки.
Рефлексия.
15