Педагогический эксперимент «Пути реализации принципа краеведения на уроках биологии»
«Пути реализации принципа краеведения на уроках биологии»
Школа - один из факторов развития образования, именно она призвана дать старт образовательному процессу, заложить его фундамент, обеспечить его непрерывность. Без кардинального обновления школы и школьной политики на современном этапе развития общества невозможно обновление и динамичное развитие образования, а, следовательно, и повышения образованности, культуры, жизнеспособности общества. Административно - бюрократический стиль управления учебно-воспитательным процессом привел к тому, что было утеряно самое главное -человек. Подход к ребенку как объекту воздействия повлек за собой его отчуждение от процесса учения. В школе использовались в основном методы, которые были направлены на запоминание. В результате для ученика знания оказались внешними по отношению к его реальной жизни, потребностям, интересам, т.е. потеряли некоторую актуальность.
Ключевой проблемой в решении задач повышения эффективности и качества учебного процесса явилась активизация учения школьников. Её особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направленно не только на восприятие и запоминание учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.
Необходимость исследования проблемы объективно вытекает и из особенностей работы школы в современных условиях. Во-первых, усложнились задачи, которые в последнее время решает школа. Во-вторых, произошло значительное усложнение содержания образования, особенно по предметам естественно - математического цикла. Одновременно и возрос и объём информации, подлежащей усвоению, сроки же обучения не изменились. В - третьих, в связи с быстрыми темпами накопления новой информации, особенно в естественных науках, уже в школе необходимо готовить учеников к непрерывному образованию после ее окончания, что требует формирования у них познавательного интереса и отыскания способов его удовлетворения. Рассматриваемая нами проблема развития познавательного интереса у учащихся в урочное время и на внеклассных мероприятиях решается путём введения нетрадиционных методов и приемов обучения. Познавательный интерес учащихся к предмету - необходимое условие формирования глубоких знаний и развития исследовательских умений и навыков учащихся; база для реализации профориентационной задачи курса биологии. Проблемой активизации учебно-познавательной деятельности учащихся занимались А. Б. Таньков, Т. И. Шаманов, Г. И. Щукина.
Цель: выявить роль краеведческого материала в процессе обучения биологии.
Задачи:
1. Дать обоснование применения краеведческого материала при изучении темы «Насекомые» для установления связи теоретических знаний с их практическим применением.
2. Собрать и составить биологические характеристики насекомых Мазановского района Амурской области.
3. Изготовить энтомологические коллекции и дидактический материал для использования на уроках.
4. На основе анализа учебной программы разработать тематическое планирование, методические рекомендации к урокам, экскурсиям для учителей биологии.
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса учащихся при изучении темы «Насекомые».
Предмет исследования: учащиеся 7 класса
Поставленные задачи решались путем использования следующих методов: изучение психолого-педагогической, методической литературы, учебно-методического комплекта для 7 класса, школьной документации; педагогическое наблюдение, изучение педагогического опыта учителей биологии; формирующий эксперимент и методы качественной и количественной обработки результатов.
Пояснительная записка
Одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной работы являются биологические кружки. Он занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Организовать биологический кружок можно с учащимися различного возраста, но все же наиболее приемлема эта форма работы для среднего звена школьников. Биологический кружок - это организационный центр внеклассных занятий. Благодаря кружку учитель может строить внеклассную работу в определенной системе. Цель кружка юных натуралистов — заинтересовать учащихся биологией, углубить и расширить их знания, выработать у них навыки наблюдения и экспериментирования и способствовать воспитанию материалистического понимания природы. Нами разработана программа кружка «Юный энтомолог» для учащихся 7 класса.
Программа кружка «Юный энтомолог»
Цель: осуществлять природоохранительное просвещение учащихся, воспитание у подростков сознательного отношения к природе, вырабатывать у них потребности в активном практическом участии в охране, рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов, улучшении природной среды.
Оборудование: настенные таблицы по теме «Класс Насекомые»; коллекции полезных, хищных, паразитических и декоративных насекомых; кинофильмы «Инстинкты насекомых», «Биологические методы борьбы с насекомыми — вредителями сельскохозяйственных растений»; кинофрагменты «Развитие насекомых с полным превращением», «Развитие насекомых с неполным превращением»; увеличительные приборы. Таблица 2
№
занятия Тема занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Многообразие насекомых.
Жилища насекомых.
Приспособительные наряды насекомых.
Декоративные насекомые,
Вредные и полезные насекомые.
'Экскурсия «Роль насекомых в экосистеме луга»
Отряд Жесткокрылые, или жуки,
Полезная роль муравьев в лесу. Операция «Муравей».
Биологические особенности перепончатокрылых и способы борьбы с вредителями растений.
Причины массового размножения насекомых.
Значение насекомых.
Охрана насекомых-опылителей, хищных.
паразитических перепончатокрылых и декоративных
насекомых.
В зависимости от интересов кружковцев число подтем по изучению насекомых можно значительно увеличить, подразделив некоторые из них на еще более мелкие.
Недели за две до занятий по теме «Класс Насекомые» учащимся даются задания подготовить сообщения.
При подготовке к докладам можно рекомендовать книги В. Сабунаева «Занимательная зоология», В. Я Станека «Иллюстрированная энциклопедия насекомых», И. Халифмана «Четырехкрылые корсары» и др.
Вывешиваются вопросы викторины «Знаешь ли ты насекомых?», цель которых — заинтересовать школьников, желающих принять участие в работе кружка, и привлечь их к чтению доступной литературы о насекомых. Учащимся предлагают ответить на вопросы:
1. Пользу или вред приносят часто встречающиеся на дорогах жужелицы?
2. Каких бабочек и почему называют огневками?
3. Каких насекомых называют пилильщиками и почему?
4. Гусеницы, каких бабочек имеют на конце тела рог?
5. На каких растениях можно встретить гусениц красивых бабочек — махаонов?
6. Личинки, каких насекомых называют тлевыми львами?
7. Личинки, какого полезного насекомого напоминают по внешнему виду пиявку?
8. Личинки, каких насекомых повреждают корнеплоды редиса?
9. Какие насекомые повреждают "лук?
10. Личинки, каких насекомых строят себе укрытия?
11. Почему весной много бутонов на яблонях не распускается?
12. У каких бабочек самцы крылатые, а самки бескрылые?
Ко времени занятий кружка выпускают стенд «Вредные и полезные насекомые».
На занятиях кружка юных зоологов насекомые становятся не только объектом изучения, но и источником умственного, нравственного, эстетического и экологического развития учащихся. Что касается таких животных, как многоцветные бабочки, майский жук, то они уже сами по себе вызывают у учащихся положительные эстетические переживания, что можно видеть по ярко выраженному проявлению непроизвольного внимания детей и той эмоциональной реакции, которая это сопровождает. При наличии увеличительных приборов учащиеся получают возможность видеть красивую окраску насекомых, что также усиливает эстетические переживания.
На занятиях кружка наряду с сообщениями, подготовленными по соответствующей литературе, юннаты зачитывают записи наблюдений, проведенных за насекомыми весной и осенью. Одной из форм работы кружка юных зоологов может стать экскурсия на пасеку.
Таким образом, школьников в процессе изучения темы «Класс Насекомые» необходимо учить:
пользоваться инструментами и приборами, позволяющими более детально знакомиться с природой;
ориентироваться в природе;
наблюдать;
проверять наблюдения экспериментом;
многосторонне воспринимать жизнь природных объектов и делать обобщения, синтезируя отдельные факты в биологические понятия.
Педагогический эксперимент предполагал внедрение изготовленных коллекций и дидактических материалов в процесс преподавания темы «Насекомые» в 7 классе и отслеживании результатов. Перед началом педагогического эксперимента предположили, что использование коллекций, содержащих обобщенный материал, вызовет познавательный интерес у детей среднего школьного возраста и может повлиять на качество знаний, приобретаемых при изучении данного материала. Педагогический эксперимент проводился в МОБУ Молчановской СОШ Мазановского района в 7 классе. Проводились уроки по разработанным конспектам с применением коллекций. Было проведено 6 уроков по данной теме. Для отслеживания коэффициента успешности усвоения понятий и качества знаний учащихся проводились срезовые работы. В эксперименте принимало участие 14 учащихся. Результаты работ отражены в таблице 3 и на рисунках 2 и 3.
Темы контрольных срезов Кол-во учащихся оценки КУ
(%) КЗ
(%)
5 4 3 2 0 Внешнее и внутреннее строение насекомых. 14 3 4 7 0 0 49 50
Основные отряды насекомых 14 4 5 5 0 0 57 64
Итоговая проверочная работа. 14 4 6 4 0 0 61 71
Таким образом, проведя обработку результатов проверочных работ, мы определили КУ (коэффициент успешности) выполнения проверочных работ и определили качество знаний учащихся.
Из данных таблицы следует, что КУ выполнения проверочных работ колеблется в пределах от 50% до 71%, то есть среднее значение КУ составляет 60,5%. Если анализировать качество знаний учащихся, проявленные при выполнении каждой из проверочных работ, то можно отметить, что более низкие результаты получены в начале изучения темы «Насекомые», составившее 50%. По мере изучения темы с применением авторских энтомологических коллекций, по результатам проверочных работ можно проследить рост качества знаний учащихся. Это видно по увеличению количества работ, выполненных на «4» и «5». Количество работ, выполненных на удовлетворительную оценку, сократилось с 7 до 4.(Рис. 3)
Таким образом, если сравнивать качество знаний учащихся, выявленных после изучения отдельных блоков учебного материала и темы в целом, то оно выросло на 21%.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента позволяют нам сделать
ВЫВОДЫ о том, что:
2664460884555 1. Использование учебных коллекций, облегчает работу учителя биологии и позволяет ему ограничить количество наглядности, используемой в процессе объяснения нового материала. Это экономит время на уроке, а также способствует концентрации внимания учащихся на основном учебном материале.
2. Учебные коллекции, привлекают интерес у школьников данного возраста и могут оказать влияние на процесс запоминания данного материала. Что и подтверждается результатами эксперимента.
Использование краеведческого материала о насекомых в учебной и внеучебной деятельности.
Курс биологии располагает большими возможностями включения в учебный материал сведений, иллюстрирующих практическое значение биологической науки. При этом большое значение имеет использование материалов краеведческого характера. Это делает изучаемый материал конкретным и близким школьнику, доступным наблюдению, анализу, обобщению. Систематическое использование краеведческого материала на уроках биологии вызывает интерес, способствует активизации процесса обучения, помогает пробуждать и развивать интерес к жизни района, области. Соблюдение краеведческого принципа в школьном преподавании требует от учителя биологии хорошего знания местной фауны и флоры, знания специфических методов и приемов работы по сбору краеведческого материала.
-47625-1292860В течение года нами собран дополнительный наглядный и дидактический материал по зоологии. Материалы хранятся в тематических папках в коллекциях. Ко времени изучения темы накапливается значительная дополнительная информация. Систематическая работа по накоплению дополнительного материала дает возможность постоянно обогащать уроки новыми фактами и данными.