Принцип гуманизации при обучении одарённых детей английскому языку в системе дополнительного образования
Принцип гуманизации при обучении одарённых детей английскому языку в системе дополнительного образования.
Гении падают с неба. И на один раз, когда
он встречает ворота дворца, приходится
сто тысяч случаев, когда он падает мимо.
Д.Дидро.
Гуманистический характер обучения предполагает принятие личности и индивидуальности ребенка, защиту его права на самоопределение и выбор собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Педагогика дополнительного образования, будучи гибкой, вариативной, непосредственно откликающейся на интересы и потребности обучающихся, наиболее полно отвечает этим критериям. Дополнительное образование детей, основываясь на принципе добровольности, позволяет ребенку познать себя, свои возможности, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения.
«Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2010 года», нацеливает учреждения дополнительного образования детей на создание равных «стартовых» возможностей каждому ребенку, оказание помощи и поддержки одаренным и талантливым обучающимся, способствование увеличению доли одаренных детей в конкретной области знаний и творческой деятельности, что и является одним из важных направлений деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества № 5 г.Иркутска.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования педагогической деятельности руководителя клуба английского языка. «Интерфабрика». Личностно-деятельный характер образовательного процесса в данном клубе позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Особое значение в воспитании одаренных детей в условиях ЦДТ имеет система продуктивной, творческой деятельности, основанная на внутренних мотивах воспитанников, дающая право на собственное мнение и ошибку и создающая возможность для экспериментирования.
В выборе подходов к осуществлению работы с одаренными детьми принципиальная позиция данного педагога в том, что одаренных детей он не отбирает, а принимает всех детей и работает с ними в контексте деятельностной парадигмы. Сущность ее в том, что одаренность проявляется в деятельности и оценивается по результатам - успех в деятельности. Главным принципом такой работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Диагностика одаренности осуществляется по значимому результату этой деятельности: если ребенок с интересом включается в деятельность, начинает достигать последовательных успехов, - значит, он является одаренным. Именно по мотивации, которая, по мнению многих исследователей является ключевой характеристикой одаренности личности, ведущей к продуктивной самореализации в специально сконструированной образовательной среде, и по продуктивности (значимому для ребенка результату) этой деятельности здесь определяется одаренность. И поэтому необходимо выделить подход, что для успешного развития одаренности необходимо создание насыщенной, эмоционально богатой культурной среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов. Благодаря погружению ребенка в культуру английского языка ребенок получает возможность глубже осознавать и развивать свои интересы.
В научно-методической литературе отмечается, что ученики отличаются друг от друга прежде всего способностями к учению, т. е. одаренность, а также обучаемостью.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в языковую среду.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в области английского языка (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога дополнительного образования;
Формы работы с одаренными учащимися
· творческие мастерские;
· групповые занятия по годам обучения с сильными обучающимися;
· конкурсы;
· интеллектуальный марафон;
· участие в олимпиадах;
· работа по индивидуальным планам;
· сотрудничество со школами, ИГЛУ, языковыми Центрами и другими образовательными учреждениями
15