Научная статья по педагогике на тему: Реализация принципа интеллектуально-мотивирующего обучения философии


Реализация принципа интеллектуально-мотивирующего обучения при изучении философии студентами художественных специальностей.
Усманова Лариса Тимофеевна.
Гжельский государственный художественно-промышленный институт
Аспирант
Моск. обл. п. ЭлектроизоляторРоссия
Аннотация. В статье обосновывается целесообразность применения принципа интеллектуально-мотивирующего обучения при изучении философии студентами художественных специальностей. Требования принципа автор предлагает реализовать благодаря использованию метода интеллект-карт, который обеспечивает образно-логическое осмысление материала и существенно облегчает запоминание сложного, философского материала.
Ключевые слова. Обучение, принцип, интеллект, мотивация, интеллект-карта, студенты художественных специальностей, понятийно-образное мышление.
Для того, чтобы будущий художник полюбил философию, заинтересовался мировоззренческими, смысло-жизненными понятиями этой науки, осознал важность понимания дисциплины в профессиональном плане, научился видеть жизненные явления в свете полученных на занятиях по философии знаний и пользоваться ими в обыденной жизни студенту художественного отделения колледжа необходимо обладать определенным уровнем развития интеллекта. Для выявления ведущего принципа обучения философии студентов художественного отделения колледжа мы изучили и проанализировали исследования Н.Ц. Бадмаевой [1] о влиянии мотивационного фактора на развитие умственных способностей; Б.В. Илькевича [4] по проблеме профессионально-мотивирующего, художественно-промышленного образования; А.Я. Кудрявцева по вопросу профессиональной направленности обучения; В.В. Канащенковой [5] по вопросу развития художественного мышления и др. В результате обзора указанных концепций, мы пришли к выводу, что принцип интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественного отделения является основным положением, определяющим компоненты системы обучения философии в соответствии с общими целями и закономерностями интеллектуально-мотивирующей направленности философского образования. Являясь одной из категорий дидактики, принцип интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественного отделения, дает возможность охарактеризовать способы использования закономерностей в соответствии с намеченной во ФГОС СПО целью философского образования, сформулировать рекомендации о регулировании отношений между преподавателем и студентом, о способах разрешения возникающих противоречий и путях достижения гармонии в учебно-воспитательном процессе.
Требования принципа интеллектуально-мотивирующего обучения философии, на наш взгляд, можно реализовать благодаря использованию метода интеллект-карт, который обеспечивает образно-логическое осмысление материала (радиантное мышление по Т.Бьюзену) [3, с.63.], позволяет студенту проявить самостоятельность в выборе формы построения, гармоничности, красоте, оптимальности и полноте используемых элементов карты, реализовать потребность в общении, по поводу вариантов отображения материала на карте и существенно облегчает запоминание сложного, философского материала.
Интеллект-карты или карты-памяти впервые были предложены зарубежным психологом Т. Бьюзеном [3], а затем стали рассматриваться отечественными педагогами-исследователями: Е.П. Бершадской, М.Е. Бершадским [2], Е.В. Боковым, П.П. Ивановым, и др. в качестве эффективного метода обучения, способного сделать процессы мышления наблюдаемыми, привить интерес к учебно-познавательным действиям и ускорить сам процесс усвоения знаний. Интеллект-карты, которые составляли наши студенты художественного отделения колледжа на занятиях по дисциплине «Основы философии» адоптированы, как к изучаемой дисциплине, так и к будущей специальности. Поэтому, мы им дали название «интеллектуально-мотивирующие карты» (далее ИМК). Под ИМК в нашем исследовании подразумевается способ содержательного обобщения философских знаний, метод обучения, способный развивать познавательную активность, мотивацию, понятийно-образное мышление путем систематизации, структурирования учебного материала и обеспечения целостности его восприятия учащимися. Во всех компонентах учебного процесса ИМК рассматривается нами в качестве основного метода реализации интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественного отделения колледжа.
Эффективность и действенность разработанной нами идеальной модели интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественного отделения колледжа, обеспечивается реализацией комплекса дидактических условий, которые предполагают, что развития интеллекта и формирования положительной, устойчивой мотивации к изучению философии можно добиться, если:
1) учебная деятельность студентов направлена педагогом на принятие, понимание и удержание цели, поставленной учителем и подчинение ей своего поведения;
3) методика работы с интеллектуально-мотивирующими картами применяется при интеграции коллективных и групповых форм обучения и в сочетании с другими приемами активизации учебно-познавательной деятельности для создания у студентов чувства самостоятельности процесса поиска знаний, свободы выбора и ощущения своей компетентности;
4) преподаватель создаёт благоприятный, позитивный, эмоциональный настрой и ситуации эмоциональной вовлеченности;
5) в процессе преподавания дисциплины преподаватель интегрирует требования общей дидактики с принципами художественной дидактики [6];
6) занятия проводятся гуманистически ориентированным педагогом, представляющим собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения, способного в своей работе постоянно использовать мотивы-стимулы.
Таким образом, действуя в рамках современной педагогической практики интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественного отделения колледжа, мы отрабатываем своеобразную методику осмысления учебного материала дисциплины «Основы философии», которая наиболее полно охватывает все особенности учебно-познавательного процесса – это интеллектуально-мотивирующие карты, мотивационный потенциал которых ещё не изучен и нуждается в тщательном исследовании.
Список литературы:
1.Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография / Н.Ц. Бадмаева. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. – 280 с. – С.5.
2.Бершадский М.Е. Теоретико-практические аспекты работы с картами интеллект-понятий / М.Е. Бершадский. // Народное образование. – 2012. – №6. – С. 203-212.
3.Бьюзен, Т. и Б. Интеллект-карты. Практическое руководство / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. – Минск: Поппури, 2010. – 352 с.
4.Илькевич, Б.В. Профессионально-мотивирующее художественно-промышленное образование / Б.В. Илькевич, К.Б. Илькевич. – Гжель: ГГХПИ, 2013. – 204 с. – С.149.
5.Канащенкова, А.А. Художественное мышление и условия его развития в старшем дошкольном возрасте / А.А. Канащенкова // Вектор науки ТГУ. – 2011. – № 2(5). – С.104-107.
6.Ломов, С.П. Дидактика художественного образования: монография / С.П. Ломов – М.: ГОУ: Педагогическая академия, 2010. – с.104.
7.Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.