Природно-территориальные комплексы. Ландшафты и их классификация. Влияние хозяйственной деятельности на ландшафты
Модуль 22. Тема: Природно-территориальные комплексы. Ландшафты и их классификация. Влияние хозяйственной деятельности на ландшафты. 8 класс.
Цель: -углубить и систематизировать знания о природных ландшафтах и природных комплексах; -сформировать систему знаний о ландшафтах (ПТК) и факторах их формирования; -дать первичные практические навыки анализа ландшафтной карты; -сформировать знания о классификационных единицах ландшафтов и их характеристиках.
Оборудование: физическая карта Украины, ландшафтная карта, атласы, учебники.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.
Форма урока: комбинированный .
Ценностный компонент урока: формирование системного мышления учащихся – взаимосвязь природных компонентов.
Организация учебной деятельности – 1/45-минутка 1.Организационный момент. 2.Актуализация опорных знаний и умений учащихся – блиц-опрос: 1/Что такое природный комплекс? Какие природные компоненты входят в его состав? 2/Приведите примеры взаимосвязей между рельефом и климатом, почвами и растениями и т.д. Представьте это в виде опорной схемы: Атмосфера Климат . Вода Растительный и животный мир . Почва . Рельеф Геологическое строение Состав горных пород и полезные ископ. . Геологическая история, развитие органического мира. 3/Какой природный комплекс на Земле наибольший? Наименьший? 4.Мини-конкурс «Охарактеризуй почву». Учитель раздаёт учащимся карточки с заданиями по количеству рядов в классе. Учащиеся, сидящие за первой партой, выполняют задание №1, за второй-№2 и т.д. По завершению работы подводятся итоги, определяются победители. Карточка 1. Дерново-подзолистые почвы: 1.Сформировались в условиях……………………климата. 2.Под…………………………растительностью.
3.Мощность гумусового горизонта…………………………см.
4.Содержание гумуса…………………………….%. 5.Плодородие……………………………….. 6.Расположены……………………………………….
Карточка 2. Серые лесные почвы: 1.Сформировались в условиях………………………климата. 2.Под…………………………………растительностью. 3.Мощность гумусового горизонта……………………….см.
4.Содержание гумуса………………………………%. 5.Плодородие…………………………………. 6.Расположены……………………………………..
Карточка 3. Чернозёмы типичные: 1.Сформировались в условиях………………………..климата. 2.Под………………………………………растительностью.
3.Мощность гумусового горизонта…………………………..см.
4.Содержание гумуса………………………………%. 5.Плодородие………………………………………….. 6.Расположены…………………………………………
3.Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся :Рассказ учителя.
Сегодня речь пойдёт о самом главном в географии – природно-территориальных комплексах. Они существуют благодаря тесной взаимосвязи всех природных компонентов. И каждый природный компонент сам по себе отдельно не существует, в единой связи они создают целый комплекс. Человек постоянно влияет на природные комплексы, изменяет их. Изучая природные комплексы, можно предвидеть негативные стороны хозяйственной деятельности человека. Научные исследования отражаются на ландшафтных картах, описаниях территорий и составляют новую область географической науки – ландшафтоведение.
4.Изучение нового материала. Рассказ учителя:
Ландшафты делятся на природные и антропогенные. Природные – состоят из природных компонентов. Антропогенные ландшафты – это природные комплексы, изменения которых связаны с хозяйственной деятельностью человека(с/х угодья, населённые пункты, терриконы, лесонасаждения и т.д.).
Наибольший природный комплекс – это географическая оболочка Земли, в которой можно выделить более мелкие комплексы – материки и океаны, физико-географические страны и т.д. Факторы ландшафтообразования: 1/Главные: радиационный (солнечная энергия) и тектонический (энергия земных недр ).
2/Производные: циркуляционный (энергия Солнца, и земных недр превращается и переносится воздухом, водой и т.п.); антропогенный (превращенная и направленная человеком энергия Солнца, Земли, воздуха, воды и т.п.). Под влиянием радиационного и циркуляционного формируются погода и климат, под влиянием тектонического азонального – горные породы и рельеф.
Работа с ландшафтной картой – она отражает зональность распределения ландшафтов, проявляющуюся в изменении в зависимости от географической широты природных характеристик ландшафтов.
Современные ландшафты Украины сформировались в конце палеогенового – начале антропогенового периодов. Вначале существовали две природные зоны – лесная и лесостепная, а затем в середине антропогена появились степи. В течение антропогенового периода появились два типа ландшафтов: холодные(ледниковые) и тёплые (межледниковые).
Самостоятельная работа: используя данные геохронологической шкалы – стр.68- определить периоды развития ландшафтов, проявление четвертичного оледенения и изменения ландшафтов. Данные занести в тетради. Анализ рис.151 – стр.179 – «Природно-территориальные комплексы речной долины».
Рассказ учителя: -об изменениях природы в период оледенения;
-о формировании лёссов;
-о межледниковых ландшафтов – прилуцкий ландшафт (80-110 тыс.лет назад),
-о формировании послеледниковых ландшафтов;
-нерациональная хозяйственная деятельность человека разрушает ландшафты.
Географический тренинг: Приведите примеры нарушения человеком связей в ПТК. Определите последствия этих нарушений.
2/45-минутка
Классификация ландшафтов Украины.
-записать в тетради, что такое ландшафт – см.стр.282;
-работа с текстом учебника – комментированное чтение стр.180-182 – составляется опорный конспект «Классификация ландшафтов».
Классы равнинные горные и т.д. – выделяются типы, подтипы.
Задание: при помощи ландшафтной карты Украины установите закономерности распространения равнинных и горных типов ландшафтов.
Рассказ учителя: мы установили определённые закономерности распространения -равнинных ландшафтов: 1/смешаннолесные -на севере Украины, в пределах песчаной Полесской низменности; 2/широколистнолесные – на западе Подольской возвышенности; 3/лесостепные – в центральной части Украины; 4/степные – в южной и восточной части Украины. Степные ландшафты в зависимости от Кувл. и почвенно-растительного покрова делятся на три подтипа: северостепной (К=0,6 – 0,5), среднестепной (К=0,5 – 0,4), сухостепной , или южностепной (К= 0,4 – 0,3).
Отдельным типом являются пойменные ландшафты - луговые и болотные. Название вида ландшафта определяется по принципу: рельеф + горные породы + почва + растительность.
Практикум: проанализируйте карту ландшафтов Украины и приведите примеры видоа ландшафтов в пределах Донецкого кряжа и Приднепровской возвышенности. Сделайте вывод об основном факторе выделения видовых природных комплексов.
Самостоятельная работа: 1.Решение проблемы – стр.182; 2.Выписать в тетради значения всех ключевых слов и понятий – стр.182; 3.Записать в тетради обобщение по теме.
Информация о домашнем задании:
-выучить п.33; -выучить все понятия и термины; -подготовить сообщение на тему:»Ландшафты Донбасса».Проблемное задание: произойдёт ли изменение климата в бассейне Десны в случае сооружения на ней ГЭС и крупного водохранилища?
Модуль 23 (2/45-минутки)
Тема: Понятие физико-географического районирования. Карта физико-географического районирования Украины. Научное и практическое значение природного районирования.
Цель: -предоставить знания о системе единиц физико-географического районирования; -положить начало умению обосновать границы единиц физико-географического районирования; -сформировать практические навыки работы с картой физико-географического районирования.
Оборудование: ландшафтная карта Украины, карта физико-географического районирования, физическая карта Украины, атласы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.
Ценностный компонент урока: умение использовать ландшафтные карты для анализа природно-географического районирования.
Организация учебной деятельности -1/45-минутка 1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний и умений учащихся – беседа:
-что такое ТПК?
-Зачем проводят классификацию ландшафтов?
-Что такое ландшафт? -Какие классы выделяют в пределах Украины?
-Почему нужно изучать свойства ландшафтов?
Блиц-опрос: 1.Что такое природный комплекс? Какие природные компоненты входят в его состав?
2.Приведите примеры взаимосвязи между рельефом и климатом, почвами и растениями, поверхностными водами и климатом.
3.Какой природный комплекс на Земле самый большой?
4.Какие изменения происходят в природном комплексе при условии изменения одного из его природных компонентов?
Фронтальный опрос: 1.Какая наука изучает ландшафты?
2.Что такое антропогенные ландшафты? Приведите примеры.
3.Чем обусловлено многообразие ландшафтов на территории Украины? 4.Как и почему изменяются ландшафты с течением времени?
5.Какое оледенение имело наибольшее влияние на территорию Украины?
2/45-минутка:
3.Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся. Рассказ учителя:
- о сложности ландшафтной карты Украины;
-смешаннолесные ландшафты объединяются с участками болотных, пойменных, лесостепных ландшафтов;
-комплексные исследования ландшафтов;
-физико-географическое районирование – это выделение и описание больших территорий, которым присущи определённые черты природы; -карта физико-географического районирования.
4.Изучение нового материала – рассказ учителя: на картах физико-географического районирования контуры ландшафтов генерализируют (т.е. обобщают) по преобладающим классам, типам и видам ландшафтов. Единицы ф-г районирования (страна, зона, подзона, провинция, область, район) выделяются с учётом трёх главных факторов – источников энергии ландшафтообразования.
Схема ф-г районирования и единицы ландшафтов имеют определённое соответствие – на доске учитель чертит эту схему и даёт понятия:
а/что такое ф-г страна? б/ф-г зона; в/ф-г провинция; г/ф-г область; д/ф-г район.
Физико-географическое районирование проводится с целью облегчения описания природных территорий на научной основе. Поскольку хозяйственная освоенность территории Украины высокая, решение проблем природопользования нуждается во всестороннем учёте природных условий и ресурсов.
Изучение карты физико-географического районирования Украины: изучите легенду этой карты, выделите основные её природные единицы и нанесите их на контурную карту (шаблон). Подпишите их.
Самостоятельная работа: составить таблицу, в которой отобразить основные типы ландшафтов Украины (по образцу):
Тип ландшафта К увлажнения Почвенно-растительный покров Современные ф-г процессы
смешаннолесной0,8 Дерново-подзолистые Заболоченные,переосушение болот
широколиственный лесостепной степной сухостепной 5.Закрепление новых знаний и умений учащихся -беседа:
а/в чём состоит суть ф-г районирования?
б/Какие единицы ф-г районирования существуют?
в/В пределах каких ф-г стран расположена Украина?
г/На какие природные зоны разделяется равнинная часть Украины?
д/По каким критериям выделяют единицы ф-г районирования? 6.Итог урока – заключительное слово учителя.
7.Домашнее задание: выучить п.34; выписать и запомнить все ключевые слова и понятия по теме; подготовить сообщение по отдельным природным зонам Украины.