Интеграция предметов художественно – эстетического цикла, как средство реализации современного урока музыки.

Автор: Тихонова О.И.
учитель музыки МБОУ СОШ №23
г. Волжский Волгоградская область

Интеграция предметов художественно – эстетического цикла, как средство реализации современного урока музыки.


Современный урок искусства должен способствовать раскрытию индивидуальности и неповторимости каждого ребенка, умению найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности. Но для этого в сознании ребенка должно четко формироваться целостное представление о мире. А это возможно на основе интеграции знаний по предметам художественно-эстетического цикла.
Интеграция это деятельностный и продуктивный способ получения знаний. Формирование целостного представления учащихся о мире происходит только в целостной учебной деятельности. Интеграция содержания образования стала основой инновационных технологий, способных сформировать у детей универсальные и одновременно мобильные знания посредствам развития в тесной взаимосвязи интеллектуальной, когнитивной и творческой сторон человеческой личности.

Чтобы проектировать интегрированный урок, надо четко представлять его структуру, учитывая все особенности данного занятия. Очень часто педагоги не видят различия между комплексным занятием и интегрированным. В чем же специфика интегрированных уроков? Сначала попробуем разобраться в терминологии. Проведем трактовку понятий «комплекс» и «интеграция»

«Словарь иностранных слов»:
Комплекс – совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое;
Интеграция – восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей.

«Словарь русского языка» С.И.Ожегова:
Комплекс – совокупность, сочетание чего-нибудь, каких-либо представлений;
Интеграция – объединение в целое каких-либо частей.

«Советский энциклопедический словарь»:
Комплекс – совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое;
Интеграция – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Процесс сближения и связи наук, происходящих наряду с процессами их дифференциации.

Отталкиваясь от этих определений, попробуем разграничить понятия «комплексные уроки» и «интегрированные уроки»
В комплексных уроках прослеживается именно совокупность предметов и явлений в учебно-воспитательной работе, сочетания материала (поэтического, художественного, музыкального, познавательного) к одной теме.
Например, тема «Осень». В содержании урока можно включить все, что дети узнали и выучили: и про урожайный сентябрь в золоченом уборе, и про пестрый разноцветный октябрь, и про хмурый ноябрь с первым снегом. Дети поют песни, и читают стихи, и выполняют рисунки, и вся их деятельность посвящена одному времени года – осени. На таком уроке могут прозвучать и радостные стихи об урожае и печальная песня – об улетающих птицах «Скворушка прощается» и рисунки детей могут быть разными по эмоциональной окраске. Таким образом, в содержании данного урока вокруг темы «осень» объединяется самый разнообразный материал – здесь присутствует совокупность природных явлений в художественных образах.
Следовательно, такой урок – комплексный.

Совсем другое дело, когда в основе содержания урока – тема или образ в одной тональности. Если речь идет об осени, а точнее, об осени первоначальной (тихой, светлой, хрустальной), тогда весь материал – и стихи, и песни, и музыка для слушания, и рисунки – должны соответствовать этому настроению. В этом случае можно говорить о взаимосвязи, взаимовлиянии, взаимопроникновении (или об интеграции) различных искусств и видов детской деятельности, работающих на сознание одного образа.

Механизмом интеграции является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности и искусства. (Это как пирамида, где один вид деятельности наслаивается на другой, дополняя его, и в конце мы приходим к той точке, к тому образу, который должен остаться в сознании детей).

В основе интегрированных уроков может лежать не только не только синтез искусств и художественной деятельности детей. Эти уроки могут быть наполнены другими видами деятельности: трудовой, познавательной (развитие речи, ознакомление с окружающим миром), двигательной.
Интеграция может присутствовать и внутри одного вида деятельности, например, музыкальной.
Так, если на уроке дети привлекаются к слушанию музыки, пению, простейшим музыкально-ритмическим движениям, элементарному музицированию, музыкальному творчеству, то они, глубже осознают основные средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм. (Темы уроков: «Ритм – сердце музыки», «Музыка и настроение»).

Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности ребенка. Его эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья, выход на творчески продуктивную деятельность: рисование на основе полученных впечатлений, ручной труд (изготовление игрушек, плетение), сочинение песен, небольших рассказов на заданную тему, музыкально-игровые, инструментальные импровизации.

В процессе интеграции разных видов искусства и творческой деятельности дети получают возможность всестороннего, глубокого, многогранного ознакомления с изучаемой темой; каждый ребенок раскрывает свой творческий потенциал в различных видах деятельности, формируются яркие положительные эмоции в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения с взрослыми, возрастает уровень социальной и творческой активности учащихся.

Продуктивное сотрудничество педагогов в процессе их подготовки интегрированных уроков и творческих проектов реально повышает качество и эффективность образовательного процесса.


Литература:
1 «Словарь русского языка» С.И. Ожегова под редакцией члена-корреспондента Н.Ю. Шведовой Москва «Русский язык» 1989
2 «Словарь иностранный языков» - онлайн
3 «Советский энциклопедический словарь» издательство «Советская энциклопедия» 1986 год






15