Программа спецкурса Интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла на уроках литературы 4-8 классы. Авторская разработка Людмилы Ивановны Шестеровой

ПРОГРАММА
спецкурса
«Интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла на уроках литературы»
4-8 классы


Авторская разработка Людмилы Ивановны ШЕСТЕРОВОЙ






















Владикавказ, 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Большое значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности имеет искусство. Автором разработан спецкурс «Интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла на уроках литературы», предназначенный для учеников начальной и средней школы, позволяющий познакомить с учащихся с лучшими произведениями мировой культуры в рамках уроков литературы. Его особенностью, как следует из названия, является полная интеграция. На всем протяжении его изучения, с четвертого по восьмой классы, идет взаимное проникновение фольклора, мифологии, живописи, музыки, словесности, поэзии, истории, философии.
Основной целью курса является раскрытие сущности эстетических ценностей, приобщение учащихся к искусству, к классическим образцам мировой культуры, обладающей высокими художественными достоинствами.
Структура программы содержит два основных раздела и предполагает деление курса по возрастному признаку. Каждый раздел имеет свои части.
Содержание программы для младших классов определяется миром интересов и предпочтений этой возрастной группы. Для данной категории учащихся введены произведения, входящие в круг детского чтения, но не изучающиеся в школе.
Раздел «Литературные сказки» представлен в большей степени зарубежными писателями, что позволит учащимся воспринимать русскую литературу в контексте мирового литературного процесса, а также по той причине, что русская литература выделена в школьной программе как самостоятельный предмет, тогда как зарубежная изучается фрагментарно.
Большое внимание в программе уделено методу сопоставления одноименных произведений разных видов искусства. Этот сравнительный анализ позволит развивать аналитические способности учащихся, умение находить общее и различное, делать выводы и обобщения.
Целью раздела «Изобразительное искусство» является знакомство с живописью, ее основными жанрами. Целесообразность его введения обусловлена почти полным отсутствием его в школьной практике других предметов или формальным изучением. Настоящая программа отводит этому разделу 30 часов. Она представлена исключительно русскими художниками, так как русская классическая живопись - глубочайший источник эмоционального восприятия и нравственного обогащения, к тому же понятна и доступна младшим школьникам.
Основным принципом программы является преемственность между начальным и средним школьным звеном. При этом логика изучения материала выстроена так, что каждая последующая тема связана с предыдущей и подготавливает дальнейшее изучение.
Подобный подход поможет учащимся осознать, что развитие культуры - это живое поступательное движение.
Также этому будет способствовать и другой - линейный принцип обучения: от простого к сложному.
Программа для среднего звена, в 6 - 8 классах, предполагает следующие виды работы: лекции, зачеты, рефераты, сообщения, тесты, викторины, творческие работы, рисунки, инсценирование, костюмированные представления языческих праздников.
Отбор произведений различных видов искусства, включенных в программу «Интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла на уроках литературы», диктовался, прежде всего, их художественной ценностью и доступностью восприятия для данной возрастной группы.
Данная программа успешно применялась на практике в течение 6 лет и вызвала большой интерес обучающихся, которые показали высокую результативность в процессе изучения курса «Интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла на уроках литературы».




ПРОГРАММА

Четвертый класс (30 часов)

СКАЗКИ

Введение
Что такое сказка. Виды сказок. Построение сказок.

Русские народные сказки

О ком и над чем смеется сказка.
Дураки и глупцы в сказках.
Лень, трусость, жадность, неразумность, глупость - обычный предмет народных шуток. Дураки и глупцы - частые персонажи сказок. Противопоставление дурачка умным братьям.
«Как Иван дверь стерег», «Иванушка - дурачок», «Дурак и береза», «Чивы, чивы, чивычок», «Лиса и журавль», «Глупая барыня», «Барин и мужик», «Лиса и козел».
Герои сказок - самые известные и самые таинственные существа на земле:
«В чащобе лесной проживала Яга»;
«Леший - славный старичок»;
«Русалка на ветвях сидит»;
«Там царь Кощей над златом чахнет».

Осетинские народные сказки

Творчество национальное самобытное, неотделимое от жизни народа со всеми особенностями его исторического бытия.
«Волк и сын хана», «Как бедная девушка спаслась от алдара», «Ох-ох и сын бедняка», «Как верблюд пропал из-за своей глупости», «Еж и царь», «Как мышь женила сына».

Викторина «Знаешь ли ты сказки?»


Литературные сказки. «Сказочники мира так прекрасно разны».

«Как я познакомился с Александром Пушкиным» (рассказ Кота Ученого из Лукоморья). «Колокольчик из княжеской табакерки» - Сказки В.Ф. Одоевского. «Уральских гор сказочник» - Сказки П.П. Бажова. «Аленушкин папа» - Сказки Д. Мамина-Сибиряка. «Гость из старой Франции» - Сказки Шарля Перро. «Немецкие братья» - Сказки Якоба и Вильгельма Гримм. «Хитрый братец Кролик» - Джоэль Харрис, «Братец Лис и братец Кролик». «Стойкий оловянный солдатик» - Ганс Христиан Андерсен. «Кто придумал лучшую выдумку на свете» - Астрид Линдгрен.


Сопоставление одноименных произведений разных видов искусства

Сопоставление сказок

«Золушка», братья Гримм - «Золушка», Шарль Перро. «Мальчик с пальчик», братья Гримм - «Мальчик с пальчик», Шарль Перро. «Волшебник из страны Оз», Таймен Френк Баум - «Волшебник Изумрудного города», Александр Волков

Сопоставление сказки и музыкального произведения

«Щелкунчик и мышиный король», Эрнст Теодор Амадей Гофман - музыка из балета «Щелкунчик», Петр Ильич Чайковский

Сопоставление сказок и произведений живописи

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», народная сказка - «Аленушка», картина В. Васнецова. «Иван-Царевич и Серый волк», народная сказка - «Иван-Царевич на Сером волке», картина В. Васнецова.
Подумаем вместе: Почему возникают одноименные произведения у авторов, живших в разное время в разных странах?
Творческая работа «Мы сочиняем сказку».
Турнир знатоков сказок.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся 4 классов

Учащие должны знать:
содержание прочитанных произведений;
последовательность и связь событий в изученных произведениях, главных героев.
Учащиеся должны уметь:
пересказывать устно и письменно - кратко, подробно, выборочно - эпизод;
составлять план небольшого произведения;
составлять устный рассказ о герое;
сопоставлять одноименные произведения разных жанров.




Пятый класс (30 часов)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Введение
Что такое живопись. Основные жанры живописи: натюрморт, пейзаж портрет.
Натюрморт
Машков И. «Виноград, лимоны и рак». Кончаловский П. «Апельсины и мятая бумага».

Пейзаж
Уроки - путешествия
Шишкин И. «Рожь». Васильев Ф. «Мокрый луг». Куинджи А. «Лунная ночь». Айвазовский И. «Черное море». Левитан И. «Стога», «Золотая осень».

Портрет
Уроки - презентации
«С портрета Рокотова снова смотрела Струйская на нас...» (Рокотов Ф., портрет Струйской). «Но красоту ее Боровиковский спас» (Боровиковский В., портрет Лопухиной). Серов В., «Мика Морозов», «Девушка, освещенная солнцем». «Себя как в зеркале я вижу...» (Прижизненные портреты А.С. Пушкина кисти В.А. Тропинина, О. Кипренского, П.И. Челищева, П.Ф. Соколова, И.А. Линева, автопортрет).

Путешествия по музеям
Уроки - экскурсии

Третьяковская галерея
А. Рублев «Троица». В. Маковский «Свидание». А. Саврасов «Грачи прилетели». К. Брюллов «Последний день Помпеи». А. Иванов «Явление Христа народу». В. Перов «Проводы покойника», «Тройка»
Русский музей
П. Федотов «Сватовство майора». И. Репин «Бурлаки на Волге». В.Васнецов «Богатыри»

Что такое иллюстрация

Художник А.В. Кокорин рисует сказки Андерсена. Иллюстрируем сказки сами.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 классов

Учащиеся должны знать:
основные жанры живописи;
художественные музеи, картинные галереи;
значения терминов (этюд, сюжет, колорит, композиция).
Учащиеся должны уметь:
разбираться в жанрах живописи;
определять композицию картин;
пересказывать сюжет картины;
описывать главных героев;
делать сопоставительный анализ произведений изобразительного искусства и литературы, объединенных одной темой.







Шестой класс (30 часов)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Введение
Возникновение народа «Рос».
Язычество древних славян
Устройство мира в представлении древних славян
Земля - живое существо. Вселенная - «яйцо от космической птицы». Девять небес - девять слоев вокруг земли. Мировое древо - связь Земли и Неба. Остров Буян - это рай?

Пантеон богов
Род и Рожаницы. Бог весны Ярило. Божество лета Купала. Верховный бог Сварог. Бог огня Сварожич. Покровитель скота Велес. Повелитель грома Перун. Славянский бог Огонь.

Красота и боги. Боги любви
Лада - славянская Венера. Лель и Полель - братья-близнецы.

Красота и боги. Боги добра и зла
Белбог и Чернобог. Яга и Кощей. Леший и водяной. Домовой.

Славянские нимфы
Вилы или русалки.
Люди и духи
Колдуны, чародеи, оборотни.
Имя твое
Самые древние имена. Мужские имена. Женские имена. Обрадят наречения. Проза и поэзия в именотворчествое древних славян.
Итоговые занятия
Сочинение-фантазия: «О чем я попросил бы «своего бога?»
Зачет по заранее сформулированным вопросам
Сообщение учащихся:
- Какие предметы, связанные с язычеством, сохранились до наших дней.
- Какие выражения пришли в наш язык из древности.
- Баба-Яга – одно из самых известных и таинственных существ на Земле.
- Третий брат Солнца и Молнии
Костюмированное представление языческого праздника (групповое):
- Масленница
- Ярилки
- Чествование Велеса
- Ляльник
- Перунов день.
Реферат «Герои славянских мифов – герои русской литературы».
Оформленние, защита
Основные требования в знаниям и умениям учащихся 6 классов
Учащиеся должны знать:
особенности язычества древних славян;
пантеон языческих богов;
древние славянские праздники;
именотворчество древних славян;
Учащиеся должны уметь:
давать развернутый ответ на вопрос;
составлять план собственного устного и письменного высказывания;
готовить индивидуальные и групповые сообщения;
активно участвовать в костюмированных представлениях;
Седьмой класс (34 часа)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Древняя Греция
Введение
Детство человечества. Античная литература.

Мифы Древней Греции
Боги и герои
Олимп - место обитания богов и географическая точка Греции. Зевс - царь богов и людей. Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Персефона - могущественные боги морей, подземного царства, плодородия. Аполлон, Артемида, Афродита -прекрасные дети Зевса. Арес, Гефест, Гермес, Афина.

Боги и титаны
Прометей - восставший против Зевса. Геракл - величайший герой Греции. Тантал - оскорбивший врагов и жестоко наказанный ими. Танталовы муки. Персей - один из популярных героев Греции, убивший Медузу-Горгону. Тесей - герой афинской аристократии, прославившийся похищением прекрасной Елены и уложивший Прокруста в его ложе. Прокрустово ложе.

Мифологические сюжеты в европейской литературе и искусстве
В произведениях итальянских художников эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи - бюст богини Флоры, Сандро Боттичелли - «Рождение Венеры», «Весна», Тициан «Даная», «Венера перед зеркалом», Рафаэль «Парнас».
В произведениях голландских художников. Рубенс «Персей и Андромаха», Рембрандт «Даная», «Голова Паллады Афины», «Флора».
В произведениях французской школы. Пуссен «Эхо и Нарцисс», «Спящая Венера», Коро «Купание Дианы», Буше «Аполлон и Дафна».
Использование мифологических сюжетов в литературных произведениях. Шекспир «Венера и Адонис», Данте «Божественная комедия», Рабле использует образы в «Гаргантюа и Пантагрюэль», Гете использует образы в «Прометее», «Фаусте», Шоу «Пигмалион».
Заимствование античных сюжетов в музыке. Монтеверди оперы «Дафна», «Эвридика», «Орфей», Глюк «Орфей», Моцарт «Идоменей».


Гомер. Личность Гомера
Археолог Шлиман и поиски Трои. Поэма войны «Илиада». Тема, содержание, герои поэмы. Поэма мира «Одиссея». Главные образы поэм. Пародия на «Илиаду» Гомера (древнегреческий поэт Пигрет «Война лягушек и мышей», В.А. Жуковский - переложение поэмы в комической форме). Переводчики поэм: Гнедич - переводчик «Илиады», Жуковский - переводчик «Одиссеи».

Итоговые занятия
Зачет по теме «Боги и герои мифов Древней Греции».
Проверка знаний древнегреческих и древнеримских богов.
Проверка знаний фразеологизмов, пришедших из античных мифов.
Реферат. Оформление и защита (примерные темы: «Античная мифология и ее влияние на современность», «Использование мифологических сюжетов в произведениях голландских и русских художников», «Троянская война» и др.)
Творческие работы: сочинение «И боги спустились на землю», рисунок (выбор героя и обоснование своего мнения, инсценирование (подобрать костюм, аксессуары и выступить с монологом от имени выбранного героя).



Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 классов

Учащиеся должны знать:
что такое античное искусство;
пантеон древнегреческих богов;
мифологические сюжеты в европейской литературе и искусстве;
кто такой Гомер;
сюжеты, герои поэм «Одиссея», «Илиада».
Учащиеся должны уметь:
доказательно отвечать на вопросы;
создавать устное или письменное сочинение-рассуждение с учетом авторского отношения к ним;
объяснять значение идиом, пришедших из античной мифологии;
участвовать в инсценировании мифологических сюжетов;
















Восьмой класс (28 часов)
БИБЛИЯ. НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОВОГО ЗАВЕТА
Первая часть

Введение
Возникновение христианской религии. Знакомство с Библией. Состав повествовательной книги Нового Завета.

Авторы Евангелий
Евангелист Матфей. Евангелист Марк. Евангелист Лука. Евангелист Иоанн Богослов.
В поисках исторического Иисуса
Как выглядел Иисус Христос. Туринская плащаница: истинный портрет Христа?

Служение Христа в повествованиях евангелистов
Poждество и поклонение волхвов. Бегство в Египет, избиение младенцев. Крещение. Проповедническая деятельность. Чудеса Иисуса Христа. Въезд Иерусалим. Тайная вечеря и предательство Иуды. Осуждение на казнь. Суд Понтия Пилата. Несение и выдвижение креста. Распятие. Воскрешение.
Вознесение.
Нравственно-этические основы Нового Завета как общечеловеческая проблема. Основные притчи
Притча о сеятели. Притча о добром самарянине. Притча о злых виноградарях. Притча о мытаре и фарисеях. Притча о двух сыновьях. Притча о талантах. Притча о блудном сыне.
Нагорная проповедь - обращение к людям всех веков и возрастов


Вторая часть
Введение
Изменение точки зрения на Библию - восприятие ее не как безусловного священного писания, а восприятие ее как вечной загадки.
Противоречие, умолчание, недосказанность, необъяснимость, сложность, закодированность основных положений и лиц Библии - предмет споров, дискуссий, размышлений, догадок, сомнений.

Иисус - загадочная личность
Расхождение между Лукой и Иоанном в определении возраста Христа. Иисус и его семейство:
- Мария, мать. Крайне редкое появление ее в Новом Завете и отсутствие в самые драматические моменты жизни ее сына.
- Иосиф, отец, один из самых интригующих образов Нового Завета.
- Семейный разлад.
Иуда Искариот. Роковая роль в драме Страстной недели. Кто он - реальная личность или легенда? Суд. Почему Понтий Пилат пытается защитить Иисуса и затем отдает на истязания солдатам? Культ распятого Христа. Почему художники неверно изображали распятие? Воскресение - ключевой вопрос христианства. Крайне противоречивые рассказы евангелистов об этом событии. Вознесение. Отсутствие отражения этого события у Матфея, Иоанна, первых христианских писателей.

Сюжеты Библии в произведениях живописи
Знакомство с репродукциями картин русских и западно-европейских художников: Н.Н. Крамского, И.Е. Репина, А.А. Иванова, В.Д. Поленова, Н.Н. Ге; Джотто, Тициана, Микеланджело, Рембранта, Мурильо, Леонардо да Винчи, Рубенса и др. Анализ фрески Джотто ди Гондони «Поцелуй Иуды».


Итоговые занятия
Зачет как форма контроля знаний учащихся.
Творческие работы:
Индивидуальная работа над картиной:
Описание библейского сюжета, легшего в основу картин.
Описание самой картины: композиция, герои, статичность или динамизм, изображение, характер героев, колорит, фон, пейзаж (если есть), возможное расхождение с Библией.
Сочинение-размышление над библейскими притчами, их вечными ценностями, толкование притч.
Реферат на самостоятельно выбранную тему, который содержит: рассказ о художнике, обзор его творчества, подробный анализ картин на библейский сюжет, грамотное составление библиографии, оформление реферата.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 классов

Учащиеся должны знать:
возникновение и состав Библии;
четвероевангелие и евангелистов Нового Завета;
историчность Христа;
основные предвестия и деятельность Христа;
гибель и воскресение;
нравственно-этические основы Нового Завета, основные притчи.
Учащиеся должны уметь:
самостоятельно формулировать вопросы по материалу лекции;
составлять тезисы прослушанной лекции;
свободно владеть монологической речью;
готовить сообщение, доклад, реферат;
обосновывать свое мнение и аргументированно его отстаивать;
пользоваться дополнительной литературой;
грамотно составлять библиографию.





























Библиография
Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. - Л., 1990.
Артамонов С.Д. Литература Древнего мира. - М., 1988.
Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. - М., 1995.
Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. - М, 1977.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета Канонические. New Life Campus Crusade For Christ International, 1991.
Большая книга Бабы Яги. / Автор идеи и составитель А. Усачев. - М., 2004.
Васильев Л.В. История религии Востока. - М., 1983.
Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972.
Виноградова Н.А., Николаева Н.Р. Искусство стран Дальнего Востока. М., 1979.
Волошина Т.А. Астапов С.Н. Языческая мифология славян. - Ростов н/Д, 1995.
Гарднер Л. Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа. - М., 2001
Гече Г. Библейские истории. - М., 1989.
Громов Д.В. Малоизвестные книги по славянской мифологии // Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 10. 2002. (Совм. с А.А. Бычковым, под псевд. А. Правин). С. 77-94.
Громов Д.В. Фольклорные тексты о "ранешней" Библии // Живая старина. 2003. № 1. С. 42-44.
Громов Д.В. Восточнославянские дуалистические легенды о сотворении мира // Вестник традиционной культуры: статьи и документы. Вып. 3. М., 2005. С. 8-30.
Диккенс Ч. Жизнь нашего Господа Иисуса Христа. Рига, 1991.
Древняя Греция. Книга для чтения. - М., 1974.
Дронов П.Т. Библия и христианство // Литература в школе, №2, 1990.
Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 1997
Иванов Н.Н. 300 вопросов и ответов о мифологии. - Ярославль, 1997.
История искусств. Библиотека школьника. Учебное пособие. / Автор и составители Воротников А.А., Горшкова О.Д., Еркина О.А. - Минск, 1997.
История культуры России. Курс лекций. - М., 1993.
Керам К. Боги, гробницы, ученые. - М., 1966.
Климович Л.И. Книга о Коране. - М. 1986.
Косидовский 3. Библейские сказания. Сказания Евангелистов. - М., 1991.
Косидовский 3. Когда солнце было богом. - М., 1980.
Котельников В.А. О христианских мотивах у русских поэтов. // Литература в школе, №3, 1994.
Кочетов А.Н. Буддизм. - М., 1983.
Кудрявцева Т.С., Михайлова С.Ю. Русская культура. Пособие для уроков русского языка, литературы, истории. - М., 1997.
Кузмичев И.К. Лада или повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда Русская красота стала есть. Эстетика Киевской Руси. - М., 1990.
Кун. Мифы и легенды Древней Греции. - Владикавказ, 1993
Лисов Г. Как выглядел И. Христос? // Аврора, №6, 1989, с. 61.
Любимов Л. Искусство Древнего мира. - М., 1996.
Любимов Л. Искусство Древней Руси. Книга для чтения. - М., 1981.
35.Мертлик Р. Античные легенды и сказания. - М., 1992
Ольденбург С. Жизнь Будды, индийского учителя жизни. // Наука и религия, №1, 1990.
Павловский А.И. Вифлеемская звезда (серия «Круг чтения»). - М., 1990.
Пиотровский М.Б. Коранические сказания. -М., 1991.
Потребня А.А. Символ и миф в народной культуре. - М., 2000
Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа / Сост. Бахметева А.Н. - СПб., 1991.
Русалочьи озера Курганской области // Живая старина, № 4, 2006
Рациг С.И. История древней греческой литературы. - М., 1982.
Ренан Э. Жизнь Иисуса Христа. - М., 1990.
Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. М., 1990.
Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Под ред. Н.И.Толстого. - М., 1995-1999.
Сказки народов СССР в двух томах. - М., 1986.
Стингл М. Тайны индейских пирамид. - М., 1982.
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М., 1986.
Толковая Библия в трех томах. - Стокгольм, 1987.
Тураев Б.А. Египетская книга мертвых // Наука и религия, №1, 1990.
Церен Э. Библейские холмы. - М., 1966.
Яровой Е.В. Мистика древних курганов. - М., 2005















13PAGE141915







15