Инновационный проект «Интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла с введением регионального компонента как один из методов формирования метапредметных навыков».


СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
1.Масштаб инновации – Системное.
2.Количество участников инновационной работы – группа педагогов.
3.Уровень инновации – региональный.
4.Описание инновационного опыта
Тема: «Интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла с введением регионального компонента как один из методов формирования метапредметных навыков».
ВВЕДЕНИЕ
В МБОУ «Гимназия г.Шагонар» с сентября 2009 года по май 2012 года проводился эксперимент по теме «Воспитание и обучение детей на основе изучения этнической культуры».
Шагонар – город многонациональный. По сравнению, например, с Овюрским или Тес-Хемскими кожуунами, где я проживала раньше, этническая идентичность детей здесь не так ярко выражена, как в тех отдаленных районах. Я работаю в гимназии г.Шагонар с 2007 года. Здесь учатся с 5 класса дети разных школ города и кожуунов республики. Есть смешанные классы с русскими и тувинскими детьми. Я считаю, что особенно в таких классах важно учить детей толерантному отношению к культурным ценностям разных народов. Эмоциональное восприятие произведения искусства способствует тому, что активизируется духовный мир детей (в процессе обучения на обычных уроках учитель обращается практически только к левому аналитическому полушарию ребенка, а на уроках искусства идет активация и правого полушария, что уравнивает нагрузку восприятия материала урока), они учатся по-настоящему слушать музыку, размышлять о литературе, слушать и понимать друг друга, учатся уважительному отношению к искусству, к своей национальной культуре и терпимому отношению к иной культуре.
Сегодня, в век глобализации и стремительного развития новых технологий, наиболее важно не забывать о духовном развитии личности. Литература, музыка, живопись и другие виды искусства приобщают каждого ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через личные эмоциональные переживания.
В искусстве заключен богатейший потенциал духовно-нравственного воспитания, именно оно способно благотворно воздействовать на духовный мир детей, развивая их индивидуальность и самореализацию. На уроках литературы и музыки дети понимают, что настоящее искусство - неотъемлемая часть самой жизни. А если ребенок через изучение этнической культуры познает культуру мировую – это самый эффективный путь достижения цели учителя - становление человека, умеющего мыслить, сопоставлять, анализировать, а главное - любящего, умеющего сопереживать, понимающего и эмоционально воспринимающего музыку и литературу, а значит Жизнь.
Я руководила экспериментом и участвовала как учитель-предметник, осуществляющий программу по литературе и музыке с введением регионального компонента. Программа прошла адаптацию и была защищена на республиканской конференции учителей русского языка и литературы, посвященной году Русского языка в Туве.
Объект инновационного проекта: духовно-нравственное воспитание детей. Предмет: программа элективного курса по литературе
Ресурсы проекта: образовательная среда программа с включением регионального компонента, кабинет, оборудованный компьютером, проектором.
Идея проекта: эффективность обучения и качество знаний учащихся будет выше, если обучение будет опираться на интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла с введением регионального компонента.
Гипотеза: реализация на уроках и во внеурочной деятельности программы интегрированного элективного курса с включением регионального компонента приведет к формированию метапредметных навыков учащихся, которая заключается в следующих знаниях, умениях и способах деятельности, соответствующих требованию уровня подготовки выпускников основной общеобразовательной школы: целостное восприятие окружающего мира, прочность и устойчивость знаний на основе расширения ассоциативных связей, развитый духовный мир ребенка, его воображение, эмоциональная сфера, умение слушать серьезную музыку, воспринимать и понимать произведения искусства.
Цель инновационного проекта: формирование у детей основ художественной культуры как части их духовной культуры и ориентация на развитие и социализацию личности как представителя этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях мировой цивилизации.
Задачи проекта:
•приобщение к чтению и изучению значимых для духовного и нравственного развития школьников - читателей произведений русской и тувинской литературы;
•формирование представления о взаимосвязанности проблем, образов в литературе разных народов, разных эпох;
•воспитание чувства "малой родины", культуры отношений, уважение к людям различных национальностей, формирование межнациональной и межкультурной толерантности в полиязыковом пространстве;
•развитие экологического сознания и нравственно - ценностных ориентиров личности.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующий метод: интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла.
Актуальность и перспективность опыта
Уроки искусства, на которых звучат музыкальные и изучаются литературные произведения, оставляют яркое эстетическое впечатление. Вместе с тем проведение такого урока - дело достаточно деликатное, тонкое, требующее тщательной подготовки и кропотливой работы.
Многолетняя практика показала, что интегрированные уроки - уроки искусства - благотворно воздействуют на духовный мир детей, на их нравственное развитие, на формирование их высокого эстетического вкуса. Это происходит потому, что ориентированы они прежде всего на эмоциональное восприятие литературы и музыки, а это восприятие всегда активно. Источником активности детей становится их художественно-эстетическая деятельность на уроке искусства, которая включает в себя прочувствованное и продуманное восприятие музыки и литературы, понимание смысла художественного произведения, анализ средств эстетического выражения, художественное исполнение произведения, воплощение увиденного и услышанного в собственном художественном творчестве, собственных открытиях.
Задача учителя, планирующего интегрированный урок, - разработать композицию урока, определить его основные части и их соразмерность, с особой тщательностью отобрать как литературный и наглядный материал, так и музыкальные произведения. Сегодня интегрированные уроки без компьютерных технологий представить невозможно. Любая информация, которую использует учитель для подготовки к занятиям, относится к информационно-коммуникационным технологиям. Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения, использованием активных методов обучения, становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Формы работы ИКТ, используемые мною на уроках русского языка и литературы: непосредственно в учебном процессе, для организации научно-исследовательской работы по русскому языку и литературе вне школьных занятий, для организации самостоятельной работы по русскому языку и литературе вне школьных занятий, для обеспечения познавательного досуга.
Медиа-уроки теперь заменяют таблицы, картины, портреты, музыкальные центры, которые были не очень удобны в плане размещения на доске и переноса из класса в класс. Компьютерные технологии придают урокам яркость, наглядность, сохраняют время, а главное, обеспечивают доступность материала всем. Я стараюсь основные уроки проводить на слайдовых материалах. Но ЖИВАЯ музыка, ЖИВОЕ исполнение должны звучать на уроках! Поэтому я по мере возможности стараюсь сыграть на фортепиано отрывки из произведений, спеть романсы и песни.
Интегрированный урок, по верному замечанию М. Бахтина, создает «карнавал мироощущения», позволяет ставить вечные вопросы о смысле жизни, добре и зле, смерти и бессмертии, истине и сострадании. Поэтому так органично дети воспринимают монолог Катерины из пьесы Островского «Гроза» «Отчего люди не летают так, как птицы?» и монолог Кара из «Хайыраан бот» В.Кок-оола у могучей лиственницы «О, кайгамчыктыг чоон дыдым!...», которые выражают жажду свободы, счастья или последний монолог Катерины и песню Кара: «Өзе бээрге база кончуг, өске кижээ бериплеттер, өлү бээрге база кончуг, өзен черже октаплаттар», которые так ярко передают безысходность, тоску, близость смерти.
Таким образом, интегрированные уроки «литература – музыка - живопись» формируют у ребенка целостное восприятие окружающего мира, обеспечивают прочность и устойчивость знаний на основе расширения ассоциативных связей, развивают духовный мир ребенка, его воображение, эмоциональную сферу, воспитывают у него умение слушать серьезную музыку, воспринимать и понимать произведения искусства.
Остается добавить, что урок искусства не требует выводов и обобщений. Его цель - духовное обогащение ребенка и формирование потребности в общении с искусством.
Продуктом данной инновационной деятельности является создание программы элективного курса по литературе, который на данном этапе находится на стадии публикации в ТывГУ.
Новизна опыта
Адаптация методов интеграции с включением регионального компонента; апробация использования в совокупности литературных, музыкальных и художественных ресурсов по формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к написанию сочинения по ЕГЭ; разработка программы элективного курса по литературе.
Ожидаемый результат
Преподавателю Учащимся Родителям
Возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения; дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого; творческий поиск и организации совместной деятельности учащихся и учителей; разработка и выбор наилучших вариантов учебных программ; использование интеллектуальных форм труда.
интерес детей к литературе и музыке, а также урокам искусства, строящимся на основе интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла;
знания детей как музыкальных, так и литературных произведений зарубежной, русской и тувинской культуры;
умение детей вести диалог, как между собой, так и с учителем;
умение сопрягать различные культурные блоки, которые предполагают, с одной стороны, музыку, а с другой – литературу;
умение высказывать свою мысль, при этом интегрировать культурные блоки музыки и литературы;
умение анализировать средства этического выражения;
умение использовать дополнительные источники информации.
Возможность участвовать в процессе обучения, начиная от контроля уровня успеваемости, заканчивая участием в совместных проектах.
Кроме этого, в качестве ожидаемых результатов работы по интеграции, можно выделить следующие:
формирование ключевых компетенций обучающихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности;
формирование компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения;
повышение мотивации к обучению;
создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе;
развитие пространственного мышления, познавательных способностей обучающихся;
эстетическая привлекательность уроков;
развитие творческого потенциала учащихся.
Теоретическая база
Теоретико-методологическую основу данного проекта составляют труды, посвященные интеграции литературы и музыки: Т.Г.Браже. «Интеграция предметов в современной школе», Е.И.Кубанцева. «Музыка в системе искусств и культуре в целом», Е.И.Кубанцева. «Философские основания музыкально-эстетического воспитания», Машенко. «Использование музыки на уроках литературы», А.А.Мелик-Пашев. «Интеграция и самоопределение».
Достоинствами интегрированного урока является большой содержательный объем учебного материала, который требует тщательного отбора произведений, звучащих на уроке; огромная информативность и взаимопроникновение литературы, музыки и живописи на всех этапах урока. В основе интегрированных уроков лежит способ «перекодирования» - переход одного вида искусства в другой, который дает наиболее полное эффективное усвоение, запоминание материала. Именно на этом принципе построена школа мнемотренинга («Как развивать память?») в Санкт-Петербурге «Эйдос». На интегрированных уроках ребенок получает одну и ту же информацию из разных источников, переживая ассоциации от образов. Все это позволяет выйти на гуманитарную диалоговую технологию, с помощью которой можно решить конкретные задачи урока в режиме конструктивного учебного диалога, создать благоприятный эмоциональный климат на уроке и необходимые условия для развития творческих способностей, а также повысить интерес к предмету. Уроки искусства создают особую духовно-нравственную атмосферу, атмосферу творчества, творческой заинтересованности. Интегрированный урок, построенный на принципах диалогового общения, способствует личностному развитию учащихся, вырабатывает в них стремление к самостоятельному мышлению. Общение на уроках литературы с музыкой и живописью, участие в разнообразных видах творческой деятельности дает возможность каждому ученику осознать себя интересной, своеобразной и многогранной личностью.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ г.ШАГОНАР»
«РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
Программа элективного курса
по русской литературе
в национальных школах Республики Тыва.
Составила учитель
русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия г.Шагонар»
ШожукпанВ.Ч.
г.Шагонар - 2015
Программа элективного курса «Региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»
заслушана
на заседании ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ «Гимназия г.Шагонар» Улуг-Хемского кожууна;
6 ноября 2014 года на республиканской конференции учителей русского языка и литературы, посвящённой году Русского языка в Туве.
Составитель: В.Ч.Шожукпан – учитель русского языка, литературы и музыки МБОУ «Гимназия г.Шагонар»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное изучение литературы в школах немыслимо без вариативных факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы культурологического и духовно-нравственного образования учащихся.
В разработанной программе элективного курса поднята важнейшая проблема современной литературы — осмысление того, что понимать, принимать «чужую» культуру так же легко, как и свою, что они составляют одно целое. Поэтому основной целью курса является формирование у детей основ художественной культуры как части их духовной культуры и ориентация на развитие и социализацию личности как представителя этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях мировой цивилизации.
Задачи курса:
•приобщение к чтению и изучению значимых для духовного и нравственного развития школьников - читателей произведений русской и тувинской литературы;
•формирование представления о взаимосвязанности проблем, образов в литературе разных народов, разных эпох;
•воспитание чувства "малой родины", культуры отношений, уважение к людям различных национальностей, формирование межнациональной и межкультурной толерантности в полиязыковом пространстве;
•развитие экологического сознания и нравственно - ценностных ориентиров личности.

Диалог различных культур – предмет дискуссий различных направлений эстетики. Взаимодействие культур различных народов не должно нести негативных последствий, если оно осмысливается и понимается нами в нужном и верном направлении.
В национальной школе, особенно в предметах эстетического направления, почти каждый урок строится на диалоге культур. Взаимопроникновение культур в процессе изучения тем проходит изначально из понимания собственной культуры. Ребенку легче и интереснее изучать мировую культуру через призму своей, национальной, понятной.
Включение регионального компонента на уроки курса позволяет довести до детей мысль о том, что тувинская национальная культура есть часть мировой культуры. Главное предназначение - духовное воспитание личности, умеющей чувствовать, понимать свою и чужую культуру через различные виды искусства.
Ведущее базовое понятие, которое определяет эстетическую проблему и структуру построения данного курса, литература, музыка и живопись в их взаимосвязи и в восприятии мировой культуры через призму этнической. В программе реализован принцип интегрированного изучения гуманитарных дисциплин, построенный на диалоговом общении, которое способствует личностному развитию учащихся и пробуждению у них интереса к духовным ценностям.
КРИТЕРИИ ОТБОРА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ:
привлекательность формы и содержания произведения;
доступность и соответствие возрастным особенностям школьников того или иного сензитивного периода;
высокие идейно - художественные достоинства;
общественное и литературное значение произведения для современников;
наличие в произведении приоритетных тем, позволяющих влиять на ценностные ориентации школьников;
возможность углубления на основе художественных текстов знаний о литературе и формирование специальных умений, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом.
ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА:
принцип интеграции учебного материала;
принцип культуросообразности;
принцип регионализации.
Методика проведения занятий ориентирует учащихся на способы добывания литературных знаний. Учащимся дается представление о видах различных источников получения нового знания: литературный материал, изобразительные материалы (репродукции картин, рисунки); музыкальный материал, музей, источники смежных наук.
Учащиеся включаются в учебно-исследовательскую деятельность. У школьников развиваются умения и навыки вести литературные исследования: личные наблюдения исследователя; фиксация материалов; работа с информаторами; сбор литературного материала, работа в творческой мастерской писателя, поэта.
Принципиальное значение для ведения курса имеет творческое отношение, увлеченность учителя и учеников культуроведческим материалом. Такие учебно-воспитательные задачи во многом и определяют характер и структуру занятий. На каждом занятии закрепляются умения и навыки работы с литературными источниками. Совершенствуются умения школьников проводить анализ явлений культуры, систематизировать, сравнивать и обобщать, делать необходимые выводы.
Формы проведения занятий: семинары, собеседования, практикумы, консультации, диспуты, экскурсии, конференции, зачеты, творческие лаборатории; посещение спектакля, просмотра кино- и видеофильмов, их обсуждение; ролевые игры, проектная деятельность, презентации. На основе анализа современных измерителей качества литературного образования (требований к уровню подготовки выпускников по литературе из ФГОСа, норм оценки письменных работ по литературе, критериев для проверки письменных работ в формате ЕГЭ) определяется круг тех умений учащихся, которые в первую очередь говорят о качественном усвоении предмета.
В результате освоения обязательного минимума содержания элективного курса учащиеся должны:
чтение и восприятие:
прочитать произведения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события);
чтение, истолкование и оценка:
анализировать и оценивать изученное произведение; проводить сопоставительный, сравнительный анализ изучаемых произведений; характеризовать его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов (сцен); средства изображения образов-персонажей; род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;
давать оценку изучаемым лирическим произведениям на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;
знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;
характеризовать историю произведений;
объяснять связь произведений со временем (создания) написания и нашей современностью;
объяснять сходство и различие произведений разных писателей, близких по тематике, разных жанров и родов;
соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи (называть основные черты этих направлений);
чтение и речевая деятельность:
владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений (для характеристики образа-персонажа, основной проблемы, особенностей композиции);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой, устанавливать значение в произведении;
составлять планы, тезисы статей на литературную и публицистическую тему;
писать творческие и исследовательские работы;
выразительно читать изученные произведения, в том числе выученные наизусть (в соответствие с программой).
Количество часов на проведение элективного курса - 34 часа.
Возраст учащихся – выпускной 11 класс. Программа элективного курса также нацелена на обобщение изученных произведений по русской литературе, что способствует подготовке к государственному экзамену по литературе в виде сочинения как допуск к ЕГЭ по русскому языку.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ п\пТема Количество часов.
1. Введение в курс 1
2. Духовная литература. 4
3. Устное народное творчество. 6
3. Лирика. 12
4. Проза 8
5. Подведение итогов выполнения программы курса. Написание сочинения-рассуждения. Защита творческих проектов. 5
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
№ п/пТема Количество часов
1. Введение в курс 1
Раздел 1. Духовная литература
2. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. 10 заповедей мировых религий. Притчи народов мира. 1
3. Библия как Вечная Книга и как памятник человеческой цивилизации.
Буддизм – древнейшая религия мира. Калачакра в Туве. 1
4. Сергий Радонежский – образ святого старца сквозь века. Святые церкви России и Тувы в 20-ые годы ХХ века. Контрольный урок. 2
Раздел 2. Устное народное творчество
5. Несущие мудрость народа (о русских и тувинских сказителях, об искусстве сказителя). 2
6. Сказки (виды, композиция, понятие о сюжете, значение сказки в жизни нации и человека). Тувинские народные сказки. 2
7. Русские былины. «Илья Муромец», «Вольга и Микула Селянинович».Тувинские сказочные герои «Даш хурен аъттыг Танаа-Херел», «Алдай-Буучу». Контрольный урок. 2
Раздел 3. Лирика
8. С. Никитин «Утро». 1
9. А.С.Пушкин «Зимняя дорога», «Зимнее утро». 1
10. Басня С.Крылова «Квартет». Мораль басни.
Басни Ч.М.Чульдум. 1
11. И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Роза»). Ш.Саая «Тыва дылым». 1
12. Лирика «Край ты мой! Родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. Стихотворения тувинских поэтов о родной природе. Изобразительно-выразительные средства в стихотворениях о природе. 1
13. Авторская песня как жанр и явление культуры. Б.Окуджава «Арбатский романс». Творчество тувинских бардов И.Иргит, А.Хоюгбан. 1
14. Жанр сонета. А.С.Пушкин. Зарубежная литература: В.Шекспир, Петрарка. А.Даржай «Венок сонетов». 1
15. Серебряный век. А.Блок. «Стихи о Прекрасной Даме». Иллюзорность образов. Экспрессия. В.Ооржак «Бир-лекежээ…» 1
16. А.Есенин «Письмо матери». А. Даржай «Дарю тебе мелодию букета» - венок сонетов, посвященных матери. 1
17. В.Маяковский. Футуристическое начало ранней лирики. Звуки в словах, вызывающие ассоциации. Звуки в словах, вызывающие ассоциации в молитвах шаманов, лама. 1
18. М.Цветаева. «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Идешь на меня похожий…». С.Ондур «Элегия», В.Ооржак «Оскерлиптин». 1
19. Контрольный урок. 1
Раздел 4. Проза 19. Н.В.Гоголь. «Рождественская ночь». Народные обычаи и традиции украинского народа. Невербальный язык в деталях одежды разных народов. Описание одежды Оксаны. Национальная одежда тувинской девушки. 2
20. Образы исторических лиц в произведениях искусства. Александр Невский. Култегин. 2
20. А.Островский «Гроза». Образ Катерины. Образ Кара из пьесы В.Кок-оола «Хайыраан бот». 2
21. В.Г.Распутин «Прощание с Матерой». Уважение к прошлому, историческая память народа в романе. Тема «малой» родины в произведениях писателей ХХ века. А.Даржай Стихотворение «Далайны мен корбээн мен…»(«Я моря никогда не видел…»2
22. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по критериям ЕГЭ. Аргументация собственной позиции. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ. 3
23. Подведение итогов выполнения программы курса.
Защита творческих проектов. 2
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ итогов разделов могут быть тестирование, фотовыставка, презентация самостоятельно составленной экскурсии, индивидуальные и коллективные творческие работы по теме раздела, индивидуальные и коллективные слайд-фильмы по теме раздела, защита проектов, научно-исследовательских работ.
Таким образом, содержание элективного курса направлено на:
интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
творческое развитие личности ребенка;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
ТАБЛИЦА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ РЕСУРСОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ
РК – региональный компонент
п/№ Тема урока или основной тезис
по литературе Музыкальный материал Иллюстративный материал Кол-во часов
1. Введение в курс. 1
Раздел 1. Духовная литература. 2. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. 10 заповедей мировых религий. Притчи народов мира. Запись музыкальных интерпретаций притч «Лучшее на Земле», «Монах и философ», «Дед, сын и внук». Презентация слайдов по теме 1
3. Библия как Вечная Книга и как памятник человеческой цивилизации.
РК: Религии мира. Буддизм – древнейшая религия мира. Калачакра в Туве. И.С.Бах. Органная музыка.
РК: Религиозные песнопения буддийских монахов. Картины художников эпохи Возрождения на библейские сюжеты.
РК: Н.Рерих. Серия картин о Гималаях «Урусвати» 1
4. Сергий Радонежский – образ святого старца сквозь века.
РК: Святые церкви России и Тувы в 20-ые годы ХХ века.4.
В.А.Моцарт. Лакримоза (Реквием). Сергей Кириллов «Преподобный Сергий Радонежский. (Благословение)»
Сергий Радонежский.
худ. Глазунов. 1
5. Контрольный урок. 1
Раздел 2. Устное народное творчество. 6. Несущие мудрость народа (о русских и тувинских сказителях, об искусстве сказителя). ИРума́«Kiss the Rain» (альбом «Missing You») Презентация по теме. 1
7. Сказки (виды, композиция, понятие о сюжете, значение сказки в жизни нации и человека).
РК: Тувинские народные сказки. Д. Кабалевский. Попевка «У лукоморья», «Волшебный смычок» норвежская народная песня.
РК: Сказка «Лесной заяц-беляк» в манере ырлап-ыдар (нараспев) в исполнении С.Ч.Саая. Иллюстрации художников к сказкам.
РК: Иллюстрации художников к сказкам.
1
8. Русские былины. «Илья Муромец», «Вольга и Микула Селянинович».
РК: Тувинские сказочные герои «Даш хурен аъттыг Танаа-Херел», «Алдай-Буучу» А. Бородин. Симфония «Богатырская»
РК: Симфоническая поэма «Алдан-Маадыр» А.Чыргал-оолаА.Васнецов. «Богатыри»
РК: ШалыкНачын «Непокоренные», Монгуш Май-оол «Дума Багыра».
1
9. Контрольное тестирование по разделам «Духовная культура», «устное народное творчество». 1
Раздел 3. Лирика. 10. Лирика. А. С. Пушкин «Зимняя дорога», «Зимнее утро». С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор», «Прелюдия соль мажор».
РК: В.Тока «Ноктюрн для гобоя», А.Чыргал-оол «Челер-Оюм». Э. Грабарь «Февральская лазурь»,
Степанов «Цугом» 1
11. Лирика. С. Никитин «Утро». М.Мусоргский увертюра «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина».
РК: А.Б.Чыргал-оол. Пьеса «Утро» из фортепианной сюиты. Картины природы о лете художников-передвижников. 1
12. Басня С.Крылова «Квартет». Мораль басни.
РК: Басни Ч.М.Чульдум. Мораль басни. А.Бородин. Квартет №2, фрагмент из 3-ей части. Иллюстрации к басням. 1
13. И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Роза»)
РК: Ш.Саая «Тыва дылым» С.Рахманинов Концерт №2.
РК: А.Б.Чыргал-оол. Сюита для фортепиано. Слайды с высказываниями о языке: Ч.Т.Айтматова, И. С. Тургенева. 1
14. Лирика «Край ты мой! Родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. Изобразительно-выразительные средства в стихотворениях о природе.
РК: Стихотворения тувинских поэтов о родной природе. П.И.Чайковский «Времена года»
РК: А.Оюн. Цикл пьес «Шагаа», тувинское горловое пение. Слайды с картинами о природе. 1
15. Авторская песня как жанр и явление культуры. Б.Окуджава «Арбатский романс»
РК: Творчество тувинских бардов Э.Мижит, И.Иргит, А.Хоюгбан. Песни Б.Окуджава.
РК: Песни тувинских бардов. Слайды с фотографиями улиц Москвы (Арбата).
1
16. Трехстишия: японское хокку и ожук-дажы. Японская этническая музыка. Презентация по теме. 1
17. Лирика. Жанр сонета. А.С.Пушкин. Зарубежная литература: В.Шекспир, Петрарка.
РК: А.Даржай «Венок сонетов». Фоновый материал: С.Рахманинов. «Вокализ», Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».
РК: В.Тока. «Концерт для гобоя с оркестром», романс «Дуруяа» Слайдовые материалы по теме. 1
18. Серебряный век. А.Блок. «Стихи о Прекрасной Даме». Иллюзорность образов. Экспрессия.
РК: В.Ооржак «Бир-лекежээ…» К.Дебюсси. Ноктюрны для оркестра. Празднества.
РК: Стихи В Ооржак, музыка В.Шожукпан «Бир-лекежээ…» М.Врубель «Сирень», В.Борис-Мусатов «У водоема», М.Чюрленис «Покой». 1
19. А.Есенин «Письмо матери».
РК: А. Даржай «Дарю тебе мелодию букета» - венок сонетов, посвященных матери. Песня на стихи А.Есенина «Письмо матери».
РК:Песня на стихи А.Даржай «Авай». Слайдовые материалы к теме.
Картина Ш.Саая «Ава». 1
20. В.Маяковский. Футуристическое начало ранней лирики. Звуки в словах, вызывающие ассоциации.
РК: Звуки в словах, вызывающие ассоциации в молитвах шаманов, лама.
РК: Видеозаписи шаманских обрядов, молитв лама. Слайдовые материалы к теме.
РК: Видеозаписи шаманских обрядов. 1
21. М.Цветаева. «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Идешь на меня похожий…». Анализ лирического произведения.
РК: С.Ондур «Элегия», В.Ооржак «Оскерлиптин». Романс на стихи М.Цветаевой, музыку М.Таривердиева «Мне нравится, что вы больны не мной…»
РК: Песня на стихи С.Ондур, музыку В.Шожукпан «Элегия». Презентация по теме. 1
22. Контрольный урок. 1
Раздел 4. Проза 23. Н.В.Гоголь. «Рождественская ночь». Народные обычаи и традиции украинского народа. Невербальный язык в деталях одежды разных народов. Описание одежды Оксаны.
РК: Национальная одежда тувинской девушки. Фрагменты из оперы П.И.Чайковского «Черевички». Колядки.
РК: Частушки молодежи на Ойтулааш. Презентация по теме. 2
24. А.Островский «Гроза». Образ Катерины.
РК: Образ Кара из пьесы В.Кок-оола «Хайыраан бот» Русская народная песня «Зеленая рощица».
РК: Народная песня «Кижи бажынкижибилир…» Иллюстрации к произведению.
РК: Кадры из спектакля «Хайыраан бот» 2
25. Образы исторических лиц в произведениях искусства. Александр Невский.
РК: Култегин. Фрагмент из кантаты С.Прокофьева «Александ Невский».
РК:Музыка из спектакля «Култегин» Презентация по теме. 2
26. В.Г.Распутин «Прощание с Матерой». Уважение к прошлому, историческая память народа в романе. Тема «малой» родины в произведениях писателей ХХ века.
РК: А.Даржай Стихотворение «Далайны мен корбээн мен…»(«Я моря никогда не видел…») Русские народные песни.
РК: Музыка А.Иомужап «Кок-Чыраамныэгидинер». Иллюстрации к роману.
РК: Иллюстрация к стихотворению А.Даржай «Далайны мен корбээн мен» 2
27. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по критериям ЕГЭ. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ. 2
28. Подведение итогов выполнения программы курса.
Защита творческих проектов. 2
Список литературы
1. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1992.
2. Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины. М., 1999.
3. Гребнев Л.В. Тувинский героический эпос. М., 1960.
4. Донгак У.А. Тувинское стихосложение: автореф. дисс. на соиск. уч. степ.канд. фил. наук. Якутск, 1999.
5.Кенин-Лопсан М.Б. Магия тувинских шаманов. Кызыл, 1993.
6. Комбу С.С. Современная тувинская поэзия: автореф. дисс. . канд. фил. наук. М., 1999.
7. Куулар Д.С. Тувинская поэзия. Очерк истории. Кызыл: Тувин. книж. изд-во, 1970.
8. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
9. Малов С.Е. Енисейская письменность тюрков. М.-Л., 1962.
10. Памятники древнетюркской письменности Тувы (под ред. Батманова И.А. и КунааА.Ч.). Вып. I, Кызыл, 1963; вып. II, Кызыл, 1963; вып. III, Кызыл, 1965.
11. Самдан З.Б. Лики тувинской словесности. .За фольклорным жемчугом. Кызыл, 2001.
12. Самдан З.Б. От фольклора к литературе (На материале тувинской прозы 40-70-х годов). Кызыл: Тув. книжн. изд-во, 1987.
13. Тувинские народные сказки /Сост. З.Б.Самдан/ Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1994.
14. Тувинский героический эпос /Сост. Орус-оолС.М. -Новосибирск, 1995.
15. Японские трехстишия. Предисл. В.Марковой.- М.,1960.1. На тувинском языке:
16. Аксагалдайашак (Старик Аксагалдай). Сборник тувинских сказок / Сост. Самдан З.Б./ Кызыл: Тув. книж. изд-во, 1992.
17. Даржай А.А. Аромат можжевельника. Кызыл: Тув. Книж. изд-во, 1982.
18. Калзан А.К. Жизнь и литература. Кызыл, 1980.
19. Калзан А.К. Приметы роста: литературно-критические статьи. -Кызыл, 1991.
20. Кенин-Лопсан М. Маленький учитель. Кызыл: Тув. кн. изд., 1963.
21. Кыргыс З.К. Тувинские народные припевки. Кызыл, 1975.
22. Кюль-тегин. Памятники орхоно-енисейской письменности древних тюрков. Предисл. Ю.Л. Аранчына и З.Б. Самдан. -Кызыл, 1993.
23. Кюнзегеш Ю.Ш. Камни очага. (Поэтический сборник) Кызыл, 1993.
24. Мижит Э.Б. Осколки. Поэтический сборник.- Кызыл, 1992.
25. Очерк истории тувинской литературы. Кызыл, 1964.
26. Очерки тувинского фольклора.- Кызыл, 1976.
27. Песни /сост. М.Мунзук, Ю.Кюнзегеш/. Кызыл, 1956.
28. ПюрбюС.Б. В помощь молодым писателям.- Кызыл, 1939.
29. ПюрбюС.Б. Тувинские народные песни // Очерки тувинского фольклора. Кызыл, 1975.
30. Серен-оол В. С. Перекресток. Кызыл, 1993.
31. Тувинские благопожелания /Сост. З.К. Кыргыс/. Кызыл, 1990.
32. Тувинские мифы и легенды /Сост. А.Д. Арапчор/. Кызыл, 1995.
33. Тувинские народные пословицы и поговорки /Сост. И.Плоткина, А.Калзан/. Кызыл, 1955.
34. Тувинские частушки /Сост. Ю.Кюнзегеш/. Кызыл, 1965.
35. Литература: Программа по литературе для общеобразоват. учрежд. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцов и др.; Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2003.
36.Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия-практикум: для студентов высших педагогических учебных заведений / Авт.-сост. Б.А. Ланин. - М.: Эксмо, 2007.
37. Спецификации ознакомительных вариантов ЕГЭ по предметам для выпускников средней (полной) общеобразовательной школы: литература: 2016. Режим доступа: www. ege.edu.ru.