Методическая разработка : Воспитание экологических ценностных ориентаций в процессе изучения географии.6 класс
Воспитание экологических ценностных ориентаций в процессе изучения географии.
Исследование динамики развития субъективного отношения к природе, проведенные зарубежными и отечественными учеными, свидетельствуют о том, что младший и средний подростковый возраст характеризуется особо личностным восприятием природоохранных проблем и активным проявлением желания принимать участие в соответствующей практической деятельности. Среди школьных предметов, которые призваны обеспечивать экологическое воспитание подрастающего поколения, основное место принадлежит географии - предмету, который предоставляет уникальную возможность изучения природы, населения и хозяйства в комплексе их разносторонних взаимосвязей, и играет ведущую роль в раскрытии большинства аспектов глобальной экологической проблемы.
Перспективой для экологически ориентированного изучения географии является использование основных субъективных ценностей природы в качестве ядра, вокруг которого группируется экологический материал. Анализируя работы отечественных и зарубежных экофилософов, аксиологические основы экологического образования Российской Федерации, российскую теорию и практику воспитания экологических ценностных ориентаций в процессе изучения географии, позволяет включить в список такие ценности как: валеологическую (санитарно-гигиеническую и рекреационную), познавательную, моральную, хозяйственную, эстетическую, историко-культурную, патриотическую значимость природы и её ценность. Исходя из того, что ведущую роль в формировании мотивации экологически оправданного отношения к окружающему миру играет взаимодействие с природными объектами и их субъективное восприятие, особое внимание стоит уделять пониманию подростка нематериальных ценностей и значения природы для жизни людей.
Предложенный подход создает благоприятные условия для понимания, на основе географического материала, первого закона экологии
Б. Коммонера «Все связано со всем» и сближения географии и экологии. Понимание разностороннего значения природных объектов для жизни человека, географической оболочки, и их ценности является условием реализации положений концепции экологического воспитания, а также создает условия, благодаря которым природа для школьников приобретает особые ценности.
Продемонстрируем применение ценностного подхода в экологическом воспитании подростков на примере темы «Литосфера».
Мотивацией к теме могут послужить слова Международной декларации прав памяти Земли: «Мать Земля держит нас. Каждый из нас и все мы вместе привязаны к ней, она - связь между нами», « Происхождение Земли - наше происхождение, история Земли - наша история, будущее Земли - наше будущее».
Значительную часть темы, как по содержанию, так и по объему, составляет материал про эндогенные силы Земли. Как правило, в экологическом ракурсе ему уделяется мало внимания. Так, например, изучение вулканизма предлагают использовать лишь как базу для формирования понятия «природного загрязнения». В учебниках, как правило, преподносят извержение вулканов исключительно как катастрофическое явление. Хотя для явлений природы не всегда уместны односторонние оценки, Л.В. Тарасов отмечает: «Вулканы не только сеют смерть и разрушения. Они одновременно являются и великими создателями. Земная кора, атмосфера, моря и океаны образовались в основном из продуктов вулканической деятельности». Несмотря на то, что значение эндо- и экзогенного материала для формирования земной коры оценивается учеными по-разному, несомненно, на поверхность планеты, за всю геологическую историю, поступало значительное количество продуктов вулканических извержений, которые включались в круговорот геологических процессов и были исходным материалом для образования осадочных и метаморфических пород. Наибольшее значение вулканический материал представлял в древнейшие периоды геологического прошлого планеты.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вулканы сформировали первичную земную атмосферу и значительно повлияли на её дальнейшие изменения. Вода океанов, прежде всего, результат дегазации веществ верхнего слоя мантии; на земной поверхности вода появилась вместе с другими продуктами вулканизма во времена формирования земной коры. Наряду с этим существует ряд гипотез, которые предполагают, что вулканы имеют непосредственное отношение к зарождению жизни на Земле. Дж. Бернал, О.И. Опарин, Дж. Холдейн солидарны в том, что зарождение жизни на Земле началось благодаря синтезу и накоплению в древних морях молекул аминокислот, синтезированных из неорганических веществ древней атмосферы.
В нынешние времена вулканы наращивают литосферные плиты под океанами, формируют новые остова. Деятельность вулканов стала причиной образования ряда месторождений серы, фосфоритов, медных, железных и марганцевых руд, молибдена, свинца, ртути, олова, никеля, радиоактивных руд, серебра и золота. Вулканические горные породы находят разнообразное применение в строительстве, из них изготовляют стекловолокно, огнеупорные ткани и даже предметы искусства. Вулканическая деятельность способствует образованию плодородных почв, которые, в свою очередь, являются базой высокопродуктивного растениеводства.
Тепловая энергия термальных вод используется людьми на протяжении тысячелетий, сейчас её используют в десятках стран мира. В столице Исландии - Рейкьявике термальные воды отапливают почти 90% зданий. Западный Крым также является перспективным в данном отношении. Помимо тепла термальные воды в областях современного вулканизма имеют мощный рекреационно-оздоровительный потенциал.
По мнению экологов, биологический круговорот веществ в масштабах планеты, происходит значительно интенсивнее, чем любой другой. « Именно жизнь, материализированная в биоте, формирует фракции и ландшафты, биоценозы и экосистемы - структурные единицы биосферы или географической оболочки». Географы указывают на то, что обязательное наличие живого вещества, тесно связанного с не живым, является определяющей особенностью всех земных ландшафтов. В общегеографическом представлении жизнь должна быть представлена как составляющая биокостных систем. Поэтому изучая тему «Литосфера» следует уделить особое внимание взаимосвязям этой оболочки с биотой.
По утверждению В.И. Вернадского, именно живому веществу принадлежит ведущая роль в формировании земной коры. Как отмечает А.В. Лаппо, часть горных пород (карбонатные, каменистые породы) полностью, или почти полностью сложены из органического вещества биологического происхождения (уголь, известняк). Часть горных пород не полностью состоит из биологического вещества, но при этом содержит в своем ставе значительную его часть (фосфаты). Ряд горных пород образован продуктами метаболизма живых организмов (железистые, марганцевые породы). Роль живых организмов в формировании солей, обломочных и глинистых пород состоит в подготовке первичного вещества, для их образования. Все осадочные породы содержат в большей, или меньшей степени, биогенные вещества. В глинистых породах содержится, в среднем 0.9 % биогенного вещества.
Не стоит забывать и про метаморфические горные породы, которые образовались из осадочных. Графит, который используется во многих отраслях хозяйства, образован из каменного угля. Мрамор, образованный метаморфизацией известняка.
Биологический материал выполняет колоссальные функции в процессе образования земной коры. Цианобактерии, грибы, лишайники, живущие на скалах, влияют на них, выделяя органические и неорганические кислоты. Об их разрушительной силе свидетельствует то, что несколько десятилетий назад они чуть не сорвали строительство метрополитена. Когда по технологии подземных работ, к палеогеновым пескам, начали подавать сжатый воздух, бактерии настолько активизировались, что превратили подземные воды в концентрированный раствор соляной кислоты; в результате болты конструкций не выдерживали более одного-двух месяцев. Поэтому пришлось изменить технологию прокладки тоннелей. Некоторые высшие растения, помимо разрушения горных пород корневой системой, растворяют породы кислотами. При этом влияние корневой системы растений также неоднозначно, они могут и скреплять обломки пород, предотвращая их разрушение.
Морские организмы - бактерии, водоросли, губки, моллюск, рачки углубляясь в грунт, могут укреплять породы. Так отдельные двустворчатые моллюски могут прорывать норы глубиной до двух метров. Животные, обитающие на поверхности земли, значительно уменьшают стойкость выветриваемого материала, содействуя его дальнейшему разрушению. С другой стороны, Большой Барьерный Риф вдоль восточного побережья Австралии по своим габаритам не уступает ни одному сооружению, созданному руками человека. В Крыму представление о масштабах работы кораллов дает массив Ай-Петри, где мощность известняков достигает 800 метров.
Биоэкологические процессы существенно влияют на интенсивность водной эрозии, карста. Нарушение человеком природных экологических взаимосвязей приводит к ряду экологических проблем.
Кроме влияния человека на природные ландшафты, не стоит забывать и про антропогенный рельеф. Огромное количество терриконов, горных карьеров создается именно руками человека.
Внесение в программу вопроса об охране уникальных форм рельефа, будет сопутствовать ознакомлению учащихся с памятниками природы, и акцентировать внимание на их общечеловеческой ценности. У каждого преподавателя есть огромный выбор: Гранд-Каньон, Джомолунгма, Мамонтова пещера, Везувий и многое другое. Богат уникальными формами рельефа и наш Крымский полуостров. К примеру, вулканический массив Карадаг, его живописный рельеф и ландшафты могут составить конкуренцию многим мировым природным паркам. Можно подобрать много примеров, главное чтобы они вызвали у детей яркие эмоции.
Ряд современных учебников акцентирует внимание, прежде всего на познавательной ценности уникальных форм рельефа. Несмотря на это обучение должно быть направлено не только на получение знаний, но и на формирование экологически ориентированного мировоззрения. Наибольшее внимание следует уделять эмоциональному восприятию темы. Специалисты считают, что человек, в целом, позитивно воспринимает любой природный рельеф, но его элементы рознятся эмоциональным потенциалом, вызывая разные по интенсивности эмоции. Один и тот же объект можно воспринимать по-разному. Для одних Крымские горы являются полигоном для испытания собственного характера на горных маршрутах, для других привлекательны оздоровительные свойства, а кого-то просто завораживает разнообразие ландшафта. На примере уникальных форм рельефа можно продемонстрировать множество значений окружающего мира, но приоритетом для школьников должна быть именно эстетическая сторона.
Эстетика служит универсальным проводником экологических идей. В работах В.О. Сухомлинского именно эстетическая ценность была основной среди всех природных ценностей. Эстетическое восприятие объединяет в единое целое все компоненты природы и является одним из основных путей противодействия восприятию объектов неживой природы исключительно в качестве ресурсов для деятельности человека. Предусмотренное программой умение оценить значение рельефа для жизни человека и его хозяйственной деятельности, можно сформировать на примере Крымских гор. Горы являются природным барьером между участками с разными природными особенностями, которые они же и формируют, влияя на климат и природу прилегающих территорий. Крымские горы являются защитным барьером от холодных ветров с севера (иногда разница температур Симферополя и Ялты достигает 15
·), регулируют распределение осадков, тем самым обуславливая разницу растительного и животного мира, почв окружающих ландшафтов.
К. Тепфер называл горы «водонапорными башнями планеты». Достаточно взглянуть на карту, чтобы оценить значение Крымских гор для формирования речной сети полуострова. Помимо того, что горы в значительной степени определяют природные условия прилегающих территорий, сами они являются территориями с неповторимым ландшафтом. В Крыму именно горы являются «рекордсменами» по скорости ветра, интенсивности гроз, ливней. Благодаря тому, что горы имеют неблагоприятные условия для интенсивного хозяйственного освоения, они служат приютом дикой природы.
Тут сохраняются уникальные ландшафты, эндемичные и реликтовые виды растений, редкие представители фауны. Горы влияют и на систему расселения и ведения хозяйства. И конечно же горы - это место отдыха, оздоровления и создания духовной культуры. Восторг вызывают древний подводный вулкан Карадаг, карстовые пещеры полуострова и созданная выветриванием Долина Привидений на южном склоне Демерджи.
Таким образом, значение гор для жизни человека несравнимо ни с чем, поэтому охрана их природы - необходимое условие экологического равновесия.
Рассмотренное выше, лишь в общих чертах отражает предложенный подход, для раскрытия ценностного содержания можно использовать огромное количество информации. Экологи выделяют три основных направления в формировании субъективного отношения к природе: 1) когнитивное - формируется на основе обработки словесной информации; 2) перцептивное - когда отношение формируется на основе чувственного восприятия объекта; 3) практическое - когда отношение формируется под влиянием непосредственного взаимодействия с объектом. Поэтому вовремя разработки темы особо внимание следует уделять эмоциональному и практическому аспектам процесса обучения. Методами для эмоцианально-личностного стимулирования ученика могут послужить: создание экспрессивных ситуаций, ситуаций переживания, касающегося природы путем использования зрительной информации, произведений искусства, музыкальных произведений. Все они обеспечат благоприятный эмоциональный фон для понимания нематериальной ценности природы, создадут её привлекательный образ.
Что касается технологий, методов и приемов, которые можно эффективно использовать для воспитания экологических ценностей, то к ним можно отнести экологические дискуссии, задания, игры, уроки рефлексии, интерактивные задания, проектную деятельность.
Для понимания роли вулканов в жизни планеты может стать проект «Суд над вулканизмом». Чтобы полностью рассмотреть значение вулканизма со всех сторон, и задуматься над вопросом полезно или вредно это для природных процессов, следует организовать систему обвинения и защиты. Участие в которых, должны принять «потерпевшие», «прокурор», «адвокат», «свидетели», «присяжные» и предоставить «вещественнее доказательства».
Изучение темы «Литосфера» в направлении экологических ценностей подготовит учащихся к тому, чтобы самостоятельно понять значение окружающего мира, дальнейшее же осмысление и закрепление экологических ценностей будет происходить при изучении следующих разделов: «Биосфера - живая оболочка Земли» и «Географическая оболочка».
°Ж 15