Методическая разработка по физкультуре на тему Критерии оценивания ослабленных детей
Психолого- педагогический контроль
развития учащихся на уроках физкультуры
Методическая разработка
учителя физической культуры
Щербиниой С.Л.
Оглавление
Введение..3
Показатели психомоторного развития..4
Показатели личностного развития.5
Список рекомендуемой литературы..6
В условиях обостренного дефицита двигательной активности учащиеся имеют явно ослабленное здоровье, отставание в физическом и биологическом развитии. Это проявляется в различных формах нарушения психической сферы, опорно-двигательного аппарата, ранней расположенности к различным хроническим заболеваниям.
Физическая культура в основном направлена на развитие физических качеств учащихся, достижение оздоровительного эффекта, воспитание эстетического отношения к занятиям физической культурой, соблюдение гигиенических правил, стремление к самостоятельным занятиям.
Актуальность:
Одной из важных целей физической культуры в школе является развитие основных физических качеств и повышение физической подготовленности учащихся. Ценности физической культуры направлены на развитие личности. Ее идеалом является физически, нравственно и психически здоровая личность, способная реализовать себя и приносить пользу людям.
Изучив опыт работы В.Ляха, Д.Дейкуна, С.Душанина и других я поставила перед собой цель и задачи.
Цель: всестороннее развитие физических и духовных способностей учащихся- саморегуляция в развитии физических качеств посредством двигательной деятельности.
Задачи:
1.Формировать знания и навыки к практическим действиям, направленных на здоровье и познание окружающего мира;
2.Обеспечить необходимой информацией для формирования стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, овладевать основами двигательной деятельности;
3.Воспитывать потребность к самостоятельным занятиям физической культурой.
Совершенствование управления физическим развитием учащихся требует поиска и научно обоснованных, высокоэффективных средств и методов физической подготовки, оптимального сочетания общепринятых и нетрадиционных форм двигательной активности, способствующей повышению адаптации и ускоряющих оздоровительные и восстанавливающие процессы, а также умственной работоспособности.
Среди компонентов физической культуры хотелось бы выделить культуру выполнения движений и овладения любым новым двигательным действием, что является одной из главных психолого педагогических задач физического воспитания в школе.
Отсюда можно выделить два аспекта физического воспитания:
Первый отражает активизирующее влияние физической культуры на протекание различных психических процессов.
Второй связан с развитием психомоторики учащихся, т.е. подготовка двигательной сферы к овладению любыми двигательными навыками..
Важную роль играет двигательная активность в создании благоприятных условий для осуществления психической деятельности. Она выступает как средство снятия отрицательных воздействий и умственного утомления и в силу этого как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности. Имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции. Однако достижения положительного эффекта требует дифференцированного использования физических упражнений, различающихся по виду и длительности выполнения, индивидуальные особенности, степени подготовленности учащихся. Из опыта работы наиболее благоприятное влияние на активизацию процессов внимания оказывают уроки физической культуры со средним объемом двигательной активности, самое неблагоприятное- интенсивные
Другим аспектом школьной физической культуры состоит в том, что она должна быть направлена на двигательное развитие учащихся. Двигательное развитие в психологическом аспекте тесно связано с определенным уровнем умственного развития, проявляющееся в степени развития процессов анализа и сравнения.
По своему психологическому содержанию развитие психомоторики связано с формированием образа двигательного действия., с совершенствованием механизмов произвольного управления двигательными действиями, развитием познавательной сферы учащихся. Важную роль в этом процессе играет всесторонняя активация мыслительной деятельности учащихся на уроках физкультуры. При этом используются технические средства обучения, нестандартное спортивное оборудование, наглядные пособия, а также правильности и точности рассказа и показа основных элементов движения, отчего зависит и точность выполнения самого движения.
Важным моментом является умение учащихся осознавать свои движения. Научить учащихся сознательно выполнять различные движения, начиная с самых простых и постепенно переходя к более сложным- одна из задач школьного учителя физкультуры.
В связи с этим физкультура в не меньшей степени, чем другие школьные предметы предоставляются возможности для развития познавательных процессов учащихся посредством совершенствования выполнения и усвоения новых моторных действий.
Занятия физическими упражнениями и спортом оказывают влияние не только на физическое здоровье человека, но и развитие его личности.
Выделим и систематизируем показатели психомоторного и личностного развития, которые являются наиболее информативными и могут быть использованы учителями при реализации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Показатели психомоторного развития.
Используется 7 показателей.
1.Умение сохранять равновесие тела.
Этот показатель характеризует как произвольную, так и непроизвольную сферу саморегуляции.
2.Общий уровень развития произвольного управления своими движениями.
Необходимо учитывать умение ученика подчинять свои движения основной двигательной задаче, т.е. выполнять осмысленные движения (например, выполнение словесных команд вопреки одновременному наглядному показу; умение произвольно расслабляться и т.д.).
3.Умение тонко регулировать изменение своих движений по отдельным параметрам, амплитуде и времени.
Развитие этого умения связано с развитием соответствующих видов различительной чувствительности проявляется в тонкости самоконтроля, в умениях произвольно незначительно изменять темп движений, скорость бега или ходьбы, дальность прыжка с места с закрытыми или открытыми глазами и т.д.
4.умение координировать сложные одновременные движения.
Это координационные умения и проявляются они как в макро-, так и в микродвижениях и обозначаются» двигательная ловкость»
5.Двигательная память.
От уровня этого показателя психомоторного развития быстрота и прочность запоминания значительного числа последовательных движений, длительность сохранения их, оперативность использования в необходимых случаях.
6.Двигательное воображение.
Проявляется в умении импровизировать новые движения и их комбинации, мысленно представлять упражнение и успешно его реализовывать.
7.Умение предвосхищать двигательные действия.
Такие умения представляют наглядное действенное мышление в структуре психомоторных действий. Эти умения вызваны к жизни ограниченностью физических возможностей человека.
Названные выше показатели психомоторного развития характеризуют состояние исполнительского звена в двигательной деятельности учащихся. Главным же в ней является личность школьника.
Показатели личностного развития.
1.Уровень самоконтроля и организованности в двигательной деятельности.
Наиболее общее проявление этого показателя- уровень внимания на занятиях физической культурой, способность на протяжении всего занятия воспринимать объяснения учителя, устойчиво контролировать собственные двигательные действия.
2.Уровень инициативности и творческого подхода к решению задач, преодоление трудностей на занятиях физической культурой и спортом.
Проявляется в критичности к действиям и замечаниям других людей.
3.Уровень притязаний, стремление к более трудным целям.
Об исходном уровне притязаний можно судить по условной разнице между достигнутым результатам и желаемым.
4.Уровень интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Проявляется в мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
5.Сформированность мотивации к занятиям физической культурой как средству, помогающему лучше учиться и подготовки себя к будущей трудовой деятельности.
Осознание ответственности перед обществом за успешность своей учебной деятельности.
6.Уровень развития волевого качества дисциплинированности.
Проявляется в старательном выполнении неинтересных, но нужных упражнений.
7.Уровень развития волевого качества смелости.
Проявляется в умении преодолевать страх, боязнь при выполнении определенных физических упражнений.
8. Уровень развития волевого качества настойчивости.
Проявляется в количестве попыток выполнить трудное для себя упражнение.
9.Уровень эмоциональной устойчивости, самообладания. выдержки.
Проявляется в экстремальных и особенно ответственных условиях деятельности.
10.Эмоциональная возбудимость.
Проявляется как способность сильно возбуждаться в значимых для себя обстоятельствах, что может по разному сказываться в двигательной деятельности.
11.Степень удовлетворенности коллективным характером физкультурных занятий.
В основе устойчивой удовлетворенности могут лежать коллективистские черты личности и понимание своей полезности в групповых действиях.
Все эти показатели можно учитывать при оценке развития учащихся.
Оценки учителей физической культуры по этой методике дают полную информацию о взаимосвязи различных показателей развития учащихся и подтверждают факт тесной взаимосвязи физического, психомоторного и личностного развития.
Список рекомендуемой литературы:
Ильин Е.П. психология физического воспитания – М.: Просвещение, 2007
В.И.Лях тесты в физическом воспитании школьников.
Методика исследования в физической культуре. Под общей ред. Д.Д.Донского. М.,ФиС 2009
Ашмарин Б.А.теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании М.:ФиС 1979
Овчаров В.С. Физическая культура и здоровье: 1-11-й класс
15