Проект на тему Птицы-наши друзья


Управление образования Краснокутской районной
Администрации Краснокутского муниципального района
МОУ средняя общеобразовательная школа с.Комсомольское
Краснокутского района Саратовской области
Информационно-творческий проект
по окружающему миру на тему
«Птицы -наши друзья»
Выполнили ученики 1 класса:
БибусновАдельжан, КазиеваЛинара.
Руководитель:
Исангалиева Эльмира Амангалиевнаучитель начальных классов
г.Красный–Кут
2014г
Рецензия
Тема проекта: «Птицы -наши друзья»
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: ученики 1 класса, родители, учитель
Образовательная область и учебные предметы проекта: окружающий мир
Цель проекта: формирование экологических знаний о птицах и ответственного, бережного отношения к ним.Задачи:
Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
Расширить кругозор детей о птицах.
Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей младших школьников.
Привлечь детей и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания младших школьников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в этот период детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Птицы- наши друзья» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить детей видеть это, пополняя представления о птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Вся работа над проектом проводилась под руководством учителя. В процессе работы над проектом дети проявили самостоятельность. Принимали активное участие в сборе информации, проводили наблюдения.
Руководитель: Исангалиева Э.А.
учитель МОУ-сош с. КомсомольскоеСодержание
Введение
Подготовительный этап.
Сбор информации о зимующих птицах;
Накопление, разработка и оформление материала (познавательные беседы, занятия, стихи, рассказы, сказки, загадки, физкультминутки)Основной этап (практический)
Проведение акции "С каждого по зёрнышку" (сбор корма для птиц);
Проведение акции "Подкормите птиц зимой" (изготовление кормушек);
Экскурсия в природу
Заключительный этап.
3.1. Викторина «Птицы- наши друзья»
3.2. Презентация
Приложение
Список использованной литературы.
Введение
В природе строгий порядок. Всё в ней крепко накрепко связанно. Живут по строгим законам и растения и насекомые, рыбы, птицы и звери. Сегодня речь пойдёт о жизни наших “братьях меньших” – птицах. Птицы живут повсюду вокруг нас. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах, и в городе. Птиц в природе очень много. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать.
Цель проекта: формирование экологических знаний о птицах и ответственного, бережного отношения к ним и помощи человека птицам зимой.
Задачи:
Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
Расширить кругозор детей о птицах.
Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей младших школьников.
Привлечь детей и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Актуальность проекта: 
Тема проекта «Птицы- наши друзья» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мыдолжны научиться видеть это, пополняя представления о птицах, их повадках и образе жизни.
Подготовительный этап.
Началом работы над проектом было посещение школьной библиотеки. Работа с энциклопедией «Что? Когда? Почему?», с детским журналом «Свирель»дала нам ответ на интересующие нас вопросы:
- Как называют птиц, которые прилетают к нам на зиму?
-Чем питаются они?
- Почему им трудно перезимовать в наших краях?
-Как люди помогают птицам пережить зиму?


-На уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира дети узнали о том, что птицы делятся на три группы: перелетные, зимующие, оседлые. Составляли правила отношения к птицам, отгадывали загадки, ребусы с названиями птиц, познакомились с народными приметами.
Поговорки
Слово – не воробей, выпустишь – не поймаешь.
Птичка по зёрнышку клюёт, но сыта бывает.
Когда синичка поёт – смена погоды идёт.
Ранняя пташка – носик прочищает, а поздняя глаза продирает.
Кукушка закуковала – рожь заколосилась.
Загадки
Не часы, а время сказывает. (петух)
Днём спит, ночью летает – людей пугает. (сова)
В болоте плачет, а из болота не идёт. (кулик)
Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет – крохи собирает. (воробей)
Рук нет, а строить домик умеет (птичка)
Приметы
Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.4. Перед метелью воробьи чирикают.5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.6. Синицы порхают под окном – к холоду.7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.
Правила отношения к птицам
Нельзя разорять гнезда
Нельзя брать домой здоровых птенцов: мама птица сама позаботиться о них.
Нельзя убивать птиц: они приносят не только нам радость, но и пользу.
Зимой надо помогать птицам пережить тяжелые времена: делать кормушки, не забывать класть корм.
II Основной  этап(практический).
Действительно, зима - трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. И именно в это время года зимующие птицы особенно нуждаются в помощи человека, так как они ощущают острую нехватку еды. Голодная птица сильно страдает от холода. А мы можем поддержать птиц зимой, помочь им и понаблюдать за ними.
Зимняя подкормка птиц - довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. «Голод - не тётка», и он заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.
Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети с огромным удовольствием принимали участие в акции «С каждого по зёрнышку" (сбор корма для птиц).
Родители принимали активное участие в акции "Подкормите птиц зимой" (изготовление кормушек).КазиеваЛинара и ее папа смастерили кормушку для птиц.



Кормушки лучше делать самые простые - из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.



Дети наблюдали за жизнью птиц во время экскурсии и в повседневной жизни. КазиеваЛинара и БибусновАдельжан поделились с нами своими наблюдениями.(Приложение №1). А Мамбетова Сабина, Гулиева Екатерина, Кадралиев Амир,Буйнов Кирилл выполнили рисунки. (Приложение №2)
III. Заключительный этап
Итогом работы над проектом была викторина «Птицы –наши друзья».
В заключение мы представляем презентацию своего проекта.
Приложение №1
Наблюдение за птицами.
Когда наблюдаешь за птицами, то замечаешь, что они, как люди, также себя ведут.
Воспитывают птенцов, кормят и учат их летать. У птичек самое вкусное лакомство- это семена дыни, тыквы и арбуза. Конечно, подсолнух, особенно нежареный, лучший корм для птиц. И когда их подкармливаешь в кормушке, то они кормятся стайкой и никого не прогоняют.


КазиеваЛинара, 8лет
Общие сведения
Внешний вид птиц: есть голова, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет; пищу клюют клювом, тело покрыто перьями.
Птицы питаются, дышат, двигаются - они живые. Все птицы летают, во время полёта машут крыльями. Они купаются в лужицах, садятся на ветки деревьев.
Ворона
У вороны голова, клюв, хвост, лапы - чёрные.
Всё остальное - серое. Вороны каркают: кар-кар-кар.

Голубь
Птица величиной с ворону. Может близко подлететь к человеку. Ворона и голубь прыгают и ходят по земле.
Воробей
Бойкая птица. Воробей чирикает: чик-чирик. Воробьи прыгают. Все птицы летают, во время полёта машут крыльями.


БибусновАдельжан, 8лет
Приложение №2

Мамбетова Сабина
INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\6417\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11\\media\\image3.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\6417\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11\\media\\image3.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\6417\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11\\media\\image3.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\6417\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11\\media\\image3.jpeg" \* MERGEFORMATINETКадралиев Амир
INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\6417\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11\\media\\image4.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\6417\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11\\media\\image4.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\6417\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11\\media\\image4.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\6417\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11\\media\\image4.jpeg" \* MERGEFORMATINETГулиева Екатерина
INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\6417\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11\\media\\image2.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\6417\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11\\media\\image2.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\6417\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11\\media\\image2.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\6417\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11\\media\\image2.jpeg" \* MERGEFORMATINETБуйнов Кирилл

Список литературы
1. Журнал «Свирель» №2, 2013 Автор: коллектив Издательство: Лазурь
2. Современная детская энциклопедия «Что? Когда? Зачем? Почему?» Автор :Т.Скиба. «Издательство: Владис, Рипол», 2013
3. Окружающий мир: 1 класс: учебник / Н.Ф. Виноградова. М.: Вентана–Граф,2013
4. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь / Н.Ф. Виноградова. М.:Вентана –Граф,2013
http://www.zoodrug.ru/topic1894.html
http://festival.1september.ru/articles/582877/
http://knamur.ru/zdorove/nastrojka-na-penie-ptic-3137.html
http://ptici.narod.ru/
http://www.zyblik.info/raznoe/primet4.htm
http://www.zyblik.info/raznoe/pogovor.htm