Экологический проект на тему Витамины — наши друзья


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 325 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Экологический проект
на тему:
«Витамины – наши друзья»

Выполнила: воспитатель
группы №5:
А.Р.Ахметова
Уфа — 2016
Информационная карта проекта
Проект: "Витамины – наши друзья!".
Тип проекта: коллективный, познавательно–творческий.
Продолжительность проекта: 3 месяца (среднесрочный).
Авторы проекта: воспитатели – А. Р. Ахметова, Э. Г. Ибашева, воспитанники подготовительной группы № 5.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: дети в недостаточной степени имеют представление о том, что такое витамины, в каких продуктах они содержатся и как витамины могут помочь детскому организму; дети не владеют обобщающими понятиями, недостаточно полно описывают предметы.
Актуальность: Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еше и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя». Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Ухудшение качества питания, недостаток в пище витаминов и микроэлементов отрицательно сказывается на физическом развитии ребенка. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.
С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. Именно в дошкольном возрасте важно формировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
Мы постоянно ищем все новые и новые способы заботиться о своем здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах: необходимость обратить пристальное внимание детей на свое питание. Поэтому так важно дать детям представление о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилось основной причиной создания прокта.
Цель проекта: формировать у воспитанников представления о правильном питании и здоровом образе жизни.
Задачи проекта:
Для детей:
- обучающие:
обогащать и систематизировать знания детей об овощах, о многообразии их сортов, об условиях и местах произростания, истории появления в нашей стране; рассказать о многообразии блюд из овощей и их пользе;
уточнить понятия «витамины»; сформировать у детей представление о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины, взаимосвязи здоровья и питания;
расширять знания детей о том, как создать мини–огород; формировать умения у детей ежедневно ухаживать за растениями «огорода» в комнатных условиях; формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковиц; проводить наблюдения и делать выводы;
способствовать освоению специальных трудовых действий и умений: владением ножом при нарезании продуктов для салата;
помочь испытать чувство удовлетворения от хорошо выполненного дела, реализации трудового замысла;
уточнять и обогащать словарный запас детей за счет имен существительных (витамины, корнеплоды, семена, урожай и др.); имен прилагательных ( полезный, сочный, вкусный, богатый, крупный и др.); глаголов (сажать, поливать, собирать и др.);
- развивающие:
развивать коммуникативные способности детей;
развивать умение узнавать овощи по характерным признакам (внешний вид, форма, цвет, вкус, место произростания);
развивать связную речь через составление кратких сообщений об овощах в форме познавательного рассказа с опорой на модель;
развивать творческие способности и воображение у детей;
развивать интеллект;
развивать умение из имеющихся способов решения проблемы выбирать один и использовать его;
развивать умение устанавливать причинно–следственные связи, делать выводы;
развивать способности самостоятельно сравнивать и анализировать полученные результаты;
- воспитательные:
воспитывать самостоятельность, инициативу, трудолюбие, ответственность, навыки сотрудничества, умение решать спорные вопросы, чувство договоренности;
воспитывать интерес, наблюдательность и любознательность;
воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
воспитывать у детей культуру питания;
воспитывать чувство благодарности и уважения к людям тех профессий, которые помогают выращивать овощи и доставляют их к нашему столу;
воспитывать интерес к малым фольклорным формам – загадки, пословицы, поговорки, потешки, песни, игры – об овощах и их пользе.
Для педагогов:
использовать метод проекта в работе с детьми;
составить план проекта и осуществить его реализацию в разных видах детской деятельности;
направлять действия детей в поиске ответа на вопрос, оказывать им помощь в планировании действий;
оказывать детям помощь в изготовление поделок из овощей;
привлекать родителей в оказании помощи детям в поиске ответа на поставленный вопрос;
организовывать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности;
формирование позитивного отношения педагогов к проектной деятельности.
Для родителей:
повысить заинтересованность в продуктивной и досуговой деятельности с детьми;
оказать детям помощь в поиске ответа на поставленный вопрос.
Продукты проекта:
От детей:
поделки из овощей «Осенние фантазии»;
коллективный коллаж из цветной бумаги «Овощи. Заготовки на зиму»;
лепка из пластилина «Наша грядка овощей», «Мой любимый овощ»;
рисование "Лук на грядке», «Загадки с грядки»;
аппликация из цветной бумаги «Овощи» (объемные), «Лук – золотой бочок»;
драматизация – сказка Дж. Родари «Чиполлино» (отрывок);
книжки–малышки «Рецепты блюд из овощей».
От педагогов:
оформление выставки детских работ «Осенние фантазии»;
оформление папки–передвижки «Живые витамины для детей»;
создание мини–огорода «Паровоз здоровья»;
проведение итогового мероприятия – развлечение «Капустные вечера» (русский народный праздник);
презентация проекта «Витамины – наши друзья!».
От родителей:
активное участие в выставке поделок «Осенние фантазии»;
составление картотеки «Все об овощах» с образцами семян;
участие в изготовлении книжки–малышки «Рецепты блюд из овощей».
Форма проведения итогового мероприятия:
развлечение для детей «Капустные вечера» (русский народный праздник).
Ожидаемые результаты по проекту:
От детей:
сформированы знания о витаминах, значимости влияния их на здровье человека;
в результате проектной деятельности систематизировались знания детей об овощах, о многообразии их сортов, об условиях и местах произростания, истории появления в нашей стране;
сформирован устойчивый интерес к правильному питанию и здоровому образу жизни;
появился интерес к жизни и развитию растений;
знают, как выращивают овощи, какие они на вкус и цвет, какие блюда можно приготовить из них;
с помощью дидактических игр закрепили цвет, форму, вкус, запах овощей;
умеют применять полученные знания в продуктивной деятельности;
пополнили свою память и развили связную речь посредствам малых фольклорных форм;
появилось стремление к самостоятельному познанию.
От педагогов:
владение техникой проектной деятельности;
пополнение предметно–развивающей среды для закрепления понятий: витамины, овощи, правильное питание, здоровый образ жизни;
составлены и апробированы конспекты мероприятий с детьми.
От родителей:
грамотно относятся к вопросам правильного питания и воспитания ЗОЖ у детей;
приняли активное участие в разработке проекта;
активное участие в образовательной и творческой деятельностях детей.
Содержание работы над проектом
этап – подготовительный:
Изучение уровня знаний по теме. Определение актуальных знаний детей о полезных продуктах, витаминах, овощах, их значении для жизни и здоровья человека.
Составление плана работы по реализации проекта «Витамины – наши друзья!».
Создание творческой группы в помощи реализации проекта: воспитатели, родители.
Создание предметно–развивающей среды по теме проекта.
Подбор методической, научно–популярной и художественной литературы, иллюстраций, репродукций картин и фотографий по данной теме.
Написание конспектов НОД по теме проекта.
Подбор материала для сюжетно–ролевых и дидактических игр по данной теме.
Подготовка консультаций и памяток по теме проекта для родителей, анкетирование родителей.
этап – погружение в проблему:
К детям в гости приходит доктор из детской поликлиники и сообщает: «В городе Уфа зафиксированы случаи заболевания гриппом и ОРВИ. Большинство из заболевших – дети. Некоторые из них лежат в больнице. Дети, если вы не хотите также заболеть гриппом и ОРВИ, вам следует употреблять достаточное количество витаминов. А как вы думаете, что такое витамины и где они «живут»?»
Многие дети задали вопросы: «Что такое витамины? В каких продуктах они содержатся? Как витамины могут помочь не заболеть?»
Дети ставят перед собой задачу – узнать побольше о витаминах, собрать достаточный информационный материал по данной проблеме.
3 этап – исследовательский:
Познавательное развитие:
1. ФЦКМ:
НОД: «Здоровая пища»
НОД: «Дает силы нам всегда витаминная еда»
НОД: «Зачем заготавливать овощи на зимний период»
НОД: «Откуда к нам овощи пришли»
НОД: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» (беседа)
НОД: «Лук и чеснок – от простуды лучший друг» (беседа)
НОД: «Как вырастить огород» (беседа)
НОД: «Рассматривание альбома «Овощи»
НОД: «Рассматривание альбома «Витамины – наши друзья» и др.
2. ФЭМП:
НОД: «Овощи» (порядковый счет до 10)
НОД: «Что где растет ?» (геометрические фигуры)
НОД: «Овощной магазин» (знаки «плюс» и «минус») и др.
3. Конструирование:
НОД: «Наш огород» (крупный строительный материал)
НОД: «К нам гости пришли» (карвинг из овощей)
НОД: «Овощи – полезные продукты» (оригами) и др.
4. Опытно–экспериментальная деятельность:
«Знакомься – огурец»
«В гостях у сеньора Помидора»
Игровая обущающая ситуация «Зеленый лук на обед»
Игровая обущающая ситуация «Приготовление салата «Винегрет»
Посадка мини–огорода «Паровоз здоровья» (луковицы)
Ведение дневника наблюдений «Стадии роста лука» и др.
5. Экскурсия:
Экскурсия на кухню детского сада. Наблюдение за работой повара во время приготовления блюд из овощей.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Дидактические игры:
«Полезные и вредные продукты»
«Кто больше назовет блюд»
«Веселые поварята»
«Вершки и корешки»
«Угадай на ощупь»
«Угадай на вкус»
«Собери урожай»
«Что лишнее?»
«Магазин «Овощи» (по подготовке к обучению грамоте) и др.
2. Настольно – печатные игры:
«Овощи» (лото)
«Овощное домино»
«Во саду ли, в огороде...» и др.
3. Сюжетно – ролевые игры:
«Магазин «Овощи – фрукты »
«Семья идет в магазин за полезными продуктами»
«Варим суп из овощей» и др.
4. Театрализованные игры:
Настольный театр «Репка»
Пальчиковый театр «Огород» и др.
Речевое развитие:
НОД: "Составление рассказа по картине «Что нам осень подарила»
НОД: «Придумывание сказок об овощах «Доктора на грядках»
НОД: «Рассказывание русской народной сказки «Вершки и корешки» (по иллюстрациям)
НОД: «Заучивание стихотворения Ю. Тувима «Овощи»
НОД: «Чтение стихотворения А.Барто «Морковный сок»
НОД: «Чтение пословиц и поговорок о здоровье и овощах»
НОД: «Драматизация рассказа Д. Родари «Чиполлино» (отрывок)
НОД: «Драматизация русской народной сказки «Репка»
НОД: «Отгадывыание загадок об овощах» и др.
Художественно – эстетическое развитие:
1. Лепка:
НОД: «Наша грядка овощей»
НОД: «Витамины на тарелке»
НОД: «Мой любимый овощ» и др.
2. Аппликация:
НОД: «Овощи. Заготовки на зиму» (коллективная работа)
НОД: «Овощи» (объемные)
НОД: «Лук – золотой бочок» и др.
3. Рисование:
НОД: «Загадки с грядки»
НОД: «Мы сажаем мини–огород»
НОД: «Лук на грядке» (ладошками) и др.
Физическое развитие:
1. Подвижные игры:
«Собери урожай» (эстафета)
«Баба сеяла горох»
«Репка»
«Зайкины запасы»
«Корзинки» и др.
2. Физкультминутки:
«Собираем урожай»
«Мы пойдем в огород»
«Дети овощи учили»
«Ослик в огороде»
«Овощи» и др.
Работа с родителями:
Консультации:
«Витаминная азбука здоровья»
«Правильное питание»
«Лекарства на столе» и др.
Анкетирование:
«Здоровая пища»
Памятка:
«В каких продуктах «живут» витамины»
4 этап - заключительный:
Выставка детских работ «Осенние фантазии»
Изготовление книжек–малышек «Рецепты блюд из овощей»
Изготовление картотеки «Все об овощах» с образцами семян
Развлечение для детей «Капустные вечера»
Презентация проекта на тему: «Витамины – наши друзья!»