Выступление на педсовете Мотивация учебной деятельности как средство формирования учебно- познавательной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Севастополя
« Средняя общеобразовательная школа № 12»
Тема содоклада:
«Мотивация учебной деятельности как средство формирования учебно-познавательной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС»
Содокладчик:
учитель биологии высшей категории
Бондарь О.В.
28.04.2015 г
«По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранный урожай - нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна».
Р.У. Эмерсон
В связи с внедрением новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС) выделяется целевая ориентация на результаты: предметные, метапредметные и личностные, которая является стержневым в модернизации образования, в том числе биологического. Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:
Ё словесные
Ё наглядные и практические методы
Ё репродуктивные и поисковые методы
Ё индуктивные и дедуктивные методы
Ё методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя.
1)Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.
2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к лабораторным, практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении. На своих уроках я старалась использовать этот метод осуществления учебной деятельности как можно чаще. Мне не раз доводилось видеть, как загорались глаза у детей, которые только что пришли на 5й по счету урок, при виде разложенных на партах наглядных пособий, распечаток упражнений с картинками.
3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.
4) При известных условиях стимулирующим влиянием обладают дедуктивные и индуктивные методы. Когда, например, учащиеся с помощью дедуктивных рассуждений овладевают единым, общим способом рассмотрения задач по биологии и осознают, что они овладели некоторым универсальным средством, с помощью которого можно решить многие конкретные задачи, это вызывает у них мощный прилив энергии.
5) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, самоконтроль и самооценка, различные виды взаимоконтроля и взаимооценки если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.
Таким образом, каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности в то же самое время обладает не только информативно-обучающими, но и мотивационными воздействиями
С изменением содержания образования изменяются формы его организации, методы, применяемые педагогические технологии. Организация деятельности обучающихся биологии в информационно-образовательной среде становится условием формирования их информационной культуры. Обязательным элементом организации деятельности обучающихся биологии являются информационно-коммуникационные технологии, выступающие не только как условие осуществления системно - деятельностного подхода в организации обучения биологии, но и как средство воспитания.
Компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато может облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.
Информационные технологии позволяют: построить открытую систему преподавания биологии, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;
коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;
рационально организовать познавательную деятельность школьников;
использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;
представлять в удобном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малойскоростью.
При организации деятельности учащихся на разных этапах урока могут использоваться различные формы подачи материала и контроля знаний с помощью ИКТ, использоваться обучающие программы, электронные учебники, мультимедийные учебные пособия, электронные издания для проверки знаний (тематические самостоятельные и тестовые задания).
Презентации, содержащие яркий материал по изучаемой теме, задания для работы группы учеников, развивающие творческие способности школьников, могут использоваться учителем биологии на различных этапах урока. На экране могут демонстрироваться биологические термины, определения, формулы, схемы, графики, диаграммы. Контроль знаний через организацию тестирования может быть использован как на этапе актуализации знаний учащихся, повторении изученного материала, так и для текущего и итогового контроля знаний, а также при подготовке выпускников к итоговой аттестации по биологии. Тестовые задания, предлагаемые ученику, могут содержать подсказки, и автоматическую оценку знаний.
Наличие персональных компьютеров у школьников в домашнем пользовании позволяет задавать задания по электронному приложению, а также создать на школьном сайте страницу учителя, на которой можно поместить материал для учащихся: экзаменационные вопросы; краткие тезисы по теоретическим вопросам; подробное описание выполнения экзаменационных практических заданий, вопросы для самоконтроля, а так же рекомендации обучающимся как подготовиться к экзамену и родителям как помочь ребенку в подготовке. Это приводит к увеличению доли самостоятельной деятельности ученика, помогает ребятам в самостоятельном продвижении изучения материала при подготовке к экзамену по биологии. Ребята могут познакомиться с этим материалом, зайдя на сайт школы, открыв страницу учителя дома. Такая система работы приводит к развитию самостоятельной организации учебной деятельности ребят
Этапы информатизации преподавания предмета:
1. Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т.п.
2.Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.
3.Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и т.д.
4.Применение учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие в дистанционных олимпиадах, конференциях.
5. Создание целостной методической системы, органично включающейвсе пройденные этапы.
Анализируя эффективность применения ИКТ на уроках биологии и во внеурочной деятельности хочу отметить, что использование данной технологии имеет существенные преимущества и позволяет решать поставленные мной задачи, так как:
· позволяет проводить индивидуальную работу школьников и развивать их познавательную самостоятельность и творчество;
· формирует навыки работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, выстраивание логических связей и т.д.), способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.
Таким образом, организация деятельности обучающихся биологии в информационно – коммуникационной образовательной среде позволяет формировать мотивацию учащихся, желание изучать биологию, любовь к живой природе. Отмечено, что на уроках с использованием ИКТ дети чувствуют себя комфортно, осуществляется индивидуальный подход, меньше утомляются, а это способствует их хорошей работоспособности и своего индивидуального темпа и стиля работы.
В свое время активно применялись термины “интригующее начало урока”, “эмоциональная завязка урока”, “активизация внимания к новой теме” и т.п. Многие учителя и теперь не упускают возможности тщательно продумать начало урока, чтобы оно захватило ребят своей необычностью, яркостью, удивительностью, которая позволяет затем удачно организовать изучение нового материала. Для этого необходимо активно формировать у всех учителей умение применять самые разнообразные методы стимулирования и мотивации учения.
Значимой составляющей формирования мотивации учения является целеполагание. Понимание учащимся целей учебной деятельности, нахождение в учении личностного смысла способствует формированию учебно-значимой мотивации. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставят в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты. Подросток, в отличие от младшего школьника, не только подчиняет свое поведение цели, заданной учителем, но и может самостоятельно ставить цели, планировать свою работу: как учебную, так и внеклассные и внешкольные виды деятельности.
Организация деятельности учеников на уроках биологии должна быть направлена на развитие у них учебно-познавательных мотивов, стремления к успеху. Созданию ситуации успеха способствуют: положительный эмоциональный климат на занятиях, уважительное отношение к ребенку, формирование познавательных интересов к предмету. Систематическое применение коллективной учебной работы при организации интеллектуально – познавательной (или преобразовательной) деятельности обучающихся биологии, учит их сотрудничеству.
Использование смыслового чтения на уроках биологии способствует успешной организации познавательной деятельности учеников, повышению читательской грамотности, качества знаний школьников по биологии. Процесс обучения смысловому чтению направлен не только на формирование адекватной интерпретации текста, но и на постижение личностных смыслов, что в конечном итоге приводит к развитию. Для организации смыслового чтения на уроках биологии могут быть использованы проблемно – поисковый метод, дискуссия, моделирование и рисунок. Проблемно – поисковый метод предполагает выделение в тексте проблемы, её обсуждение. Дискуссия и обсуждение представляет коллективный обмен мнениями по проблеме, вытекающей из обсуждения прочитанного текста по биологии или книги биологического содержания. В диалоге с другими, происходит не просто изучение биологической темы, но и управление, осмысление, развивается умение аргументировать свою точку зрения на проблему. Моделирование и рисунок, выполненные после знакомства с текстом по биологии, помогают учащимся представить биологические процессы, природные явления. Этот метод развивает воображение учащихся, творчество. При переводе текста в другую символичную систему, у школьника совершенствуются интеллектуальные действия, происходит активизация прошлого опыта по предмету, обобщение биологических процессов и закономерностей, их анализ, перевод в иллюстрацию или график.
Главная цель образовательной политики Российского государства - обеспечение современного качества образования. В Концепции ФГОС основной функцией заявлено повышение качества образования. В этой связи проблема оценивания качества школьного образования приобретает особую актуальность.
Для оценивания достижений обучающихся по биологии учителю желательно использовать не только традиционную систему оценивания, но и систему независимого оценивания. Еще одним аргументом в пользу применения информационных технологий является возможность быстрого и эффективного контроля знаний учащихся. Большая часть электронных учебников содержит упражнения – тренажеры, задачи с решениями, тестовые задания. Отдельные программные продукты содержит электронный журнал, который позволяет фиксировать уровень знаний учащегося по каждой теме курса (учитывается не только отметка и число попыток решения, но и затраченное время на выполнение заданий). Система оценки результатов дает возможность определить рейтинг учащегося по каждой теме, проследить динамику успеваемости и скорректировать учебный процесс в соответствии с показанными результатами. Кроме того, использование контролирующих программ способствует формированию адекватной самооценки у учащихся.
Итоговыми результатами внеучебных достижений по биологии могут быть: участие в конкурсах, выставках выше школьного уровня; победа в олимпиадах; участие в научно-практических конференциях по биологии; получение грантов, стипендий, премий, наград. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, полевые практики.
Научить детей ценить природу, используя только страницы школьного учебника, невозможно. Стать ближе к природе поможет такая форма внеурочной деятельности школьников, как, например, организация учебных экологических троп. Она направлена на формирование экологической культуры, является активной формой организации природоохранной деятельности школьников, способствует применению на практике знаний по биологии, приобретению навыков наблюдения.
Учебная экологическая тропа предназначена для организации экскурсий со школьниками, различного информирования школьников: познавательного (знакомство с натуральными объектами: видами растений и животных, формами рельефа, почв); просветительского (элементы антропогенного ландшафта) и предписывающего (лозунги, призывы, правила, указатели, нанесенные на щитах и знаках). Её организация расширяет естественнонаучный кругозор школьников о природе родного края. Способствует формированию чувства любви к природе, заинтересованности в ее сохранении, личной ответственности каждого за природу родного края, удовлетворению эстетических и познавательных потребностей.
Китайская мудрость гласит - «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому и я пойму». Школа должна подготовить своих выпускников максимально приближенным к современным требованиям сегодняшнего дня, что помогает ученикам быть успешными и конкурентоспособными.
Предлагаю:
Применять различные приемы и методы мотивации учебной деятельности в соответствии с ФГОС.
( постоянно, учителя – предметники)
Продолжить компьютеризацию учебных кабинетов.
( по плану, администрация)
Создать и провести экологические тропы во дворах школы, как пример активизации внеурочной деятельности для мотивации учебной деятельности.
( сентябрь, учителя биологии Бондарь О.В. и Заславская С.А.)
Заголовок 2Заголовок 315