Конспект урока по ИЗО. Изображение и реальность.«Птицы – наши друзья».


Изобразительное искусство 2 класс
Тема урока:Изображение и реальность.
«Птицы – наши друзья».
Цели урока: Обобщить и систематизировать умения и навыки работы с различными художественными материалами; познакомить с понятиями «изображение», «реальность» на примере изображения зимующих птиц родного края, расширить кругозор младших школьников.
Задачи:
Образовательные:
организовывать свой труд, место для работы;
обучить планировать и анализировать трудовое задание, используя
технические схемы пошагового выполнения рисунка и планы
выполнения работы;
познакомить с понятиями «изображение» и «реальность» на примере
изображения зимующих птиц родного края, расширить кругозор
младших школьников;
Развивающие:
развивать умение самостоятельно систематизировать и использовать
необходимую информацию, работая с разными источниками
информации;
формировать наблюдательность с помощью заданий: наблюдать за
птицами у кормушек, закреплять знания о птицах.
Воспитательные:
формировать ценностное отношение к птицам, воспитывать любовь к
родному краю;
мотивировать стремление оказывать помощь птицам в зимний период.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Оборудование урока:
а) для учителя: презентация к уроку,
б) для учащихся: акварель, простой карандаши, бумага белая.
Ход урока.
I Подготовительная часть.
1.Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Вводная беседа по теме урока.
-Сегодня помогать нам на уроке будет Мастер Изображения.
Мастер Изображения - это художник, который передает все, что видит вокруг, и то, что ему интересно - людей, природу, животных. Причем, всматриваясь в природу, он старается отобразить ее как можно больше к действительности, реально. Поэтому такого художника мы называем реалистом.
- Послушайте, что он хочет вам рассказать.
(Слайд 2) Звучит стихотворение от лица Мастера Изображения.
Ребята, я весёлый мастер!
Всегда в руках держу фломастер
Со мной волшебный карандаш,
Изобразить могу всех вас,
Леса, поля и горы,
Небесные просторы,
Летящую листву,
Далёкую звезду,
Весь мир, в котором мы живём-
Реальностью зовём.
-Что же такое реальность, ребята? (Это настоящее, то, что происходит сейчас. Мы с вами в этом классе, все вместе. Это – реальность .)
Вы прочитали надпись на мольберте Мастера Изображения:
«Изображение и реальность». Это тема нашего урока.
II. Основная часть.
Постановка цели.
- Что же такое изображение? Это отражение. И сегодня мы будем
изображать (отражать) реальность с помощью художественных
средств. Изображение может вызвать разные чувства:
(Слайд 3) Восторг.
(Слайд 4) Печаль.
(Слайд 5) Радость.
(Слайд 6) Удивление
-В какое время года изображены эти птицы? (Зима) Какими птицами мы
их назовём? (Зимующими)
-Кто догадался, кому мы посвятим сегодняшний урок? (Птицам)
- Совершенно верно! А каким? (Зимующим)
4. Сообщение темы урока.(Слайд 7).
5. Беседа о зимующих птицах, которых дети будут изображать
(Слайд 8,9) Загадка о вороне, ее изображение.
-Что вы знаете о вороне?
-Каких ещё зимующих птиц можно увидеть в нашем крае?
Отгадайте загадки.
(Слайд 10, 11) Загадка о воробьишке, его изображение.
(Слайд 12, 13) Загадка о синичке, ее изображение.
(Слайд 14, 15) Загадка и изображение голубя.
(Слайд 16) Загадка и изображение снегиря.
(Слайд 17) Загадка и изображение дятла.
- Как его зовут в народе? (Лесной доктор) А почему?
(Слайд 18) 6. Физминутка
Давайте мы с вами руками помашем, И что-нибудь птичье давайте мы скажем … А вдруг мы взлетим? Давайте попробуем, что мы сидим?!
Дети выполняют движения характерные птицам.
7.Инструктаж учителя.
(Слайд 19 - 22) Обратите внимание на то, что в очертании тела любой
птицы лежат простейшие геометрические фигуры, которыми можно
обобщить сложную форму.
Птицы бывают разные, но у всех у них есть голова (круг),
Клюв (треугольник), туловище (овал), хвост (многоугольник),
Крылья (треугольники) и лапы (прямая или ломаная).
-Чем покрыто их тело? (Покрыто перьями).
Следите за соотношением размера шеи, головы и туловища.
Найдите правильное месторасположение лап: посередине туловища, ближе к хвосту, определите их положение – вертикальное или наклонное.
(Слайд 23)8. Повторение правил рабочего человека.
(Слайд 24) 9.Пальчиковая разминка.
Зимою птицам голодно,
Тоскливо, очень холодно.
Чтобы не замерзнуть, нужно им много корма, голодная птица больше
страдает от холода.
Подкормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Дети выполняют движения пальчиками (кормят птиц).
10. Планирование предстоящей работы. (Слайд 24)
Этапы выполнения рисунка птицы:
1) Голова имеет форму шарика с точкой (глазом) – нарисовать.
2) Шея встречается длинная, короткая, средняя, широкая, узкая – нарисовать.
3) К окружности головы пририсовать ромбический клювик. Клюв бывает длинный, короткий, широкий, узкий, прямой и кривой.
4) К овалу туловища пририсовать уголками крылья и хвостик в форме трапеции. Крылья и хвост также бывают длинными и короткими (сравним лебедя и страуса, орла и воробья).
5) Ноги – длинные, короткие и средние. Лапка птицы имеет 3 пальца спереди и 1 палец сзади ноги. Пальцы заканчиваются когтями, иногда очень сильными и острыми (вспомните ястреба, коршуна). Если птица водоплавающая, то между пальцами натянуты тонкие перепонки.
6) Оперение и окраска птиц очень разнообразны (павлин и соловей): в качестве украшений некоторые птицы имеют гребни, хохолки, воротники и тому подобные дополнения (удод, попугай, какаду, индюк), силуэт перьев можно рисовать линями и штрихами, очерчивающими форму частей тела и намечающими пушистую фактуру поверхности тела.
7) Когда рисуешь птиц, не стоит забывать об окружающей среде, свойственной данному виду, чтобы рисунок смотрелся как законченная картина, а нарисованная птица не грустила посреди белого и пустого листа бумаги.
(Слайд 24)
III. Практическая работа.
11.Выполнение учащимися задания.
Рисование птиц .
IV. Заключительная часть.
12. Итог урока. Самоконтроль и контроль.
-Какие чудесные птицы у вас получились, совсем как живые, настоящие, реальные!
-Чтотакое изображение и реальность?
-Как нужно относиться к птицам и животным нашего края, ребята?
(Слайд 25-26)
13. Рефлексия.
-Дети! А сейчас подумайте, всё ли у вас получалось во время работы на уроке? Перед вами полосочки 3-х цветов. Посмотрите, что обозначает каждый цвет и возьмите в руку ту полосочку, которая оценит ваше состояние на уроке в реальности.
Красная – отлично, всё получилось.
Оранжевая – хорошо, я доволен.
Зелёная – знаю, что могу лучше.
14. Уборка рабочего места.