Урок биологии для 7 класса по теме «Птицы — наши друзья»


План-конспект урока по биологии «Птицы - наши друзья»
Тема урока: Птицы - наши друзья
Место урока: Птицы
Класс:7
Тип урока: урок - игра
Цели урока: расширить знания учащихся об экологических группах птиц
Задачи урока:
1) обучающие:
- рассмотреть черты приспособленности их к условиям жизни
- приобрести навыки; самостоятельной работы с дополнительной литературой
- познакомить учащихся с разнообразием птиц в природе
2) развивающие:
- продолжить развитие знаний о многообразии и значении птиц в природе
- обратить внимание учащихся; на необходимость охраны птиц в природе
- продолжить развивать у учащихся логическое мышление, речь, умственную деятельность;
3) воспитывающие:
- совершенствовать умения, наблюдать, анализировать, делать выводы, умения слушать и слышать другого человека;
- продолжить воспитание у учащихся самостоятельности, формирование сотрудничества, общительности, коммуникативности.
Методы, используемые на уроке: игровые технологии
Материалы, оборудование:
- плакаты
- газеты
- маски с изображением птиц
- бутафорское дерево и реквизит из картона
Ход урока
Организационный момент урока
Учитель предлагает учащимся проведение игры на тему «Птицы - наши друзья». Затем объясняет ученикам ход игры. Учащиеся делятся на команды и болельщиков в соответствии с правилами игры.
Ведущий: Сегодняшний наш праздник не только птицам, но и природе.
Ведь природа – это наше богатство, богатство нашей Родины, нашего народа. Её нужно беречь, как мы бережём жизнь человека.
( В зал транслируются голоса птиц )Птицы – удивительные создания природы. Разве мы можем представить себе жизнь лесов, полей, лугов без птиц? А сколько приносят птицы пользы человеку! Люди издавна наблюдали за полётом птиц и мечтали подняться в воздух. Теперь эта мечта осуществилась. Мы покорили небесные просторы.
Сильных и смелых называют соколами и орлами, детей нежно называют чижиками и воробышками, а задиристых и драчливых - петухами.
Давайте и мы сегодня отдадим птицам дань любви и уважения.
Представьте себе, что мы находимся в крае «непуганых птиц» . Послушайте их пение и постарайтесь определить ,какая именно поёт. Помните , что многие птицы «выговаривают» целые фразы.
( Проводится викторина «Голоса птиц» )Передаётся песня пеночки-теньковки.,
Ведущий: Вы слышите? «Те- тень-ка»,»те-тень-ка»
Передаётся песня удода: «Худо тут! Худо тут!»
Передаётся песни чечевицы: «Чечевицу видел? Чечевицу видел?»
(Набирается команда из 10 человек, остальные будут болельщиками).
Ведущий: «Сегодня на поляне большой праздник птиц. Все, кто здесь собрался будут болеть за два отряда птиц. Сидящие слева – за отряд «Ку-Ка-Ре-Ку», а сидящие справа – за отряд «Ку-Ку».
Отряды будут соревноваться в играх, танцах, песнях. Задача болельщиков – помогать им. Определить победителей нам помогут три «зорких» наблюдателя: лебёдушка, орёл и филин. (Им выдают головные уборы с изображениями птиц).
Ведущий выдает членам отряда головные уборы, изображающие петуха, кукушку, аиста, тетеревов, уток и рябчиков.
Ведущий: «Приглашаем всех на тетеревиный ток! Здесь идёт бой двух косачей». (Соревнующиеся одевают гребень и яркое оперение).
«Косачи» прыгают друг перед другом и стараются сорвать с головы гребень. Наблюдатели должны учитывать высоту прыжков и точность движений.
За смелость оба «косача» назначаются «вожаками» отряда.
Ведущий: «Пока все наблюдали за тетеревиным током, утята плавали в озере, а затем притаились в камышах. Утки переполошились и кинулись всех собирать. Посмотрим какая «утка» быстрее соберет свой «выводок».
(«Уткам» вручается клюшка и они должны пригнать разбросанные в беспорядке воздушные шарики двух цветов – по 6 штук на каждую «утку»).
«Зоркие» наблюдатели оценивают соревнование.
Ведущий: «Прошу подойти ко мне «кукушку» и «петуха». Сейчас я буду читать басню кукушка и петух, а вы разыграйте сцену – пантомиму на этот сюжет».
(«Зоркие» наблюдатели оценивают действия играющих).
Ведущий: «Вы знаете, что птицы спешат на ночлег к своему гнезду. А наши «рябчики» запоздали – их захватила ночь. «Рябчикам» очень трудно ориентироваться в темноте. Болельщики могут помочь отыскать «рябчикам» правильный путь».
(На полу расставлены кегли, чтобы получилась извилистая тропинка. «Рябчикам завязывают глаза. Они должны пройти по тропинке, не сбив ни одной кегли. А зрители могут направлять их движения).Ведущий: «Праздник идет довольно долго и все уже проголодались. «Аисты» накормите птиц своего отряда. (На бутафорском дереве развешены гроздья калины, рябины, грибы, лягушки, кедровые шишки – реквизит из картона). Каждому «аисту» нужно подлететь к дереву, снять «корм», вернуться обратно и отдать его одной из «птиц». Кормить их нужно до тех пор, пока все птицы не будут сыты».
«Зоркие» наблюдатели следят кто из «аистов» сумеет выполнить задание быстрее.
Ведущий: «А теперь задание болельщикам. Вы можете добавить балы для своей команды – спев один куплет из песни о птицах».
В это время «зоркие» наблюдатели подводят итоги конкурсов.
Ведущий: «Ну вот и закончился наш веселый праздник! Птицам пора разлетаться. Но сначала послушаем «зорких» наблюдателей и узнаем, какой отряд оказался победителем».
(Участникам игры вручаются грамоты, сувениры, соответствующие тематике игры).
Ведущий: «А на прощание хочется сказать: «Любите и берегите природу!»
Домашнее задание: составить синквейн на тему «Птицы».