Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса


 
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СОШ с. Выползово
_____________Ю.М. Долгановский«____» _____________ 20__ г. «СОГЛАСОВАНО»
Зам.директора по УР _____ Е.Н. Обидина«____» _____________ 20___ г.
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № _1__
от « » августа 2014 года
Программа
психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса в МОУ СОШ с. Выползово



Пояснительная записка.
В последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы: Коммуникативные УУД- обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Познавательные УУД - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, основанные на научной психологии, технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, технологии формирования и измерения указанных компетенций.Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.Цель психолого-педагогической сопровождения первоклассников – создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе состоят в определении готовности к обучению в школе, обеспечении адаптации к школе, повышении заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитии познавательной и учебной мотивации, развитии самостоятельности и самоорганизации, поддержке в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей.Для успешного обучения и полноценного развития обучающихся педагогу-психологу совместно с педагогическим коллективом необходимо решить следующие задачи:
Выявление психолого-педагогического статуса каждого школьника и отслеживание динамики его психологического развития с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в обучении, общении и психическом состоянии.
Создание системы психолого-педагогической поддержки первоклассников в период первичной школьной адаптации, позволяющей им приспособиться к школьным требованиям и развиваться, совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
Создание специальных социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую работу с детьми, испытывающими проблемы в психологическом развитии, обучении.
Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.
Психологическое обеспечение образовательных программ.
В рамках психолого-педагогической работы с первоклассниками осуществляются следующие направления деятельности:
1.Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление статуса школьников: особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. 2.Консультативная работа с педагогами, родителями, школьной администрацией - помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются педагоги, обучающиеся, родители.3.Психологическое просвещение – формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей и обучающихся. 4.Развивающая работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребенка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной развивающей работы. Основные этапы работПервый этап – поступление ребенка в школу. Он начинается в феврале одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается:1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка, сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка.2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей по результатам тестирования, предлагаются рекомендации по формированию универсальных учебных действий и психологической готовности ребенка к обучению в школе. Второй этап - первичная адаптация детей к школе (сентябрь-январь).В рамках данного этапа предполагается:1. Проведение просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, способами общения и помощи детям.2 . Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление группы школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками.3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.4. Индивидуальное и групповое консультирование родителей по результатам диагностики.5. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Система групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Третий этап- психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий (повторная психолого-педагогическая диагностика). 2. Индивидуальное консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики первоклассников, испытывающих трудности адаптационного периода.3. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.4.Организация групповой развивающей работы со школьниками, испытывающими трудности вобучении и поведении.Групповая работа состоит из системы занятий, направленных на повышение уровня школьной готовности первоклассников, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Предлагаемая программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников ориентирована на оказание помощи и поддержки первоклассникам, испытывающим трудности в формировании эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и сверстниками.Данная программа является системой совместной деятельности педагогов, администрации школы и родителей, направленной на активное приспособление ребенка к школьной среде, включающей в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое развитие.

Содержание программы.
Первый этап - поступление ребенка в школу(февраль – сентябрь)Подготовка к школе – это не только сумма знаний, которые следует передать ребенку, сколько готовность его личности адаптироваться к новым условиям.Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Содержание программы подготовки будущих первоклассников к обучению в школе основывается на следующих составляющих психического развития дошкольников:Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. В первую очередь речь идет о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане (производить некоторые действия в уме).Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу, а вместе с тем и умение более широкого плана – делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется это делать.В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.Все эти три составляющие важны для успешного обучения в школе.Педагогам необходимо решить следующие задачи в период работы с будущими первоклассниками:• выявить уровень готовности к школьному обучению будущих первоклассников и индивидуальные особенности их деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;• по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;• спланировать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей.В соответствии с этим нами выделены основные направления работы.1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка, сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка.Психологическая диагностика направлена на определение готовности будущих первоклассников к обучению в школе. Наибольшее значение имеют когнитивная готовность – сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять необходимую первокласснику умственную учебную деятельность; мотивационная готовность – сформированность внутренней позиции школьника; социальная готовность – способность занять социально одобряемую и продуктивную позицию в общении с педагогом и одноклассниками. 2. Психологические занятия по подготовке будущих первоклассников.Проведение занятий направлено на достижение следующих целей: создание условий для успешной адаптации школьников к новым школьным условиям; формирование коммуникативных навыков (развитие способов взаимодействия со сверстниками и учителями, знакомство с приемами бесконфликтного общения и т.д.).Программа занятий рассчитана на детей, посещающих школу будущих первоклассников.Программа состоит из цикла занятий в количестве 8 часов. Занятия проводит учитель начальных классов.Форма проведения занятий – групповая.При проведении занятий с будущими первоклассниками используются различные методы:• психолого-педагогические игры;• развивающие упражнения;• рисуночные методы;• пальчиковые игры. Структура занятий.По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и заключительную.Задачей вводной части является создание у детей определенного положительного эмоционального фона.Задания для основной части занятия подбираются с учетом их направленности на развитие коммуникативной сферы: развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и правилам детской группы, овладение способами взаимодействия с другими детьми.Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Ответы учащихся на вопрос, чем они занимались и чему научились на данном занятии. Принципы проведения занятий:1. Безопасность.Создание атмосферы доброжелательности, психологического комфорта, принятия каждого ребенка.2. Возрастное соответствие. Предлагаемые упражнения учитывают возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.3. Деятельностный принцип. Задачи развития коммуникативных навыков достигаются через использование различных видов деятельности.4. Дифференцированный подход. Учет индивидуальных особенностей будущих первоклассников.5. Рефлексия. Совместное обсуждение понятного, почувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.6. Конфиденциальность. Адресность информации о ребенке родителям. Недопустимость медицинских диагнозов. Акцент на рекомендациях. 3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций для родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации ребенка перед началом школьных занятий или в первые недели занятий .Индивидуальные консультации проводятся для родителей по результатам тестирования, предлагаются рекомендации по формированию универсальных учебных действий и психологической готовности ребенка к обучению в школе. 4. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников по вопросам комплектования класса с учетом индивидуальных особенностей детей, обучения отдельных учеников (на данном этапе общий ознакомительный характер). Таким образом, осуществляя мероприятия по подготовке будущих первоклассников к обучению в школе, мы можем увидеть позитивные стороны в развитии детей и выявить проблемы дошкольников с целью профилактики возможных трудностей овладения учебной деятельностью, оказания психологической поддержки в адаптационный период. Второй этап - первичная адаптация детей в школе(1,2 четверть)Термином «первичная адаптация» обозначается период, длящийся ориентировочно первое полугодие обучения в школе. Именно в этот период основная работа педагогического коллектива, психологов, родителей школьников направлена на быстрейшее привыкание детей к школе, приспособление к ней как среде своего развития и жизнедеятельности.Задачи психолого-педагогического сопровождения первоклассников в этот период:
создание условий для социально-психологической адаптации детей в школе (создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);
повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;
адаптация учебной нагрузки к возрастным и индивидуально-личностным возможностям и потребностям учеников.