Доклад на темуСоциализация детей с особыми образовательными потребностями


Дети с особыми образовательными потребностями — это социально демографическая группа, имеющая свою специфику развития, свой образ жизни. Ошибки в воспитании детей данной категории могут привести к нежелательным последствиям — формированию и закреплению негативных установок; трудностям в общении, обучении, самореализации; уходу в себя; социальной изоляции. Наличие негативных установок изначально создает трудности вхождения индивида в процесс взаимодействия с социумом. Таким детям необходимо дать адекватное образование,
обеспечивающее продвижение в психическом и социокультурном развитии.
Поэтому особую значимость приобретает психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности (ООП).
Все дети равны и имеют одинаковые права на развитие и получение полноценного образования. Возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института дает инклюзивное (включающее) образование.
Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Процесс частичной интеграции обучения в Новомихайловской школе был запущен еще в 1986 году. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) пытались освоить ту среду, в которой находились. Потребность сельского социума в развитии такого направления обучения продолжала сохраняться, количество детей с проблемами в развитии не уменьшалось, а структура нарушений в развитии усложнялась.
С начала 2000 годов условия комплектования специализированных классов стали более строгими, обязательное количество учащихся в них определялось до 10—12 человек. Соответственно у школы не было достаточных даже финансовых возможностей в создании подобных (даже смешанных) классов. С 2003 года мы выдавали документ об образовании детям с ООП. (2003г-2, 2004г -2, 2006г-2, 2007-4, 2008-1, 2010-2,2013-1,2015-1.).
Сегодня 6 учащихся, обучавшиеся по адаптированным программам ЗПР, ЛУО распределены по обычным школьным классам..
За прошедшее десятилетие, прежде всего, в нашем сельском сообществе, как и в обществе в целом, стало меняться отношение к детям с различными проблемами в развитии: от непризнания, непринятия, до понимания, интеграции и особом подходе. А значит, и изменяется система человеческих ценностей. Теперь общество понимает, что необходимо менять и отношение, и подходы к обучению, специальному сопровождению и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья, с особыми образовательными потребностями. В школе появился первый опыт и его результат, прежде всего, в том, что очевидной стала необходимость в специалистах - дефектологах, логопедах, психологах, социальных педагогах. Подкрепила осознание необходимости перемен и политика государства, направленная, например, на социальную поддержку граждан данной категории. Таким образом, в Новомихайловской средней школе естественным образом возникли предпосылки осуществления перехода от жесткой интеграции к инклюзии в обучении, воспитании и развитии детей с ООП.
Были выявлены и проблемы:
дефицит специалистов (дефектолога, других узких специалистов);
отсутствие необходимой материально-технической базы («территориальная» несостоятельность);
несовершенство форм организации обучения;
отсутствие модели «особенного» выпускника школы;
слабость взаимодействия школы по данной проблеме с местными социальными институтами, учреждениями (социумом).
Модель инклюзивного образования
модель инклюзивного образования в условиях МБОУ Новомихайловской СОШ на данный момент.
Наша модель, в центре которой стоит РЕБЕНОК, имеет следующие цель и задачи.
Цель: формирование качеств жизнеспособной личности детей с особыми образовательными потребностями в условиях сельского образовательного учреждения и его социального окружения.
Задачи:
- создание системы по оказанию психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями в их подготовке к жизненному и профессиональному самоопределению;
формирование гуманной педагогической среды в школе;
достижение единства и согласованности всех элементов и субъектов образовательно-воспитательного процесса.

возможна и текущая корректировка данной модели. Например, включение в группу детей с особыми образовательными потребностями детей- инвалидов, детей - мигрантов.
Каждый из «особенных» детей не похож один на другого: разные возраст, уровни обученности, воспитанности, социализации; различные образовательные потребности и состояние здоровья и т.д.Как было указано выше, количество детей с особыми образовательными потребностями в нашем селе имеет тенденцию к увеличению. На протяжении последних лет мы отработали, как нам представляется, оптимальный вариант работы с детьми с ОПП в наших условиях сельской школы.
Главное, чтобы учебно-воспитательная деятельность педагога соответствовала определенным психолого-педагогическим условиям:
гуманизация педагогического процесса;
тесное взаимодействие с родителями;
среда, способствующая социально-психологическому благополучию ребенка;
удовлетворение потребности ребенка в безопасности;
постоянное окружение ребенка вниманием и подкрепление уверенности в его стабильности.
В инклюзивном образовании для педагогического коллектива школы важен комплексный подход к проблемам «особенного» школьника:
всестороннее изучение личности ребенка, его когнитивной и эмоционально-волевой сферы;
создание индивидуальных комплексных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы школьника;
многоуровневая диагностика психического развития, позволяющая сравнивать результаты его деятельности в динамике коррекционно-развивающего образовательного процесса.
В нашей практике используется такая схема обследования детей с особыми образовательными потребностями.
Схема обследования ребенка с ООП:
Изучение личного дела.
Осмотр ребенка специалистами для выявления затруднений обучающихся.
Определение формы обучения.
Создание учебного плана.
Создание индивидуальной программы обучения и сопровождения.
На основе данных обследования подбираются формы обучения «особенного» ребенка.
Формы организации обучения:
ребенок учится в обычном общеобразовательном классе,
консультативные занятия со специалистами.
Функции взрослых в окружении ребенка с ОПП:
Специалисты, работающие с детьми с ООП в нашей школе, - учитель, классный руководитель, психолог, логопед (логопед по договоренности). Функции их работы заключаются в следующем:
Учитель: обучение и воспитание — формирование познавательного интереса, умений и навыков, соответствующих потенциалу ребенка и обеспечивающих дальнейшее развитие личности, положительной мотивации к обучению и самовоспитанию личности.
Классный руководитель: расширение познавательной и общественной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, формирование личности ученика.
Логопед: преодоление специфичных для каждого обучающегося речевых дефектов, совершенствование всех компонентов речи, отслеживание динамики речевого развития.
Социальный педагог: создание условий для успешной социализации учащегося.
Педагог-психолог: выявление особых образовательных потребностей детей, определение психологических условий их реализации в различных формах обучения и воспитания, включающих и специальную индивидуальную помощь, и поддержку при интеграции в социум.
Уполномоченный по правам ребенка: соблюдение прав ребенка в различных ситуациях школьного взаимодействия.
Медики: контроль состояния здоровья, лечение.
Родитель: контроль домашнего и школьного режима, помощь в приготовлении домашнего задания, совместный досуг.
Администрация школы и социальные институты: обеспечение условий для обучения и воспитания; дополнительное образование; организация питания, отдыха; оказание помощи семье.
Общие принципы и правила работы с детьми с особыми образовательными потребностями
Наиболее общие принципы и правила сводим к следующему:
необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку на уроке и во внеурочной деятельности;
необходимо предотвращать утомление, используя для этого разнообразные средства; особое значение приобретают здоровьесберегающие технологии;
в процессе обучения использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать их речь, формировать необходимые навыки учебной деятельности;
на уроках необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей;
важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи учащихся, своевременно и тактично помогать
ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности, способствовать раскрытию положительных черт учащихся с низким уровнем интеллекта;
демократический стиль общения (позиция учителя - это наставник, друг, товарищ), уважительное отношение к каждому ребенку;
проявление терпеливого и доверительного отношения к ребенку, выявление и поддержка его сильных сторон и развитие слабых;
иные и постоянно обновляющиеся формы работы: индивидуальный тренинг, подбор перечня самостоятельных и домашних работ, упрощенные варианты контрольных работ, мини-зачеты, дифференцированные задания, оценка знаний и умений с учетом возможностей учащегося.
В непосредственной работе специалистов с детьми с ООП каждой категории названные принципы и правила конкретизируются в следующей логике:
Особенности
психического
развития, состояния
здоровья, личности
ребенка... Особенности
образовательных
потребностей
ребенка Особенности
условий
в обучения
и воспитания Особенности
работы
с ребенком
специалистов
Комплексный подход предполагает активное взаимодействие всех групп детей с особыми образовательными потребностями с социальными институтами села .Необходимо сказать об эффективности действующей модели:
все учащиеся на протяжении ряда лет усваивали учебные программы, были переведены в следующие классы, а выпускники получали основное общее образование. В результате обучения ими были приобретены знания, умения и навыки для дальнейшей интеграции в социум;
существующая модель помогла в развитии определенных личностных качеств, востребованных современной жизнью, главные из них – вера в собственные силы, трудолюбие, нравственные качества личности;
большинство «особенных» выпускников школы были трудоустроены в селе и в районе, часть продолжили свое образование в средних профессиональных образовательных учреждениях. (2003г-2 работают 1 г. Новосибирск,1- г. Татарск), 2004г -2 работают 1 СХПК «Новомихайловский» колхоз 1 участника , 2006г-2 работают, 2007-4работают сварщик,3 животноводы, 2008-1 работает в колхозе, 2010-2 в колхозе,2013-1 ПТУ № 75,2015-1.).Среди выпускников есть те, кто уже создал семью. Им свойственна компетентность в бытовой сфере, включающая аспекты здоровья и семейного бытия. Семья стала для них смыслом жизни.
Развитие модели: возможности, перспентивы, ограничения
В 2014/15 учебном году нами была разработана карта сопровождения

Мы считаем, что для реализации в полном объеме инклюзивного образования в нашей школе необходимы следующие мероприятия:
Ставка учителя-дефектолога. Основное направление его деятельности - активное воздействие на умственное развитие школьников, формирование учебных навыков.
Дефектолог ведет динамическое наблюдение за учащимися, испытывающими трудности обучения, выявляет:
отношение школьника к учебной работе;
характер учебной мотивации;
отношение ученика к оценке учителя;
обучаемость, восприимчивость школьника к помощи;
уровень умственного развития;
достижения ребенка в учении и способах учебной работы;
темп работы, работоспособность.
Полноценное оснащение социально-психологической службы:
наличие отдельного кабинета для каждого специалиста;
комната психологической разгрузки для проведения реабилитационной работы и тренингов с группами учащихся;
комната для профилактической работы, посещаемая учащимися на переменах (комната самовыражения);
обновление методического оснащения кабинетов специалистов и учебных кабинетов: тесты, компьютерные версии тестов, игры и т.д.;
техническое оснащение: персональные компьютеры, множительная техника и т.д.
Повышение уровня квалификации всех специалистов, работающих с данной категорией детей.
Совместная разработка вместе со всеми участниками образовательного процесса (родителями, педагогами, детьми) модели «особенного» выпускника.
Укрепление и развитие сотрудничества родителей со школой.
Более активное взаимодействие с местными социальными институтами, учреждениями (социумом).
Нами было проведено анкетирование. Результаты которого показывают (приложение) и диагностика специалистов показывают, что по медицинским показаниям не все дети подлежат инклюзии.
К ограничениям — рискам развития инклюзивного образования мы относим:
архитектурные ограничения строения школы;
сомнения и отказ части учителей от участия в решении проблем детей с ОПП, их неготовность (психологическая, профессиональная) к инклюзивному образованию (по результатам анкетирования);
незнание родителями детей с ОПП их прав на образование, их страхи и опасения по отношению к органам системы образования и социальной поддержки населения;
неготовность родителей обычных учащихся школы к совместному обучению детей с особыми образовательными потребностями в одном детском коллективе (по результатам анкетирования часть родителей не имеют определенного мнения).
Анализ существующей модели инклюзивного образования в Новомихайловской средней школе показал, что она действенна, эффективна. Мы убеждены в том, что в школе есть возможности и перспективы для дальнейшего развития инклюзивного образования при выполнении ряда условий.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анализ результатов анкетирования
Цель: исследование отношения учащихся, педагогов, родителей к процессам интеграции, инклюзивному образованию в Новомихайловской средней школе. Общее количество респондентов - человек.
Категории обследованных:
Учащиеся 5~9-х классов с различными проблемами развития - 5 чел. (100 % общего числа учащихся с ОВЗ).
Учащиеся 5~9-х классов, обучающиеся по общей программе, - 19 чел.
Учителя и специалисты школы - 10 чел. (100 % от общего числа педагогов школы).
Родители детей с различными проблемами развития - 5 чел.
Родители детей, обучающихся по общей программе, -20 чел.
Количественные показатели
1-я группа - учащиеся 5~9-х классов с различными проблемами развития (100% от общего числа респондентов 1-й группы).
Отношение к школе Отношение к учителю Участие ваших родителей в жизни школы
Отрицательное — 1 чел. (0 20%); Положительное — 4чел. (80 %) «должен быть менее строгим» — 1 чел. (20 %);
«не знаю» - 1чел. (20 %); хорошо 3 (60%0«не участвуют» (заняты) - 1 чел. (20 %);
«ходят на собрания» - 3 чел. (30 %);
«не знаю» — 1чел. (20 %)
2-я группа - учащиеся 5~9-х классов, обучающиеся по общей программе 100(100% от общего числа респондентов 2-й группы).
Отношение к школе Отношение к учителю Ваше отношение к детям с проблемами...
Отрицательное - 5 чел. (25% %); положительное — 15 чел. (75 %) «должен быть менее строгий» - 0чел. (0 %);
«не знаю» - 5 чел. (25 %); «нормально» -15 чел.
(75 %) «нормально» — 15 чел. (75 %);
«никак» — 5 чел. (25 %)
3-я группа — учителя и специалисты школы 100(100% от общего числа респондентов 3-й группы).
«Модель инклюзивного образования в школе — это...» Оценка готовности к работе с такими детьми «Ваш взгляд на условия инклюзивного образования в нашей школе»
«реальная возможность» - 4 чел. (40 %); «нереально» — 5 чел.
(50 %);
«не знаю» - 1 чел. (10 %) готовы -6 чел. (60 %);
не готовы —4 чел. (40 %) Условия:
кадровые - 5 чел. (50 %); материально-технические —
10 чел. (100 %);
готовность родителей и учащихся к «включенному» обучению - 6 чел. (60 %)
4-я группа - родители детей, с различными проблемами развития (83,3% от общего числа респондентов 4-й группы).
Отношение родителей к индивидуальным занятиям с детьми Предложения по совершенствованию обучения и помощи Способы взаимодействия с учителями и школой
положительное — 5 чел. (100%) информирование о программе и процессе обучения - 0 чел. (0 %); организация досуга ребенка - 5 чел. (100 %); помощь в дальнейшем трудоустройстве - 1 чел. (20 %) родительские собрания - 5 чел. (100 %); индивидуальные консультации — 5 чел. (100 %); посещение семьи —1 чел. (20 %); школьные мероприятия - 5 чел. (100 %)
5-я группа — родители детей, обучающихся по общей программе ( 51% от общего числа респондентов 5-й группы).
Отношение к совместному обучению детей с ООП «Реально ли в нашей школе инклюзивное образование?» «Ваши предложения по организации обучения детей с ООП»
положительное, «если не препятствует учебному процессу других учащихся» — 17 чел.
(85 %);
отрицательное — 3 чел. (15%) «нет» (отсутствие условий) - 17 чел. (85 %); «да» - 3 чел. (15 %);
«не знаю» - 0 чел. (0 %) помощник учитель — 13 чел. (65 %);
специальные условия (пандусы и т.д.) — 1 чел. (5 % ); «чтобы были не очень сложные случаи» - 6 чел. (30 %)
Интерпретация результатов анкетирования:
Диагностируемые учащиеся школы (обе группы) в целом положительно относятся к школе и предлагаемым программам обучения. Респонденты 2-й группы - дети с различными проблемами — подчеркивают необходимость более лояльного отношения к ним.
Все респонденты - дети положительно относятся к процессам интеграции обучения в школе, не видят в этом никаких проблем.
Респонденты 4-й группы - родители детей с различными проблемами в развитии в целом удовлетворены процессом интеграции их детей в школе и отношением педагогов к детям. Между тем родителей не интересует более подробного знакомства с программой обучения и обеспокоена дальнейшей перспективой трудоустройства своих детей.
Респонденты 5-й группы - родители, дети которых не испытывают значительных проблем в развитии, признают возможность инклюзивного образования в школе как факт гуманного отношения ко всем детям, осознают пользу воспитательного воздействия совместного обучения на своих детей, но подчеркивают необходимость тщательной подготовки к интегративным процессам.
Педагоги школы - респонденты 3-й группы положительно относятся к процессу инклюзивного образования, но сомневаются в его реализации в нашей школе (60 на 40 % опрошенных) по причине отсутствия ряда условий, а также невозможности инклюзивного образования для некоторых категорий детей.
Все взрослые респонденты указывают необходимость выполнения ряда условий для продолжения процесса перехода от интегративного к инклюзивному обучению в нашей школе, среди которых называются:
специальная переподготовка учителей и наличие узких специалистов (дефектолога и др.);
создание архитектурной доступности для детей с ОВЗ (пандусы, специальные кабинеты и т.д.);
специальное материально-техническое оснащение (наглядность, компьютеры, специальные средства и т.п.);
постоянное и качественное медицинское сопровождение детей;
включение в совет школы представителей от всех категорий участников образовательного процесса, особенно родителей детей с ООП и представителей социума (администрации селаа);
действенная заинтересованность социальных институтов, управления села в содействии в развитии инклюзивных процессов в школе и в сельском социуме.

Волошина О.В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новомихайловская средняя общеобразовательная школа Татарского района
Социализация детей с особыми образовательными потребностями в МБОУ Новомихайловской СОШ
директор МБОУ Новомихайловской СОШ
Волошина О.В.
2015 год