ГЕОГРАФИЯ.«Теоретические аспекты экологизации школьного курса географии».
«Теоретические аспекты экологизации школьного курса географии».
М.В.ФЕДОТОВА
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ КУРСА ГЕОГРАФИИ
1.1. Экологизация курса географии в школе .4 -11
1.2. Систематизация экологических знаний в школьном курсегеографии .. 11 -15
1.3. Представление об окружающей среде в школьной географии ..15 -27
1.4.Роль социально-экономической географии в экологическом.27 -31 Заключение..31
Приложение.32 -35
Список литературы...36 -37Введение.
Стремительное нарастание количества и остроты экологических проблем к началу XXI века определило необходимость изменения общественного сознания.
Отношение к окружающей среде носит не только интеллектуальный, эмоционально-волевой, но и практически-действенный характер.
Единство интеллектуального, эмоционально-волевого и деятельностного компонентов способствуют формированию убеждения школьников в необходимости бережного отношения к окружающей среде. В психологии давно установлено, что знания только тогда включаются в общую систему знаний человека, перерастают в убеждения, когда они проходят через сферу чувств и переживаний. Эмоциональное переживание усиливается, если объект является не только созерцателем, но и участником событий или процессов.
Насущные запросы практики в приобретенных направлениях научного познания определяют, как считает Н.М. Мамедов, ориентацию любого образования.
Специфика теоретического и практического освоения действительности должна находить отражение в структуре и содержании образования.
Считая экологическое образование составной частью современного мировоззрения, Г.А. Ягодин утверждает: « важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях».
Безусловно, теоретические знания должны сопровождаться формированием соответствующих умений, применяемых в практической деятельности.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ КУРСА ГЕОГРАФИИ
1.1. Экологизация курса географии в школе
Цели и задачи географического и экологического образования во многом совпадают и тесно взаимосвязаны. Так, методологической основой экологии является полинаучность, комплексный и системный подход. Комплексность, учение о геосистемах служат теоретической основой географии. О необходимости комплексного изучения деятельности человека в неразрывной связи с природной средой неоднократно писали классики отечественной географии. Так, А. А. Борзов отмечал, что научно оправданное и сознательное использование природных сил требует цельного и полного их знания, комплексного изучения и не позволяет ограничиться эксплуатацией отдельных богатств без учета того, как это отразится на всей географической среде.
Экологизация характерна для всего междисциплинарного комплекса наук, которые исследуют взаимодействие общества, производства и окружающей среды. Поскольку проблема отношений со средой обитания затрагивает едва ли не все социальные институты человеческого общества, в последнее время произошла значительная экологизация как естественных, так и общественных наук. Это приводит к синтезу естественно-научного и гуманитарного знания. Не удивительно, что именно география, имеющая большой опыт такого синтеза, стала одним из главных плацдармов экологизации образования.
Предметом экологии являются взаимоотношения организмов со средой; предмет географии – пространственно-временная организация географической оболочки и ее составных частей, куда входят изучаемые экологией организмы и среда. Таким образом, для экологии характерным является явный организмоцентризм, чего не скажешь о географии, где все компоненты природы имеют одинаковое значение.
Объектом изучения в географии являются геосистемы, а в экологии – экосистемы. При анализе научных понятий «экосистема» и «геосистема» ученые отмечают как родство входящих в их состав биотических и абиотических компонентов, так и существенное различие в их содержании и взаимосвязях. В основе понятия «экосистема» заложена идея о принципиальном неравенстве элементов, о возможности выделения особой части системы-хозяина (растение или растения, животное или животные или биота в целом). Таким образом, в отличие от модели «геосистемы», где все связи равнозначны, экосистема выступает, прежде всего, как биоцентрическая модель. Модель экосистемы будет приоритетной при разработке мероприятий по сохранению биоты, но в обязательном сочетании с комплексным подходом. Модель геосистемы используют как научную основу охраны абиотических компонентов, также и ландшафта в целом.
Экология стремится познать все многообразие форм в организации жизни на Земле, а также прогнозировать изменения природы под влиянием деятельности человека, научно обосновать и обеспечить восстановление нарушенных природных систем и развитие заповедного дела. Конечной целью как экологических, так и географических исследований является сохранение среды обитания человека1.
В школьной географии представлено большое число понятий, которые являются опорными в теории геоэкологии, например: целостность природы, природный комплекс, географическая оболочка, биосреда и др. Таким образом, экология в школе тесно взаимосвязана с географией в разных аспектах, особенно – в содержательном и методологическом.
Цели и задачи экологизации географии. Цель экологизации курса географии заключается в формировании системы экологических знаний, ответственного отношения к природе и ресурсосберегающего взаимодействия с нею; они должны стать важнейшими элементами в системе
________________________________________________
1 Кочуров Б. И. Интеграция географии и экологии // География в школе. – 1998. – №6.
социальных отношений будущего гражданина. Основную социальную задачу экологизации географии можно определить как преодоление потребительского подхода к природе, воздействуя на все аспекты сознания человека: научный, духовно-нравственный, эстетический и правовой.
В комплекс задач экологизации школьного курса географии входят:
формирование диалектико-материалистических взглядов на взаимодействие общества и природы;
накопление и обобщение знаний и умений по анализу структуры географического и экологического пространства;
применение учащимися знаний и умений в рациональном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды, а также в оценке природной и хозяйственной обстановки в своей местности;
усвоение норм и правил поведения в природе и т. д.
На современном этапе процесс экологизации географии состоит не только в получении новых знаний, но и в систематизации имеющихся. Содержание школьного курса географии располагает объективными возможностями для формирования и развития у школьников системы экологических знаний, ценностных ориентаций, нравственных норм поведения в природе.
Таким образом, содержание школьного курса географии способствует экологическому образованию школьников и имеет для этого огромные возможности.
Структура образовательной области «Экология» в курсе географии. Курсы школьной географии, по сути, имеют интегративную направленность. Охватывая широкий круг наук о Земле, населении и хозяйстве, этот учебный предмет формирует отношение к природе и ее богатствам. Традиционные курсы географии, формируя знания о природных объектах, процессах и явлениях, законах развития природных и производственных территориальных систем, давали знания об окружающей среде, среде общественного развития, т. е. экологические знания. Но в обучении географии связи природы и общества раскрывались односторонне. Акцент делался на использование природы, ее богатств. Природа рассматривалась, главным образом, как средство производственной деятельности. Такой подход невольно воспитывал потребительское отношение к ней. И не исключено, что в сложившейся экологической ситуации во многом повинна постановка географического образования в школе.
Сейчас в программе усилено внимание к взаимосвязи природы и общества. Однако главная задача состоит в том, чтобы раскрыть новые дополнительные направления в этой сфере, ориентировать изучение географии на идею природопользования в современном ее понимании, т. е. научить будущих граждан жить в ладу с природой. Экологизация географии происходит путем экологизации понятий, знаний, умений, а также использования экологического принципа в методологии познания. Экологизация географии должна основываться на систематизации знаний об экологическом пространстве, которое отличается значительной сложностью и иерархичностью. Экологическое пространство – форма существования материи в виде взаимосвязей живых
объектов и окружающей среды. Категория «экологическое пространство» выражает центрический порядок сосуществования окружающего мира – в виде отдельных объектов и «фона» – окружающей их среды. Таким образом, экологическое пространство включает следующие подсистемы: 1) живые объекты; 2) среда; 3) взаимосвязи между ними.
В зависимости от масштабов экологическое пространство структурировано иерархично. Объекты изучения экологического пространства в географии можно объединить в следующие блоки: 1) иерархия экосистем; 2) иерархия сред; 3) иерархия взаимосвязей и отношений.
Из экологических понятий полнее других освещенными в географии оказались понятия о природных условиях и природных ресурсах (ис-черпаемых и неисчерпаемых, возобновляемых и невозобновляемых, минеральных, водных, земельных и т. д.), полезных ископаемых, охране природы, загрязнении окружающей среды; в несколько меньшей степени – понятия об агроклиматических ресурсах, биологических ресурсах, мелиорации, «парниковом эффекте», природопользовании, экологическом кризисе. Однако остались практически без внимания понятия о мониторинге, природно-ресурсном потенциале, экологической политике 1.
Понятие «природопользование» лежит в основе понимания проблем взаимодействия природы и общества, позволяет обобщить, интегрировать эти знания и раскрыть практическую значимость географического образования, убедительно показать ведущую задачу географии – обучение теории к практике рационального природопользования 2. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов – важный инструмент в планировании и организации рационального природопользования. Здесь обобщаются знания о возможности выполнения природными системами социально-экономических функций. Знакомство с этим понятием происходит уже в начальном курсе физической географии и на последующих этапах обучения.
В преподавании географии экологический принцип в методологии познания требует не столько включения дополнительных понятий в учебное содержание, сколько проявления новых аспектов в сложившейся системе понятий, углубления их содержания. Представляется возможным вычленить следующие основные связи в сфере взаимодействия природы и общества, конкретизирующие содержание экологического принципа: роль природы в жизни общества, развитие промышленного производства; изменение природы под влиянием хозяйственного воздействия; хозяйственная деятельность – фактор развития природной среды; социально-экономические последствия изменения природной среды; оптимизация взаимоотношений природы и общества; рационализация природопользования с учетом
_______________________________________________________
1 Махов С. И. Методика формирования экологических умений при изучении курса «География России» // География в школе. – 1998. – № 3.
2 Шпарбан Н. В. Экологизация географии // Педагогика. – 1989. – № 1.
региональных особенностей. Таким образом, география всегда была тем предметом, содержание которого в значительной степени определяло отношение к природной среде.
Экологизация географии одновременно служит улучшению практической направленности обучения, повышению его теоретического уровня, отходу от фактологии, так как требует большого внимания к проявлению механизмов связей и взаимозависимостей. Усиление изучения природных процессов позволит успешнее решать и задачи формирования диалектического мышления школьников, т. к. одним из основных положений диалектики является признание того, что мир состоит не из законченных готовых объектов, а представляет собой совокупность процессов беспрерывного изменения существующего мира 1.
Посредством экологизации географии формируются разнообразные экологические умения: познавательные, оценочные, творческие, прогностические, эколого-картографические и практические.
Этапы экологизации курсов географии. Реализация идеи экологизации школьного географического образования осуществляется на уроках разных типов и во внеклассной работе2. Система экологических знаний, формируемых в курсе школьной географии, показана в таблице 1 (Приложение 1). Начинается работа на уроках природоведения в 5 классе, где учащиеся получают первые сведения о взаимодействии природы и человека и происходит накопление и систематизация экологических знаний, а полученные знания применяются в реальной жизни. В каждом из курсов, особенно в «Географии материков и океанов», предусматривается изучение проблем изменения природы под влиянием деятельности человека. Обобщению этих понятий и знаний способствует введение понятия
______________________________
1 Шпарбан Н. В. Экологизация географии // Педагогика. – 1989. – № 1.
2 Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Экологическое образование в школе // Педагогика. – 1990. – № 2.
«антропогенный ландшафт», обсуждаемого и в ряде разделов курса «География России» (часть 2, «Региональные экологические проблемы») и курса «Экономическая и социальная география мира» («Загрязнение окружающей среды», «Промышленность и окружающая среда», «Сельское хозяйство и окружающая среда»).
Важной составляющей в экологизации географии является обусловленная деятельность, которая включает виды и способы учебной деятельности, направленные на формирование познавательных, практических и творческих умений учащихся. Под экологическими умениями понимаются умения, которые позволяют выполнять школьникам на каждом этапе обучения практические действия по оценке воздействия человека на природу, а также по охране и воспроизведению природных ресурсов (табл. 2)1 (Приложение 2). Основой формирования экологических умений является теория поэтапного формирования умственных действий, на базе которых определены этапы в экологизации курса «География» (табл. 3) (Приложение 3). Экологические умения, составляющие основу экологической деятельности, имеют неодинаковую направленность и представлены разными типами. Процесс формирования экологических умений в курсах географии включает звенья:
непрерывное, поэтапное, комплексное усвоение учащимися познавательных, оценочных, прогностических, эколого-картографических умений;
использование заданий, которые требуют самостоятельности в деятельности учащихся и направлены на раскрытие более сложных и глубоких взаимозависимостей в изучаемых природных явлениях;
использование всех форм организации учебного процесса (выполнение заданий на карте, решение учебных проблем, обмен мнениями и т. д.);
_________________________
1 Махов С. И. Методика формирования экологических умений при изучении курса «География России» // География в школе. – 1998. – № 3.
широкое применение средств наглядности;
использование разнообразных методов и методических приемов.
Таким образом, отличительная черта экологизации географии – усиление внимания к тому, как влияет деятельность человека на окружающую среду. Здесь надо подчеркнуть, что хозяйственная деятельность человека в условиях научно-технического прогресса стала сопоставима по масштабам с действием естественных сил природы и выдвинулась в ряд глобальных факторов развития природной среды.
1.2. Систематизация экологических знаний в школьном курсе географии
Школьные географические дисциплины намного превосходят другие школьные курсы по экологической направленности, по числу и глубине раскрытия экологических проблем, по обоснованию путей их решения. Многообразие экологических знаний, формируемых в курсе физической географии, может быть объединено в несколько разделов:
Закономерности формирования и развития географической обол очки (объединяет понятия «природный комплекс», «целостность», «круговороты веществ и энергии», «зональность»). Указанные знания формируются преимущественно в курсе физической географии и расширяются в курсе экономической географии при рассмотрении влияния человека на компоненты природного комплекса.
Взаимодействие природы и общества (значение природы и оценка условий для жизни и деятельности человека, антропогенное изменение природной среды, формы и способы охраны природы, глобальные геоэкологические проблемы и социально-политические аспекты геоэкологических проблем).
Природопользование и охрана природы (землепользование, водопользование, использование биоресурсов, меры по охране и принципы рационального природопользования).
Рассмотрение экологических вопросов в курсах экономической и социальной географии России и мира может быть представлено в нескольких аспектах.
Хозяйственно-отраслевой аспект раскрывается при изучении отраслей в общем обзоре экономики России. Экологическую направленность имеют вопросы использования ресурсов и их исчерпаемости, технологии обработки, образования отходов и их утилизации, нарушения среды, в том числе загрязнения и его последствий. Например, при изучении черной металлургии оценивается исчерпаемость используемых ресурсов: воды, железных руд, угля, природного газа, огнеупоров; необходимость рекультивации земель, переработка отходов других отраслей (машиностроения, транспорта); утилизация отходов металлургии другими отраслями (производство энергии, химических продуктов, стройматериалов).
Региональный аспект четко выделяется при изучении экономических районов. Характер экологических проблем каждого региона специфичен и обусловлен сочетанием природных, социальных и хозяйственных особенностей территории. Характеристика каждого региона должна включать оценку специфики экологических проблем района. Например, при изучении Восточно-Сибирского района, в основе экономики которого лежит энергетика (тепловая и гидроэнергетика), должны быть рассмотрены экономические последствия открытой добычи углей, влияние водохранилищ на окружающую среду и проблемы во-до- и энергоемких отраслей (цветной металлургии и ЛПК).
Мировой аспект раскрывается при изучении географии мирового хозяйства в 10 классе. Экологические проблемы мира рассматриваются по нескольким направлениям:
отраслевые проблемы (по отраслям мирового хозяйства);
территориальные (при изучении регионов);
по группам стран (например, проблемы развивающихся стран).
Раздел «Глобальные экологические проблемы» обобщает и систематизирует материал по всему курсу.
Этапы формирования экологических знаний находятся в тесной связи с аспектами рассмотрения экологических проблем и, несмотря на то, что речь идет об экономической географии, должны рассматриваться в 6 и 7 классах.
Первый этап (6 и 7 классы) характеризуется ознакомлением с закономерностями развития географической оболочки и ролью человека в природном комплексе. На втором этапе (8 класс) углубляются и расширяются знания о влиянии природных условий и ресурсов на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей. Формируется важное экономическое умение давать оценку условий и ресурсов. На третьем этапе (первая половина 9-го класса) обобщаются и углубляются знания по видам хозяйственной деятельности и их влиянию на природу и здоровье людей, дается оценка влияния природных условий и ресурсов на размещение населения и хозяйства. Для четвертого этапа (вторая половина 9-го класса) характерно рассмотрение региональных экологических проблем (в том числе проблем своей местности). На пятом этапе (10 класс) знания обобщаются и конкретизируются, рассматриваются глобальные экологические проблемы человечества. Положение пятого этапа за рамками обязательного 9-летнего образования приводит к тому, что большинство выпускников не имеют целостного представления о глобальном значении экологических проблем. Поэтому было бы целесообразно введение в конце 9-го класса небольшого обобщающего курса / раздела экологии или некоторое увеличение часов в курсе географии (например, 8–10 часов) для обобщения и систематизации материала.
Обобщение и систематизацию эколого-экономических знаний необходимо провести, по крайней мере, четыре раза:
– в конце курса физической географии обобщаются знания по природным условиям и ресурсам, их охране и влиянию на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
– в конце общего хозяйственно-отраслевого обзора в курсе экономической географии России обобщаются виды влияния хозяйственной деятельности на природные условия и ресурсы, жизнь и здоровье населения и влияние условий и ресурсов на размещение населения и хозяйства;
– в конце регионального обзора обобщение идет в направлении выделения районов экологических бедствий и катастроф, в которых нарушение природных систем самым губительным образом сказывается на состоянии здоровья людей;
– в конце курса зарубежной географии проводится обобщение и систематизация на уровне глобальных проблем, их социально-политических и демографических аспектов, а также международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
Экологизация географического образования может быть осуществлена несколькими путями. Один из путей – прямое увеличение объема экологической информации с введением дополнительных сведений в ряде тем. Например, при изучении энергетики могут быть раскрыты последствия Чернобыльской катастрофы, географические факторы распространения радиоактивных веществ, районы радиоактивного загрязнения, последствия зарегулирования стока Волги и т. д. Возможности этого пути нередко ограничены недостатком времени, поэтому наиболее приемлем другой путь – формирование экологического мышления при фрагментарном обсуждении вопросов экологической направленности в отдельных разделах в связи с рисунками, фотографиями, картами, схемами из учебника. Например, при изучении Курской магнитной аномалии учащиеся обсуждают вопросы:
Как изменился облик территории в связи с открытой разработкой руды?
Какие изменения претерпел рельеф, внутренние воды, почвы?
Как используются вскрышные породы?
Какие меры должны быть приняты для охраны и рекультивации территории?
Большие возможности для экологизации географии открываются при изучении региональных проблем, особенно на основе самостоятельной учебно-поисковой и научно-исследовательской деятельности учащихся.
Экологизация географии имеет не только образовательное, но и воспитательное значение, особенно при использовании некоторых групповых форм организации учебной деятельности. Дискуссии и деловые игры наиболее приемлемы в экологическом образовании, так как позволяют всесторонне рассмотреть неоднозначный материал. В то же время они развивают качества личности, значимые для любой профессиональной деятельности в будущем: активную гражданскую позицию, умение работать в коллективе и принимать взвешенные решения, аргументированно отстаивать свое мнение и внимательно выслушивать чужое, осознавать значимость вклада каждого в решение общей проблемы и т. д.
1.3. Представление об окружающей среде в школьной географии
В конце ХХ века обострение экологических проблем привело к тому, что перед человечеством остро встали вопросы: как обеспечить экологическую безопасность на планете, как обществу развиваться в гармонии с природой.
Усилившееся внимание к экологическим проблемам коснулось и школьного образования. Перед учителями встала задача формирования экологического мышления у школьников. Формирование экологического мышления – непрерывный процесс, в который включены семья, дошкольные учреждения, школа, вуз.
В школе, в начальных классах, на уроках по курсу «Окружающий мир» и естествознанию ребенок расширяет свои знания о компонентах природы, о цикличности явлений в природной среде. В средних классах школы ученик уже осознает необходимость решения экологических проблем, многообразие отношений «человек – природа», последствия этих отношений. В старших классах, владея такими мыслительными операциями, как анализ, обобщение, сравнение и т. д., учащийся может оценить хозяйственную деятельность человека и не только осознать наличие экологических проблем, но и выявить причины их возникновения, предложить и обосновать пути решения. На практике происходит экологизация всех школьных дисциплин, в том числе и географии.
С. В. Васильев, проанализировав историю становления географических исследований, сделал вывод, что материалы, накопленные географами, относились (и относятся) либо к объектам природным, либо к антропогенным, либо к социальным, т. е. вполне «экологизированы» еще в далеком прошлом1. Он отмечает, что становление экологического образования некоторые исследователи относят к 60-м гг. прошлого столетия. Это положение справедливо лишь в том случае, если считать экологическое образование синонимом образования природоохранного, поскольку в эти годы в школьные программы, в том числе и по географии, были включены многие природоохранные понятия. Вместе с тем в школьных программах по географии, начиная с конца 40-х гг., четко проступает понятие «преобразование природы человеком». Совершенно очевидно, что это понятие, отражая определенный аспект процесса взаимодействия человека и природы, относится к экологическим понятиям. В таком случае сроки возникновения экологического образования в отечественной школе, в том числе в школьной географии, отодвигаются еще на 10 лет назад.
Анализируя еще более ранние (включая дореволюционные) школьные программы по географии, было обнаружено во многих разделах понятие «борьба человека со стихийными силами природы». Это понятие также раскрывает некоторые стороны взаимодействия природы и общества. Таким образом, сроки возникновения экологического образования отодвигаются почти на целое столетиея1.
Общая экологизация по Н. Ф. Реймерсу означает разносторонний, более
____________________________________
1 Васильев С. В. Экологизация географии или географизация экологии? // География в школе. – 2000. – №7.
системный, чем ранее, подход к объективному миру и большее осознание роли природы в жизни человека1. Можно сказать, что экологизация системы образования – это взаимопроникновение идей, понятий, принципов, подходов экологии в структуру всех дисциплин и в целом – в образование.
Некоторые авторы отмечают, что в учебниках и программах основное внимание уделяется биологическим проблемам оптимизации окружающей среды. По мнению Н. Н. Родзевича, господствующее представление о том, что биологические знания служат основным и единственным научным фундаментом экологического образования, явно устарело. Географические знания не менее важны в качестве основы формирования экологического мировоззрения2. В целом же большинство специалистов не сомневается в актуальности идеи экологизации всего школьного образования.
В одном из словарей отмечено, что география представляет собой «систему естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные географические комплексы и их компоненты. Систему географических наук объединяет тесная взаимосвязь между изучаемыми ими объектами и общностью конечной задачи, заключающейся в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства и в установлении характера взаимодействия между человеческим обществом и географической средой». В этом случае близость географической науки к экологии очевидна, поскольку она вытекает из содержания экологии как науки, «изучающей отношения организмов между собой и окружающей средой» 3.
Рассмотрим современную ситуацию с формированием представлений об окружающей среде в школьной географии. В Государственном
____________________________________
1 Рeймеpc Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М., 1990.
2 Родзевич Н.Н. Смена стереотипов экологического мировоззрения // Экология и география:проблемы подготовки учителя. Тезисы докл.–М., 1995.
3 Четырехъязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии. – М., 1980.
образовательном стандарте одним из понятий в содержании географического образования указана «окружающая природная среда». В планируемых результатах обучения географии для общеобразовательной школы этот термин упоминается в курсах различных классов, на всех этапах предлагается осуществлять формирование у школьников представления об окружающей среде в целом. Одной из важнейших задач считается овладение учащимися умением оценивать качество окружающей человека среды.
Современный курс школьной географии позволяет овладеть основами знаний и умениями, необходимыми для рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Причем понятие «окружающая среда» может стать основным и сквозным в преподавании географии в средней школе. В формировании географического мышления следует использовать средовой подход, который выполняет интегративную функцию, составляя основу географического мышления. Понятие «окружающая среда» является одним из важнейших в междисциплинарной проблеме взаимодействия общества и природы. В формировании представлений у учащихся о потребностях общества в ресурсах и здоровой среде должны полнее использоваться интегрирующие возможности географии1.
Вопрос об окружающей среде, вернее о смысловом значении этого термина, заслуживает особого внимания. По мнению Н. Ф. Реймерса, этот термин нуждается в определяющем дополнении, поскольку бессмысленно с точки зрения семантики русского языка словосочетание среда окружающая (кого? – совершенно неясно; очевидно, подразумевается – человека). В словаре «Природопользование» понятие «среда, окружающая человека» определяется как совокупность абиотической, биотической и социальной
_________________________
1 Розанов Л. Л., Розанова С. Т. Изучение окружающей среды в школьной географии // География в школе. – 1999. – №2.
сред, и, одновременно, природной, квазиприродной, артеприродной и др., совместно и непосредственно оказывающих влияние на людей и их хозяйство1 . Другими авторами под этим термином предложено понимать взаимодействующую совокупность природных и техногенных тел, веществ, условий, явлений, т. е. то земное окружение, в котором происходит (осуществляется) жизнедеятельность человека, а также функционирование общества и развитие живых и неживых объектов природы2. Окружающая среда представляет собой наиболее активно преобразуемую трудовой деятельностью часть географической оболочки, которая интенсивно
воздействует на человека. Причем производственная деятельность человечества прямо и опосредованно изменяет естественные процессы в географической оболочке, нарушая механизмы возобновимости и обратимости природных условий.
Исходя из определения социальной экологии «...как научной дисциплины, рассматривающей соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, т. е. со средой, окружающей человека...»3, очевидна необходимость изучения в географии не только взаимовлияния общества и природной среды, но и взаимодействия его с другими средами (социальной и культурной). По этому поводу И. С. Матрусов утверждал, что понятие «окружающая среда» совпадает с понятием «географическая среда». Согласно общепринятому в географии определению, географическая среда – «часть земного природного окружения человеческого общества, с которой общество в данный момент непосредственно связано в своей жизни и ________________________________
1 Рeймеpc Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М., 1990.
2 Розанов Л. Л., Розанова С. Т. Изучение окружающей среды в школьной географии // География в школе. – 1999. – №2.
3 Васильев С. В. Экологизация географии или географизация экологии? // География в школе. – 2000. – №7.
производственной деятельности» 1.
Окружающая среда – категория пространственно-временная, понятие субъект-объектное. В качестве ее субъекта могут рассматриваться: все человечество, население региона или государства, отрасли хозяйства, виды производственной деятельности, живые и неживые объекты природы и общества. В зависимости от типа, масштаба, уровня субъекта будут неизбежно меняться содержание и объем его природного и техногенного окружения в пространстве и во времени. Окружающая среда для человека выступает обычно как целостная система, воздействующая на жизнь, здоровье, хозяйственную деятельность и отдых людей.
В условиях интенсификации хозяйственной деятельности человека положительную роль в познании некоторых сторон взаимодействия общества и природы может сыграть структурный подход к разделению окружающей среды на две составляющие: 1) географическую и 2) геолого-физико-химическую.
Географическая составляющая окружающей среды состоит из воздушной, водной, биопочвенной и геотехноморфологической сред, являющихся отражением реальных обстановок2. С последствиями своего прямого и опосредованного воздействия на географическую оболочку человек сталкивается на местном, региональном, глобальном уровнях.
Воздушная среда – это атмосферный воздух, который, испытывая воздействие экзогенных и техногенных сил, влияет на человека, его самочувствие, хозяйственную деятельность, а также на все остальное живое и неживое на Земле. Возрастание темпов индустриализации приводит к усилению потребления кислорода и сокращению естественных источников его воспроизведения, обусловливая загрязнение воздушной среды вредными отходами и выбросами производственной деятельности. На современном
_______________________________
1 Основы конструктивной географии / Под ред. И. П. Герасимова и В. С. Преображенского. – М.: Просвещение, 1986.
этапе развития общества остро встают проблемы охраны воздушной среды, среди которых можно назвать: 1) сохранение оптимального для человека газового баланса; 2) охрана от различного вида загрязнений; 3) предотвращение разрушения озонового слоя, защищающего Землю от губительной космической радиации, и другие.
К формированию представления о воздушной среде следует приступать в начальном курсе физической географии (в теме «Атмосфера»). При изучении климатов Земли (в курсе «География материков и океанов») важно увязывать вопросы загрязнения и самоочищения атмосферы с ее циркуляцией, переносом естественных и техногенных примесей воздушными потоками, а также с их региональными особенностями. Необходимо рассмотреть вопросы загрязнения и охраны воздушной среды при изучении климатических особенностей нашей страны (в курсе «География России: природа»).
Наиболее распространенными загрязнителями воздушной среды городов и поселков являются оксид углерода (IV), оксид серы (IV), оксиды азота, пыль (неорганического и органического происхождения). Специфические загрязнения в воздухе связаны с определенными отраслями промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортом, что может быть предметом рассмотрения в курсе экономической и социальной географии как России, так и мира.
Водная среда – это воды суши, Мировой океан, ледники, подземные воды, которые, испытывая воздействие экзогенных, эндогенных и техногенных сил, влияют на здоровье человека, его хозяйственную деятельность и все остальное живое и неживое на Земле. Вода, обеспечивая существование всего живого на планете, входит в состав основных средств производства материальных благ.
Водная среда, пожалуй, наиболее чувствительный компонент окружающей среды. В настоящее время в результате техногенных воздействий и нерационального использования вод назрела реальная угроза их загрязнения, засорения различными отходами и истощения. Вместе с тем водная среда – это весьма динамичный, а нередко и агрессивный географический компонент окружающей среды. Вредное воздействие вод может проявляться в виде затопления, подтопления, заболачивания и засоления земель, а также в разрушении защитных дамб, каналов,
гидротехнических и других сооружений. Вода является движущей силой эрозии, абразии, аккумуляции, суффозии, плоскостного сноса, ов-рагообразования, карста, селей и других процессов, осложняющих жизнедеятельность людей.
Представление о водной среде следует формировать у учащихся в рамках проработки соответствующих тем начального курса физической географии, географии материков и океанов, физической географии России, социально-экономической географии России и мира.
В изучении водной составляющей окружающей среды основополагающим является понимание качественного истощения вод. Ухудшение качества воды обусловлено, прежде всего, недостаточностью и несовершенством очистки загрязненных природных вод в связи с ростом объемов промышленных, сельскохозяйственных, хозяйственно-бытовых стоков. Общая нехватка, возрастающее загрязнение, непреднамеренное постепенное уничтожение источников пресной воды особенно актуальны в условиях быстро растущего населения мира и расширяющегося производства.
Биопочвенная среда – это почва, растительность и животные, представляющие собой совокупность естественных и созданных людьми образований, которые, испытывая воздействие экзогенных и техногенных сил, влияют на человека и его хозяйственную деятельность, а также на природные тела и явления. Биологические явления в почвах, биогенная миграция в них химических элементов послужили основанием для объединения почв с наземными растительно-животными организмами в общую систему – единую биопочвенную среду .
Почва и растительность выступают в качестве основного средства производства и сырьевой базы в сельском и лесном хозяйстве. Возникновение и развитие нарушений физических и химических свойств почвы приводят к ее истощению (потере плодородия), что чаще всего вызывается хозяйственной деятельностью. Неблагоприятные последствия вызывают загрязнение земель химически вредными веществами, засорение их строительным мусором, бытовыми и коммунальными отходами, отвалами горных пород, сточными водами. Постоянно или временно обитающие в почве болезнетворные микроорганизмы, являясь возбудителями инфекционных болезней, могут оказывать прямое негативное влияние на здоровье людей.
Представление о биопочвенной среде формируется у учащихся постепенно, по мере проработки тем, касающихся почв, растений, животных, биологических и земельных ресурсов, в курсах школьной географии. При этом важно обращать внимание на связи между здоровьем населения, состоянием биоты и почв в различных природно-хозяйствен-ных обстановках и регионах1. Велико значение микроэлементов, поступающих в организм человека с пищей и водой по биологической схеме:
почвы > растения > животные
4- 4-
человек
Геотехноморфологическую среду как составную часть окружающей среды создает взаимодействующая совокупность природных и техногенных форм рельефа, а также инженерных сооружений, испытывающих воздействие техногенных, эндо- и экзогенных факторов, влияющих на человека и его хозяйственную деятельность2 . Формирование представления у учащихся об этой среде начинается в начальном курсе географии (VI класс) при
______________________________
1 Розанов Л. Л., Розанова С. Т. Изучение окружающей среды в школьной географии // География в школе. – 1999. – №2.
2 Розанов Л. Л. Геотехноморфологические основания природопользования // Известия РАН. Сер. геогр.. – 1996. – № 5.
объяснении изменения рельефа в результате хозяйственной деятельности человека, в том числе при проведении экскурсий. Далее оно продолжается в темах «Литосфера и рельеф Земли» (VII класс), «Рельеф и полезные ископаемые России» (VIII класс), «Земельные ресурсы» (X класс).
Земная поверхность - арена обмена веществ и энергии в живой и неживой природе, пространственный базис для материального производства, место размещения сооружений, проживания и отдыха людей. Охрана геотехноморфологической среды предполагает, прежде всего, выбор способов рационального землепользования, а также комплекс мер по обеспечению (нередко улучшению) природных параметров в формах рельефа и слагающих их отложений в пределах, необходимых для жизни и хозяйственной деятельности человека.
Территориальные сочетания естественных и искусственных лито-морфологических условий, явлений, объектов, окружающих человека и оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье и хозяйственную деятельность, обусловливают проблемные ситуации. К наиболее актуальным из них относятся: ухудшение из-за инженерных сооружений метеорологических условий проживания людей - особенно ветрового режима при низких зимних температурах, снегоотложения, пыле-и солепереноса; геотехноморфогенное загрязнение земной поверхности в результате образования отвалов, терриконов, золохранилищ, хвос-тохранилищ, свалок, котлованов, канав, воронок от взрывов1. Личностное восприятие эстетической ценности совокупности естественных и искусственных объектов как окружения оказывает определенное влияние на психологическое состояние людей и их деятельность. Представление о геотехноморфологической среде отражает современную эпоху колоссальных созидательных и разрушительных возможностей человечества.
_____________________________
1 Розанов Л. Л., Розанова С. Т. Изучение окружающей среды в школьной географии // География в школе. – 1999. – №2.
Наблюдающееся возрастание степени участия интенсивно трансформирующейся поверхности в удовлетворении разнообразных потребностей общества ведет к дефициту территориально-пространственного ресурса, ограничивающего жизнедеятельность людей 1.
Формирование представления у учащихся о геотехноморфологи-ческой среде должно осуществляться постепенно. Принципиально важно обращать внимание на специфику техногенного фактора с его целенаправленностью, ускорением и усилением воздействий на земную поверхность во времени и географическом пространстве.
Геолого-физико-химическая составляющая окружающей среды состоит из геологической, геофизической, геохимической сред, которые, являясь отражением реальных обстановок, рассматриваются как естественно-искусственные системы 2.
Л. Л. Розановым и С. Т. Розановой так описываются указанные среды 1. Геологическая среда – это приповерхностная часть литосферы, которая, испытывая воздействие эндогенных, экзогенных и техногенных сил, влияет на человека и его деятельность. Геофизическая среда – это совокупность гравитационных, магнитных, электрических, электромагнитных, сейсмических и термических полей, ионизирующего и радиоактивного излучения, которые, испытывая воздействие экзогенных, эндогенных, техногенных сил, влияют на человека и его хозяйственную деятельность. Геохимическая среда – это химические элементы в грунтах, растениях, воде, воздухе, которые, испытывая воздействие экзогенных, эндогенных, техногенных сил, влияют на человека и его хозяйственную деятельность.
Упоминание о геологической, геофизической, геохимической средах при
____________________________
1 Розанов Л. Л., Розанова С. Т. Изучение окружающей среды в школьной географии // География в школе. – 1999. – №2.
2 Розанов Л. Л. Геотехноморфологические основания природопользования // Известия РАН. Сер. геогр.. – 1996. – № 5.
проработке ряда тем школьной географии расширит кругозор учащихся. Представления об этих средах имеют важное научное и практическое значение в век глобального развития техносферы, осознания взаимодействия общества и природы как целостной системы.
Выделение в окружающей среде вышеперечисленных сред представляется выдержанным логически и оправданным методологически. Окружающая среда в структурном, функционально-пространственном отношениях может быть четко разделена на основные составные части, имеющие терминологические и смысловые отличия. Это позволяет в школьной географии сопряженно рассматривать различные природные, технологические, экологические, экономические и социальные процессы, связанные между собой потоками энергии, вещества и информации, что способствует комплексному подходу в познании окружающей человека среды, формированию экологически ориентированного мировоззрения, системно-аксиологического мышления.
Важно отметить, что школьной географии принадлежит сегодня доминирующее значение в механизме интеграции учебных дисциплин среднего образования, затрагивающих сферу регулирования окружающей человека среды. Для более эффективной реализации экологических задач обучения и воспитания в учебном процессе важно привлечь к школьной географии содержание других дисциплин. Например, при рассмотрении влияния ряда отраслей промышленности на загрязнение воздуха и вод целесообразно опираться на данные химии (образование кислотных дождей), биологии (воздействие кислотных дождей на живую природу). При выяснении влияния транспортных загрязнений на условия жизни населения следует привлечь знания о химическом составе выбросов двигателей авто- и авиатранспорта, а также рассмотреть биологическое влияние токсичных выхлопных газов на здоровье человека, нефтяных загрязнений – на обитателей рек, морей и океанов.
В познании окружающей среды важно обращаться к восприятию ее школьниками на чувственном уровне. При формировании географических представлений об окружающей среде следует использовать конкретную территорию, прилегающую к школе, ее насыщенность разнообразными объектами. Восприятие окружающей местности учащимися как объекта жизнедеятельности способствует упорядочению пространственно-временной эколого-географической информации. Личностно ориентированное построение учебного процесса позволяет оптимизировать познавательную деятельность учащихся.
Изучение окружающей среды в школьной географии является основой понимания экологических проблем современного мира, взаимосвязи между доступными ресурсами и хозяйственной деятельностью России и мира.
1.4. Роль социально-экономической географии в экологическом образовании
Экологизация курса социально-экономической географии России и зарубежных стран не является надуманным направлением в обучении и воспитании учащихся 9–10 классов, т. к. процессы, происходящие сегодня в мире и нашей стране, повсеместно отражены в общеобразовательном предмете «Социально-экономическая география». По мнению В. М. Котлякова, «современная география – это наука об окружающей среде, о ее пространственных особенностях и взаимосвязях с обществом, о территориальной организации общества». Сутью и содержанием географии являются два ее крыла: а) естественно-историческое и б) социально-экономическое. В этом проявляется и уникальность географии, и ее социальная направленность, и ее гуманистическая роль, т. к. она одновременно исследует проблемы и окружающей среды, и общества, которое развивается в ней. Уникальность также проявляется в том, что только география систематизирует, объединяет, интегрирует все знания, полученные школьниками на уроках химии, биологии, экономики, истории и других предметов, т. е. является комплексной наукой в широком смысле этого слова, завершая экологическое образование школьников. Только география, и в том числе социально-экономическая, рассматривает экологические вопросы в историческом разрезе (история заселения и освоения Земли), в региональном (материки, государства, экономические районы, области и т. д.) и глобальном (земной шар в целом). Глобальная география является, по мнению Ю. Н. Гладкого и Б. С. Лаврова, тем фокусом, в котором концентрируются все аспекты глобальных проблем, в том числе глобальной экологической проблемы: история развития, ее современное состояние, причины, приведшие к кризису в отношениях человека с природой, пути выхода из кризиса и возможные варианты развития природно-антропогенных комплексов.
В курсе физической и социально-экономической географии школьники изучают все сферы Земли, загрязняющиеся в результате антропогенной деятельности; знакомятся с видами производственной хозяйственной деятельности и ее последствиями, в результате чего возникают многообразные экологические проблемы; рассматривают возможные пути смягчения, избежания или решения данной проблемы.
О повышении роли географии в экологическом образовании свидетельствуют многие явления и процессы, проявившиеся в последние 30–40 лет в географической оболочке, которых ранее не было. Это разливы и пленки нефти на громадных пространствах океана, это аэрозоли в атмосфере и др. Все шире становится проявление антропогенных процессов, которые давят на мир природы так, что изменяют суть физических процессов Земли. К этому прибавляются совершенно противоположные социально-экономические процессы: быстрый рост населения Земли, особенно в развивающихся странах, и исчезновение целых народов; лучшая обеспеченность природными ресурсами развивающихся стран и их дефицит в развитых; отсюда и огромное потребление минеральных ресурсов в развитых странах, и интенсивное давление на природу в развивающихся с сохранением примитивного ведения хозяйства.
Основной экологической проблемой, возникающей в результате взаимодействия общества и окружающей среды, является проблема ее загрязнения, а главными глобальными процессами, вызванными деятельностью человека, являются обезлесение, опустынивание, деградация почв и их эрозия, истончение озонового слоя Земли, колебания климата, повышение уровня Мирового океана и другие. Эти проблемы и процессы рассматриваются в географии на страновом, региональном и глобальном уровнях, также по сферам Земли и по видам хозяйственной деятельности. Главная экологическая проблема связана с техногенным загрязнением среды – гидросферы, атмосферы, литосферы и почв – в связи с промышленной деятельностью. Большинство из этих проблем возникают в процессе природопользования, и как результат этого возникла общая проблема природопользования, состоящая из нескольких не менее важных экологических проблем: истощение топливно-минеральных ресурсов, деградация сельскохозяйственных земель, превращение продуктивных земель в пустынные, дефицит ресурсов поверхностных и подземных вод на Земле, обезлесение, использование ресурсов Мирового океана и др. С быстрыми темпами урбанизации на земном шаре связана проблема техногенного загрязнения среды большими городами. Загрязнение окружающей среды транспортом рассматривается в отраслевом и территориальном разрезе.
В связи с загрязнением и изменением среды, от которой зависит существование человека, возникла и проблема качества среды и качества жизни. На глобальном уровне рассматриваются продовольственная проблема, проблема неграмотности населения, проблема здоровья и многие другие.
Перечисленные экологические проблемы и многие другие, менее масштабные, являются частью глобальной экологической проблемы. Она возникла в результате нарушения химического равновесия в круговоротах, вызванного привнесением загрязняющих веществ, ведущих к нарушению всей глобальной экосистемы – биосферы. Ее экологические системы связаны с пространственной через местные нарушения в геосистемах и по различным каналам (через гравитационный перенос материков, сток, циркуляцию воздушных масс) распространяются на соседние территории. Кумулятивный эффект такой передачи имеет, в конечном счете, региональное и даже планетарное значение. Поэтому геополитика многих стран, в том числе и России, обретает четкие экологические аспекты.
Природные границы на земном шаре чаще всего не совпадают с государственными, поэтому и существует единое экологическое пространство. Осталось оно и на территории бывшего СССР. Об этом свидетельствует общая межгосударственная проблема – безопасность функционирования атомной энергетики, включая практику захоронения отходов АЭС и других атомных объектов, и ликвидация имеющихся пятен радиационного загрязнения. К ней примыкает военно-экологическая проблема, включающая ликвидацию последствий ядерных испытаний (в частности, на Семипалатинском полигоне Казахстана), уничтожение химического оружия, рекультивацию земель в местах бывших дислокаций советских войск и проведения военных учений и т. п.
В опасные «экологические стыки» превращаются интернациональные морские бассейны Балтийского, Черного, Каспийского морей. В Каспийском море пересекаются интересы не только бывших республик СССР, но и Ирана. Осознание проблемы сохранения уникального морского бассейна с его нефтегазоносными, рыбными (90% мирового поголовья осетровых) запасами и ее решение возможно только при разумной геополитике пограничных стран.
К изменению в отношениях между странами может привести использование рек, протекающих по территории разных государств. Известен проект Китая по строительству канала от реки Иртыш до Карамая протяженностью 300 км. Забор больших объемов воды изменит уровень озера Зайсан, режим Иртыша и его водность, негативно отразится на всей речной геосистеме, которая сформировалась на территории Казахстана и России.
Эти проблемы особенно остро стояли в 70-е годы в Европе, где интернациональными реками были и есть Дунай, Рейн, Висла и другие. Не существует политических границ и у кислотных дождей, выпадающих на территорию Скандинавских стран, Восточной Европы и России в результате загрязнения атмосферы предприятиями Рурского бассейна. Поэтому необходимость в разумной геополитике диктуется совместным рациональным природопользованием, цель которого – не навреди соседу. Обратной стороной экологической политики при дальнейшем истощении природных ресурсов в будущем могут стать экологические войны, последствия которых трудно предсказуемы.
Все современные экологические проблемы, по образному выражению авторов книги «Природа и цивилизация»1, являются тенью хозяйственной деятельности человека в прошлые эпохи, когда человек еще не противостоял природе, а являлся ее органической частью.
_________________________
1 Баландин Р. К., Бондарь Л. Г. Природа и цивилизации. – М.:Мысль, 19
Заключение.
Воздействие человека на природу в современную эпоху захватывает все виды природных ресурсов, озоновый слой Земли, Мировой океан, климат. Давление человеческой цивилизации на природные системы становится невиданным и колоссальным. Уничтожено 50% лесных массивов тропического пояса, практически все леса в Нигерии, Кот-д-Ивуаре, Эфиопии. Под угрозой исчезновения леса Мадагаскара, Эквадора, атлантического побережья Бразилии. Исчезновение лесных массивов – одно из самых опасных явлений в наши дни. Если раньше климат влиял на лес, то сейчас лес, вернее его отсутствие, может изменить климат.
Современное экологическое состояние – критическое. Кризис проявляется в глубоком несоответствии потребностей общества и ресурсно-экологических возможностей биосферы.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Таблица №1
Тема, раздел
Опорные понятия географии
Экологические понятия
Экологические умения
1
2
3
4
Введение
Задачи
региональной
географии
Значимость изучения географии в освоении природных ресурсов и их охрана
Объяснять необходимость изучения, освоения и охраны природных ресурсов
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые
Развитие рельефа, происхождение полезных ископаемых
Воздействие человека на рельеф. Природоохранные мероприятия. Ис-черпаемость полезных ископаемых и меры по их разумному использованию
Характеризовать и оценивать воздействия человека на рельеф и проводимые природоохранные мероприятия (рекультивация земель и др.)
Климат
Природные факторы, определяющие климат
Изменение климата под воздействием хозяйственной деятельности человека. Мероприятия по борьбе с загрязнением атмосферы
Обосновать необходимость проведения мероприятий по борьбе с загрязнением атмосферы и водных объектов
Внутренние воды и водные ресурсы
Питание и режим рек
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Неравномерность размещения водных ресурсов на территории суши и необходимость проведения мелиорации. Использование воды и пути сохранения ее качества
Выявить и оценить особенности условий деятельности человека в различных природных регионах
Почвы и земельные ресурсы
Образование почв и их значение
Земельные ресурсы, меры по их сбережению. Борьба за их сохранение
Соблюдать нормы севооборота, внесения удобрений в почву
Природные зоны
Природные и антропогенные ландшафты. Природные зоны своей области
Природные ресурсы географических зон, их использование и охрана
Оценивать природные ресурсы
Природные районы
Основные природные особенности физико-географических районов
Экологические проблемы природного района и пути их решения
Обосновать необходимость решения экологических проблем
География своей области, края.
Природные ресурсы
Природные и рекреационные ресурсы территории
Прогнозировать последствия жизнедеятельности человека на примере природы своей местности и формулировать предложения по их рациональному использованию и охране
Природные комплексы
Природный комплекс
Антропогенная нагрузка на природные комплексы. Правила вырубки и возобновления леса
Обосновывать необходимость решения экологических проблем для природных комплексов территории
Уникальные охраняемые природные комплексы
Охраняемые природные комплексы: заповедники, заказники, национальные парки
Объяснять необходимость выполнения природо-охран-ного режима и поведения человека
Экологические проблемы (области, края)
Экологическая карта области. Антропогенная нагрузка на природные комплексы области
Составлять схематические экологические карты и планы отдельных участков своей местности
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Таблица № 2
Классификация экологических умений в курсе «География»
Типы умений
Виды экологических умений
Познавательные
Умение объяснять размещение и освоение природных ресурсов, региональные особенности охраны природы и окружающей человека среды, особенности условий работы в различных природных регионах, необходимость решения экологических проблем
Оценочные
Умение давать оценку воздействия общества на природу, умение объяснять необходимость выполнения правил природоохранного поведения человека
Прогностические
Умение прогнозировать последствия воздействия человека на природу; формулировать предложение по рациональному использованию и охране природы; умение объяснять необходимость соблюдения экологически «чистых» технологий в сельском хозяйстве и промышленности; умение определять последствия проводимых природоохранных мероприятий
Эколого-картографические
Умение составлять схематические экологические карты и планы отдельных участков своей местности
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Таблица №3
Этапы формирования экологических умений
Этап
Характеристика деятельности
1. Создание мотивационной основы действия
Показ учителем формируемого умения
2. Создание ориентированной основы действия
Постановка цели овладения экологическими умениями, ознакомление с практическими приемами умения, осознание последовательности выполнения действий.
Показ учителем образца выполнения действия
3. Создание исполнительной основы действия
Тренировочные упражнения, выполняемые учащимися для овладения умениями.
Применение умения, перенос его на новый учебный материал
4. Создание творческой основы действия
Выполнение творческих заданий по моделированию, прогнозированию и решению экологических проблем. Выдвижение собственных гипотез и проверка их на практике (или в исследовании)
ЛИТЕРАТУРА
Баландин Р. К., Бондарь Л. Г. Природа и цивилизации. – М.: Мысль, 1988.
Васильев С. В. Экологизация географии или географизация экологии? // География в школе. – 2000. – №7.
Винокурова Н. Ф. Взаимосвязь географических и биологических знаний в экологическом образовании // География в школе. – 1991. – № 3.
Глазачев С. Н. Экологическая культура, образование и цивилизованный выбор России // Наука и школа. – 1993. – № 3.
Кавтарадзе Д. Н., Брудной А. А. Основы экологического мировоззрения как задача народного образования // Вестник образования. – 1993. – № 7.
Каропа Г. Н. Принцип системной дифференциации в экологическом образовании // Педагогика. – 1998. – № 7.
7. Киселев В. Н. Основы экологии. – Минск, 1998.
Кормилицин В. И., Адамов Ю. И. Основы экологии. – М.: Интерстиль, 1997.
Кочуров Б. И. Интеграция географии и экологии // География в школе. – 1998. – №6.
10. Кучер Т. В. Экологическое образование в школе. – М.: Просвещение, 1998.
11. Максаковский В. П. Географическая культура. – М.: Владос, 1998.
12. Мамедов Н.М. Концепция устойчивого развития и экологическое образование // Экология и география: проблемы подготовки учителя. - М.: ТЭКО центр, 1995. - С.24-28.
13.Махов С. И. Методика формирования экологических умений при изучении курса «География России» // География в школе. – 1998. – № 3.
14.Основы конструктивной географии / Под ред. И. П. Герасимова и В. С. Преображенского. – М.: Просвещение, 1986.
Петросова Р.А., Голов В. П. Естествознание и основы экологии. – М.: ACADEMA, 1998.
16. Рeймеpc Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М., 1990.
17.Родзевич Н. Н. Методы и формы экологизации географического образования // География в школе. – 1994. – № 3.
Родзевич Н. Н. Смена стереотипов экологического мировоззрения / / Экология и география: проблемы подготовки учителя. Тезисы докл. – М., 1995.
Розанов Л. Л. Геотехноморфологические основания природопользования // Известия РАН. Сер. геогр.. – 1996. – № 5.
Розанов Л. Л., Розанова С. Т. Изучение окружающей среды в школьной географии // География в школе. – 1999. – №2.
Ситаров В. А. , Пустовойтов В. В. Социальная экология. – М.: ACADEMA, 2000.
Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Экологическое образование в школе // Педагогика. – 1990. – № 2.
Четырехъязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии. – М., 1980.
24. Шпарбан Н. В. Экологизация географии // Педагогика. – 1989. – № 1.
25. Ягодин Г.А. Некоторые рекомендации по созданию системы непрерывного экологического образования // Экология и география: Проблемы подготовки учителя. - М.: ТЭКО центр, 1995. - С.32-45.
Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. Тезисы докл. Всесоюзной конференции. Часть I. - Таллин, 1980. - 224с.
Мамедов Н.М. Концепция устойчивого развития и экологическое образование // Экология и география: проблемы подготовки учителя. - М.: ТЭКО центр, 1995. - С.24-28.
Ягодин Г.А. Некоторые рекомендации по созданию системы непрерывного экологического образования // Экология и география: Проблемы подготовки учителя. - М.: ТЭКО центр, 1995. - С.32-45.
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 143915
15