Статья Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках математики через использование ИКТ
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида
Копейского городского округа Челябинской области
Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ
на уроках математики
через использование ИКТ
Выполнила:
учитель математики
Волчкова Н. Ю.
2015 год
В настоящее время увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях в связи с приоритетом государства в области инклюзивной образовательной политики. Этим детям необходимо обучение с использованием специальных методов и технологий.
К современным тенденциям развития образования необходимо отнести следующие: изменение и обновление его содержания; вариативность, гуманизация; укрепление правовых основ; более интенсивный процесс технического оснащения (внедрение современных информационных технологий).
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипичной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности и, в первую очередь, использование информационно – коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Возможны два основных направления использования современных информационных технологий, повышающих эффективность и качество образования. Первое - предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении образовательных задач. Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни, при этом, сокращая разрыв между требованием общества и реальными знаниями и умениями, которые дает школа. Второе - рассматривает современные информационные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность, обеспечить широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе образования. При этом, изменяя роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны, а компьютер и многие учебные программы в данном случае выступают универсальными средствами обучения.
Итак, каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика?
ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету;
ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Решение вопроса эффективного использования возможностей ИКТ на уроках математики в коррекционной школе потребовало поиска и создания новых средств обучения. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, я решила попробовать мобилизовать зрительное восприятие детей с отклонениями в развитии, применяя мультимедийные презентации, при этом организовать работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию.
Я работала с материалами медиатеки разработанными в Институте коррекционной педагогики, медиатеки методического центра, коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), но нигде не встретила системы презентаций по какому-либо курсу математики в коррекционной школе. И тогда я приступила к созданию собственных презентаций. Почему именно свои презентации я применяю в учебном процессе? Материал презентаций ориентирован на контингент моих учеников с учетом их психического, физического, эмоционального уровня развития. Каждый слайд представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу. Презентации используются не от случая к случаю, а выстроены в систему. Они позволяют применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний, и т.д. Содержание презентаций помогает создавать наглядные образы. Презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока. Применение презентаций позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся. При проектировании мультимедийного урока (как и любого другого) продумываю какие цели, и задачи он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса, его тип, структуру, методы, формы учебной деятельности школьников. Провожу анализ содержания учебного материала на возможность использования ИКТ, формы и способы подачи информации на экран. Учитываю предназначение урока: - для изучения нового материала, предъявления новой информации;- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;- для повторения, практического применения полученных знаний, умений, навыков; -для обобщения, систематизации знаний;- для контроля знаний, умений, навыков.
Созданные мною мультимедийные презентации, обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока. Этап актуализации опорных знаний необходим для лучшего восприятия и усвоения новых знаний. Например, при изучении темы «Высота треугольника» повторяю со школьниками понятие перпендикуляра к прямой, элементы треугольника, виды треугольников. Вся информация по актуализации опорных знаний представлена на одном слайде, в определенной последовательности подачи изображений на экран с использованием анимации. Продумана цветовая гамма.
Ключевым элементом в структуре многих уроков является изучение нового материала. С опорой на него или во взаимосвязи с ним решаются на уроках остальные вопросы: будь то закрепление, контроль и т.д. В процессе обучения математике оно чаще всего связано с решением проблем, возникающих при изучении математических понятий. Можно при этом выделить три основных этапа: подготовку к восприятию, введение и первичное осмысление нового материала. Среди различных способов изучения нового материала можно выделить следующие: новый материал объясняется самим учителем либо разбирается в ходе совместной деятельности с учащимися. Выбор каждого из этих способов зависит, прежде всего, от того, каким временем располагает учитель на уроке для изучения нового, от степени готовности школьников к его восприятию и от содержания вводимых понятий. Сочетание моего рассказа с демонстрацией презентации позволяет проводить пошаговое, очень подробное введение нового материала, что более доступно для его усвоения детьми с ОВЗ, а также акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. На этапе изучения нового материала добиваюсь, чтобы ученики не были пассивными созерцателями того, что им представляю на экране. Стараюсь так организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, чтобы ученики не только получали знания, но и добывали их. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у детей неподдельный интерес. Разработанная презентация для изучения нового материала дает возможность использовать ее для дальнейшего закрепления знаний. Это большое подспорье для учеников, пропустивших урок по данной теме. Безусловно, при изучении нового материала лишь начинают решаться вопросы, связанные с его усвоением, т.е. пониманием, запоминанием, умениями его применять. Для понимания изучаемого большое внимание уделяю актуализации опорных знаний, пошаговому введению нового материала, так как большой объем информации трудно воспринимается детьми. Для лучшего запоминания главного в изучаемом материале использую в презентациях его выделение жирным шрифтом, курсивом, рамкой, цветом. Изучаемый материал школьники должны уметь применять в различных заданиях. Поэтому в презентациях после введения нового материала предлагается серия упражнений. Управление деятельностью учащихся при изучении нового материала должно осуществляться с учетом психолого-педагогических закономерностей. Особое внимание при этом следует обратить на то, что при пассивном участии многое ускользает от внимания обучающегося. К более же полному, богатому восприятию приводит активная мыслительная деятельность, которая по ходу ознакомления с материалом возрастает, если соблюдаются условия: - учащийся, знакомясь с материалом, одновременно выполняет конкретное задание, помогающее глубже понять данный материал;- это задание направляет усилия учащегося на использование определенного приема мыслительной деятельности (сравнения, конкретизации и т.д.)- данный прием соответствует содержанию материала, и чем в большей мере, тем сильнее активизируется деятельность;- учащийся обладает знаниями, необходимыми для выполнения задания, и навыками применения данного приема;- материал не является чрезмерно легким или очень трудным. Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Он должен знать содержание урока, вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока (выполнить задания для снятия эмоционального напряжения, динамическую паузу). При проведении урока нужно позаботиться об обратной связи с учащимися. Информация должна сопровождаться вопросами к ним, вызывающими ребят на диалог, на комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей. При использовании мультимедийных презентаций имею возможность видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. Особенно это важно в работе с детьми с ОВЗ, уровень развития которых характеризуется недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием внимания, памяти, эмоционально-личностной сферы. Работа с такими детьми предполагает организацию активной деятельности самого ребенка. Вызвать такую активность непросто, для этого необходим специальный настрой школьника на восприятие предлагаемой ему информации. Считаю одной из своих задач - развитие познавательной активности таких детей за счет реализации принципа доступности учебного материала, обеспечения «эффекта новизны». Урок с применением компьютерной презентации, хорошо помогает справиться с этой задачей. Такие уроки активизируют и психические процессы учащихся: внимание, память, мышление. Гораздо активнее и быстрее происходит повышение познавательного интереса. Познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса учу школьников в знакомом видеть новое. Информационные технологии вообще и мультимедийные презентации в частности позволяют: повышать мотивацию учения за счет использования средств привлечения внимания и развития интереса, оптимально использовать время на уроке, развивать мышление, внимание, память, учащихся, улучшать результативность обучения.
В образовательном учреждении, где традиции обучения и воспитания существенно отличаются от традиций общего образования, хотя и имеют единую дидактическую основу, особо следует отметить специфику информатизации образовательного процесса. С помощью компьютера, интерактивной доски реализуются такие принципы дидактики, как принцип наглядности, принцип доступности, принцип системности, а значит, обеспечивается высокий уровень усвоения предлагаемого материала по сравнению с традиционными схемами и таблицами. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с детьми с различными нарушениями развития позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приёмов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики. На уроках я использую презентации, созданные самостоятельно или удачные, найденные в сети Интернет, но дополнительно переработанные под контингент учащихся, что позволяет: - продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений, алгоритмы сложения, вычитания, умножения и др.
- достичь оптимального темпа работы ученика; - повысить уровень наглядности в ходе обучения; - изучить большее количество материала; - повысить познавательный интерес; - внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;
- достичь эффекта быстрой обратной связи. Содержание презентаций помогает создавать наглядные образы. Они обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока. Их применение позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся. Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга. Воздействие учебного материала на обучающихся во многом зависит от степени и уровня его иллюстративности. Визуальная насыщенность делает учебный материал ярким, убедительным и способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
Среди множества проблем в коррекционном обучении серьёзнейшей является слабые навыки, низкая техника чтения и недостаточная учебная мотивация большинства детей. В таких случаях, пока ученик дочитает условие задачи, он забывает начало текста. Как следствие, учащийся не может самостоятельно выделить главное, а значит, не сможет сделать краткую запись задачи, а если не может сделать краткую запись задачи, то не видно алгоритма решения задачи. Все сферы познавательной деятельности испытывают дефицит: страдает речь, восприятие, память, внимание, представление, мышление. С целью научить учащихся видеть и выделять главное в тексте, я применяю некоторые задачи с использованием анимации, в результате чего идёт коррекция психических процессов и успешней, быстрей составляется краткая запись задачи.
Применение презентации на уроке в первую очередь это развитие реальных учебных возможностей школьника: чтобы дети научились слышать и слушать, синтезировать и анализировать. В этом направлении я часто использовала презентации «Найди лишнее», на этапах повторения, закрепления, отсюда следует мотивация, настрой на урок, а самое главное активизация мыслительной деятельности. Пока на данном этапе для меня важен не сам процесс запоминания или понимания математических терминов или понятий, а чтобы у детей с особыми образовательными потребностями активизировать мыслительную деятельность средствами компьютерных технологий.
При повторении и закреплении материала, во фронтальной и индивидуальной работе с учащимися на различных этапах урока, а также на внеклассных мероприятиях по математике можно использовать математические кроссворды.
Учащимся коррекционной школы полезно не только услышать вопрос, но также увидеть его написанным и прочитать, так как на протяжении всего обучения дети испытывают трудности в формулировании вопросов и определений. Задания, с которыми дети сталкиваются при решении кроссвордов, учат их умению самим формулировать вопросы и определения. Учитель следит за тем, как выполняется задание, и если находит у ученика ошибку, то дает ему карточку с готовым ответом, чтобы он мог видеть и правильный ответ, и правильное написание слова. При проверке записи ученики исправляют ошибки, записывают трудные слова в тетради. При фронтальной работе с классом карточку с кроссвордом можно вывести через проектор, а правильные ответы записывать в тетрадь.
Включение в урок кроссвордов позволяет варьировать повторение изученного материала, кроме того делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, активизирует запоминание математической терминологии.
Отмечу, что эффективность и результат применения презентаций наблюдаю в работах учащихся. По результатам работ учащихся видно: - стали реже обращаться за помощью учителя; - не ждут, что кто – то решит у доски, затем, чтобы потом просто переписать (наоборот, они стараются решить первыми, воспитывается дух соперничества); - радость за правильно выполненное задание.
Для выполнения процедуры контроля и тренинга я применяю тесты в электронном виде. Тесты использую во всех классах по различным темам. С помощью тестов можно проверить большой объем изученного материала, быстро «диагностировать» овладение учебным материалом большого количества учащихся. Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым ученикам выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого.Применение информационных технологий в обучении математике объясняется необходимостью решения проблем поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые технологии позволяют: интенсифицировать образовательный процесс; увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения больших массивов знаний; усовершенствовать наглядность изучаемого материала, качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников.