Методическая разработка: конкурс Речевой этикет.
Конкурс «Речевой этикет»
в ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 7»
Цель конкурса: повысить речевую активность детей с нарушениями слуха и снизить психологический зажим при общении со слышащими людьми.
Задачи конкурса:
привлечь обучающихся с нарушениями слуха к диалогическому общению;
выявить и развить коммуникативные способности обучающихся с нарушениями слуха;
совершенствовать формы и методы работы над диалогической речью;
обогащать речь обучающихся с нарушениями слуха разговорно-обиходной лексикой и ее варьирование.
В конкурсе принимают участие все обучающиеся с нарушениями слуха и весь коллектив школы-интерната.
Дети получают задание, для выполнения которого им необходимо опросить всех работников школы-интерната.
Например, задание на тему: «Путешествие по России», детям нужно собрать сведения о том, в каких городах России побывали работники школы.
Или задание на тему: «Комплимент», детям необходимо сделать комплимент взрослым.
Задание на тему: «Народы России». Дети спрашивают взрослых: «Какие народы проживают в России? В какой части России они живут?» Продолжительность диалога 2 минуты.
Работник школы-интерната поощряет обучающихся жетоном, который они прикрепляют на специальный бланк. У кого больше жетонов, тот и победил.
В каждом классе определяется самый активный участник конкурса, если в классе три активных участника, то класс считается победителем конкурса.
Критерии оценки диалога постоянны:
Знание текста.
Внятность речи.
Культура поведения.
Общение с разными работниками школы-интерната.
Речевая активность.
Примерный минимум фраз речевого этикета на тему: «Комплимент».
1. Приветствие.
Здравствуйте, … … !(Пауза для ответной реплики.)
2. Слова благодарности.
- … … , спасибо Вам за интересные уроки.
или
… … , мне очень нравится Ваш предмет.
… … , спасибо за вкусный обед.
… … , спасибо за чистоту в школе.
(Пауза для ответной реплики.)
3. Оценка речи.
- … …, я хорошо говорю?
- (Пауза для ответной реплики.)
Примерный минимум фраз речевого этикета на тему:
«Какие народы живут в России?».
1. Приветствие.
- Здравствуйте, … .- (Пауза для ответной реплики.)
2. Выполнение задания.
1. - Можно Вас спросить?
- (Пауза для ответной реплики.) или
- Можно задать Вам вопрос?
- Можно с Вами поговорить?
2. - Кто живет тут?
- (Пауза для ответной реплики.) или
- Кто живет в России?
- Какие народы живут в России?
- Какие народы проживают на территории России?
3. - Где они живут?
- (Пауза для ответной реплики.)
Или
- В какой части России они живут?
- На какой территории России они живут?
3. Оценка речи.
1. - … …, я хорошо говорю?
- (Пауза для ответной реплики.)
2. - Спасибо. Я могу получить жетон?
- Спасибо за ответы. Дайте, пожалуйста, жетон.
- Благодарю Вас. Дайте, пожалуйста, жетон.