Методическая разработка: конкурс Речевой этикет. 
                                    Конкурс  «Речевой этикет»
в ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 7»
Цель конкурса: повысить речевую активность детей с нарушениями слуха и снизить    психологический зажим при общении со слышащими людьми. 
          Задачи конкурса:
привлечь обучающихся с нарушениями слуха к диалогическому общению;
выявить и развить коммуникативные способности  обучающихся с нарушениями слуха;
совершенствовать формы и методы работы над диалогической речью;
обогащать речь обучающихся с нарушениями слуха разговорно-обиходной лексикой и ее варьирование.
В конкурсе принимают участие все обучающиеся с  нарушениями слуха и весь коллектив школы-интерната. 
          Дети получают задание, для выполнения которого им необходимо опросить всех работников школы-интерната. 
Например, задание на тему: «Путешествие по России», детям нужно собрать сведения о том,  в каких городах России побывали  работники  школы.
Или задание на тему: «Комплимент», детям необходимо сделать комплимент взрослым. 
Задание на тему: «Народы России». Дети спрашивают взрослых: «Какие народы проживают в России? В какой части России они живут?»         Продолжительность диалога 2 минуты. 
Работник школы-интерната поощряет обучающихся жетоном, который они прикрепляют на специальный бланк. У кого больше жетонов, тот и победил.
В каждом классе определяется самый активный участник конкурса, если в классе три активных участника, то класс считается победителем конкурса.
           Критерии оценки диалога  постоянны:
Знание текста. 
Внятность речи.
Культура поведения.
Общение с разными работниками школы-интерната.
Речевая активность.
  Примерный минимум фраз речевого этикета на тему: «Комплимент».
1. Приветствие.
Здравствуйте, … … !(Пауза для ответной реплики.)
                                                   2. Слова благодарности.
- … … , спасибо Вам за интересные уроки.
или
… … , мне очень нравится Ваш предмет.
… … , спасибо за вкусный обед.
… … , спасибо за чистоту в школе.
(Пауза для ответной реплики.)
                                                   3. Оценка речи.
- … …, я хорошо говорю?
- (Пауза для ответной реплики.)
                  Примерный минимум фраз речевого этикета на тему: 
                                 «Какие народы живут в России?».
1. Приветствие.
- Здравствуйте, … .- (Пауза для ответной реплики.)
                                               2. Выполнение задания.
1. - Можно Вас спросить?
    - (Пауза для ответной реплики.)  или
    - Можно задать Вам вопрос?
    - Можно с Вами поговорить?                                  
2. - Кто живет тут?
     - (Пауза для ответной реплики.)  или
     - Кто живет в России?
     - Какие народы живут в России?
     - Какие народы проживают на территории России?                                                                         
3. - Где они живут?
    - (Пауза для ответной реплики.)
              Или
    - В какой части России они живут?
    - На какой территории России они живут?           
                                                   3. Оценка речи.
1. - … …, я хорошо говорю?
    - (Пауза для ответной реплики.)
2. - Спасибо. Я могу получить жетон?
   - Спасибо за ответы. Дайте, пожалуйста, жетон.
   - Благодарю Вас. Дайте, пожалуйста, жетон.