Обобщение педагогического опыта учителя осетинского языка и литературы Битиевой Галины Георгиевны «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – э
Обобщение педагогического опыта
учителя осетинского языка и литературы
Битиевой Галины Георгиевны
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Учить детей языку - это значит учить их жизни. Очень часто мы замечаем, что пропадает интерес учащихся к учению, видим, как они замирают в тоске посреди урока. В чём дело? Может мы не смогли уберечь ребёнка от страха перед учёбой, перед трудностями? А может, быть сами что-то потеряли? Просто ушла радость, и началась «принудиловка».
Перефразируя шутку Вольтера о стихах можно сказать: «Все уроки хороши, кроме скучных». А скучно не бывает только в игре. Поэтому на уроках осетинского языка в 5 классах я использую игровые технологии обучения, которые направлены на развитие творческой индивидуальности детей, носят учебный и воспитательный характер
«Разнообразие-добрый знак хорошего преподавания»,- утверждал Ф.И.Буслаев. Игровой урок-это азарт, творчество, риск, полёт фантазии, освобождение от комплексов, штампов, скованности; это поиск, «езда в незнаемое»; это познание окружающего мира, себя и других…
Основными принципами таких уроков можно считать:
Отказ от шаблона в организации урока, от формализма в проведении.
Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
Вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке.
Педагогически целесообразная дифференциация учеников по учебным возможностям, способностям и интересам.
Развитие функции общения на уроке для обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию.
Использование оценки не для подведения результата работы на уроке, а как стимулирующего средства
Требований к уроку с использованием игровых технологий всего три:
1)помнить о том, что содержание урока рождает его форму, а не наоборот; нельзя в заранее подготовленную форму втиснуть любое содержание-форма может не выдержать, и урок разрушится;
2)для каждой игры необходимо создавать соответствующее настроение;
3)верить в истинность происходящего и «играть» на полном серьёзе
Существует несколько классификаций игровых технологий:
По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические.На уроках осетинского языка и литературы игры бывают учебные, ассоциативные, контекстные, языковые, творческие.
В современных условиях, когда ставится задача практического овладения двумя государственными языками, русско- осетинское двуязычие опирается на создание речевой среды, обеспечивающей естественную потребность в овладении осетинским языком населением республики.
Основным принципом современной методики преподавания осетинского языка является коммуникативная направленность обучения. Работа в парах и малых группах необходима на всех стадиях изучения языка, в совершенствовании всех языковых навыков: чтения, письма, аудирования и особенно в устной речи.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Немаловажную роль здесь можно отвести играм.
Игра имеет большое значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Процесс игры позволяет развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях, учиться сознательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в имеющихся условиях, заданных игрой. Учиться умению общаться, установлению контактов, получать удовольствия от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.
В этой ситуации необходимо подходить к решению ряда методических проблем с точки зрения активизации деятельности всех участников процесса и, прежде всего, - учителя. Именно учитель должен выбрать из множества современных методов обучения родному языку те, которые наилучшим образом соответствуют его темпераменту, внутренним потребностям, интеллекту и желаниям. При этом он должен учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, его интересы, способности, увлечения в каждом конкретном классе. Использование игры помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Игровая деятельность на уроке осетинского языка не только организует процесс общения на этом языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь.Радость растущего человека, переполненность энергией, бьющие эмоции – наиболее типичное состояние ученика школьного возраста. Оно проявляется в радостном, игровом настроении, неукротимом стремлении придавать игровой характер любой деятельности, даже той, которая требует серьезного отношения. Этот аспект ясно доказывает актуальность использования игр на уроках осетинского языка.
Игры подразделяются на следующие категории:
лексические игры;
грамматические игры;
фонетические игры;
орфографические игры;
творческие игры.
Лексические игры
Цели:
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- развивать речевую реакцию учащихся.
Игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим материалом
Основной задачей этой группы упражнений является управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых и формирование у них лексических навыков, а также организация интенсивной самостоятельной работы на учебных занятиях с целью овладения правилами употребления конкретных языковых единиц.
Игра : « Не попади в капкан» .Цель игры : на слайде даны фразеологизмы,дети должны быстро подобрать к ним синонимы.
Игра : «Продолжи предложение».Цель игры : на слайде дать начало предложения(пословицы),дети должны закончиить его.
Игра : «Составь слово» .Цель игры : дать детям сложное слово,чтобы они могли образовать из него новые слова.
Игра : « Отгадай картинку». Цель игры : дети должны назвать то,что видят на картинке.
Фонетические игры
Цель: тренировать у учащихся правильное произношение кавказских звуков.
Игра :«Составь текст и озвучь его».Цель игры: Составить из данных в разброс предложений текст .Дать название тексту.Выполнить задания к тексту.
Игра: «Новости сегодня-Ирыстон абон»
Цель игры: раздать детям заранее подготовленные тексты,дать время на подготовку,выбрать лучшего диктора.
Игра: «Поздравления – Фарны хабарттœ».Цель игры: поделить детей на две группы,дать им время составить текст поздравления на осетинском языке,а затем устроить конкурс на лучшее поздравление и выбрать лучшего диктора.Обратить внимание на произношение и интонацию.
Игра : «Собери слово» Цель игры : сово дается в разброс,дети должны быстро составить из него слово.Кто быстрее справляется,тот объясняет значение слова,переводит его на русский язык,составляет с ним словосочетание или предложение.
Игра: «Убери лишнюю букву». Цель игры : на слайде даются слова с ошибками,дети должны объяснить орфограмму.
Игра « Как ты знаешь осетинский алфавит»
Цель игры : зашифровать слово или предложение в числа согласно алфавиту.
Игра : «Кто быстрее» Цель: Кто быстрее придумает слова ,которые читаются одинаково и с лева направо и с права налево.
Орфографические игры
Цели:
- формирование навыков сочетания букв в слове.
- формирование навыка осознания места буквы в слове.
развитие орфографического и лексического навыков.
проверка усвоения орфографии изученного материала.
Игра :«Разгадай кроссвод» Очень часто применяю различные кроссворды, в которых могут быть зашифрованы слова или даже пословицы.
Игра : «Подбери однокоренное слово»
Игра : « Убери лишнее слово»
Творческие игры
Цели:
- развитие творческих качеств личности.
- активизация мышления учащихся.
Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.
Успех в обучении - это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. Широкие возможности для активации учебного процесса дает использование игр. Игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения.
Социальная среда, в которой человек рождается, выступает по отношению к нему как первичная социализация. В ней он постепенно усваивает социальный опыт, зафиксированный в языке. Естественно, что для русскоязычных детей при овладении осетинским языком как средством общения необходимо воссоздать условия, подобные условиям, существующим при овладении русским языком. В этой связи социологи говорят о вторичной социализации, имитирующей первую. Социальные роли в рамках вторичной социализации носят неизбежно искусственный, условный характер. Мера условности может быть различной: перевоплощения в реальных людей, в литературных персонажей, в героев сказок и т. д. Элемент условности и перевоплощения присущ всем разновидностям игры.
Игра может соотноситься с обеими формами речи: подготовленной и неподготовленной, создавая предпосылки для естественного перехода первой во вторую. Игра придает учебному общению коммуникативную направленность, укрепляет мотивацию изучения осетинского языка и значительно повышает качество овладения им. Существуют разные формы игры на уроках с учащимися младшего, среднего и старшего школьного возраста. Возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста позволяют использовать разные варианты игры. Одним из вариантов является игры с предметом. Учащимся предлагается следующий сюжет: "Твой младший брат (сестра, малыш из соседней квартиры) - дошкольник с нетерпением ждет, когда пойдет в школу. Особенно нравится ему твой портфель, в котором так много интересного. Покажи ему свой портфель, познакомь с учебными принадлежностями". В сюжетных ролевых играх с предметом используются фотоальбомы, книги и журналы, иллюстрации, предметы бытового назначения, кукла с набором одежды, игрушки. Учащиеся младшего школьного возраста сохраняют некоторые особенности предшествующего возрастного периода, когда ведущей деятельностью была детская ролевая игра. Они охотно принимают воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Это позволяет применять на уроках сюжетные многоролевые игры сказочного содержания.
Игра с куклой так же представляет собой одну из разновидностей ролевой игры. Такая игра позволяет более направленно и гибко мотивировать речь учащихся. Кукол можно использовать для организации многоролевых игр в классе. Игра с куклой как специфическая форма ролевой игры имеет некоторые особенности. Вот примеры игровых заданий с куклой:
Кукла-партнер
"Мы взрослые, а куклы - наши дети. Объясните вашим детям, как надо переходить улицу, как дойти до школы. Скажите им, чтобы они тепло оделись, потому что сегодня холодно и ветрено". Если при обычной парной работе такого рода половине группы отводится роль слушающих (часто пассивная), то с помощью куклы-партнера увеличивается индивидуальное время говорения учащихся вдвое.
Кукла - третье лицо, предмет разговора
"Ваша кукла уже большая. Она умеет бегать, прыгать, петь, танцевать и так далее. Расскажите соседу обо всем, что умеет ваша кукла, и спросите его, что умеет делать его кукла. Чья кукла умеет делать больше?"С куклой можно пойти в магазин, чтобы купить ей одежду, её можно повести к врачу и т. д. Как и обычная ролевая игра, игра с куклой позволяет строить сюжетные цепочки заданий. Итак, кукла - это особый, "действующий", активный вид наглядности на уроке. Ролевая игра с куклой разнообразит занятие, организует внимание, внутренне мотивирует речь учащихся и способствует, таким образом, коммуникативной направленности урока.
Актуальность использования игр в методике обучения осетинскому языку обуславливается сложностью и многогранностью рассматриваемой проблемы. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приёмов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Ролевая игра – методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению осетинским языком.
В традиционном уроке можно выделить 3 периода уроков с применением игровых технологий (особенно, если проводится большая игра на весь урок):
- Подготовительный. В нём активно участвуют наряду с учителем и учащиеся. Они делятся на группы, команды, выполняют определённые задания, которые нужно выполнить до урока, готовят необходимый дидактический материал и т. д.
- Собственно урок. Ставятся проблемы, выясняется степень готовности к нахождению путей достижения целей урока. Решаются познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Чем качественнее дети выполнили предварительные задания, тем эффективнее пройдёт урок. Учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, их отношение к оригинальной форме урока. Контроль на данном уроке осуществляется на каждом его этапе. Следует также оценивать наряду с итогами обучения, развития, воспитания и общение учащихся не только с учителем, но и с товарищами по команде, группе.
-Анализ урока. Обсуждение игры. Даётся характеристика этапов игры, отношение к ней учащихся, подводится результат работы групп и отдельных детей.
Игра как деятельность включает целеполагание, планирование, реализацию цели, а также анализ результатов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации
Элементы игровой деятельности на каждом уроке.
Проверка домашнего задания.
Чтобы преодолеть скучную традицию (фронтальный опрос, индивидуальная работа 2-3 учеников у доски и т. д.), можно ввести элемент игры. Но нужно помнить о том, что игра повышает эмоциональную возбудимость детей. Пользоваться игровыми приёмами можно тогда, когда вы уверены, что дети после игры успокоятся. Игры должны носить контролирующий или тренинговый характер. Проверка домашнего задания – это этап контроля, поэтому он должен сопровождаться оценкой. Все дети хотели бы за свою активную работу на уроке получить оценку. Критерии оценок нужно разработать до игры. Если учитель обещал поставить пятёрки всем членам команды - победительнице, то слово нужно сдержать, даже при условии, что кто-то не был активен. В дальнейшем можно предложить детям самим оценивать степень активности членов команды. При единоличном первенстве ставим пять тому, кто первым верно выполнил задание. Троек за участие в игре лучше не ставить, чтобы не убить желание играть дальше. Можно подготовить призы, грамоты, дипломы и вручить победителям.
Объяснение нового материала.
На этом этапе проводятся обучающие игры.
Закрепление, повторение, обобщение.
Во время этих этапов урока исчезает элемент новизны, учащиеся теряют интерес. Введение технологий обучения, поддерживающих его, очень полезно.
Основные цели игровых уроков:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных знаний и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие трудовых навыков.Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие памяти, внимания, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умений сравнивать, сопоставлять, находить оптимальные решения. В возрастной периодизации детей (по Д.Б.Эльконину) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Поэтому особое внимание в работе уделено особенностям использования игровых технологий на уроках для учащихся данного возрастного промежутка.
Невозможно перечислить всего богатства и разнообразия элементов игровых технологий, применяемых на уроках русского языка. Одно бесспорно: использование их позволяет углубить знания учащихся, полученные на уроках, выработать навыки пользования богатством осетинского языка, привить любовь к нему и возбуждает интерес к дальнейшему его изучению.
Таким образом, описываемая методическая система, основывается на принципах разнообразия видов учебной деятельности, равноправного, а следовательно, и комфортного общения ученика и учителя, чем достигается высокая степень эффективности обучения и решается проблема здоровьесбережения обучающихся и служит формированию и развитию основных компетенций у моих учеников.