Круглый стол Легко ли быть избирателем?

Круглый стол
Легко ли быть избирателем?
«Быть гражданином - не значит кричать о свободе, но значит свободно участвовать в правильном движении своего народа вперед» князь В.П.Мещерский (журнал «Гражданин» 1872 г.)
«В мои лета не должно сметь свои суждения иметь» А.С. Грибоедов «Горе от ума»
?
Цели круглого стола:
Знать:
а) основные понятия связанные с избирательным правом и избирательным процессом в РФ.
б) принципы демократических выборов
в) алгоритм избирательного процесса
Понимать: взаимосвязи между гражданами и органами государственной власти, возникающие в ходе избирательного процесса.
Уметь: выполнить все необходимые действия при выдвижении кандидата в депутаты и проведении агитационной компании.
Воспитательная задача: а) воспитание активной гражданской позиции
б) создание условий для возникновения интереса к
политической деятельности
Оформление:
Стенд «Законодательная база избирательного процесса в РФ»
Выставка рефератов.
Тема круглого стола, эпиграфы, словарь, карта избирательных округов Новоспасского района.
Приложение:
Комплект деловых бумаг по выдвижению и регистрации кандидатов в депутаты.
Образцы выпущенных листовок и эмблем
Тест в 4-х вариантах.
Фотографии урока.

ЭТАПЫ КРУГЛОГО СТОЛА.
I. Подготовительный
а) проведение уроков в 9- 11 классах по теме:
Избирательное право и избирательный процесс.
б) выполнение учащимися опережающего задания по
созданию избирательных объединений либо политических партий;
выдвижению кандидата в депутаты;
разработке материалов, необходимых для проведения агитации
в) написание учащимися рефератов по темам:
«Этапы развития Российского избирательного права».
«Избирательная система и избирательное право в РФ»
«Основные особенности избирательной системы Великобритании».
«Рекрутирование и обучение работников избирательных органов в США».
«Избирательная система США».
г) приглашение к участию в круглом столе Коноваловой В.А.- председателя районной избирательной комиссии и депутата Законодательного собрания Ульяновской области Долгова Г.А.. Подготовка вопросов.
д) распечатка необходимых документов для проведения ролевой игры, тестов.
е) подготовка необходимого оформления.
ж) поиск учащимися через сеть Интернет проблем, связанных с избирательным правом.
II. Ход заседания.
Учитель (ведущий). Называет тему, цели, представляет гостей.
Обоснование актуальности темы:
Актуальность проблемы, взятой для обсуждения на круглом столе, высока. Страна наша стала настоящей республикой, и уже сама форма политического устройства государства предполагает активное, постоянное участие граждан в избирательном процессе при выборах депутатов разных уровней.
За прошедшие годы в стране сложилась многопартийность , появились политические лидеры разных направлений, разработаны программы общественного развития. Уровень политической культуры той части населения, которая выбрала для себя занятия политической деятельностью, возрос. Освоена технология проведения выборов, когда создаются команды, включающие политологов, социологов, специалистов в области СМИ. На избирателя обрушивается целенаправленный поток информации, различных действий в ходе агитационной компании.
Избиратель же остался «старым»: его менталитет за годы советской власти сложился, утвердился, уровень его политической культуры низок, он уверен, что от него ничего не зависит, а потому не стремится ни в политических программах разбираться, ни на сами выборы идти.
Именно поэтому, первостепенной является задача формирования в старших классах школы будущего избирателя. Причем не столь важны знания, сколько пробуждение активности, желания в будущем стать настоящими избирателями. Вот почему я выбрала не урок, а воспитательное мероприятие - круглый стол, где при обсуждении проблемы воздействие на личность ученика осуществлялось бы не только в процессе познавательной деятельности, но и на личном примере уважаемых людей в поселке.









Ведущий:
Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей, способностей и возможностей выбирает себе конкретную политическую роль или роли.
Не все могут пойти на митинг, или станут участниками каких- либо общественных движений. Не все захотят сделать политик)' своей профессией. Да это и не обязательно. Однако существует необходимый, гарантированный Конституцией РФ минимум политической деятельности. К нему относятся демократические выборы. Напомните мне, пожалуйста, принципы демократических выборов? Учащиеся называют:
всеобщие равные прямые при тайном голосовании.
Ведущий:
Участие в выборах - дело ответственное. Ведь голосуя за кандидата в депутаты, человек делегирует ему право выражать и защищать свои интересы на государственном уровне.
Как же предотвратить или хотя бы уменьшить ошибку своего выбора? Учащиеся высказывают мысль о том, что необходимо обладать определенными знаниями, навыками и умениями и, что самое главное, не остаться безразличным к выполнению своего гражданского долга.
Микроцель: актуализация знаний учащихся.
Ведущий.
Для выяснения ваших знаний по данной теме, предлагаю выполнить тест (1 и 2) - время 5мин. Тесты подписываются и сдаются на проверку.
(На экране высвечивается схема: Мотивы участия в политической деятельности.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Ведущий:
Посмотрите на схему. Каждый человек, участвуя в политической деятельности, руководствуется определенными мотивами. И здесь, наш первый вопрос Геннадию Александровичу (идет беседа с депутатом законодательного собрания Ульяновской области Долговым Г.А.)
Ученица:
Геннадий Александрович, скажите, пожалуйста, почему Вы решили в свое время участвовать в выборах, как кандидат в депутаты Законодательного собрания Ульяновской области?
Ученик:
Расскажите нам, как конкретно происходила процедура Вашего выдвижения?
Ведущий:
Давайте посмотрим, какова же структура Законодательного собрания Ульяновской области? Слово предоставим Шарюковой Регине, которая работала над рефератом «Законодательное собрание Ульяновской области»
(на экране схема «Законодательное собрание Ульяновской области»)

















Ведущий:
Итак, Геннадий Александрович, вы являетесь депутатом пожалуй самого «горячего» комитета, и у нас к вам еще несколько вопросов.
Ученик:
Считаете ли Вы, что удается влиять на улучшение социально- политической ситуации в Ульяновской области и конкретно в нашем районе?
Ученица:
Как вы относитесь к идее ФОКов (физкультурно оздоровительных комплексов) в стране, Ульяновске, и возможности построить один такой в Новоспасском на базе нашей, самой крупной школы? (недавно эта идея была озвучена по Центральному и местному ТВ) Ведущий:
Благодарит Геннадия Александровича Долгова и обращает внимание учащихся на следующую схему
« Условия необходимые для участия в политической деятельности»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Задание: определите какого условия в большей степени не достает современному избирателю РФ?
Предполагаемый ответ: Политической культуры личности, понимания происходящих в обществе политических процессов.
Ведущий:
Давайте послушаем рассказ Коноваловой В. А.- человека, непосредственно занимающего организацией недавних выборов главы администрации Новоспасского района.
Что можно сказать о политической культуре избирателей Новоспасского района и каким оказался наш избиратель? (выступление В.А. Коноваловой, схемы из ЦИК района)

Ролевая игра.
Микроцель: обучение учащихся заполнению деловых бумаг и отработка алгоритма избирательного процесса
Ведущий:
Представьте, что вы являетесь участниками движения старшеклассников «За демократизацию школы». Вы выполняли предварительное задание по созданию избирательных объединений, политических партий, выдвижению кандидатов и проведению агитационной компании. Давайте посмотрим что у нас получилось. Учащиеся разбиваются по группам и избирательным объединениям. Каждая группа оформляет документы по регистрации своих кандидатов и доверенных лиц. Проводится регистрация в избирательной комиссии.
Кандидаты выступают со своими программами, а инициативные группы показывают конкретные формы агитации: листовки, статьи в газету, визитные карточки, видеоролики и т.д.
(во время работы групп на экране схема «Алгоритм избирательного процесса»)
Жюри подводит итоги игры. Останавливаются на важности:
а) выявления лидеров среди старшеклассников;
б) выявления школьных проблем и путей их решения;
в) формы оригинальности и правильности с правовой точки зрения проведения агитационной кампании. Заключительная часть.
Микроцель: рефлексия учащихся.
Ведущий:
Итак, дорогие друзья, итоги игры подведены. Каждый из вас приобрел сегодня определенные знания, умения, встретился с интересными людьми. Ответьте теперь на вопрос: Легко ли быть настоящим избирателем? Если да, то поднимите красную сигнальную карточку, если нет, то зеленую.
А теперь внимание на экран. Есть проблема!
(на экране текст проблемы)

Ведущий обращает внимание на уверенность автора том, что избиратель выберет нужных себе депутатов на всех уровнях (т.е. подразумевается активный понимающий избиратель).
Ведущий:
А теперь - интересный факт! В США в 1990 году штат Гавайи, а в 1993 году в штате Невада были приняты законы, позволяющие учащимся старших классов работать в качестве сотрудников участковых избирательных комиссий на полной ставке и составлять до 1/3 всего персонала.
59% администраторов избирательных комиссий на участках оценили деятельность подростков как великолепную, и только 2% высказали неудовлетворенность по поводу,деятельности молодежи.
Так что сопоставляйте, размышляете. Ответьте для себя на вопрос: Стоит ли иметь свое собственное суждение?
Со своей стороны я хотела бы высказать мысль, что счастлив гот человек, который творчески «строит» самого себя и свою судьбу. Я бы предложила вариант своеобразной «лестницы счастья» для человека обладающего определенной системой ценностей.
( на экране схема «Лестницы счастья»)э

Ваша гражданская активность , творческие усилия – исторический шанс России.















Ведущий благодарит всех за работу и закрывает круглый стол










15