Методическая разработка Использование системно-деятельностного подхода с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка
Использование системно-деятельностного подхода с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Автор: Каргина Елена Анатольевна
В обучении иностранным языкам существуют различные подходы, различные стратегии. На современном этапе наиболее действенным является системно-деятельностный подход, который служит теоретической основой Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Согласно новым стандартам учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует обучающихся к самостоятельному принятию решений, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого обучающегося.
Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования обеспечивает:
формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
При изучении иностранного языка термин системно- деятельностный подход дополняется словом коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения. Формирование коммуникативной компетенции, которая лежит в основе всех прочих компетентностей поликультурной личности, является центральной проблемой современной лингводидактики .
Целью обучения иностранным языкам является обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть общению. Задача коммуникативного подхода - заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещения страны изучаемого языка, во время приёма иностранных гостей дома, при переписке. Коммуникативная компетенция дает возможность человеку войти в чужую культуру, получать, анализировать, передавать информацию и получать ответ.
Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения обучающихся в различного рода деятельность через
моделирование и анализ жизненных ситуаций на уроках;
использование активных и интерактивных методик;
участие проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
На уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции я стараюсь выбрать такую технологию, найти такие методы и приёмы, которые создадут наиболее оптимальные условия для достижения поставленной цели. О некоторых из технологий я хочу рассказать подробнее.
Наиболее эффективным средством включения обучающегося в процесс общения на уроке является игровая деятельность. На уроках английского языка часто использую игровые технологии при введении и закреплении новой лексики.
Так при изучении темы провожу игры, такие как:
1) "Кто больше?"
За определенное время (5 мин.) надо написать на листках как можно больше слов, используя только буквы сложного слова, написанного на доске. Например, examination, constitution;
2) "Crossword"
На доске написано по вертикали сложное слово, каждая буква которого может быть включена в одно из слов кроссворда по горизонтали (слова по горизонтали будут относиться, например, к какой-либо теме). school room boy sport cross crossword word floor record friend;
3) "Много слов из одного слова"
Учитель называет слово, обучающиеся должны назвать, например, животных (еду, цвета и т.д), названия которых начинаются на буквы, которые есть в этом слове;
4) "Запомни, повтори и добавь слово"
Взять любую букву английского алфавита, например, Р, а реn – a pen and a book – a pen, a book and a pencil...
При применении изученной лексики использую ролевую игру. применение которой предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Обучающиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации.
В ролевой игре обучение максимально приближено к реальному общению. Поскольку обсуждаемые проблемы не имеют, как правило, однозначного решения, то обсуждающие их участники – учитель и обучающиеся – равноправны как речевые партнеры.
Обучающимся нравятся такие ролевые игры, как:
1) «В магазине»Обучающимся предлагается разыграть диалог между продавцом и покупателем;
2) «Другой возраст»играющим предлагается представить себя моложе или старше и рассказать о себе с учётом этих возрастных особенностей;
3) «Плюсы и минусы»Обучающимся предлагается обсудить какое-либо событие или явление (например, обсудить закон, запрещающий курение во всех общественных местах). Участники должны назвать плюсы и минусы обсуждаемого события (явления), аргументировать свою точку зрения;
4) «Семья»Обучающимся предлагается разыграть различные ситуации в семье.
5) «Путешествия по городам»Обучающимся предлагается разыграть, к примеру, экскурсию по какому-либо городу , который изучается по программе, где кому-то достается роль экскурсовода, а остальные - туристы.
В рамках деятельностного подхода на уроках английского языка применяю парную и групповую работу. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить обучающихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть формировать коммуникативные умения.
Приведу примеры методик парной работы:
Метода Ривина А.Г. Каждый обучающийся получает тему и прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Названия частей записывается в тетрадь. После проработки всего текста обучающийся выступает по теме.
Методика взаимопередачи тем. Этот метод использую при работе в парах: 1 обучающийся пары повторяет одно правило, 2 обучающийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом обучающиеся меняются ролями.
Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Обучающиеся, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый обучающиеся задаёт вопрос, второй отвечает. У первого есть объяснения ответов.
На уроках использую также и групповую работу. Обучающимся нравится метод “Учимся вместе”. В разнородных группах они работают над темой или лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы.
В последние годы на уроках иностранного языка широко применяется проектная деятельность – она является неотъемлемой составляющей УМК по английскому языку. При планировании практической деятельности обучающихся на уроке следует учитывать дифференциацию их по уровню подготовки и по темпу работы.
Обучающимся предлагаю темы для проектной деятельности, соответствующие их возрасту и интересам, например:
1) «My family» (“Моя семья)”
На младшей ступени обучения обучающийся может просто сделать подписи на семейной фотографии или кратко рассказать о своей семье (как зовут, возраст, профессия). На средней ступени обучения он может написать рассказ о жизни своих родителей, а на старшей ступени ему по силам провести исследование по теме «The origin of my name»;
2) «Национальные праздники Англии»
Обучающийся знакомится с культурой изучаемой страны, старается сам выбрать материал, который ему интересен (в данном случае выбирает сам праздник и подбирает интересующий его материал);
3) «Достопримечательности Лондона»
Предлагает обучающимся познакомиться с достопримечательностями Лондона (Big Ben, Tower of London, Westminster, London Bridge, Hyde Park, B Palace, Trafalgar Square) и выбрать одну для подробного изучения, поиска информации и разработки проекта.Важным аспектом, на который необходимо обратить внимание при организации групповой работы, являются новые подходы к оцениванию результатов выполнения задания. Необходимо разграничивать оценку уровня знаний и оценку работы обучающегося в составе творческой группы. Оценка в журнале отражает индивидуальный уровень знаний обучающихся, независимо от работы одноклассников в группе. Его активное участие в работе группы должно быть поддержано и оценено другим образом.
Реализация системно-деятельностного подхода в практическом преподавании английского языка обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности – заключается в том, что обучающиеся , получая знания не в готовом виде, а добывая их сами, осознают при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимают и принимают систему ее норм, активно участвуют в их совершенствовании.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития обучающиеся.
Принцип целостности – предполагает формирование у обучающихся обобщенного системного представления .
Принцип минимакса –обучающимся предлагается возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивается при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.
Роль учителя на уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций обучающимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого обучающегося , принимать его мнение , обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с обучающимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у обучающихся универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода.
Литература
Купавцев А.В. Деятельностный аспект процесса обучения // Педагогика. 2002. № 6.
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения. - АПК и ППРО, Москва, 2007 г.
Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие/Е.А. Маслыко. – 9-е изд., Мн.: Выш.шк., 2004. -522с.
Использование системно-деятельностного подхода с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка