Выступление на педсовете на тему Роль классного руководителя в воспитании активной творческой личности
Тема выступления: «Роль классного руководителя в воспитании активной творческой личности»
У каждого ребёнка есть определённые способности и таланты. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых
Н.Т. Винокурова
Когда речь заходит о процессе воспитания в школе, то, в первую очередь, мы говорим о педагоге, классном руководителе. Если классный руководитель сочетает в себе качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты с родителями и педагогами, ему поверяются детские тайны.
Больше 20 лет я являюсь классным руководителем и согласна с высказыванием Демокрита, что «воспитание детей – рискованное дело, требует большой отдачи сил, энергии, труда и заботы».
Как воспитать активную творческую личность? Какие направления в работе с классом должны стать приоритетными для классного руководителя? Какие функции для каждого направления являются главными? Какие методы помогут сделать это направление работы классного руководителя эффективным? - эти вопросы волнуют меня как классного руководителя.
Исходя из собственного опыта работы, я определила главные качества, которыми должен обладать классный руководитель: быть тактичным, добрым, уметь хранить детские тайны, учитывать индивидуальные особенности детей, иметь чувство юмора, доверять детям, спокойно реагировать на все, не отходить от поставленных целей и задач.
Принципы моей воспитательной работы с детьми:
не запрещать, а направлять;
не управлять, а соуправлять;
не принуждать, а убеждать;
не командовать, а организовывать;
не ограничивать, а предоставлять свободу выбора
В 2012-13 учебном году 19 учащихся 10 «А» класса были доверены мне, как классному руководителю. Трудности были в том, что в этом классе собрались дети из 3 разных коллективов, и только в одном я преподавала русский язык и литературу с 7-го класса.
Познакомившись с детьми, я поняла, что в классе есть 2 инициатора интересных дел, 7 активных детей, которые могут откликнуться на предложения инициаторов и классного руководителя. Остальные 10 детей из разряда тех, которые ждут, что их организуют. Я сделала вывод, что половина класса неактивна, недеятельна, неинициативна. Поэтому основным направлением своей работы как классного руководителя я выбрала «Воспитание и развитие активной личности, умеющей самостоятельно мыслить». К тому же, работая с некоторыми нормативно-правовыми документами, «Законом об образовании», «Концепцией модернизации образования», «Программой развития воспитания», я пришла к выводу, что воспитание и развитие активной личности – это государственный заказ школе, следовательно, эта задача актуальна, значима и должна быть обязательно достигнута.
Опыт работы классным руководителем помог достаточно быстро сплотить учащихся в один дружный коллектив, создать комфортную обстановку для развития каждого ученика.
Цель воспитания – сформировать личность творческую, самостоятельную, гуманную, способную ценить себя и уважать других.
Были определены качества личности, которые хотелось бы воспитывать у детей.
Качества личности
Мыслительные
Личностные
Психологические
Интеллект
Зрелость ума
Последовательность
Интеллигентность
Самостоятельность
Реализм
Активность
Предприимчивость
Инициативность
Коммуникативность
Уверенность в себе
Тактичность
Рассудительность
Задача классного руководителя – пробудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, нравственные потенциалы учащихся и использовать их для полного и свободного развития личности.
Приоритетным направлением в работе с учащимися считаю самоуправление на уровне классного коллектива. Развитие самоуправления – дело сложное, требующее кропотливой работы в течение долгого времени. С уверенностью могу сказать, что ученическое самоуправление помогает в воспитании творческой личности, выходящей в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые им поступки.
Модель развития самоуправления в ученическом коллективе.
Определение цели деятельности
Коллективное подведение итогов
Принятие цели коллективом
Оценка своих возможностей
Коллективное обсуждение целей
Реализация решения
Мотив группового действия
«Мы хотим»
Постановка управленческой проблемы
Интенсивная организаторская деятельность
Выдвижение идей
Коллективное принятие решения
Коллективное обсуждение вариантов решения
Оценка вариантов действия
Выбор варианта «Мозговой штурм»
Результаты работы классного самоуправления убеждают, что жизнь коллектива стала интересной, активность каждого, сопричастность к классной жизни улучшили общий эмоциональный настрой.
Для классного руководителя очень важно объективно оценить результаты своей работы.
Я пришла к выводу о необходимости проведения диагностики качества воспитательной работы в классном коллективе.
Необходимость ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА в системе воспитания очевидна, т.к. при отсутствии достоверной, проанализированной информации о развитии личности ребёнка и формировании классного коллектива теряется педагогическая целесообразность всей деятельности,
Так, например, методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (автор Л.Г. Жедунова) позволяет оценить состояние психологической атмосферы в классе, основные качества, присущие классному коллективу.
Используя методику «Какой у нас коллектив» (автор А.Н. Лутошкин), была определена степень удовлетворённости учащихся своим коллективом.
Оценка психологического климата в 11 «А»
На конец учебного года выше оценка психологического климата. По диаграммам видна динамика состояния психологической атмосферы в классных коллективах.
Динамика:
1) преобладает желание трудиться сообща;
2) виден рост индивидуальности;
3) преобладает заинтересованность делами друг друга;
4) виден рост чувства гордости за свой коллектив;
5) виден рост сплочённости классного коллектива.
Для меня быть классным руководителем – это радость общения, это круг своих детей, это реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику, это радость небольших достижений и больших побед. Я убедилась в том, что успех приходит тогда, когда проявляешь искреннюю любовь к детям, принципиальность, тактичную требовательность, справедливость, неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника.
По словам Сухомлинского, «воспитание заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысяч граней ребенка», поэтому ведущей силой в этом процессе является классный руководитель. В воспитательном арсенале классного руководителя много средств, позволяющих влиять на развитие отношений, на создание атмосферы содружества, общей заинтересованности и развитие личности.
Большую роль я отвожу индивидуальным беседам с учащимися по разным вопросам, классным часам общения, профориентационной работе. Выбор профессии сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию значит найти свое место
в жизни. Выбирая профессию, человек выбирает и свою судьбу. Поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.
Для правильного выбора профессии необходимо определить: «Чем я хочу заниматься?», «Кем я хочу быть?». Но этого недостаточно.
Вы все хорошо знаете слова В. Маяковского «Все работы хороши, выбирай на вкус», но их не следует понимать буквально, т.к. далеко не каждый человек пригоден для любого вида деятельности. Это только на первый взгляд кажется, что профессию выбирает человек. На деле профессия тоже выбирает человека, т.к. каждая профессия предъявляет особые требования к качествам личности работника и его состоянию здоровья.
Для правильного выбора профессии необходимо слияние 3-х факторов:
1. Хочу: интересы, мечты о профессии, мотивация, склонности, ценностные ориентации.
2. Могу: Это задатки, способности, характер, темперамент, здоровье.
3. Надо: Потребность общества в данной профессии.
Результаты анкеты мотивов выбора профессии показали:
из перечисленных мотивов у 9 чел. (52,9%) преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний;
4 чел. (23,5%) больше привлекает материальное благополучие, желание заработать;
4 чел. (23,5%) проявили стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия.
Радуюсь, что уже сейчас учеников моего 11 класса волнует не только вопрос «Кем быть?», но и совершенно самостоятельные вопросы: «Как жить, как построить свой образ жизни, как найти способ реакции на невзгоды и удачи, куда пойти учиться, как проводить свободное время, как правильно строить отношения с людьми?».
На мой взгляд, очень важно на каждом этапе развития личности воспитывать в детях положительную Я – концепцию (я нравлюсь, я способен, я значу). Это способствует успеху, эффективной деятельности, положительному проявлению личности, поэтому всегда стараюсь видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать и верить в нее.
Хотелось бы остановиться на такой форме работы с обучающимися, как КТД. Коллективное творческое дело – всегда содействие, сотворчество, соуправление, содружество детей и взрослых. КТД является элементом создания дружного и деятельного ученического коллектива.
Наиболее интересные КТД, организованные в десятом и одиннадцатом классах
(2012 – 2014 г.г.):
Праздник мам.
Районный профориентационный КВН.
Районный конкурс «Ученик года 2013».
Районный конкурс видеороликов «Наш классный – самый творческий классный».
Акция «Георгиевская ленточка».
Торжественная линейка 1 сентября.
День учителя.
Праздник «Хэллоуин».
Новогодний вечер.
8 марта.
В этом году мои воспитанники закончат 11 класс. Мы, учителя-предметники, работающие в этом классе, конечно же, очень волнуемся за то, как ребята сдадут ЕГЭ. Но я как классный руководитель считаю, что главное – это не только переход порога при сдаче экзаменов, процент обученности и качества знаний, но очень важным является и то, какими людьми станут наши учащиеся, готовы ли они к вступлению во взрослую, самостоятельную жизнь.
Я уверена, что мои воспитанники состоятся как люди, имеющие чувство собственного достоинства, умеющие отстаивать свои права, раскрывать свои способности, ориентироваться в мире жизненных ценностей, потому что «Из всех творений самое прекрасное – получивший прекрасное воспитание человек!» (Эпиктет).
15