«Проектная деятельность учащихся как одно из условий развития личности школьников»


Педагогический
проект
Тема:
«Проектная деятельность учащихся как одно из условий развития личности школьников»
на 2008 – 2012 годы
Тип проекта – практико-ориентированный

Автор проекта: Легович Маргарита Владимировна, учитель математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Нижнесортымская средняя общеобразовательная школа»
Краткая аннотация педагогического проекта
«Проектная деятельность учащихся как одно из условий развития личности школьников»
Технология проектного метода обучения позволяет современному учителю достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса на своих уроках.
В проекте излагаются теоретические и методические положения реализации технологии проектного метода обучения с целью формирования у обучающихся деятельностных способностей, направленных на их личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие.
Проект предназначен для широкого круга педагогов, интересующихся теорией и практикой реализации в образовательных учреждениях проектного метода обучения.
«Проектная деятельность учащихся как одно из условий развития личности школьников»
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.   
(Н.Рыленков)
В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь». Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, можно использовать различные педагогические технологии. Отдавая предпочтение методу проектов, так как проектный подход включает следующие преимущества:
становится выше посещаемость занятий, у учащихся растет уверенность в своих знаниях, развиваются способности к обучению;
задачи обучения аналогичны или превосходят по своему уровню задачи, выдвигаемые другими методами. Отличие проектного подхода состоит в том, что учащиеся берут на себя большую ответственность за свое образование, чем во время обычных занятий в школах;
возможность развития разносторонних навыков, таких как новый тип мышления, нахождение ответов, работа в коллективе, а также общение.
Проектно-исследовательская деятельность – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме:
Актуальность Современные  требования к выпускнику изменились, теперь школа должна не только дать знания, но и воспитать качества личности важные для жизни в новых условиях открытого общества: развитие творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат своей работы. Проектно-исследовательская деятельность это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Актуальность метода проектов для педагога  обусловлена  прежде всего необходимостью  самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и не случайно один из параметров нового качества образования - способность проектировать.
Общеизвестно, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др.
В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.
Гипотеза Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы с применением не только учебного, но и реального жизненного опыта. Проект эффективен потому что он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует невероятно большое количество общеучебных умений и навыков :
Для многих учащихся привлекательность данного метода обучения заключается в подлинности опыта. Учащиеся исполняют роль людей, работающих в изучаемой отрасли, и ведут себя так же, как эти люди. В любом случае учащиеся принимают участие в проектах, которые имеют место в реальном мире и которые важны вне школьных стен.
Что касается учителей, дополнительные преимущества данного метода обучения заключаются для них в возможности усовершенствовать свой профессионализм, развивать сотрудничество с коллегами, а также строить отношения с учащимися. Для учащихся, которые привыкли к более традиционным способам проведения занятий, введение модели обучения на основе проектного подхода означает переход от выполнения указаний к осуществлению самостоятельной деятельности; от простого прослушивания и реагирования на услышанное к взаимодействию и принятию на себя ответственности; от знания фактов, условий и сущности к пониманию изучаемого; от теории к практике; от зависимости от учителей к самостоятельности.
В ФГОС нового поколения принципиально по-новому формулируется главная задача школы - не просто очертить определенный круг предметных знаний и обеспечить его освоение на минимально допустимом уровне, но и формировать креативные качества личности, умение работать в команде, развивать проектное и аналитическое мышление, способности к саморазвитию, что обеспечит успешность личностного и профессионального роста, гражданского и культурного становления личности.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Следовательно, возникают общепедагогические противоречия:
между определением цели школьного обучения как усвоение знаний, умений, навыков и определением этой цели как формирование умения учиться, как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
между изолированным изучением учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета «Математика», и включением содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание математики к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;
между стихийностью учебной деятельностью ученика и стратегией ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
между индивидуальной формой усвоения знаний и решающей ролью учебного сотрудничества в достижении целей обучения;
между пассивным усвоением готовых истин и самостоятельным поиском.
Поэтому важным направлением в педагогической деятельности учителя является внедрение современных педагогических технологий и составляющих их активных методов обучения.
Этим требованиям соответствует технология проектного метода обучения, которая направлена на развитие личностных качеств, организацию активного учения и получение положительного результата учебной деятельности школьника. Каким образом, согласно стандартам второго поколения, можно реализовать на практике через метод проектов?
Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.
Во-первых, одна из причин внимания к новому методу – проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета. Современные дети рациональны, они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Искушенные в различного рода телекоммуникационных представлениях и развлечениях, играх и шоу, они хотят, чтобы и на уроках было интересно, ярко, броско, как в кино и на ТV. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения. Современный человек все меньше пишет ручкой, все больше на компьютере. Жизнь диктует перемены. Так и с методикой. Надо учить по-вомову. Вне всяких сомнений – проектирование относится к методам обучения, отвечающим современной жизни.
Во-вторых, в ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания. Это чрезвычайно важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит, этому необходимо учить. Я считаю, что именно в этих условиях особенно актуально развивать умения учащихся к самообразованию, работать в группе, делиться знаниями с товарищами.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность , направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей.
Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Актуализация проектного обучения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность математического образования по следующим показателям:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний, существенное повышение мотивации и интереса;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей предметной области познания.
Основные направления инновационного обновления обусловлены стратегией образовательных стандартов нового поколения, для которых характерны:
ориентация на развитие способности учащихся к осознанию личностного смысла собственной учебной деятельности, понимание её системы и структуры, методов и форм её реализации, самостоятельному выбору и построению индивидуального образовательного маршрута;
развитие умения организовывать свою деятельность: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
построение действенной системы учета достижений учащихся;
гарантии достижений конкретных планируемых результатов каждым учеником.
Технология проектного метода позволяет достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации и успеха учебного процесса на уроках без потери физического, психического и нравственного здоровья ребенка, то есть, создать личностно - развивающую здоровьесберегающую среду в образовательном процессе, где педагогическое взаимодействие характеризуется:
- отношением к ученику как к субъекту собственного развития;
- ориентацией на развитие и саморазвитие его личности;
- созданием условий для самореализации и самоопределения личности;
- установлением субъект субъектных отношений.
Следовательно, данный педагогический проект актуален, реально востребован в педагогической практике, соответствует современным целям, задачам, логике развития образования.
Цели и задачи проекта.
Цель педагогического опыта (проекта) - осуществить научно-методическое сопровождение освоения и реализации технологии проектного метода обучения с целью формирования у обучающихся деятельностных способностей, направленных на их личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие.
В соответствии с целью определены задачи:
1. Изучить и проанализировать особенности, характерные черты технологии проектного метода обучения.
2.Разработать тематику проектов
- уроков по учебному предмету «Математика»;
- «Эталоны работы над проектами»;
- «План действий по локализации индивидуальных затруднений».
3.Создать систему психолого-педагогического мониторинга образовательного процесса.
4.Построить процесс обучения и воспитания в режиме субъект-субъектных отношений.
5.Распространить педагогический опыт освоения технологии «Проектного метода обучения» в рамках методической работы (школьный, районный и др. уровни).
6.Разработать методические рекомендации «Организация работы по использованию проектной деятельности на этапах формирования исследовательских навыков учащихся».
7. Разработать методические рекомендации «Подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ по математике»
Объект исследования: технология проектного метода обучения.
Предмет исследования: дидактическая система проектного метода.
Основное содержание проекта.
Содержательной формой педагогического опыта является апробация педагогической технологии «Проектного метод обучения» с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.
Как известно, в учебном пространстве проблема «чему учить» состоит в определении цели обучения и задач содержания обучения.
Проблема «как учить» состоит в выборе адекватных образовательных целей методов, форм обучения, средств диагностики исходного уровня и контроля изменения уровня «личностных приращений» учащегося.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат – можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достижением учащегося, соединяя в себе знания и умения.
Проект – это метод обучения. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
«В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть, ставя человека в подходящие общественные и материальные условия.» А.Н. Толстой
Анализ основных принципов работы педагога в рамках проектного метода обучения, был сделан на основе работ И.Д.Фрумина, А.Н.Тубельского, О.С. Газмана, Т.М. Ковалевой среди них:
Принцип равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений учителей с учениками. Педагог признает и уважает индивидуальность каждого ребенка и его особенности (здоровье, коммуникабельность, энергичность, заинтересованность в достижении собственной цели), учитывает личные интереса ребенка, не ограничивая его выбор и ту долю, которую он вносит в реализацию проекта. Необходимо установить атмосферу доверительности с детьми, чтобы в случае возникновения у них затруднений в ходе осуществления деятельности, они смогли обратиться за помощью и консультацией к педагогу.
Принцип предоставления права ребенку на самостоятельное действие. Этот принцип заключается и в предоставлении ребенку выбора и права самому определять меру и степень его участия в проекте, если же мотивация подростка на участие недостаточно высокая, следует поощрять ее рост, но без навязывания и наставлений. И в предоставлении возможности подросткам самостоятельно выбирать тему проекта, т.к. именно самостоятельный выбор является принципиальной основой формирования личности ребенка.
Принцип стимулирования и поощрения детских талантов и возможностей. Необходимо поощрять инициативу учеников, с целью осознания ими собственных желаний, интересов, потребностей. Организовать условия для стимулирования любознательности детей, для приобретения ими опыта работы в группе, показать способы работы при выполнении разного вида деятельностей. Акцентировать внимание на успехах ребенка, а не на его промахах, т.е. педагог должен обращать свое внимание в первую очередь не на слабые места, а на способности и силы каждого ребенка, раскрывать их, т.к. часто они бывают, скрыты от окружающих.
4. Принцип кооперативной работы в группе. Для этого необходимо организовывать совместное обсуждение, дискуссию на предмет понимания и ожиданий каждого участника эксперимента о ходе деятельности, конечного результата, его представления. Стимулировать активное участие подростков в обсуждении того, что они сделали для осуществления проекта, какие изменения произошли с ними, с какими трудностями столкнулись, и чего им не хватило, чему нужно научиться в дальнейшем для преодоления этих затруднений самостоятельно. Взаимодействовать, организовывать содержательную коммуникацию и с другими педагогами при осуществлении межпредметного проекта. Т.е перейти от «закрытого» учебного плана к открытому, совместному, содержание которого будет признано всеми участниками желаемым и эффективным.
5. Принцип учета в своей деятельности задач подросткового возраста. Для этого необходимо организовывать различные виды деятельности, в которых ребенок будет осваивать различные роли, будут формироваться общеучебные и социальные навыки, необходимые ребенку для успешной самореализации в дальнейшем. Исходить из запросов детей, определять конкретные и общие умения, которые под руководством учителя будут осваиваться учениками. Признавать за каждым учеником право на самоопределение, ответственность, самостоятельность и активность.
6. Принцип критического осмысления собственной деятельности.
Педагог должен стремиться исследовать и «разведывать» неизвестное, чтобы самому быть в состоянии ответить на поставленные жизнью и собственные вопросы. Не бояться самому совершать ошибки, и быть готовым их признать перед окружающими. Быть готовым к повышению профессиональной и личностной компетентности. Педагог, который является интересной личностью, владеет богатым жизненным опытом, стремится осуществить свои планы, способен не только увлечь учеников своей деятельностью, но и воспитать человека, способного к самоанализу, размышлению, пониманию и самообразованию.
7. Принцип формирования качественно новой позиции педагога, заключающуюся в отходе от позиции передачи абстрактного знания к позиции консультанта и наставника, поддерживающего ученика в ходе осуществления деятельности по проекту, т.е. фактическая смена формальных, урочных, замкнутых форм отношений на открытые, групповые взаимодействия и неформальные обсуждения проблем и рефлексии.
Таким образом, учитель в школе, реализующей проектный метод обучения, занимает качественно новую позицию по отношению к ребенку, заключающуюся в организации помощи и поддержки, в случае возникновения у учеников трудностей, неудач. Педагог сам может ошибиться, но не боится признать это, умеет справляться с возникающими проблемами, показывает ученикам как это делается, и вместе с детьми помогает им найти личный путь развития.
Проектный метод в процессе обучения математике позволяет формировать следующие умения и навыки:
Мыследеятельностные
выдвижение идеи (мозговой штурм);
проблематизация;
целеполагание и формулирование задачи;
поиск гипотезы;
выбор способа или метода;
самоанализ и рефлексия.
Презентационные
построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе;
выбор способов и форм наглядной презентации;
изготовление предметов наглядности;
подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
Коммуникативные
слушать и понимать других;
выражать себя;
находить компромисс;
взаимодействовать внутри группы.
Поисковые
находить информацию в сети Интернет, по каталогам;
формулировать ключевые слова.
Информационные
структурирование информации;
выделение главного;
приём и передача информации;
упорядоченное хранение и поиск;
представление в различных формах.
Проведение инструментального эксперимента
подбор необходимого оборудования;
проведение эксперимента;
наблюдение;
измерение параметров;
осмысление полученных результатов.
Структура учебного проекта.
Проект


Презентация
продукта
Информация
Основная
проблема


1.Постановка 1.Сбор информации 1.Выбор формы презентации
2. Выдвижение гипотез 2.Структурирование 2. Подготовка презентации
3. Планирование информации 3. Презентация
деятельности
Важная роль в организации проектной деятельности учащихся – умение учителя типологизировать проект – определить в нем приоритетное направление и соответственно разработать цели, содержание и методику реализации.
Можно выделить несколько видов проектов в соответствии с наиболее значимыми признаками деятельности. Соответствующая классификация представлена в Приложении 1.
Типология проектов на уроках математики.
Исследовательские
Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности темы, выбранной для исследований учащихся. Школьники формулируют проблему самостоятельной работы, её предмет и объект, обозначают задачи своей деятельности. Они определяют методы исследования, источники информации, выдвигают гипотезы обозначенной проблемы, разрабатывают пути ее решения, обсуждают полученные результаты, делают выводы.
«Изучение практико-ориентированной направленности показательной функции» (11 класс)
«Обычное в необычном» (8 класс знакомится с малоизвестными способами решения квадратных уравнений)
«Загадки числового ряда» (9 класс)
«Либо пан, либо пропал» (9класс выясняет, почему рухнула финансовая пирамида МММ)
Творческие
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: газета, эссе, видеофильм, экспедиция, реферат и т.д.
Публикация «Легенда о происхождении шахмат»
Реферат «Задачи Карла Гаусса»
Ролевые, игровые
В таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть исторические персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце.
«Элементы статистики» (9 класс)
«Почему так быстро распространяются городские слухи?» (9 класс)
Ознакомительно-ориентировочные (информационные)
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то событии, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так- же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.
«Комбинации и расположения» (9 класс)
«Загадки таблицы Штифеля» (9 класс)
«Кредиты - это добро или зло?» (9 класс)
«Парадокс Зенона» (9 класс)
«В мире движения»(11 класс)
Практико-ориентированные (прикладные)
Данные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы учеников.
Создание учебных пособий для кабинета математики «Нитяные модели стереометрических тел» Приложение 3
«Дом моей мечты»( определение самого комфортного жилья) 11класс
создание сборника тестовых заданий по определённым темам.
Таким образом, при использовании метода проектов в преподавании математики
повышается творческая активность учащихся на уроке;
развивается их логическое и критическое мышление;
расширяется кругозор школьников;
в ходе анкетирования учащиеся на первое место ставят уроки с применением проектной методики.
Для адекватного построения педагогического процесса с использованием проектной деятельности необходимо иметь представление о структуре проекта. Структура проектной деятельности учащихся чаще всего является линейной:
потребность
проблема исследования
первоначальные идеи
оценка идей
разработка лучшей идеи
планирование
изготовление
апробирование
оценка
Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней развития, образуя «жизненный цикл проекта». Отметим, что степень активности учеников и учителя на разных этапах работы может быть разной. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений проектной деятельности. Даже ученики начальных классов могут быть более самостоятельными, если они уже работали над одним-двумя проектами, чем старшеклассники, впервые занятые в проекте.
В предлагаемой структуре (Приложение 2) выделены три основные стадии работы над проектом: организация деятельности, осуществление деятельности, представление результатов деятельности и ее оценка. Каждая стадия разбивается на этапы. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя, формируются специальные (проектные) умения.
Овладение проектированием должно происходить не только при осуществлении целостного проекта, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.
Предложенная форма инновационного педагогического опыта соответствует общепедагогическим требованиям:
педагогическое взаимодействие осуществляется в личностно ориентированной развивающей образовательной среде и характеризуется следующими особенностями:
- отношением к ученику как к субъекту собственного развития;
- ориентацией на развитие и саморазвитие его личности;
- созданием условий для самореализации и самоопределения личности;
- установлением субъект - субъектных отношений.
созданы условия развития совместной деятельности:
- в совместной деятельности воплощены отношения ответственной зависимости;
- деятельность в осуществлении проекта социально ценная, значимая и интересна для детей;
- социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования меняется (например, роль старшего на роль подчиненного, и наоборот);
- совместная деятельность эмоционально насыщена коллективными переживаниями.
Организация педагогического взаимодействия в рамках реализации технологии как совместной деятельности дает возможность, во-первых, перейти от монологического стиля общения («педагог – ученики») к диалогическому, от авторитарной формы отношений - к авторитетной.
Во-вторых, реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта ее. В результате на уроке возникает субъект - субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь», а не по принципу «меня учат».
В-третьих, в процессе совместной деятельности актуализируются механизмы воздействия на группу (ребенка) через референтное лицо, механизм идентификации, который способствует переживанию ребенком чужих тревог, радостей и потребностей других как своих собственных. [2]
Представленная технология позволяет реализовывать профессиональную потребность в обеспечении выбора таких приемов и форм работы,  которые обеспечивают  каждому представителю образовательного пространства - успех. Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств, − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД), проходит через следующие этапы:
1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.
2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.
3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Именно так учатся школьники считать, решать задачи и примеры. Этот же путь они должны пройти и при формировании УУД, но изучаемые алгоритмы действий носят уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиск информации и работы с текстами, коммуникативное взаимодействие и др.
Поэтому для формирования любого УУД каждый ученик проходит следующий путь:
1) формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;
3) изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
4) организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Итак, механизм формирования УУД в дидактической системе деятельностного метода можно представить в виде следующей схемы:

Реализация данного метода на уроках математики позволяет организовать различные виды деятельности обучающихся по развитию УУД :
          Организационно-рефлексивная деятельность:  формирование умения учиться в своей полноте: личностное самоопределение в учебной деятельности (УД), умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д. (регулятивные УУД)
 Коммуникативная деятельность: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д. (коммуникативные УУД).
Познавательная деятельность: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов и т.д. (познавательные УУД).
 Самооценка: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни и т.д. (личностные УУД). [9]
Согласно данной технологии  «рождается» новый учитель, который  не только «учит», но и создает условия для саморазвития, самоопределения, самопознания  у своих учеников.
В процессе реализации проекта предполагается распространение педагогического опыта: выступления на школьных предметных МО, научно-практических семинарах, педсоветах, участие в педагогических конкурсах, фестивалях и т.д.; сотрудничество с педагогическим сообществом района, региона, РФ через школьный сайт, Всероссийский Педагогический клуб «Первое сентября» и др.
Ресурсное обеспечение проекта:
Временные:
-на уровне апробации педагогического проекта – 2008/2012 гг;
-на уровне ученика: 3 учебных года (2008/2009, 2009/2010, 2010/2011- период апробации);
-на уровне перехода педагогического проекта и школьного инновационно-экспериментального проекта из режима эксперимента в режим функциональной профессиональной деятельности учителя – с 2012 года постоянно (от 2 до 5 лет (в основе система образования в РФ: основное общее образование (5-9 классы); среднее (полное) общее образование (10-11 классы).
Информационно-методические:
теория «учебной деятельности» (В.В. Давыдов, В.В. Репкин, Д.Б. Эльконин);
концепции деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий, М.А. Степанова, Ю.В. Громыко);
концепции личностно-ориетированного развивающего подхода (М. Монтессори, Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин, В.В., Якиманская А.Н., Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др.);
концепции компетентностного подхода (В.М. Антипова, Г.Б. Голуб, А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, О.А. Козырева, Н.В. Кузьмина, О.Е.Лебедев, Г.А. Пахомова, В.А. Трайнев и др.);
культурологический подход (Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова др.);
концепции формирования жизнеспособной личности (И.М. Ильинкий);
концепции воспитания культуры безопасности личности (В.В.Анисимов, О.Г. Грохольская)
концепции гуманистического воспитания (Ш.А.Амонашвили, А.В. Асмоловой, И.Д. Демаковой и др.);
проект «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга», созданный под руководством доктора педагогических наук, профессора Дмитрия Шаивича Матроса;
Кадровые ресурсы - сотрудничество с психологом, социальным педагогом, классными руководителями, родителями, библиотекарем, педагогами, администрацией школы, педагогами города, района, педагогическим сообществом РФ.
Материально-технические ресурсы соответствуют федеральным требованиям в части оснащенности учебного процесса и оборудованием учебного кабинета «Математика» (приказ МИНОБРАНАУКИ России от 04.10.2010г.,№986).
Созданы условия, обеспечивающие реализацию общеобразовательной программы по учебному предмету «Математика»:
учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с Федеральным перечнем учебников на учебные годы.
информационное обеспечение учебного процесса: электронные учебники, компьютерные презентации, учебные и познавательные компьютерные программы, цифровые образовательные ресурсы, сайты, видеофайлы, документальные и учебные фильмы и т.д.
Финансовые ресурсы (источники финансирования) - обеспечиваются муниципальным бюджетом. Для участия в региональных, всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах
Партнеры проекта.
Деятельность учителя в данном педагогическом проекте направлена на создание в школе здоровьесберегающей среды. Такая модель обучения востребует учителя, который будет объединяться в своих усилиях со специалистами - психологами, социальными педагогами, валеологами, классными руководителями, родителями, администрацией, чья деятельность направлена на создание максимально благоприятных условий обучения для детей и призвана обеспечивать полноценную школьную адаптацию.
Основными субъектами, вовлеченными в осуществление проекта, станут обучающиеся и их родители (законные представители). Партнерами учителя - заместитель директора по методической работе, педагог – психолог, руководитель школьного методического объединения.
Целевая аудитория проекта.
Данный проект рекомендуется для внедрения в работу в учебных учреждениях разного типа в любом масштабе - в школе, в одном классе, в одной группе учащихся.
В осуществлении педагогического проекта примут участие:
Учебный год Количество учащихся Количество педагогов
2008-2009 30 4
2009-2010 45 8
2010-2011 52 15
2011-2012 72 24
План реализации проекта
Этапы реализации проекта Сроки реализации Содержание деятельности
(мероприятия, даты) Ответственные
1 этап -
подготовительный этап, включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность
2007-2008гг
2008-2009 гг
Сентябрь- октябрь 2007г.
Январь 2008г.
Февраль-март 2008г.
2008-2009 Изучение литературных источников. Раскрытие историографии и современного состояния исследуемой проблемы. Формирование библиографической базы.
Пересмотр рабочей программы по математике с учётом возможности использования технологии проектного метода на уроках.
Выступление на заседании МО с докладом «Технологии проектного метода обучения»
Определение исходных параметров исследования.

Анализ практики использования проектного метода в различных общеобразовательных учреждениях. Использование данных психолого-педагогического мониторинга. Автор проекта.
Автор проекта.
Руководитель МО
Автор проекта.
Руководитель МО.
Автор проекта.
Психолог.
Школьный психолог.
Руководитель МО.
Заместитель директора.
2 этап -
практический этап, включающий апробацию технологии деятельностного метода обучения, анализ, обобщение результатов проведенных мероприятий.
2008-2010гг
2008-2010гг
Сентябрь-май 2008г.
2008г.
Февраль 2009, 2010, 2011, 2012г.г
Ежегодно
Март , 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 гг.
Ежегодно
2010-2012гг
2009-2012
Октябрь 2009-2011
2011- 2012 Систематизация полученных материалов.
Уточнение основных направлений исследования и категорийно-понятийного аппарата.
Разработка и реализация уроков математики с использованием технологии проектного метода обучения.
Использование элементов технологии проектного метода обучения при подготовке к ЕГЭ по математике
Апробация технологии проектного метода обучения.
Участие в школьных научно-практических конференциях, олимпиадах и конкурсах. Индивидуальная работа с одарёнными детьми с использованием технологии проектного метода.
Апробация опыта по руководству проектной деятельностью учащихся в рамках Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» с использованием технологии проектного метода.
Участие в районных научно-практических конференциях.
Представление результатов полученного опыта на семинарах. Открытые уроки, мастер-классы.
Апробация технологии проектного метода во внеклассной работе по предмету.
Распространение полученного опыта на уровне школы, города, района.
Разработка методических рекомендаций по использованию технологии деятельностного метода на уроках математики и при подготовке к ЕГЭ.
Подготовка публикаций к печати.
Автор проекта.
Автор проекта.
Автор проекта.
Администрация школы.
Учащиеся 11 классов
Автор проекта.
Автор проекта.
МО «Одарённые дети».
Психолог.
Автор проекта.
МО «Одарённые дети»
Автор проекта
Администрация школы.
Автор проекта
Руководитель МО. Классные руководители.
Родители.
Автор проекта
Руководитель МО.
Кл. рук.
Автор проекта
Автор проекта. Зам. директора по МР.
Руководитель МО
Автор проекта.
3 этап – завершающий, практико-прагматический,
2011-2012гг Апрель-май 2013г. Обобщение результатов педагогического опыта. Формулирование теоретических выводов.
Подготовка проекта к защите.
Аттестация. Автор проекта
Ожидаемые результаты и социальный эффект в ходе реализации проекта.
Целенаправленная работа по использованию технологии проектного метода обучения математики приведет к следующим результатам
на уровне ученика:
к формированию мышления через обучение деятельности:
- умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение);
-осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация);
- адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
к формированию системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
к формированию целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
к расширению зоны его ближайшего развития;
к росту мотивации и развитию психофизиологических функций как основы для его учебного успеха;
к овладению ключевыми компетенциями (организационными, коммуникативными, информационными ОУУН), которые позволят развить у него способности к самостоятельному выбору и построению индивидуального образовательного маршрута; умение организовать свою деятельность: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты; умение самостоятельного поиска и осмысления информации;
будут сформированы социальные компетентности и основы гражданской идентичности:
- умение ориентироваться в изменчивом мире социальных требований;
- умение исполнять важнейший набор социальных ролей и умение адекватно реагировать на их изменчивость;
- умение транслировать общезначимые элементы культуры и ориентироваться во множестве профессиональных субкультур в условиях, когда немногие дети продолжают профессии своих родителей;
- умение приобщаться к прошлому человеческой культуры и готовить к будущему, к столкновению с еще не случившимся и неизвестным;
- умение осваивать и активно использовать знания и навыки, свободно оперировать ими в различных сферах жизни, в том числе в сфере профессиональной деятельности;
на уровне учителя:
к изменению метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
к изменению оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов);
к повышению и обновлению профессиональной компетентности - главного ресурса качества образовательного процесса («учитель нового качества» - учитель - методолог, учитель – управленец);
к построению процесса обучения в режиме субъект-субъектных отношений;
к дифференциации учебного процесса в условиях классно-урочной системы;
к созданию надежной системы мониторинга и контроля усвоения знаний на уровне стандарта образования и учета психологических процессов с целью построения действенной системы учета достижений учащихся и гарантии достижений конкретных, планируемых результатов каждым учеником;
к достижению учебного успеха без потери здоровья ребенка, то есть, созданию личностно-развивающей здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве;
к обобщению и распространению педагогического опыта по освоению технологии проектного метода в системе методической работы (школьный, районный и др. уровни);
к созданию методического «продукта» - методических рекомендаций по теме «Проектный метод обучения на уроках математики»;
на уровне родителей:
к обеспечению реализации права на информацию об образовательном процессе и права на гарантию качества получаемых услуг;
к обеспечению возможности контроля на уровне сотрудничества всех участников образовательного процесса;
на уровне управления:
к росту профессиональной компетентности учителя:
к психолого-педагогической компетентности;
к предметно-методологической компетентности (осознавать и целенаправленно использовать дидактический потенциал каждой формы учебной деятельности ученика);
в управленческой компетентности (целенаправленное управление ростом уровня внутренних учебно-познавательных ресурсов ребенка);
к построению личностно-развивающего здоровьесберегающего образовательного процесса в школе.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Включение технологии проектного метода обучения в практику работы учителей важно не только с точки зрения повышения уровня усвоения математических знаний, но и как ступень перехода к реализации нового качества образования.
Апробация механизма и разработка моделей внедрения дидактической системы проектного метода в практическую деятельность других учителей-предметников поможет сделать уроки более эффективными. Для каждого учителя откроется возможность постепенного, поэтапного, то есть эволюционного освоения проектного метода обучения по индивидуальной траектории саморазвития.
В дальнейшем возможно создание дистанционной экспериментальной площадки, в рамках которой будет осуществляться информационно-методическое сопровождение по внедрению технологии проектного метода обучения как на уроках математики, так и других дисциплин.
Основные ресурсы для дальнейшего продолжения проекта - информационные (школьный сайт, ресурсы Интернета)
Литература
Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. Москва Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996г .
Дорофеев Г.В., Чечель И.Д. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. УМЦ. Школа 2000…. М., 2004г .
Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода., Москва, 2005г .
Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В.,. Кубышева М.А, Петерсон В.А.. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. – М.: Сентябрь, 1996г.
Дереклеева Н. И. развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе Игровые упражнения – М.: 5 за знания, 2005г.
Килпатрик В. Х. Метод проектов. – Л., 1925.новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000.
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителя., Москва, 2003г.
Гузеев. В. В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. Директор школы, 1995г.
Петерсон Л.Г.. «Мир деятельности»: программа надпредметного курса по формированию УУД действий и умения учиться. – М., 2009г.
Громыко Ю. В. Исследование и проектирование в образовании / Н. В. Громыко // Школьные технологии, 2005г .
Организация проектной деятельности в школе: система работы, Автор –составитель С. Г. Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009г.
Романовская М. Б. метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: Современные подходы: Научно-методическое пособие для повышения квалификации работников образования. – М.: АПК и ПРО, 2002.
Чечель И. Д. исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе, 2003г, № 6.
Чечель И. Д. метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы, 1998г, № 4
.
Приложение 1.
Признак Тип проекта
Уровень творчества - исполнительский
- конструктивный
- творческий
Вид деятельности - исследовательский
- творческий
- информационный
- ролевой (игровой)
- прикладной
- издательский
- сценарный
Используемые умения - проектный (организационные, поисковые, информационные, коммуникативные, презентационные, оценочные умения)
- предметный (литературно-лингвистичекие, математические и т. п. умения)
- творческий
- интеллектуальный
- коммуникативный
Содержание - монопредметный
- межпредметный
- надпредметный (внепрограммный)
База выполнения - школьный
- внешкольный
- международный
Количественный состав участников - индивидуальный
- парный
- групповой
Возрастной состав участников - одновозрастной
- разновозрастной
Продолжительность выполнения - краткосрочный (урок или несколько уроков)
- средней продолжительности (в течение изучения темы школьного курса)
- долгосрочный (в течение одного года и более)
Характер координации - открытый (координатор проекта контролирует участников проекта, открыто выполняя свои функции)
- скрытый (координатор не обнаруживает себя в деятельности групп)
Формы продуктов деятельности - внешний (материальные продукты: отчет, презентация, выставка и т. п.)
- внутренний (продуктом являются личностные качества: знания, умения, способности, компетенции)
Использование средств обучения - традиционный (печатные, наглядные, технические средства)
- информационно-коммуникационный
Включенность в тематический план - текущий (на проектную деятельность выносится часть содержания обучения)
- итоговый (например, по результатам выполнения проекта оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала)
Приложение 2.
Этапы работы над проектом
Этапы
работы Содержание Деятельность
учащихся Деятельность
учителя
1. Организация деятельности
Погружение
в проект
Мотивация, постановка проблемы, выбор темы проекта, определение цели, выдвижение задач Обсуждают с учителем предложенную для изучения информацию.
Выявляют проблемы.
Выдвигают гипотезы.
Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся.
Помогает в постановке целей, выдвижении задач.
Планирование Определение источников информации, способов ее сбора и анализа.
Выбор способа представления конечного результата (форма отчета).
Установление процедур и критериев оценки результатов процесса. Распределение задач (обязанностей) между членами группы. Вырабатывают план действий, определяют сроки, выбирают форму представления результатов.
Распределяют обязанности в каждой группе в зависимости от выбранной темы исследования. Предлагает идеи, высказывает предположения.
Объявляет учащимся состав консультативной группы учителей-предметников.
2. Осуществление деятельности
Поиск
информации Сбор информации, решение промежуточных задач.
Выполнение проекта. Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети Интернет.
Проведение исследования. Помогает в текущей поисковой, аналитической и практической работе (по просьбе).
Дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость. Организует консультации с учителями-предметниками.
Наблюдает, советует.
Обобщение
Результатов и выводов Анализ и синтез полученных результатов с позиции выдвигаемой гипотезы, формулирование выводов. Анализируют информацию, формулируют выводы.
Оформляют результаты, готовят материалы для защиты проекта и его презентации. Ненавязчиво контролирует, оказывает консультативную и методическую помощь в подготовке презентации.
3. Представление результатов деятельности и ее оценка
Презентация Открытый отчет участников проекта о проделанной работе. Защищают проект, участвуют в обсуждении. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.
Оценка процесса
И результатов работы Анализ и обобщение результатов работы в целом. Анализ достижения поставленной цели.
Рефлексия.
Оценивают индивидуальный вклад каждого члена группы в реализацию проекта, в целом группы.
Самооценка реализации поставленных целей.
Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
Проводит рефлексию.
Приложение 3
Темы проектов
тема уровень страницы содержание ФИ
участников
Тела вращения А 1 Какие тела вращения мы знаем? 2-4 Почему они так называются? (чертеж-пояснение) 5-6 Какие геометрические тела получаются при вращении треугольника, трапеции, прямоугольника Понятие конуса А 1 Определение и чертеж 2 Элементы конуса и чертеж 3-6 Сечения конуса (осевое, проходящее через две образующие, проходящее через вершину и хорду, перпендикулярное оси; другие) Полная поверхность конуса А 1 Боковая поверхность конуса и основание, чертежи 2-3 Развертка боковой поверхности, формулы площади боковой поверхности (вывод формулы), чертежи 4 Формула полной поверхности конуса и чертеж Понятие усеченного конуса А 1 Определение и чертеж 2 Элементы усеченного конуса и чертеж 3-6 Сечения усеченного конуса (осевое, параллельное оси, перпендикулярное оси; другие) Полная поверхность усеченного конуса Б 1 Боковая поверхность усеченного конуса и основание, чертежи 2-3 Развертка боковой поверхности, формулы площади боковой поверхности (вывод формулы), чертежи 4 Формула полной поверхности усеченного конуса и чертеж Понятие цилиндра А 1 Определение и чертеж 2 Элементы цилиндра и чертеж 3-6 Сечения цилиндра (осевое, параллельное оси, перпендикулярное оси; другие) Полная поверхность цилиндра Б 1 Боковая поверхность цилиндра и основания, чертежи 2-3 Развертка боковой поверхности, формулы площади боковой поверхности (вывод формулы), чертежи 4 Формула полной поверхности цилиндра и чертеж Понятие сферы и шара А 1 Определение и чертеж 2 Элементы и чертеж 3-5 Взаимное расположение сферы и плоскости (три случая, формулы и условия) Касательная плоскость к сфере Б 1 Определение касательной плоскости, точки касания 2-3 Теорема о радиусе сферы, проведенного в точку касания (доказательство, чертеж) 4-5 Обратная теорема (доказательство, чертеж) Уравнение сферы. Площадь сферы Б 1 Сфера в системе координат, чертеж 2-3 Вывод уравнения сферы, чертеж 4 Площадь сферы, чертеж, формула Моделирование с использованием тел вращения Б 1-2 Использование комбинации тел вращения в архитектуре 3-4 Использование комбинации тел вращения в технике 5-6 Какие тела вращения созданы самой природой? (живая, неживая природа) Решение задач по теме «Цилиндр» В 1 Формулы, чертеж 2 Решение задачи на нахождение основных элементов, чертежи 3 Решение задач на нахождение площади осевого сечения, чертежи 4 Решение задачи на нахождение площади сечения, параллельного оси, чертежи 5 Решение задач на вычисление площади поверхности, чертежи Решение задач по теме «Конус» В 1 Формулы, чертеж 2 Решение задачи на нахождение основных элементов, чертежи 3 Решение задач на нахождение площади осевого сечения, чертежи 4-5 Решение задач на нахождение площади сечения, проходящего через две образующие (если известен: угол между образующими; градусная мера дуги, стянутой хордой) чертежи Решение задач по теме «Конус» В 1 Формулы, чертеж 2 Решение задач на вычисление площади поверхности (используя формулу площади поверхности), чертежи 3-4 Решение задач на вычисление площади поверхности (используя угол развертки боковой поверхности), чертежи 5-6 Решение задач на нахождение угла развертки, если известна площадь поверхности, чертежи Решение задач по теме «Усеченный конус» В 1 Формулы, чертеж 2 Решение задачи на нахождение основных элементов, чертежи 3 Решение задач на нахождение площади осевого сечения, чертежи 4-5 Решение задач на нахождение площади поверхности усеченного конуса Решение задач по теме «Сфера, шар» В 1-3 Решение задач на нахождение расстояния от центра сферы до плоскости (3 случая) 4 Составить уравнение сферы, если известны координаты центра и точки на ее поверхности 5-6 Решение задач на нахождение площади сферы