Проектная деятельность как основа формирования успешной личности
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования.
Новый импульс этому процессу придал приоритетный национальный проект «Образование», который ориентирует учителей на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современной жизни. Это требует от школы:
- во-первых, формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве;
- во-вторых, создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.
Таким образом, учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме.
Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, я обращаю внимание на всестороннее развитие личности ученика и преследую цели:
выявление талантливых детей;
активизация учебного процесса;
формирование у учащихся интереса к научной работе;
формирование навыков публичного выступления;
профессиональной ориентации учащихся старших классов;
повышение уровня научной и методической работы.
Целью метода проектов является развитие самообразовательной активности учащихся. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.
Этот метод направлен на развитие коммуникативных навыков. В нем сочетаются индивидуальная, самостоятельная форма работы учащихся с групповыми занятиями.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, учащиеся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.
Моя практика показывает, что авторы лучших проектов в дальнейшем успешно учатся в ВУЗах и обладают значительно более высоким уровнем ключевых компетентностей, чем те, кто, хотя и выполнял проекты, но делал это формально.
Уровни компетентности, которые учащиеся проявляют и развивают в проектировании, различны, однако непрерывная включенность в процесс позволяет, при желании, с успехом совершенствоваться.
Методика проектной деятельности.
Проект - особая форма организации деятельности, включающая в себя:
-четкое определение целей исходя из результата;
-построение структуры целей;
-формирование временных рабочих групп;
-применение специальных методов планирования действий;
Принципы – общие установки, определяющие деятельность учащихся. Для метода проектов они заключаются в следующем:
-принцип актуальности – направленность на решение значимой для ученика проблемы.
-принцип преемственности, – какой результат ожидается? Соответствие цели и результата проекта.
-принцип системности – согласованность действий, необходимых для получения результата.
-принцип научности – основная идея проекта соответствует научному знанию и опирается на него.
-принцип участия – участие всех исполнителей.
-принцип ресурсной обеспеченности – обладание компетенцией для реализации проекта
( использование программ, дополнительной литературы, умение работать в группе ит.д.)
-принцип контролируемости – определение промежуточных целей и задач, умение принимать решения.
Основные требования к учебному проекту.
1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. 2. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных
3. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта.
4. Результатом работы над проектом, является продукт, который создается участниками проектной группы входе решения поставленной проблемы.
В своей деятельности я использую как индивидуальные, так и групповые проекты, которые имеют ряд преимуществ:
· в проектной группе формируются навыки сотрудничества.
· проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
· на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.
Основными видами проектной деятельности используемыми мной являются:
· исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
· информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.
· творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Классификация проектов по продолжительности.
( Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).
( Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома
( Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому "погружению" в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.
( Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Этапы организации проекта.
К организации проектов предъявляют следующие требования:
1) проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;
2) учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи,
их деятельность должна иметь целесообразный характер;
3) работа должна быть осмысленной и активной;
4) учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
сроки
Запуск проекта
Формируется рабочая группа, определяются цель и задачи проекта, разрабатывается план-график выполнения, распределяются обязанности между участниками проекта
определяются цель и задачи проекта, разрабатывается план-график выполнения, распределяются обязанности между участниками.
Урок
Выполнение
проекта
Помощь в создании, корректировка проекта, управление исполнителем, регулировка хода работ.
Поиск и изучение ресурсов, создание проекта, формирование структуры, оценка вариантов проекта.
1- 2 недели
Защита или представление проекта
Оценка деятельности учащихся
Оценка своего проекта и проекта других участников
1 урок
Поисково-исследовательский этап предусматривает определение потребностей и возможностей деятельности, основанной на умении генерировать и анализировать идеи, формулировать тему учебного проекта (проблемы). Потребности в проектной деятельности (существующие проблемы) могут возникать всюду: дома, в школе, на отдыхе, в бизнесе и т.д. Они определяют тему проекта и способствуют формированию внутренней мотивации в приобретении учащимися новых знаний. Поисково-исследовательский этап позволяет уточнить тему проекта, сделать проектную деятельность более осмысленной и конкретной. Для этого следует собрать необходимую информацию на тему проекта и проанализировать ее. Источниками информации могут быть учебники, справочники, журналы, книги, газеты, радио и телевидение, беседы по телефону, базы данных на электронных носителях, системе "Интернет", специальных каталогах и др. Полученная информация позволяет выдвинуть спектр идей и на основе их анализа выбрать для решения проблемы оптимальную идею (лучшую).
Заключительный этап включает оформление и презентацию работы, ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем. В качестве оценки результата выполнения проекта могут использоваться конструктивные, технологические, экологические, эстетические, экономические и маркетинговые критерии, оригинальности качество выполнения проекта.
Приоритетной педагогической задачей в процессе обучения является не репродуктивное строго последовательное соблюдение этапов, а вооружение обучающихся целостной культурой организации проектной деятельности, развитие у них способности к генерации идеи, их анализу, самостоятельному принятию решения, формированию своего мнения, позиции, взаимодействию и диалогу в процессе решения совместных задач.
Таким образом, проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Система оценки проектных работ.
Критерии оценки должны быть выбраны, исходя из оптимальности их числа (не более 7 - 10) и доступности для учащихся каждого возраста. Оцениваться должна не столько презентация, сколько качество проекта в целом. Очевидно, что критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты. Ниже приведены примеры критериев, которые были использованы при проведении научно-практической конференции «Грани творчества» в нашем лицее.
Пример 1 (первые четыре критерия - оценка проекта, остальные - оценка презентации).
( Самостоятельность работы над проектом
( Актуальность и значимость темы
( Полнота раскрытия темы
( Оригинальность решения проблемы
( Артистизм и выразительность выступления
( Раскрытие содержания проекта на презентации
( Использование средств наглядности, технических средств
( Ответы на вопросы
Пример 2
( Важность темы проекта
( Глубина исследования проблемы
( Оригинальность предложенных решений
( Качество выполнения продукта
( Убедительность презентации
Результативность применения проектной технологии.
С помощью проектной технологии удается решать множество задач, обеспечивающих развитие личности:
- умение выдвигать темы проектов;
- развитие логики, умение определить свою позицию;
- понимание необходимости исследовать явление с разных точек зрения;
- выработка самостоятельного взгляда на происходящие события;
- умение выдвигать, аргументировать и защищать свои идеи;
- развитие критического мышления;
- основание своих возможностей и своего значения при работе в группе;
- развитие подлинной активности.
Вот теперь можно ответить на вопрос: «Почему я применяю проектную технологию в своей деятельности?».
1. Теоретическая подготовленность учителя и учащихся.
2. Научность и доступность. Актуальность и результативность.
3. Эта технология включает в себя многие методы и способы интерактивного обучения.
4. Широкий спектр применения метода проектов в образовательном процессе, в воспитательной деятельности и при проведении исследовательских работ.
На протяжении многих лет мои ученики выполняют исследовательские работы и проекты как в области географии, так и экономики. Оба предмета имеют много точек соприкосновения, в результате работы учащихся носят межпредметный характер и демонстрируют научный подход к освещению проблем, что дает возможность увеличить качество творческих работ, и это неоднократно отмечалось на школьный и городских научно-практических конференциях.
Года
Количество работ
% качества
2004-2005
12
100
2005-2006
8
100
2006-2007
11
100
2007-2008
7
100
2008-2009
4
100
Мои ученики постоянно участвуют в конкурсах как муниципального, так и регионального уровня. Являются активными участниками школьной научно-практической конференции «Грани творчества» и городской научно-практической конференции «Молодежь и современный мир». За период 2005- 2007 гг. количество участников научно-практической конференции «Грани творчества» составило 12 человек.
Год
Фамилия, имя
Класс
Тема работы
2004-2005
Ковалева Юлия
11 «В»
Проблемы и особенности развития малого бизнеса в России и г. Дальнереченске.
Копылок Эльвира
11 «В»
Проблемы занятости и безработицы в Приморском крае и г. Дальнереченске.
Беликова Екатерина
11 «В»
Проблемы инвестиционной политики Приморского края.
Пронкина Елена
11 «В»
Радиация малыми дозами.
2005-2006
Бондаренко Ольга
10 «В»
Проблемы миграции ДВ и их влияние на социально-экономическое развитие региона.
Чечель Илья
9 «Б»
Состояние рынка труда и молодежная политика г. Дальнереченска.
Лукашева Ксения
9 «А»
Проблемы и перспективы развития рыбной отрасли Приморского края.
Стасенко Николай
9 «А»
Топливно-энергетический комплекс ДВ: проблемы и перспективы.
2006-2007
Шматова Юлия
11 «В»
Современное состояние лесного фонда ДВ и перспективы его использования.
Понкратова Ксения
11 «Б»
Демографические проблемы ДВ и их роль в развитии экономики региона.
Воробьев Владислав
10 «В»
Анализ возможностей развития туризма в Дальнереченском районе.
Полтарацкая Екатерина
10 «Б»
Значение и анализ рекламы в условиях современной рыночной экономики.
Исследовательская деятельность учащихся, направленная на изучение своего региона, формирует гражданскую позицию, информационную и коммуникативную компетенцию. Многие исследовательские работы учащихся удостоены наград на городской научно-практической конференции «Молодежь и современный мир» в 2005-2009 годах.
Год
Фамилия, имя
Тема работы
Результат
2005
Ковалева Юлия
Проблемы и особенности развития малого бизнеса в России и
г. Дальнереченске.
Диплом
1 степени
Копылок Эльвира
Проблемы занятости и безработицы в Приморском крае и г. Дальнереченске.
Диплом
2 степени
Беликова Екатерина
Проблемы инвестиционной политики Приморского края.
Диплом
3 степени
2006
Бондаренко Ольга
Проблемы миграции ДВ и их влияние на социально- экономическое развитие.
Диплом
1 степени
2007
Панкратова Ксения
Демографические проблемы ДВ и их роль в развитии региона.
Диплом
1 степени
2008
Онищенко Елена
Проблема загрязнения окружающей среды городов.
Диплом
2 степени
2009
Недоводиева Екатерина
Мониторинг состояния земельного фонда города Дальнереченска.
Диплом
3 степени
В 2005 году Пронкина Елена, учащаяся социально-экономического класса, по результатам краевой геоэкологической олимпиады школьников Приморского края вошла в десятку лучших участников и зачислена на геологический факультет ДВГТУ, где успешно обучается. В 2008 году ученица 11 класса Онищенко Елена заняла 10 место в краевой геоэкологической олимпиаде школьников Приморского края. Звягинцева Кристина, учащаяся 7 «А» класса, принимала участие в 2007 году в конкурсе рефератов «В.К.Арсеньев- исследователь Уссурийского края», проводимом Общества изучения Амурского края и представила работу «Реликтовые растения Приморского края». Бондаренко Ольга участвовала в первом международном конкурсе научно-исследовательских работ «Я- гражданин России», проводимый региональным благотворительным фондом «Самарская губерния». В 2009 году Мельников Никита стал победителем регионального конкурса интернет - проектов очно - заочной школы «Малая компьютерная академия» с интернет -проектом «Я - глава города».
Мои ученики своими работами демонстрируют не только знания по предмету, но и умение применить их в новой, нестандартной ситуации, требующей творческого подхода к знаниям. В 2005 году учащиеся 11-ого социально-экономического класса разработали проект «Социально-демографическая характеристика состояния безработицы Приморского края и города Дальнереченска» ( попытка сравнительного анализа). Итогом их работы стал видеофильм «Пособие по организации научно-исследовательской деятельности». Результаты использования проектной технологии можно видеть по числу учащихся, увлеченных проектной и исследовательской деятельностью.
Позитивная динамика качества знаний по предметам географии и экономики позволяет сделать вывод о повышении мотивации к образовательному процессу в результате использования проектной технологии..
Результаты качества знаний учащихся имеют стабильную динамику роста. Этому способствует организация самостоятельной творческой деятельности школьников, способствующая повышению мотивации, личностному развитию, ориентации в образовательном и информационном пространстве. Для поддержания интереса к учебной деятельности необходимо сотрудничество учащихся и учителя, позволяющее создавать оптимальные условия формирования личностных компетенций.
Итогом проектной деятельности педагога и учащихся является не только участие, но и стабильно высокая результативность школьников, которые из года в год становятся призерами и лауреатами не только городских, но краевых и Всероссийских конкурсов, олимпиад, конференций и слетов. Полученные данные позволяют сделать вывод, что при правильной организации работы и своевременной обученности учащихся основам проектной деятельности, а также создании системы такой работы в рамках учебной программы позволит школьникам не только овладеть знаниями в различных областях науки, но и научиться эффективно использовать полученные знания, развивать самостоятельность и коммуникативные умения.
Рекомендуемая литература по теме.
Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.
Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения // "Директор школы", -1995.-№6.
Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии М., 1998.
Дьюи Дж. Демократия и образование. -М.,2000.
Петряков П.А. Метод проектов в преподавании образовательной области "Технология". - Вел. Новгород, 2000.
Лицейское и гимназическое образование, 2002. - № 9.
Метод проектов в технологическом образовании школьников. - СПб,2001.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.// Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю //" Школа и производство", 2002. - №1. - С.14- 16.
Полат Е.С. Как рождается проект. - М.,1995.
Полат Е.С. Технология телекоммуникационных проектов // "Наука и школа", 1997. - № 4.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в образовательной среде негосударственного образовательного учреждения. - М., 2001.
Проекты как способ организации детской жизни. - Ханты-Мансийск, 2002.
Проектная работа учащихся. Специальное приложение к журналу "Лицейское и гимназическое образование".
(Серия постеров "Мастер-класс. Открытый урок"), 2002. - № 9.
Развитие детского творчества через технологические проекты.
Сб. проектов для 5 - 6 кл. - Н. Новгород, 2000.
Чечель И.Д. Метод проекта или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула// "Директор школы", 1998. - № 3.
Приложение 1.
Проект на тему « Наш экологически чистый
административный округ».
Проект может быть организован учителями при изучении курса «Географии Приморского края». Он ориентирован на самостоятельную, исследовательскую деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течении определенного отрезка времени. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, творческих областей.
Цель проекта: изучение экологической ситуации Дальнереченского городского округа.
Задачи:
- дать характеристику экологической ситуации территории;
- собрать данные для изучения определенных процессов и их экологической оценки;
- определить пути решения геоэкологических проблем в округе;
- представить результаты исследования, презентация.
Этапы выполнения проектной работы.
Мотивационный этап.
Теоретическое изучение проблемы « Экологическая обстановка в Дальнереченском городском округе». Учитель создает проблемную ситуацию: «Обострение геоэкологических проблем на территории округа требует решения этих проблем, так как они влияют на население, его здоровье, на окружающую среду округа. Необходимо оценить экологическую ситуацию в округе, спрогнозировать ее дальнейшее развитие и создать проект по улучшению экологической ситуации нашего города».
Темы работ предлагаются разнообразные, в том числе:
-Проблема загрязнения окружающей среды городов.
-Мониторинг состояния земельного фонда города Дальнереченска.
-Экология воды. Вода в твоем городе.
Далее проводится дискуссия по проблеме исследования и подведение итогов первого этапа работы.
2. Ценностно - ориентированный этап.
Самостоятельная исследовательская работа. Определение целей и задач проекта, распределение ролей и заданий в проектной группе,.анализ и систематизация материалов по темам. Создание графиков, картосхем отражающих геоэклолгическую ситуацию в округе.
Обобщение материала и его утверждение , обсуждение предлагаемых вариантов проектного моделирования.
3.Конструктивный этап.
Самостоятельная и частично самостоятельная деятельность учащихся. Моделирование проекта административного округа на стенде.
Примеры основных проблем, с учетом которых проводится моделирование:
- городская планировка;
- чистота улиц;
- состояние воздуха;
- состояние водоснабжения города;
- состояние земельного фонда;
- влияние промышленных предприятий на окружающую среду и т.д.
4. Оценочно-рефлексивный этап.
Анализ работы, обсуждение результатов и их корректировка.
5. Презентативный этап.
Защита всего проекта. Оценка результатов.
Организация проектной деятельности позволяет сформировать у учащихся исследовательские умения, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения проблемы, умения устанавливать причинно-следственные связи и свободно ориентироваться в информационном пространстве.
Приложение 2.
Записи на диске.
Презентации проектных работ по темам:
1. «Проблема загрязнения окружающей среды городов».
2. «Мониторинг состояния земельного фонда города
Дальнереченска».
«Экология воды. Вода в твоем городе».
4. «Я – глава города».
Знать мало,
надо применять.
Иоганн Вольфганг Гете
8
9
Заголовок 215