Дистанционные олимпиады как средство развития одарённости учащихся.
Дмитриева Татьяна Викторовна
учитель начальных классов
КГУ «Большеизюмовская СШ»
Северо-Казахстанская область
Тайыншинский район Дистанционные олимпиады как средство развития одарённости учащихся.
Образование тесно связано с глубокой образовательной подготовкой, формированием всесторонне развитой и высоконравственной личности, способной к самореализации и самовыражению, психологической и социальной адаптации. Следовательно, образовательный процесс необходимо строить с позиции развивающего обучения, с учетом творческой природы различных способностей детей и их личностного развития.
Помочь в этом может четкая и продуманная система работы с одаренными детьми, построенная и управляемая таким образом, чтобы эффективно выявлять, развивать и поддерживать творческий потенциал каждого ребенка. Новые подходы к управлению системой работы с одаренными детьми обеспечивают построение образовательного процесса с учетом гибкого удовлетворения образовательных запросов и потребностей детей и их родителей.
Поддержка одаренных детей в последние годы стала предметом внимания нашего государства.
Проблема выявления и поддержки талантливых детей сегодня стоит очень остро. Дело в том, что от рождения ребенок наделен не способностями, а лишь задатками, которые могут получить или не получить развитие в зависимости от внешних условий.
Талант — явление всегда уникальное, требующее для своего развития «штучной», целенаправленной работы. Но такая работа всегда требует от семьи и государства многих ресурсов, и деньги среди них находятся далеко не на первом месте, уступая первенство хорошо подготовленным учителям и специальной образовательной среде, утверждают эксперты.
Оценивать одаренность детей непросто. Одаренность — сложная, многоуровневая характеристика, у нее нет жестких критериев, поэтому нет универсальных методов ее оценки.
Но считаю необходимым уточнить, каких детей мы относим к этой категории.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки.
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Поэтому, мы будем называть одаренными детей, обладающих интеллектуальным и эмоциональным потенциалом, позволяющим успешно самовыражаться в различных областях знания, творческой и общественной деятельности, спорте.
Такое понятие, как «одаренность» включает в себя три характеристики: настойчивость, креативность и интеллектуальные способности. Одаренный ребенок требует к себе особенного подхода и внимания. Необходимо развивать его способности и талант, а также способствовать тому, чтобы ребенок стремился к получению новых знаний. Существует такое высказывание, что судьба ребенка зависит от жизненных амбиций родителей, от взглядов и опыта конкретного педагога. Только творческий учитель сможет воспитать творческую личность. Наша жизнь меняется, меняется и школа. Современный мир призывает к инновациям.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного общества.
В последнее время в нашей стране на государственном уровне уделяется особое внимание одаренным и талантливым детям, выявлению таких детей и их поддержке. Среди методик выявления творчески развитых личностей и интеллектуально одаренных детей всегда были, и по сей день остаются конкурсы и предметные олимпиады, Интернет-проекты.
До сих пор единственным работающим по всей стране способом выявления одаренных детей была система предметных олимпиад школьников. Впрочем, с точки зрения выявления одаренных детей, у системы олимпиад есть существенные недостатки. Преимущество на состязаниях получают дети со спортивным характером, которым повезло с поддержкой со стороны учителей и родителей. Но если созданием специальных условий для ребенка в семье и школе никто не занимался (а в глубинке обычно так и бывает), ученик даже с высоким потенциалом хорошо показать себя на олимпиаде не может.
В настоящее время во всём мире идёт поиск новых подходов к развитию интеллекта учащихся. Одним из таких подходов является использование дистанционных форм обучения в работе с одарёнными и высоко- мотивированными учащимися. В практике своей работы использую следующие дистанционные формы работы: дистанционные олимпиады, дистанционные обучающие олимпиады, дистанционные многопрофильные олимпиады, конкурсы, игры, викторины.
Дистанционные конкурсы и олимпиады – это интересная и увлекательная форма занятий, при которой любой ребенок может проявить свои способности на региональном уровне, не покидая свой город, имея компьютер и доступ к Интернет. Основная задача и цель таких мероприятий – создать для одаренных и талантливых детей необходимые условия для развития творческого потенциала, приобретение навыков работы с информационными технологиями, выявление творческих способностей и развитие интереса к научной деятельности. Дистанционные мероприятия мотивируют активность учащегося, формируют настойчивость, позволяют добиться высоких результатов.
Дистанционные предметные олимпиады отличаются своим интересным наполнением и необычностью и пользуются популярностью среди школьников всех возрастов. Среди многообразия олимпиад, викторин, конкурсов любой учащийся найдет познавательную и развивающую программу по любимому направлению или предмету. Действует система поощрений: за участие в каждом мероприятии ученики получают свидетельства с указанием баллов и статуса. Педагоги победителей получают сертификаты и свидетельства. Все это вызывает у учащихся положительную мотивацию, способствует развитию творчества, повышает интерес к получению знаний, вырабатывает активную жизненную позицию.
Дистанционная олимпиада — интересная форма проведения соревнований, возможность проявления творчества, максимального взлета фантазии, предметных способностей. С помощью дистанционных олимпиад образование учеников выходит за рамки школьных стен. Именно дистанционная олимпиада помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе.
Дистанционные олимпиады и конкурсы можно рассматривать как, серьезную работу по выявлению одаренных детей и развитию их талантов, интеллекта и одаренности.
Дистанционные олимпиады и конкурсы направлены на:
Развитие познавательной активности учащихся;
Формирование интереса к изучению предметов;
Формирование у школьников навыков ведения самостоятельной исследовательской деятельности, и правильного, точного оформления результатов проведенных экспериментов;
Развитие творческой активности у учащихся;
Стимулирование интереса к изучению предмета.
Преимуществами дистанционных форм являются:
«Дальнодействие» (участники не ограничены расстоянием и участвуют независимо от места своего проживания);
«Рентабельность» (не нужны затраты времени и денег на дорогу к месту проведения олимпиады);
«Гибкость» (олимпиады проводятся в удобное для учащихся время);
«Параллельность» (олимпиады могут проводиться при совмещении с учебой);
«Охват» (количество участвующих не является критичным параметромКакие же дополнительные возможности приобретает очный ученик, участвуя в системе различных форм дистанционного обучения — творческих олимпиадах, проектах, курсах? Во-первых, он учится выходить за рамки содержания и форм представления учебного материала, имеющихся в его очной школе; во-вторых, получает дополнительную возможность профессиональной экспертизы своих творческих способностей и умений; в-третьих, учится использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности; в-четвертых, имеет возможность сравнивать свой творческий продукт с работами других удаленных учащихся, может найти адекватную для себя творческую среду, образовательное пространство, в которой его возможности реализуются в большей степени, чем в локальных условиях очной школы; в-пятых, учащийся получает возможность иметь несколько учебных планов, курсов, методик, дистанционных преподавателей, помогающих выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию.Дистанционные курсы и проекты креативного типа позволяют решить проблему дифференцированного подхода к разноуровневому и разновозрастному составу участников, поскольку они ориентированы на создание учащимися своих собственных образовательных продуктов. Структура курса или проекта, система творческих заданий основываются на развитии у учащихся универсальных умений учиться дистанционно, образовательные же цели каждый из учащихся достигает сообразно своим способностям, потребностям и умениям. Неоднородный состав участников дистанционного курса создает интенсивную образовательную среду, обеспечивает эффект новизны, который благоприятно влияет на эффективность учебного процесса.
Учащиеся нашей школы постоянно принимают участие во всевозможных олимпиадах и игровых конкурсах.
За последние годы мы стали участниками VII и VIII Международных олимпиадах по основам наук, Международном конкурсе по русскому языку и математике проекта «Новый урок», в интеллектуальном марафоне «Золотое руно».И, конечно, очень приятно, что наши дети занимают призовые места и получают дипломы победителей.
В 2011-2012 учебном году в 7 Международной олимпиаде по основам наук стали победителями 11 учащихся начальных классов. В 2012-2013 учебном году в 8 Международной олимпиаде- 18 учащихся. В прошлом учебном году в Международном конкурсе проекта «Новый урок»- 24 учащихся.
Каждый год приносит хорошие результаты совместной работы детей и преподавателей.
Возможности нашей школы позволяют детям проявлять себя во всех сферах. И тем более приятно, что количество участников таких олимпиад и конкурсов растет с каждым годом.