Статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Е.Г. Ощепкова
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №72
с углубленным изучением отдельных предметов г. Ульяновска

Формирование социально активной личности младших школьников

Социальное формирование личности естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким становится человек как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием [1, c. 42].
Жизненная активность человека воспринимается как ведущая составляющая его личности. В процессе формирования активности задействованы не только природные и социальные факторы, но и личные желания и устремления человека. Только таким образом складывается личностный и социальный облик человека. Само общество, его сущность и структура, компоненты, организующие отношения в обществе, – всё это результат созидательной деятельности всех личностей, творчества, направленного на изменение мира [4, c. 26].
Изменения в обществе происходят бесконечно, так как в них проявляется активность человеческой личности, то есть осуществляются новые открытия и процесс развития. Изменяя мир, активная личность совершенствует свои способности, знания, умения и мастерство, а значит, изменяет и «создаёт себя» с положительной, конструктивной стороны, но, с другой стороны, современный мир наполнен и кризисными явлениями (экологические, социальные, политические, энергетические проблемы, проблемы эффективности образования, воспитания нравственности и культуры и т. д.). В связи с этим особо остро возникает проблема формирования социально активной личности младших школьников.
В младшем возрасте, когда детям все любопытно, у них присутствует тяга к знаниям, интерес ко всему новому и неизведанному, огромную роль на формирование социальной активности личности ребенка оказывают его семья и, конечно же, воспитатели, учителя, педагоги, которые помогают усвоить ребенку социальный опыт по мере его психического, интеллектуального и личностного развития, то есть вовлекают его в процесс социализации личности.
В процессе социализации ребенок (в конкретном случае младший школьник) получает социальный опыт результат активных действий, взаимодействий с окружающим миром.
Овладение социальным опытом всегда происходит стихийно, реализуется как целенаправленный процесс воспитание, просвещение, обучение, – а также данный процесс всегда складывается спонтанно.
Учителя младших классов, формируя социально активную личность в каждом своем ученике, как правило, всегда ставят перед собой важные цели:
помогать ребенку формировать и использовать свой социальный опыт, полученный ранее (в семье, детском саду);
адаптировать важные, но сложные жизненные явления и дать представления о них детям;
сглаживать проявления социальной и материальной стратификации в детской среде;
воспитывать у детей основы гуманистической личностной позиции в условиях материально, социального, физического неравенства;
оградить детей от асоциальных влияний, воздействий, сформировать навыки выживания и духовного противостояния асоциальным процессам;
помочь ребенку обращаться к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне, сделать его предметом самопознания и самоанализа [3].
Также процесс воспитания в младшем школьнике социально активной личности выстраивает перед педагогами ряд важнейших задач, которые последние обязаны выполнять:
развитие у школьников гражданского самосознания;
формирование значимых для ребенка и общества социальных качеств личности (активность, предприимчивость и др.);
формирование экологического сознания и ответственности за жизнь будущих поколений;
формирование в сознании ребенка важности здорового образа жизни и осознания бесценности здоровья;
формирование положительной системы нравственных и духовных ценностей;
вовлечение детей в совместную трудовую деятельность и т. д. [3]
Учитель «создавая», «взращивая» в своем ученике личность, в первую очередь, всегда формирует у ребенка представление о самом себе, о своей самооценке и о своем внутреннем «Я», а затем и о своем месте в группе, классе, школьном коллективе, в обществе и т. д.
Все это происходит благодаря:
играм («Я ученик») [2, c. 27];
тренингам, беседам (на тему: «Кто я?», «Какой я?», «Какие хорошие и плохие качества людей я знаю?» и т.д.);
работе в группах (занятия в ГПД по благоустройству и озеленению класса и пришкольной территории);
чтению и обсуждению книг;
фотографированию (фотографии детей, семьи, красивой природы, эмоций в зависимости от тем занятий ГПД, либо классных часов);
рисованию (на темы «Какой я», «Моя семья»);
изготовлению поделок (оригами, из ненужных материалов);
и т. д.
Благодаря работе по формированию социально активной личности ребенок:
приобретает четкие представления о нормах и правилах, установившихся в социуме;
учиться чувствовать и понимать других людей, более глубоко познавать их эмоции;
приобщается к общечеловеческим ценностям красоте, добру, счастью, здоровью, семье и т. д.;
видит ценность представителей флоры и фауны на Земле, учится сохранять экологию и тем самым планету;
приобретает уверенность в себе;
познает самого себя;
учится принимать свои собственные решения и достигать результаты, которые поставлены определенными целями и т. д.
Необходимо, чтобы каждый ребенок рос в атмосфере любви и уважения, бережного отношения к его личности, заинтересованности в его любых делах и занятиях, уверенности в его достижениях, вместе с тем – требовательности и определенной последовательности в воспитательных воздействиях. Поэтому воспитание детей должно быть процессом цельным, а не распадающимся на незначительные педагогические мероприятия.
Главная цель, к которой мы должны стремиться – это воспитание социально активной личности, культурного, высоконравственного, творческого, способного адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях человека.

Литература:
1. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. М.: Гардарики, 2005. 269 с.
Посмитная С.Л. «Я ученик». Региональное учебно-игровое пособие для младших школьников. Хабаровск. 2008 100 с.
Презентация на тему: «Развитие социальной личности школьника» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тожибоева Х. . Педагогические основы развития социально-активной личности / Х. . Тожибоева // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.).   СПб.: Реноме, 2012. С. 26-28.
Школьный мир [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]