Обобщение педагогического опыта работы. «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»
Обобщение педагогического опыта работы.
«Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»
Развитие научно-технической базы современной школы, изменение интересов современных школьников, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают учителя искать все новые и новые средства воздействия на познавательную активность учащихся, способствовать ее повышению. И поскольку, как уже было сказано, современную молодежь увлекают больше компьютер, нежели книга, то почему бы не использовать компьютерные технологии для достижения поставленной цели.
Хороший урок – урок – беседа, исследование, взаимодействие учителя и ученика.
Условия - принцип наглядности (ученик должен хорошо представлять изучаемую эпоху или событие, явление истории)
принцип научности (электронный материал должен быть действительно необходимым для изучения того или иного материала, не должен носить развлекательный характер)
принцип доступности (учебный материал должен быть адаптирован в соответствии с возрастной группой учащихся и их интеллектуальными возможностями)
В своей работе я пытаюсь формировать и развивать способности учащихся, развивать логическое мышление и умение ориентироваться в жизни (правильно), умение самостоятельно находить решение поставленных задач. Ребята наши неплохо понимают как нужно делать, но делают так как им удобнее и на их взгляд лучше, т.е. ценности общечеловеческие они не отрицают, но для себя чаще всего не берут их за основу).
Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а учителем- организатором самостоятельной работы учащихся на уроке. Развитие информационной компетентности является одним из приоритетных направлений деятельности современного педагога, и в своей работе я делаю все возможное для создания условий ее развития у своих учеников.
В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:
активизацию познавательной активности учащихся, через систему уроков, с использованием ИКТ;
развитие умений рассуждать и мыслить;
развитие творческих способностей учащихся, через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий ( хотелось бы, но не получается, не выполняют вовремя, просто скачивают или сканируют, когда начинаю объяснять как правильно, отказываются или просто не выполняют, делают по-своему). Разработала памятку, но нужна поддержка или родителей или воспитателей.
развитие умений работы с текстами (учебника, исторических источников, словарей и все это только по материалам учебника)
развитие навыков работы с картами и иллюстративным материалом ( по памяткам, но это занимает так много времени....)
В процессе своей работы я реализую метод личностно ориентированного подхода к учащимся.
Применяю в своей практике коллективную, групповую ( очень редко, много времени уходит на организацию) и индивидуальную форму обучения.
В своей работе стараюсь широко использовать метод беседы в обучения. Иногда стараюсь так сформулировать тему урока, чтобы она заставляла ребят задуматься, сделать свой собственный вывод по изучаемой на уроке теме. Например, при изучении Крестьянской войны под предводительством Степана Разина, я так сформулировала тему урока: « Степан Разин – народный герой, или разбойник?»
Изучение новой темы стараюсь строить в виде проблемной беседы, используя вопросы типа «Как вы думаете?..», «Как вы считаете…?», «Что бы вы сделали на месте того или иного исторического лица?»
Стараюсь объяснять новый материал на примерах из жизни. Например, изучая реакцию крестьянства на аграрную реформу П.А.Столыпина, предлагаю ребятам представить свой класс как конкретную крестьянскую общину, из которой хочет выделиться, к примеру, один из учеников. Спрашиваю их мнение о том, как они будут относиться к такому ученику.
Предлагаю самим проанализировать или построить какую-нибудь схему, таблицу и т. п. Это просто тяжелый случай ( я не могу; сколько много читать; ....)
Не тороплюсь сама давать правильный ответ, призываю самим найти правильное решение проблемы. Составление и разгадывание исторических кроссвордов ( очень сложно), тестовые и контрольные работы позволяют проверить уровень развития каждого ученика.
Тестовые работы. Пример. Использую презентацию предыдущего урока. Это я считаю хорошим приемом для закрепления знаний.
Иногда использую работу по составлению таблиц. Предлагаю ученикам самим заполнить элементы таблицы по аналогии с тем, что мы сделали вместе. Это в основном хронологические таблицы, которые мы начинаем делать, но никогда не успеваем. Это способствует формированию информационной компетентности учащихся: учит выделять главное в тексте, систематизировать полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно.
Стараюсь ( ключевое слово) использовать в своей работе и метод проектов, так как считаю, что подобный вид деятельности способствует наиболее полному раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка, но выше уже говорила, что это больше нагрузка на учителя, чем на ученика. Большую часть работы приходится делать самой. Овладевая методом проектов, учащиеся учатся планировать свою работу, устанавливать точные календарные сроки выполнения своей работы. В старших классах раньше делали мультимедийные пособия – презентации. Представляли свои проекты на мероприятиях для младших классов. Очень мне в этом помогали воспитатели: Семенова В.Н. и Голубева Н.А.
Актуальность опыта.
В настоящее время просто необходимо развитие познавательной активности учащихся на уроках истории. В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и больше возрастает, уже недостаточно только усвоения знаний учащимися на уроках, важно научить самостоятельно пополнять знания.
Многие не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал. Многим это не дано в силу их ОВЗ. Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности учащихся. На мой взгляд, решить эту проблему может использование ИКТ на уроках истории.