Формирование социально-активной личности в процессе реализации дополнительного образования


«Формирование социально-активной личности
в процессе реализации дополнительного образования»
На современном этапе развития общества социальная активность является одним из важнейших качеств личности, обеспечивающая возможность для сознательной, созидательной и плодотворной деятельности. Преобразования, происходящие в российском обществе, выдвигают высокие требования к уровню социальной активности личности. Общество заинтересовано в воспитании социально-активных граждан, т.к. развитиеобщества в значительной степени определяется уровнем социальной активности его граждан, являющейся одним из результатов воспитания. В условиях решения стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Современное общество формирует заказ на человека нового типа: творческого, активного, мобильного. Социальный заказ системе дополнительного образования, определенный Законом РФ «Обобразовании в Российской Федерации», национальной доктриной «Наша новая школа», «Национальной доктринойобразования в России на период до 2025г.», ориентирует дополнительное образование детей на обеспечение и развитие социальных качеств воспитанников.
Социальный заказ общества на формирование активных граждан обусловлен не только необходимостью социализации школьников, адаптации их к жизни в меняющемся обществе, но и формированием уже в образовательном учреждении у подростков и молодежи ответственности за свою личную судьбу, судьбу других людей, судьбу страны и общества.
Понятие активность (от латинского «aktivus») - действие, поступок, деяние, в русском языке - нечто деятельное, энергичное, развивающееся.В различных науках дается различное понимание активности: в социологии - социальная активность, в политологии – политическая активность, в педагогике – активное обучение, в психологии – активность личности.
Поскольку социальная активность составляет важнейшую сферу и особый уровень активности человека, разные авторы по-разному трактуют понятие социальной активности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).
В работах теоретиков социальная активность определяется как уровень активности, степень проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом и отражает превращение личности из объекта в субъект социального действия и общественных отношений.
В Педагогическом словаре социальная активность определена как деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; морально-волевое качество личности.
Кроме того, социальная активность как вид деятельности является сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период, и в качестве важнейшего фактора воздействия выделяются социум и местное сообщество.
Поскольку в качестве субъекта социальной активности выступает личность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом, важным для ее понимания является социальная субъектность, проявляющаяся в способности быть деятелем, творцом социальной реальности. Потребность молодежи в усвоении и использовании прошлого опыта в новых, актуальных условиях является ключевым основанием для социальной активности. Исходя из этого, социальная субъектность подростков и молодежи, как самой активной, мобильной группы общества, достигается и обеспечивается через самодеятельность и преемственность, как группового молодежного субъекта, т.е. молодежь участвует в процессе смены поколений.
Стремление молодых людей к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов ведут к возникновению разнообразных форм социальной активности.
Поскольку общество представляет собой наличие различных сфер (политика, культура, медиа и др.), в социальной активности можно выделить следующие формы:
•политическая активность - форма, реализуемая в сфере политической деятельности;
•гражданская активность - действия (форма активности), целью которых является решение общественных проблем, изменение власти, проявление гражданских качеств;
•культурная активность - форма, обеспечивающая создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие духовных и материальных ценностей;
•творческая активность - форма, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и значимостью;
•трудовая активность - форма, проявляющаяся в реализации интеллектуального и физического потенциала рабочей силы в процессе трудовой деятельности;
•коммуникационная активность - форма, направленная на поиск связей и контактов, необходимых для реализации деятельности;
•деловая активность - интенсивная деятельность в сфере профессии и должности, термин «деловая активность» чаще всего используется применительно к сферам управления, хозяйственной и экономической деятельности. От присутствия людей с деловой активностью зависит успех предприятия, организация мероприятия.
Для современных подростков актуальными являются формы социальной активности, такие как гражданская, творческая и коммуникационная (интернет-активность), что в определенной степени может являться ресурсом для дальнейшего развития их гражданской активности в традиционном реальном пространстве. Большая часть подростков использует Интернет ежедневно. Среди социальных форм включенности в Интернет наибольший вес имеют социальные сети, данный ресурс оптимально удовлетворяет потребности подростков в общении, поиске новых знакомств и обмене информацией.
Стоит подчеркнуть, что помимо общения значительно выражена инициатива подростков в высказывании своего мнения, позиции. По мнению Е.Л. Омельченко, молодых людей привлекает возможность в деятельности различных молодежных групп воздействовать на окружающий мир и людей, выразить свою индивидуальность. Привлекательность социально активной деятельности для молодых людей на внутреннем уровне основана на использовании практик, предлагающих нечто новое, необычное, дающее новые ощущения. Для молодых людей важным является интерес к деятельности, и как только деятельность превращается в рутину, интерес к ней пропадает. Кроме того, возможность испытать те или иные поведенческие, ситуационные, общественные практики в более яркой, игровой, «быстрой» форме свидетельствует об интересе молодежи к социально активной деятельности. Молодежная активность представляет своего рода включенное обучение социальным навыкам, где важно не то, что ты делаешь, а то, как ты это делаешь и какую ответственность ты несешь за свои действия.
Группа «продвинутых» подростков характеризуется большей готовностью к объединению с другими людьми для решения общественных проблем. Они больше ориентированы на оказание помощи и поддержки по собственной инициативе, на совершение поступков на благо других людей, а также на благотворительность.
В связи с этим социальная активность рассматривается как качество личности, характеризующее активное отношение к общественно значимой деятельности и как форма проявления потребности в социальном участии.
В обществе возрастает социальная значимость деятельности общественных институтов, ориентированных на создание условий для социализации личности ребенка. Среди них особое место занимают детские и молодежные объединения, работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает развитие их инициативности и общественной активности. Главная цель современных детских объединений – помочь детям войти в гражданское общество, сформировать у них стремление к постоянному поиску и совершенствованию, создать условия для социального творчества через многообразные формы деятельности.
Поскольку среда сверстников является наиболее важной областью социального поведения подростков, где ярко проявляется потребность в принадлежности к какой-либо группе, обнаруживается тенденция к поиску тесных дружеских связей, необходимо, чтобы данная среда оказывала позитивное влияние на подростков, и в этих условиях повышается значимость дополнительного образования, которое является составной частью системы образования, одним из образовательно-воспитательных институтов общества.Система дополнительного образования детей предоставляет возможности для работы детских и молодежных объединений, для всестороннего развития личности ребенка, для поддержки детских и молодежных инициатив, формирования активной жизненной позиции. В связи с этим проект, направленный на развитие детского движения, является актуальным средством совершенствования системы дополнительного образования, механизмом создания условий для образования и воспитания подрастающего поколения, развития личности.
Другим важным элементом системы повышения социальной активности выступает вовлечение подростков в непосредственную целенаправленную социально-полезную деятельность, в ходе которой они могут видеть позитивный результат своих действий. Это достигается, прежде всего, присоединением молодежи к деятельности инициаторов, идентифицирующих определенные ценности, идеалы, практики, т.е. вовлечение в уже осуществляемую активность. В настоящее время популярностью пользуется методика КТД И.П. Иванова - (коллективное творческое дело) - коммунарская методика, в основе которой лежит общественно значимая творческая деятельность и представляющая участие молодых граждан в общественной жизни на местном и региональном уровне. Проявления социальной активности могут быть совершенно разные, главное – чтобы молодые люди имели право высказать свое мнение в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы.
Система дополнительного образования школы имеет богатый опыт вовлечения подростков в социально-активную деятельность, что проявляется в разных формах социальной активности: гражданской, творческой, коммуникационной, трудовой. Важным является, что в данных формах активности проявляется детская инициатива - тип социальной активности, связанный с выдвижением новых идей или форм деятельности.
Объединения дополнительного образования являются инициаторами различных творческих, гражданских и трудовых инициатив и проявляют свою активность.
В формировании социальной активности в настоящее время существуют определенные проблемы личностного характера: общественная активность, к сожалению, не рассматривается молодыми в качестве ресурса, обеспечивающего будущие успехи и достижения.
Дополнительное образование детей в школе позволяет активно включаться учащимся в социальную среду, тем самым развивая свои коммуникативные навыки, приобретая опыт общения, определяя свое место и функции вструктуре общества. Включаясь в деятельность дополнительного образования,подростки приобретают новые ценностные ориентиры, расставляют приоритеты, овладеваютопределенной социальной ролью или несколькими ролями, находят свое место в обществе,свои возможности для самореализации. Дополнительное образование способствуетсоциализации детей и подростков, путем разработки и внедрения вариативныхобразовательных программ, апробации новых подходов к воспитанию в социально-педагогической практике.
Воспитательно-образовательная деятельность осуществляется на основе реализации модифицированных дополнительных общеобразовательных программ, прошедших процедуру лицензирования, по 6 направлениям: художественное, социально-педагогическое, туристско-краеведческое, техническое, физкультурно-спортивное, естественнонаучное. В числе реализуемых программ: «Юный инспектор движения», «Цветущая планета», ЮДПД, «Золотые руки», «Яркий мир», «Абитуриент», «Путь к успеху», «Радиокружок», «Коммерческая география: Россия и мировой рынок», «Путешествие в мир музыки», «Истоки», «Историческое краеведение», «Счастливый английский», «Юные туристы», «ОФП (общефизическая подготовка)».
Содержание программ разработано с учетом Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области и направлено на расширение и углубление содержания общего образования, повышение качества образования и удовлетворения образовательных потребностей учащихся.
Дополнительное образование в школе:
- охватывает все возрастные категории учащихся;
- способствует повышению учебной мотивации учащихся;
- стимулирует творческое развитие учащихся с учетом их личностного потенциала;
- предоставляет возможности детям полностью реализовать свои творческие способности в проектировании;
- обеспечивает начальную профессиональную подготовку старшеклассников с ориентацией на рынок труда.
На базе школы в 2014-2015 учебном году сформировано и функционирует 19 объединений дополнительного образования, в которых занимается 88 % обучающихся 1-11 классов:
- техническая, 2 объединения, в которых обучается 30 учащихся, что составляет 7,7% от числа обучающихся в школе;
-художественная, 3 объединения, в них занимается 80 детей (20,6%);
-физкультурно-спортивная, 3 объединения, в которых занято 90 учащихся (23,2%);
-туристско-краеведческая, 2 объединения – 45 участников, что составляет 11,6%;
-социально-педагогическая, 6 объединений, в которых обучается 105 детей (27%);
-естественнонаучная, 3 объединения - 50 обучающихся, что составляет 12,9%.
Занимаясь в детских объединениях вовнеучебное время, учащиеся не только приобретают знания по направленностям, но и участвуют в мероприятиях различного уровня, достигая хороших результатов.
Несколько слов о художественной направленности.
Особенностью программ художественной направленности является эстетическое освоение окружающего мира средствами изобразительного, декоративно-прикладного и музыкального творчества. Имеет значение целостность реализации образовательных программ. Все они связаны системой воспитательной работы, системой социально-ориентированныхпраздников. Изначально в учебно-тематические планы закладываются понятия добра, эстетики, умения ценить красоту, решаются вопросы композиции, гармонии, дети учатсявидеть то, что другие не видят. Формы реализации программы разные: лекции, практическиезанятия, конференции, дискуссии, презентации, КТД, художественные салоны. Участникиподпрограмм, детских объединений неоднократно встречаются для планирования,проведения и подведения итогов общих дел. Старшие являются организаторами делмладших кружковцев. Создаются творческие группы и Советы дела из педагогов и ребят.Активную роль играют родители как равноправные участники и помощники. Анализ последних лет подтверждает, что воспитательная работа в системе дополнительногообразования, направленная на развитие каждой личности через положительную мотивацию, интересы и потребности подростков в различных видах творческой деятельности, какиндивидуально, так и в коллективном творчестве.
Воспитательно-образовательная деятельность, осуществляемая педагогами в сотворчестве с детьми, по целеполаганию направлена на развитие творческого мышления итворческого потенциала детей и подростков, на воспитание трудолюбия, социальнойактивности.
Огромное значение в организации воспитательной деятельности имеет творческое отношение педагогов дополнительного образования к сотрудничеству сподростками, проявляющееся в проектировании образовательного маршрута детскогообъединения и отдельного ребенка, создания творческих работ, участия в научно-практических конференциях со своими собственными авторскими проектами, мероприятияхразличного уровня. Педагог, занимаясь с заинтересованными детьми, имеет возможность
широко приобщать их к художественно-эстетической деятельности, формироватьсамостоятельность и творческую активность. При этом необходимо, чтобы все видыэстетической деятельности в системе дополнительного образования были направлены надуховное воспитание, формирование культуры детей и подростков. Личный примерпедагога, достигающего высоких результатов в своем профессионально-предметном росте,является убедительнее всех слов. Творческий подход к определению индивидуальногообразовательного маршрута позволяют педагогам достигатьзначительных результатов в художественно-эстетической деятельности. Сравнительныйкачественный и количественный анализ за 3 года результативности показываетположительную динамику.
Задачи формирования социальной активности детей через дополнительное образование реализуются на основе социального и творческогопроектирования с учетом особенностей детей;высокий уровень профессионализма педагогов, проявляющийся во владениивоспитательными технологиями.
Воспитательные действия и мероприятия, как бы хороши они ни были сами по себе, не обеспечивают глубоких и прочных результатов, если применяются одноразово от случая кслучаю, вне системы. Именно поэтому многие мероприятия стали уже традиционными.
Участие подростков в системе дополнительного образования открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Широкое использование различныхвидов эстетической деятельности способствует пробуждению художественных интересов,развитию воображения, способностей учащихся, воспитывает у них интерес к просветительской, исполнительской деятельности, пропагандированию различных видов искусства.