Выступление на Часе педагогической теории по теме Педагогическое взаимодействие как основа воспитания социально активной личности

Педагогическое взаимодействие учителя, классного руководителя с родителями и с обучающимися как основа воспитания социально активной личности
Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе,
это наши слёзы, наша вина перед другими людьми А.С. Макаренко

Складывающаяся сейчас ситуация взаимосвязи "школа - семья" - напряженная и, скажем прямо, неблагополучная. Позитивное наследие доброго партнёрства этих наиважнейших субъектов воспитательного процесса уничтожается. А ведь они таят в себе огромный потенциал. Мы не будем сегодня обращаться к теоретическим выкладкам по взаимодействию семьи - школы - родителя - учителя - ученика - классного руководителя. Возьмём примеры из практики такого взаимодействия.
Среди приведённых образцов взаимоотношений есть примеры выдающегося педагога современности Н.Е. Щурковой.
Сначала несколько положений Н.Е. Щурковой:
"Педагоги не должны "работать" с родителями (реестр его профессиональных обязанностей не предусматривает оплаты такого профессионального труда).
Школа не есть родной дом, а семья никогда не заменит школы. Основой семьи является любовь. Основой школы - социальная норма, которую осваивает, усваивает и присваивает ребёнок в процессе школьной жизни и в пространстве школьных отношений.
Школа не располагается в рыночном пространстве, она не оказывает услуг, не продаёт товара, не обслуживает родителей, а родители не играют роли покупателей. Школа - институт социальный, её предназначение выше рынка - она передаёт по исторической эстафете духовные достижения человечества и научает детей жить в мире материальных продуктов культуры. Школа свободна в организации профессионального труда от родительских указаний и повелений, независима от родителей в выстраивании жизнедеятельности школьников. И поскольку представительствует культуру человечества, априори требует к себе высокого уважения со стороны любой семьи.
Но ни в коем случае нельзя согласиться с полной изолированностью одной сферы жизни ребенка от другой. Связь школы и семьи оправдана, так как исходная точка этой связи - ребёнок и его счастье. Поэтому основными руководящими положениями этого партнёрства должны быть принцип соглашения, принцип сопряжения, принцип сопереживания, принцип сопричастности, принцип содеянности.

"Все мы вышли из детства" - знаменитое изречение Сент-Экзюпери в метафорической форме отражает закономерность первичного влияния семьи на становление личности. Весьма важно, чтобы семья обеспечила прочные личностные образования, такие, как привязанность и любовь к семье и родному дому, привычки элементарного социального поведения, интерес к окружающему миру.
Феномен семьи как первого фактора развития личности ребёнка поражает силой и широтой влияния.
Когда ребёнок приходит в школу, он представительствует мир своей семьи, условия жизни, спектр социальных отношений, привычки поведения, уровень интеллекта - всё, обусловленное уровнем культуры семьи. Приобретённое в семье физическое и духовное развитие становится залогом его первых школьных успехов.
Педагог не может игнорировать такого глубокого влияния на ребёнка семьи, потому что он не смеет сердиться на детей, воспроизводящих семейный стиль речи, поведения, отношения, не смеет и оскорбляться на грубые либо непристойные выходки ребёнка, подражающего кому-то из своего маленького социального мирка. Он только ищет корни такого поведения и вовлекает ребёнка в иные отношения, иначе выражаемые.
Так или иначе, педагог не властен изменить кардинально семейные условия жизни детей, он не уполномочен вмешиваться в уклад семейной жизни. У него иной предмет профессиональной деятельности - ребёнок, приходящий в школу из семьи. Но реакция должна быть профессиональной.
Задумаемся. Всегда ли мы знаем о таких нюансах семейной жизни и насколько профессионально подготовлены СОПЕРЕЖИВАТЬ.

В альянсе школы и семьи непаритетные взаимоотношения: школа - институт профессиональный. В ней работают люди, обладающие психолого-педагогическим образованием, в то время как родители не имеют даже начальной психологической и педагогической подготовки, их искусство воспитания строится на базе любви, традиций, опыта, собственных воспоминаний детства.
Если школа теряет приоритетные позиции, родители начинают диктовать свои требования на уровне житейско-обыденных представлений: пусть дети поменьше учатся, пусть в школе будет много развлечений, пусть ребёнок изучает только те предметы, которые ему интересны, пускай учителя не ставят строго отметки и т. п.
Но, как только мера приоритета школы нарушается, родители наделяются ролью некоего исполнителя воли школы, отчитывающегося партнёра: пусть ваш ребёнок хорошо учится, пусть ваш ребёнок не шалит, пусть ваш ребёнок будет воспитанным, вы должны сдать деньги, вы обязаны провести ремонт и т. д.
У данного партнёрства совершенно особое основание - общая забота о развитии ребёнка.
Забота о ребёнке - педагогический обертон взаимодействия партнёра по имени "школа" с партнёром по имени "семья".
Такой обертон определяет педагогическую тактику альянса, позволяя педагогу находить верную тональность взаимодействия с родителями, аппелировать к чувству родительской любви.
Вообразим два диалога. Первый:
Ваш сын ленится, не учит уроков.
Да, знаю, он бездельник.
Вы проследите, чтобы он выполнял домашние задания.
Он меня уже не слушается... Такой бездельник!
Вы всё-таки примите меры...
Бессмысленность и бесполезность диалога очевидны. Основанием его является забота о собственном благополучии работника школы, о внешнем порядке в учебной работе. Но такого рода беседы имеют место, потому что педагог-профессионал забывает о педагогической стратегии союза семьи и школы и, как следствие, не желает продумывать тактику своей беседы с родителями.
А вот второй диалог, выстроенный на идее двусторонней заботы о ребёнке:
Пока успехи Вашего сына невысоки.
Знаю, знаю, заглядывала в Виртуальную школу.
Но это не означает, что у него низкие способности.
Конечно. У нас папа очень умный.
Давайте подумаем, чем мы с Вами могли бы помочь.
Я вот заметила, что иногда он прямо с радостью берётся за уроки...
Пожалуйста, расскажите подробнее, когда и как это бывает...

Этот диалог конструктивен. А педагогическая тактика вытекает из педагогической стратегии, осознанной педагогом и принятой родителями.

Точка согласия - благо для ребёнка. Точка сопряжения сил школы и семьи располагается в образе достойной человека жизни. Точка общего сопереживания становится человек как ценностное явление жизни. Точкой сопричастности выступает деятельность как способ жизни. А исходной точкой содеянности является творчество как способ изменения жизни.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Не случайно картинка имеет форму лестницы, ведущей вверх: партнёры медленно и неуклонно укрепляют связи, с каждым новым шагом восходя выше, к обновлённым, более тесным отношениям: "от согласия - к согласному корректированию ради единства действий - к заботе о самочувствии партнёра - к участливости и практическому участию в делах партнёра - равноучастию в общем деле", в котором ребёнок вступает в новые взаимоотношения с педагогом и родителями - "человек - человек".

Жизнь стремительно несётся и безостановочно готовит нам новые педагогические проблемы. И не надо жаловаться, что в "университете не научили" умениям взаимодействовать с родителями. Для Homo sapiens нетрудно учиться у самой жизни.
Но кое-что, безусловно, пусть послужит нам опорой.
Наконец, во избежание нежелательного конфликта, избрать неизменную позицию во взаимодействии с родителями - "Забота о развитии ребёнка" - именно она, такая стратегическая позиция, и определит соответствующую и успешную тактику педагога, который радеет за воспитание социально активной личности подрастающего поколения.




Root Entry