Урок окружающего мира Природа в опасности (3 класс)
Урок окружающего мира «Природа в опасности»
3 классЦели урока:познакомить уч-ся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга;
расширить представление детей о необходимости охраны природы: животных, растений; о взаимосвязях в природе;
воспитывать у учащихся доброту, сострадание к животным, растениям;
- учить правильному поведению в природе;
развивать речь, любознательность, логическое мышление, прививать эстетический вкус;
учить делать выводы и обобщение.
Оборудование:
плакаты «Лесовичок», «Загрязнение окружающей среды»;
картинки-знаки «Не ломать ветки», «Не рвать цветы», «Не разорять птичьи гнёзда», «Не ловить насекомых», «Не брать из леса диких животных и их детёнышей»;
таблички с надписями «Врачебный консилиум», «Художники», «Эксперты»;
фломастеры, ножницы, листы бумаги, магниты.
ХОД УРОКА:
Орг.момент:
1.Настрой на работу.
2. Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы и целей урока :Прочитайте тему и эпиграф нашего урока: («Природа в опасности!»)(- Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас).Актуализация опорных знаний:
а) Проверка домашнего задания
1. Что такое «окружающая среда»?
2. Что изучает наука экология?
3. Приведите примеры экологических связей
а) живое – неживое;
б) неживое – живое;
в) растение – животные;
г) человек – природа.
4. Составь цепь питания из списка живых организмов: кузнечик, сокол, растение, скворец.
5. Какое значение для людей имеет экология?
6. Тест (устно)
Никогда не останавливайся на улице около автомобиля с _____________ двигателем, чтобы не дышать этим газом.
Никогда не собирай ягоды и грибы вблизи ____________, ___________.
В них накапливается много вредных веществ.
Овощи и фрукты перед едой надо тщательно _____________.
Восприятие и осмысление нового материала
а) Лекция учителя
С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям. Вот почему с каждым годом на Земле остаётся всё меньше лесов.
Всё больше загрязняются воздух, вода. А мы знаем, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадает дым, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами…
По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.
Координацию работ по выявлению видов животных и растений, нуждающихся в первоочередных мерах защиты, взял на себя Международный союз охраны природы и природных ресурсов, созданный в 1948 году.
По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, какие растения и животные нуждаются в помощи в первую очередь. Были составлены их списки и изданы в виде книги. Это и была первая Красная книга.
В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У неё была красная обложка, а страницы – разноцветные. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.
С каждым годом на Земле остается всё меньше нетронутых уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей и пустынь. Чтобы сохранить типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками. Территория заповедника навсегда останется в своём естественном виде, и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей красоте и богатстве.
В нашей стране около 155 заповедников.
б) Беседа о необходимости бережного отношения к природе.
- В гостях у нас сегодня сказочный герой, который ближе всех к природе.
Это - ……..(Лесовичок).
(На доску помещается изображение Лесовичка.)
-На урок Лесовичок принёс запрещающие знаки и хочет проверить, как вы их знаете и выполняете. (Показ знаков)
-Что они обозначают?
-Запомнили вы правила друзей природы?
Дикарь в лесу.
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
Пришёл с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину- сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашёл один орех- сорвал,
Сорвал второй и третий...
Отбросил куст и, как медведь,
Пошёл себе довольный.
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
-Почему мальчик не понравился белочке?
-Стоит ли быть похожим на этого мальчика? (Ответы уч-ся)
в) Ролевая игра «Лесная лечебница»-Лесовичок зовёт нас в лес, на помощь. Открывается лесная лечебница и скоро начнётся приём пациентов.
(Все ученики делятся на группы, им на столы ставятся таблички: «Врачебный консилиум» (1 группа), «Художники» (2 группа), «Эксперты» (3 группа). Отдельно садятся дети в костюмах, представляющие «ель», «берёзу», «бабочку», «ландыш».
После команды учителя дети рассматривают предметы на столах. Учитель поясняет, что у «художников» должны лежать фломастеры, ножницы, альбомные листы. Сразу предлагается разрезать листы на 4 равные части. Пока «художники» работают, учитель поясняет, что у «врачей» должны быть карточки - «диагнозы». Группа «врачей» знакомится с текстами карточек. В это время учитель поясняет «экспертам», что магниты им необходимы для того, чтобы прикрепить рисунки «художников» и карточки «врачей» на магнитную доску. Рисунки и карточки должны соответствовать друг другу. Каждому из пациентов «врачи» определят диагноз и эти карточки отдадут «художникам». «Художники» нарисуют условную схему по содержанию диагноза и всё это отдадут «экспертам». «Эксперты» соединят соответствующие рисунки и диагнозы и лесные жители будут «выздоравливать».
- Выходит первая пациентка - «берёза» и жалуется:
- Помогите мне, пожалуйста, уважаемые доктора! Каждую весну приходят в лес люди и режут острыми ножами мою кору. Я так и трепещу от боли. Из ранок вытекают мои соки. Я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и норовят попасть бактерии разных древесных болезней.
( «Врачи» ищут диагноз, который подходит в данном случае, и передают «художникам», затем «экспертам»)
Выходит вторая пациентка-«ель»:
-Я самое несчастное дерево в лесу! Людям нравятся мои мохнатые душистые веточки. Они так и норовят их обломать. А веточки мои гибкие, сразу не ломаются. Так нет же! Всё равно люди стараются их выкрутить, оторвать с корой, отломить сразу несколько. Если бы они знали, как это больно! Но ещё хуже мне зимой, в канун новогоднего праздника. Каждый год жду своей погибели от острой пилы или топора. Людям, видите ли, хочется свой праздник пушистой ёлочкой украсить. Только не думают они, что гибнем мы в этот праздничный день.
( «Врачи» ищут диагноз, который подходит в данном случае, и передают «художникам», затем «экспертам»)
Появляется «ландыш»:
Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счёта. Продают букетики и ставят их дома. А надолго ли хватит нашей красоты и запаха, если мы без основы нашей, без корневища, без питания стоим в затхлой воде. Очень стараюсь я спрятаться подальше от людей в заросли кустарников, влажные и сумрачные места. Но боюсь, что и там найдут. А ведь сколько пользы от нас, ландышей, как от лекарственных растений.
( «Врачи» ищут диагноз, который подходит в данном случае, и передают «художникам», затем «экспертам»)
Прилетает «бабочка»:
Я легкокрылая бабочка. Весело мне порхать по опушке леса, собирая сладкий нектар с цветков, помогая их опылять. Но с тревогой порхаю я с сёстрами, если на опушке появляются дети. Они стремятся поймать нас во что бы то ни стало. А для чего мы им? Своими жёсткими пальцами мнут дети наши нежные крылышки, осыпают с них яркие чешуйки, хватают нас за ножки и усики. Потом некоторых отпускают. Но гибнут они с помятыми крылышками, не могут больше летать. А других уносят домой и делают из них коллекцию...
( «Врачи» ищут диагноз, который подходит в данном случае, и передают «художникам», затем «экспертам»)
Давайте подведём итог игры. Посмотрите, какой рецепт получился в нашей лесной лечебнице.
«Эксперты» соединят соответствующие рисунки и диагнозы. На доске появляются схемы-диагнозы.
Учащиеся обсуждают правильность и точность диагнозы, предлагают свои пути «лечения».. Подумайте, кому больше подходит этот рецепт, людям или обитателям леса. Почему?ФизминуткаВот мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали
- Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
- Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
- Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем
- Крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
ЗакреплениеОднажды обходил Лесовичок свои владения. Глядь, выскочила из воды рыбка и молвит: «Не отпускай, ты, меня, Лесовичок, назад в воду, моченьки больше нет там жить.
(Вывешивается плакат «Загрязнение окружающей среды»)
-Почему?
-Как происходит загрязнение воды? Воздуха?
-Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды, воздуха, гибели живой природы, а это, прежде всего, вредит его собственному здоровью, так как человек пьёт воду, дышит, использует в пищу разнообразных животных и растения.
(Дети читают статью учебника с.28-29)
-Что вы узнали о Красной книге?
Итог урока:-О чём вы узнали сегодня на уроке?
-Как и почему охраняют природу?
- Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.
Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: « Охранять природу – значит охранять Родину»
- Так почему же люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики, заводы, превратить Землю в один большой заповедник ? (Высказывания детей).
- Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла? ( Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц.)- А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети? (Ответы детей.)
(- Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. ) Давайте повторим эти правила. (Повторение правил с опорой на рисунки)
Домашнее задание:- Подготовить сообщение о растениях и животных из Красной книги.