Урок — викторина по русскому языку во 2 классе 
Урок - викторина по   русскому языку во 2 классе                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             
Тема урока: В мире  синонимов и  антонимов.                           ЦЕЛЬ: закрепить и расширить знания о синонимах и антонимах;
              развивать речь; интерес к родному языку;
              расширять кругозор детей; 
              развивать логику;  
             развивать распределительное свойство внимания;   
             формировать коммуникативные компетенции младших школьников;                                                
                                  Организация  урока - викторины.     
 ОБОРУДОВАНИЕ: 24 белых кружка, булавки, ручки, цветные карандаши.
  УЧИТЕЛЬ. Добрый день, дорогие ребята и гости! Мы с вами находимся на уроке - викторине «В мире антонимов и синонимов». Главными действующими лицами будут две команды – команда, а  помощниками им будут болельщики.
Жюри:  родители, заместитель директора.
1 конкурс. « Назови команду» 
                                                                                               Каждая команда получает кружочек из бумаги белого цвета. За 5 мин придумать название команды и нарисовать эмблему.
Команды, прошу представиться.
2 конкурс.  «Загадочный»
 Этот конкурс состоит из двух заданий:        
  1)отгадать загадку; 
  2)найти в загадке синонимы или антонимы.                                                                                                                                                                  
1. Далеко мой стук   
   Слышится вокруг.                                                                                                                           Червякам я враг,                                                                                                    А деревьям друг. (Дятел)  
2 .Как столкнутся – стук да стук!  
   Тишину вспугнут вокруг. 
   Толстый тонкого побьёт- 
   Тонкий  что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь)    
3 .Вверх-вниз, вверх- вниз, 
   Кататься хочешь - на нас садись. (Качели) 
4. В кармане моём- 
   Замечательный друг: 
   Он знает, где север, 
    И знает, где юг.( Компас.) 
5. Льётся речка - мы лежим, 
   Лёд на речке – мы бежим.(Коньки)  
6. Заклеили клеем прочно  
    И ко мне прислали срочно.  
      Я его не пожалею:                                                                                                                         Получу и вмиг расклею. (Конверт.)  
7.День и ночь стоит на крыше  
Этот чудо постовой:  
Всё увидит, всё услышит,  
Всем поделится со мной. (Антенна.)  
8.Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу.             (овца)
9. За деревьями, кустами 
 Промелькнуло быстро пламя.
Проскакало, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.    (лиса)
10.Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.  (медведь) 
11.Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.     (медведь) 
12.Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти – рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь.      (рысь)
13 Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто ребяток соберёт,
Руки вымажет и рот.              (ежевика)
14.И в лесу и в бору
Эту травку я найду.
А на ней синеет гроздь –
Кисло-сладких ягод горсть.  (ежевика)
15.Заплелись густые травы, 
Закудрявились луга,
Да и сам я  весь кудрявый,
Даже завитком рога.          (баран) 
16.Красное, румяное,
Я расту на ветке:                                                                                                      Любят меня взрослые
И маленькие детки.           ( яблоки)
17.Яркий, жёлтый, налитой
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики – 
Из далёкой Африки.   (апельсин) 
(ДЕТИ ОТГАДЫВАЮТ ЗАГАДКУ И НАЗЫВАЮТ СЛОВА – АНТОНИМЫ и слова - синонимы В КАЖДОЙ ЗАГАДКЕ, указывая признак предмета, действие предмета, сам предмет)
3 конкурс. « Безошибочный».
Учитель. Сейчас вы получите конверты с текстами. Нужно внимательно прочитать, найти ошибки и исправить их.
Текст: «Идёт Нина по улице. Все смотрят на Нину. На платье у Нины висят нитки. В волосах Нины перья застряли. Щёки Нины все в пыли».   
(Можно взять подсказку у ведущего. Слова для справок: девочка, она, ученица, школьница, девчонка.)   
   4 конкурс «Перестрелка».
     Команды выстраиваются напротив друг друга.
      По сигналу учителя  1 команда называет соперникам слова, в ответ они   должны назвать – слова - синонимы.
  Например: друг – товарищ.     
     Затем 2 команда  «выстреливает» словами в команду соперницу, которая      отвечает словами -  синонимами.
   (Аналогично проходит  «стрельба»  «антонимами».)
    5конкурс.  Игра  «Наоборот».        
        Учитель: Вы хорошо поработали, отдохнём. Встаньте.                         
                      Я называю действие, а  вы выполняете противоположное                    
                       действие.    
         1).Опустите  руки вниз.   
         2). Поднимите руки вверх.  }2 р. 
         3).Голову поднимите.  
         4).Голову опустите.  }2 р.
         5).Поворот туловища вправо.  
         6).-----------------------   влево.  }2 р.
         7).Закройте глаза( откройте) }2 р. 
         8).Посмотрите вдаль.
         9)Привстаньте.
        10)Присядьте.
       11)Опустите правую ( левую ) руку.
        12)Опустите левую (правую) ногу.
    6 конкурс. «Народная мудрость».   
   Прочти пословицы, найди недостающие слова.   
1) Ученье -  свет, а не ученье -                         .                                                                             2)Знай больше, говори                             .  
3)Корень ученья горек, да плод его                       .  
4)Не бойся врага умного, бойся друга -                         .  
5)Лучшая вещь новая, лучший друг --                         .  
6)Умей взять, умей и                                .
7 конкурс «Для смекалистых»
Задача. Несколько лет назад я посадила  3 одинаковых деревца: берёзу, тополь, липу.
Все они росли по – разному: тополь поднялся выше липы, а липа не может догнать берёзу.
Какое дерево оказалось выше, а какое самым низким?
Ответ. Самое высокое – тополь, низкое – липа.    
8 конкурс  - игра   «Напиши стихи».                                                              Скажу я слово                                    
высоко                                                                                                                            
А ты ответишь:                              
..                                                                                                                Скажу я слово                                     
Далеко,                                                                                                               
А ты ответишь:    
 .   .   
Скажу тебе я слов трус,  
Ответишь ты    
.. .  
Теперь начало я скажу, -  
Ну, отвечай:  
..  .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     
Заголовок 1Заголовок 215