Игра как форма организации коллективной познавательной деятельности школьников на уроках физической культуры.
Куракина Татьяна Валентиновна
учитель физической культуры
КОГОАУ КФМЛ
Формирование нравственных качеств и воспитание толерантности на уроках физической культуры. Игра как форма организации коллективной познавательной деятельности школьников на уроках физической культуры.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» подразумевает модернизацию образования в обозримо сжатое время – до 2020 года. Предполагаемое «всестороннее развитие школьников» в соответствии с документами, определяющими процесс модернизации обучения и воспитания, основывается на изменении характера учебного процесса и способов организации деятельности учащихся. Из пассивного потребителя знаний, исполнителя воли учителя учащийся должен стать активным субъектом познавательной деятельности. «Крайне важно, - отмечал еще в конце 80-х годов И.Я.Лернер,- постоянное напряжение мысли учащихся, возбуждение их мыслительной деятельности всеми доступными средствами и, прежде всего, вовлечением их в коллективную познавательную деятельность».
Освоение учащимися определенных видов человеческой деятельности через коллективную познавательную деятельность приводит к тому, что содержание обучения становится деятельностью в связи с решением проблемы учебной и деятельностью коммуникационной в связи с овладением социальной нормой. Познавательно – деятельностная модель образования, по Т.И Шамовой, интенсифицирует реализацию возможностей и коллектива учащихся и индивидуального ученика за счет активизации учащегося и его личного участия в деятельности ученического сообщества.
Ярко и последовательно эффективность и оптимальность организации коллективной познавательной деятельности школьников прослеживается на уроках физической культуры. Проблемы, с которыми сталкивается учитель физической культуры, начиная работу с учащимися образовательного учреждения, усиливаются в школах – лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением отдельных предметов. К числу таких проблем относятся: неадекватность, как правило, завышенная самооценка учащимися уровня сформированности индивидуальной подготовленности в процессе конкретной образовательной и повседневной деятельности; неумение управлять своими эмоциями при осуществлении творческого сотрудничества в коллективных формах физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности; неумение и даже нежелание предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций, возникающих в частности, в игровой и соревновательной деятельности на уроках физической культуры, терпимо относиться к одноклассникам, имеющим более низкую физическую подготовленность.
Более того, эти проблемы признаются актуальными и обозначены для решения в документах Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования. Определяющими по физической культуре признаются: деятельностные подходы в обучении и воспитании как оптимизирующие процесс достижения учащимися личностных, метафизических и предметных результатов. В категории личностных результатов - это «формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира». В категории метапредметных результатов, в области нравственной культуры - «проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде, соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности».
Таким образом, обозначенные проблемы, которые возникают в современной школе на уроках физической культуры, могут успешно решаться при организации коллективной познавательной деятельности. Особенно эффективно – через включение в ход урока народных подвижных игр, которые формируют уверенность, развивают организаторские умения, лидерские качества. Ю.Е Лукоянов замечает: « Успех окрыляет ребенка, способствует выработке инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы».
Народные подвижные игры – традиционное средство педагогики. В них ярко отражены культурные традиции, национальные устои, представления о чести, мужестве, смелости, желание обладать ловкостью, красотой и быстротой движений, проявлять смекалку, творческую выдумку, волю, находчивость и стремление к победе. В народных играх много шуток, юмора, соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными «веселыми» ситуациями, считалками, потешками.
Задача учителя научить детей играть активно и самостоятельно. Объяснение новой игры может происходить по-разному. Если игра не сюжетная, то кратко и выразительно дается представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположение игроков, инвентаря ( атрибутов), правилах игры. Объяснение сюжетной игры, можно начать с рассказа о национальных обычаях того народа, в чью игру предстоит играть. Затем кратко рассказать сюжет игры, пояснить роль водящего, распределить роли. По ходу игры учитель контролирует точность выполнения движений, следит за дозировкой нагрузки, делает замечания, регулирует взаимоотношения между играющими. А также учит их быстро принимать решение и приводить его в исполнение в создавшейся игровой ситуации, проявлять инициативу, оказывать игрокам товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Дети наглядно убеждаются в преимуществе общих усилий и начинают осознавать, что успех выполнения заданий во многом зависит от умения действовать согласованно с другими. В конце игры следует проанализировать поступки участников, похвалить тех, кто проявил дружелюбие, смелость, выдержку, ловкость, желание помочь . Акценты могут быть разными: поощрить, активизировать застенчивых детей, показать на примере активных, как важно быть смелым и ловким, указать на досадные ошибки.
Приобретенные в подвижных играх навыки положительных взаимоотношений служат основой для проявления у играющих чувства товарищества, взаимовыручки, способности заботиться об общем успехе, а не только о своих результатах. Правильно подобранные подвижные игры способствуют развитию многообразных функций: образовательной, оздоровительной, воспитательной, коммуникативной, творчески детерминирующей, адаптивной. Кроме этого, благодаря соблюдению установленных правил игры блокируют негативные черты характера, предотвращая девиантное (отклоняющееся от норм) поведение. В подвижно игровой деятельности ребенок расширяет свой личный жизненный опыт и кругозор, знакомится с играми разных народов, с их обычаями и традициями, что способствует воспитанию национальной культуры. Играя с разными детьми и противодействуя им, каждый ребенок учится оценивать деловые, физические и нравственные качества других ребят, признавать и понимать их неповторимую индивидуальность, не зазнаваться при выигрыше, не унывать при проигрыше, сохранять дружеские отношения с проигравшими. Он начинает понимать, что результат в любой коллективной деятельности зависит от: мотивов и устойчивых установок, от четкого и слаженного взаимодействия, проявления выдержки и ответственности, способности терпеть, преодолевая усталость, умения взаимодействовать с партнерами, подчинять свои интересы интересам команды.
Внимание учителей Кировской области должны привлечь игры народностей, населяющих наш регион. Наряду с развитием физических навыков народные игры способствуют формированию ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями.
«Биляша» (марийская народная игра)
Игроки делятся на две команды, которые выстраиваются одна напротив другой вдоль параллельных линий, нарисованных на расстоянии нескольких метров друг от друга. По жребию решается, какая команда начинает игру. Один из игроков этой команды с криком: «Биляша!», направляется к шеренге противников. Дети из другой команды ждут его приближения, каждый ребенок вытягивает вперед свою правую руку. Водящий хватает за руку любого игрока и пытается перетянуть его на сторону своей команды, а тот упирается изо всех сил. Если водящему удалось перетянуть игрока из другой команды за линию своей команды, то он берет его в плен и ставит позади себя. Теперь игрок из другой команды может попробовать свои силы. Если он сумеет перетянуть на свою сторону игрока, за чьей спиной стоит пленник, то это будет двойная победа: он освободит члена своей команды и захватит противника. Игра продолжается, пока одна из команд не захватит определенное количество пленников или всю команду противников.
Правила: 1. Нельзя прятать руки за спину, таким образом, сопротивляясь захвату. 2. Тянуть к себе игрока можно любой рукой, но только не двумя руками сразу. 3. Игроки могут поддерживать сопротивляющегося члена своей команды только возгласами. 4. Пленником считается игрок, переступивший за черту другой команды обеими ногами.
«Удмуртские горелки» (удмуртская народная игра)
Играющие разбиваются на пары и строятся колонной, как в русских «горелках». Однако водящий становится лицом к первой паре, впереди от нее, примерно в 10 шагах. Он держит в поднятой руке платок или шарф. Последняя пара разъединяет руки, и каждый игрок бежит вдоль своей стороны колонны вперед, к водящему. Тот игрок, который успеет схватить платок первым, становится водящим, а другой игрок становится в пару с прежним водящим во главе колонны. Вся колонна постепенно продвигается вперед, а водящий отступает на несколько шагов назад, чтобы расстояние между ним и первой парой не уменьшалось.
Правила: 1. Сигналом к началу бега для каждой пары является поднятие ведущим платка вверх, над головой. 2. Водящий не должен протягивать платок навстречу одному из игроков, а должен держать его в высоко поднятой руке. 3. Если подбежавшие игроки одновременно схватились за платок, то водящий остается, а эта пара становится впереди колонны. 4. Игрокам нельзя силой вырывать платок друг у друга.
Перетяни за линию «Эздэн йогеру» (татарская народная игра)
Играющие делятся на две команды и становятся друг за другом за своими капитанами по обе стороны линии старта. Затем берутся руками за пояс впереди стоящего игрока, а капитаны команд за руки. По команде игроки стараются перетянуть соперников на свою сторону, за линию старта. Выигрывает команда, которой это удается.
Правила: 1. Тянуть можно только по команде водящего. 2.Нельзя отпускать руки в момент перетягивания.
Скок – перескок «Кучтем – куч» (татарская народная игра)
Чертят большой круг, а внутри него – маленькие кружки (диаметром 60-70- см) для каждого участника игры. Выбранный водящий стоит в центре большого круга. По команде водящего «Перескок», игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий также стремится занять место одного из игроков, прыгая на одной ноге. То, кто останется без места, становится водящим.
Правила:1.не разрешается выталкивать друг друга из кружков.2.При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.
Стой, олень! «Сует, кор!» (игра народов Коми)
Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки. После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «Стой, олень!» Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.
Правила игры. 1.Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!» 2.Осаленные отходят в условленное место. 3.Салить надо осторожно.
Коршун (русская народная игра)
Выбирается коршун и наседка, все остальные – цыплята. Они становятся в колонну друг за другом. Каждый держится за пояс впереди стоящего игрока. Возглавляет колонну цыплят наседка. Ее задача – защитить от коршуна самого последнего цыпленка в колонне. Задача коршуна поймать стоящего в конце цыпленка. Чтобы помешать коршуну, наседка, раскрыв руки – крылья, передвигается влево – вправо. Вместе с ней движется вся колонна цыплят, заслоняя последнего. Те цыплята, которые оторвались, тоже становятся добычей коршуна. Тот, кого коршун захватил, выбывает из игры.
Русские народные игры: лапта, пятнашки, чехарда, третий лишний, гуси – лебеди, удочка, штандер, пустое место.
Игровые приемы организации познавательной деятельности школьников на уроках физической культуры воспитывают такие качества личности, как толерантность, умение критически оценивать свои возможности для выполнения конкретной задачи в сравнении с другими членами команды, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Творчески работающий учитель, безусловно, вносит весомый вклад в создание школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать интерес к учебе и знаниям, стремление к здоровому образу жизни.
Список литературы:
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Ж. Завуч №3, 2010.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., Просвещение, 1981.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., Наука, 1983.
Погадаев Г.И. Играйте в игры народов России. Ж. Физическая культура в школе, 2001.