Статья Использование ИКТ как условие эффективности усвоения обучающимися учебной информации на уроках географии и естествознания в коррекционной школе VIII вида

Использование ИКТ как условие эффективности усвоения обучающимися учебной информации на уроках географии и естествознания в коррекционной школе VIII вида.

Г БС (К) ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чистопольская С (К) ОШ № 10 VIII вида»
Учитель – дефектолог Гимаева Ирина Мунировна


Современное содержание образования предполагает активное внедрение компьютерных технологий в общеобразовательные учреждения. Согласно определению ЮНЕСКО, компьютерная технология обучения (компьютерное обучение) - это система образовательно-развивающих процессов в дидактической компьютерной среде.
Использование технических средств и наглядных пособий занимает особое место при изучении предметов научно-естественного направления. Общеизвестно, что преподавание этих дисциплин невозможно без наглядных средств обучения. Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе биологии и географии, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не может наблюдаться учащимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико.
Изучение этих учебных предметов требует широкого использования таких пособий, как коллекции, гербарии, географические карты, схемы, таблицы, фотографии, иллюстративный материал учебника, модели, муляжи, аудио-, кино- и видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний, запоминанию и воспроизведению программного материала. Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного.
Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и представления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения:
-печатные (географические карты, таблицы, схемы, дидактические игры);
-экранные (слайды, транспаранты, фильмы).
Компактность хранения информации позволит разместить на одном диске огромное количество научных и художественных текстов, звуковых фрагментов, высококачественных изображений, эпизодов видеофильмов и телепередач. СЛАЙДЫ 3,4
Учебный материал, представленный в виде разнообразных носителей информации: тексты, иллюстрации, географические карты, видеофрагменты, дикторский текст, музыкальное сопровождение, звуки природы,
компьютерная анимация, как показывает опыт работы, способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету.
Компьютерный материал может быть применён учителем биологии в следующих направлениях работы: СЛАЙД 5
- демонстрация материала
(иллюстративный материал, СЛАЙД 6
электронные энциклопедии СЛАЙД 7
географические карты, СЛАЙД 8
таблицы, СЛАЙДЫ 9,10
схемы, СЛАЙД 11
видеофрагменты и т.д.); СЛАЙД 12
- практическая работа, где применяются инструктивные карты и
карточки – задания СЛАЙДЫ 13, 14,15
- проверка знаний, самостоятельная работа учащихся, где используется раздаточный материал
(карточки, СЛАЙД 16, 17, 18
виртуальные лаборатории СЛАЙД 19
контурные карты, СЛАЙД 20
карты-схемы, СЛАЙД 21
дидактические игры, тесты). СЛАЙДЫ 22, 23, 24, 25,26,27
- применение здоровьесберегающих технологий - проведение физкультминуток СЛАЙД 28
Исходя из современных требований к уроку, учитель биологии и географии должен:
знать основы информатики;
владеть современными операционными системами и текстовым редактором;
учиться использовать действующие учебные компьютерные программы;
уметь создавать мультимедийную учебную презентацию, используя звуковые и анимационные эффекты. СЛАЙДЫ 29, 30
Информационная функция презентации заключается в том, что посредством её демонстрации за короткий промежуток времени передается такой объем сведений, который невозможно представить при словесном изложении с использованием других средств обучения, имеющихся в распоряжении учителя.
Мультимедийная презентация при объяснении учителя выполняет иллюстративную функцию. Использование крупных, красочных изображений, географических карт, фрагментов учебных кино-видеофильмов и телепередач, адаптированных с учетом познавательных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, оказывает положительное влияние на формирование более четких представлений об изучаемых географических и естествоведческих объектах или явлениях.
Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволяет актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать выполнению учащимися самопроверки.
Использование электронного пособия с текстовым материалом позволяет учителю отработать с детьми основные географические и естествоведческие понятия и словарные слова. Учащиеся могут переписать их с экрана в рабочие тетради, а затем придумать с ними словосочетания или предложения. Усваивая и запоминая специальную терминологию, умственно отсталые школьники пополняют свой словарный запас. СЛАЙД 31 Учащимся при работе с мультимедийной учебной презентацией должна быть отведена активная роль, которая не сводится только к прослушиванию
комментария учителя и к просмотру видеоряда. Опираясь на зрительные образы конкретных географических или естествоведческих объектов и явлений, дети с интеллектуальной недостаточностью под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения. Таким образом, учитель сможет организовать единый процесс развития образного восприятия и мыслительной деятельности учащихся с недостатками умственного развития.
Во многом этому способствует развитие и совершенствование проектной деятельности учащихся нашей школы. СЛАЙД 32
Так, совместно с учителем, ученицей 9 класса Матросовой Валерией были созданы презентации по биологии «Пчёлы – убийцы» и «Живые электростанции», которые используются в качестве дополнительного материала при изучении тем: «Насекомые» и « Рыбы». Также Валерия приняла участие в муниципальном конкурсе «На неделе в гостях у », где наша совместная презентация заняла одно из призовых мест и была отмечена грамотой Управления образования Чистопольского муниципального района.
Использование компьютерных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида позволяет создавать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания биологии и географии, организации и проведения внеклассных мероприятий природоведческого характера, а также способствует росту профессионализма и самообразованию учителей.
Литература
Игра школьника. М. Просвещение 1989.
Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. Пособие. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004.
Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.
Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде. //Школьные технологии. 2000. №6.
Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.
Информационные технологии в начальном образовании. //Школьные технологии. 2000. №6.
www.kozlenkoa.narod.ru









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




Заголовок 2 Заголовок 315