Проект воспитательной работы по сплочению всех участников образовательного процесса «Один мир-одна мечта»
Цель проекта:
создать единую воспитательную среду по сплочению классного и родительского коллектива, обеспечить координацию совместных усилий семьи и школы по созданию cплоченного коллектива, создания атмосферы дружбы, комфорта и успешности.
Срок реализации: долгосрочный.
Прогнозируемые результаты:
раскрытие личностного потенциала учащихся;
повышение уровня развития ученического коллектива;
повышение педагогической образованности родителей
участие родителей совместно с детьми в классных и школьных мероприятиях;
создание единого классного коллектива родителей и учащихся, вовлечение родителей в управление школой.
Партнеры: учащиеся, родители, учителя.
Виды деятельности: анкетирование, тренинговые занятия.
Возможно ли другого изменить?
Открыть, сломать и вновь свинтить,
Судьбу без колебаний предсказать,
Потом туда дорогу смело указать
И не давать с дороги сбиться,
Толкать и осуждать,
мешая ошибиться?
А кто нам дал такое право?
Того и я не знаю, право…
Есть шаг: любить, исследуя,
не ждать мольбы:
Лишь в чуде внутренней борьбы
Ютится взлет людской судьбы.
С. И. Емельянова.
Актуальность и проблематика проекта:
В мире сегодня уделяется большое внимание роли семьи в воспитании детей. Именно дома, в семье, закладываются жизненные приоритеты и ценности. Но как показывает практика, родителям не хватает осведомленности или компетентности в вопросах формирования, поддержания и развития познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса.
Сегодня родители в большей степени определяют социализацию детей. Они хотят, чтобы школа давала их детям широкий спектр общекультурных знаний, проводила специализацию в зависимости от возможностей и способностей ребенка, чтобы учителя были внимательны к состоянию здоровья, чтобы в классе царила добросердечная атмосфера. Образовательный заказ родителей связан с их стремлением научить детей анализировать явления жизни, привить им навыки поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях. Однако те же родители могут относиться весьма некритично к собственным действиям, иногда не имея грамотных представлений о своих функциях и возможностях, перекладывая ответственность на внешнюю или материальную ситуацию жизни. Ступая на путь общения с современными родителями ,задаю себе вопросы:
Как хочется идиллии в отношениях «дети – родители - классный руководитель». Можно ли ее добиться? На каких принципах должно строиться сотрудничество классного руководителя и учащихся? Как вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс? Как сделать их своими союзниками в развитии ребенка? Как создать единый коллектив родителей и учащихся?
Большинство родителей в свою очередь озадачены не меньше. Спросила их в анкете на первом родительском собрании: «Какой вам нужен классный руководитель? Каких результатов вы от него ждете?»И позже, анализируя работы, прочитала: «Тот, кто полюбит наших детей, кто примет ребенка со всеми проблемами; помогите сплотить детей и создать атмосферу дружбы среди родителей ».
Сложная, но актуальная задача!
При выстраивании партнерских отношений «дети – родители - классный руководитель» стараюсь соблюдать несколько принципов:
безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон;
беспристрастность в оценке поступков учащихся;
терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия;
диалогичность и открытость в общении;
отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия;
использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися;
умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения;
умение признавать ошибки.
Начиная работать с классным коллективом, необходимо задать учащимся следующие вопросы, ответы на которые дадут возможность создать в классе систему традиций и ценностей (празднование дней рождений, распределение обязанностей, помощь отстающим в учебе, организация поездок и т. д)
Каким ты видишь свой класс через год? Через 5 лет?
Каким, по твоему мнению, должен быть дружный класс?
Как сделать так, чтобы класс стал дружным?
Какие традиции уже есть в классе?
Назовите свои «можно» и «нельзя» в классе;
Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?
Проектная идея:
Хочу поделиться своим опытом классного руководителя по сплочению компонентов учебно-воспитательного процесса (ученики + родители + учителя). Осуществление этого проекта полностью возможно, если классный руководитель работает с детьми с 5 – 8 класса. Когда мы получаем детей уже более взрослых, то возможно частичное использование элементов проекта
Определяю задачи по достижению цели:
-педагогическое просвещение родителей;
-определение совместных методов педагогического воздействия
на личность ученика в целях ее перспективного развития;
-вовлечение родителей в управление школой.
В своей работе использую разнообразные формы:
-массовые ( тематические и проблемные родительские собрания)
-групповые (собрания родительского комитета, совет класса, беседы);
-индивидуальные (консультации, беседы, поручения).
Самая распространенная в практике и эффективная форма - родительские собрания. Родительские собрания провожу:
- тематические (с обменом опытом по педагогической проблематике);
- итоговые (в конце учебного года);
- совместные собрания родителей и учащихся;
- собрания- тренинги.
Для реализации цели проекта, я выбрала систему анкетирования и тренингов, так как считаю их наиболее эффективными. Анкетирование и другие опросные методы дают сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников и родителей. Использую анкеты открытые (со свободным ответом) и закрытые (с выбором предложенных ответов). Составление анкеты - непростое дело, требующее определения перечня качеств или других сведений, которые учитель хочет получить.
Cтараюсь использовать готовые анкеты, которые сейчас печатаются в достаточном количестве в специальных журналах по воспитательной работе. Нужно помнить, что вопросы должны быть понимаемые, соответствовать возрастным особенностям детей. Их не должно быть много. Анкета позволяет быстро собрать много легкообрабатываемых сведений, однако ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние. Учеников нужно учить работать с анкетами, подготовить их.Предлагая искренне ответить на вопросы, объясняю детям, что их не будут преследовать за честные ответы. Иногда необходимо знакомить детей с результатами анкетирования. После обсуждения ответов, необходимо давать рекомендации и работать с учащимися по выявленным проблемам.
Тренинги созданы и разработаны психологами, но в последнее время они все чаще используются педагогами, особенно в работе со старшеклассниками, так как они помогают прожить ситуацию (проблемную или успешную) и тем самым получить опыт действия и поведения. Система тренингов приводит к установлению хорошей практики. Недаром существует пословица: «Посеешь поступок – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Для педагога тренинг - это, прежде всего средство помощи и поддержки школьника в решении им проблем, связанных с личностным становлением и развитием. В своей практике я провожу систему тренинговых занятий, корректируя проблемы и сложные ситуации. Важно, чтобы эти занятия затрагивали самопознание и саморазвитие в настоящем, стимулировали осознанные процессы целеполагания и планирования, моделирования своего будущего.
При рассмотрении технологии проведения тренинга необходимо учитывать несколько принципов:
включенность всех участников в работу, активная позиция каждого, т.е. большинство упражнений должны задействовать всех участников. Если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, то все равно необходимо дать возможность высказаться всем желающим после завершения упражнения;
позиция ведущего. Педагогу важно учитывать две стороны своей работы при проведении тренинга - свою собственную позицию и ведущие направления своей деятельности. Позиция педагога складывается на основе отношений сотрудничества, доброжелательного отношения ко всем участникам, стремления к пониманию индивидуальных особенностей и проблем каждого ученика (родителя);
все занятия должны проходить в атмосфере доверия и взаимопонимания, при ощущении каждым участником личной безопасности и принадлежности к группе. Для создания такой атмосферы необходимо в начале тренинга установить определенные требования и правила.
достаточная продолжительность занятий по времени и насыщенность (эмоциональная, деятельностная, информационная). Используются на занятиях работа индивидуальная, групповая, в парах, микрогруппах, а также фронтальная. Формы деятельности участников разнообразны: письменные и устные, рисунки и инсценировки, игры и проблемные ситуации, индивидуальные задания и др.;
обязательная «обратная связь» и рефлексия, каждое отдельное упражнение и занятие в целом должно заканчиваться групповым анализом, который позволяет каждому сформировать свое отношение к работе в группе, определить ее значимость для саморазвития, помогает оценить свое состояние в группе, возникающие трудности в индивидуальной деятельности и во взаимоотношениях с другими. Обратная связь дает возможность участникам узнать мнение других по волнующим их вопросам, сравнить свои ощущения с чувствами других, познакомиться с мнением о себе со стороны участников, получить поддержку от людей с такими же проблемами.
Механизмы реализации проекта
Выделяю 4 направления в проекте по сплочению компонентов учебно-воспитательного процесса (родителей, учащихся, учителей):
1. Работа с учащимися.
2. Работа с родителями.
3. Совместная работа родителей и учащихся.
4. Работа с учащимися, родителями и учителями-предметниками.
Составляю мониторинг действий по направлениям.
Первое направление - Работа с учащимися.
1.Анкетирование на выявление уровня развития коллектива (приложение №1).
Делаю анализ анкет учащихся по выявлению уровня развития коллектива и получаю следующие результаты:
А. Наши отношения.
1.Наш класс очень дружный и сплоченный – 3 человек выбрали это утверждение из 22
2. Наш класс дружный - 3 человека.
3. В нашем классе нет споров, но каждый существует сам по себе - 11
4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным его
назвать нельзя – 4 человека.
5. Наш класс недружелюбный, часто возникают ссоры - 2 человека.
6. Наш класс очень недружелюбный, трудно учиться в таком классе - 2 человека.
Б. Психологическая атмосфера в коллективе.
Атмосферу в классе дети оценили в среднем как отсутствие сотрудничества, холодность отношений, но согласие.
В. Методика социально-психологической самоаттестации коллектива
/ - информированность – 2,8 балла; 2 - организованность – 2,6 баллов;
3 – открытость – 3,2; 4 – контактность – 3,1;
5 - сплоченность – 2,8; 6- коллективизм – 2,8;
7- ответственность – 2,64.
Средний балл –2,85.
Низкий уровень развития коллектива.
Ситуация ясна – класс разделен на группы или каждый существует сам по себе.
2. Планирование тренингов по сплочению ученического коллектива
По результатам анкетирования, планирую проведение тренингов с детьми и привожу пример одного из таких тренингов в приложении №2.
Первоначально объясняю цели тренингов и правила участия.
В своей практике я использовала упражнения из программы, составленной И. Головатенко, которая апробировалась в Московском городском дворце творчества детей и юношества.
Программа тренингов направлена на развитие недостающих навыков общения у учащихся, умения слушать и сопереживать, обсуждение с ними проблем отношений с людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками.
Используемые средства: групповые дискуссии, мини-лекции, сюжетно-ролевые игры, работа в парах, тройках, больших группах.
Форма проведения: около 6 занятий, каждое из которых длится около 1-1.5 часов. Встречи провожу один-два раза в четверть. Каждое занятие состоит из двух этапов. Первый – тренинг, второй – чаепитие, которое является своеобразным продолжением тренинга и еще больше сплачивает группу. Ученики имеют возможность в свободной форме выразить свое отношение к тренингу, а учитель имеет возможность получить или дать обратную связь отдельным участникам тренинга.
Форма промежуточного и окончательного контроля:
как промежуточный контроль использовались устные отчеты учеников (рефлексия) в конце занятий и во время чаепития.
Для окончательного контроля предлагаю анкетирование на выявление уровня развития коллектива, которое проходили до участия в тренингах
(приложение №1). Сопоставляю результаты анкетирования и выявляю целесообразность тренингов.
3. Анкетирование по выявлению взаимоотношений в семье «Семья глазами ребенка» (приложение №3).
Такое анкетирование позволит классному руководителю узнать положение детей в семье.
4. Работа по решению проблем учеников (приложение №4).
По результатам анкетирования выявлены проблемы, с которыми учащиеся не в силах справиться сами. Организую групповую работу по решению проблем «Пять почему». В группах сообща определяем, можно ли решить проблему силами группы, есть ли желание ее решить и найти возможные корни проблемы. Такая работа дают хорошие результаты и в дальнейшем, поняв технологию, учащиеся способны найти корень своих проблем и выстроить ступени к достижению цели.
Второе направление - Работа с родителями.
1 В начале учебного года раздаю несколько анкет с целью выявления педагогической образованности родителей (приложение №5).
Какую позицию занимает ребенок в семье – это очень важно и необходимо знать классному руководителю, чтобы умело построить работу с родителями и детьми. Многие совершают ошибки в воспитании своих детей именно из-за педагогической необразованности и рады были посетить совместные занятия родителей, классного руководителя и психолога, обсудить в группе свои ситуации и найти понимание со стороны и помощь.
2.Планирую первое родительское собрание «Школа – содружество учащихся, родителей и учителей», на котором провожу анкетирование «Общественная оценка и поддержка школы родителями» (приложение № 6) и выдаю ключ, помогающий выбрать направления для сотрудничества со школой.
В ходе анкетирования выявлено, что у родителей, как заказчиков, большие требования к школе, к учителям, но лишь немногие понимают необходимость своего участия в учено-воспитательном процессе для развития личности своего ребенка.
3.Планирую ряд занятий-тренингов с родителями по результатам анкет
а) тренинг- занятие №1 (приложение №7);
б) тренинг- занятие № 2 (приложение №8);
в) тренинг- занятие № 3 (приложение№ 9).
Параллельно работаю по двум этим направлениям.
Пришло время разработать третье направление – совместная работа с учащимися и родителями на тренинговых занятиях (приложение №10 «Отцы и дети»), так как работе на таких занятиях уже обучены.
На тренинги дети и родители принимают активное участие, отстаивая свою точку зрения и мнение своей группы. Занятие длится около полутора.
Четвертое направление – работа с учащимися, родителями и учителями-предметниками:
1.Работа учителей и учеников в группах «Пять портретов» (приложение №11).
Это упражнение достаточно сложно, однако имеет стратегический характер. Опираясь на его результат в группе, можно построить план деятельности коллектива на ближайшую и дальнюю перспективу.
Интересна позиция детей. На первом месте в характеристике «идеального учителя» они выделили: «доброта, чувство юмора, честность, открытость, искренность»..
Предполагаемые результаты проекта по сплочению компонентов учебно-воспитательного процесса:
повышение педагогической образованности родителей;
раскрытие личностного потенциала учащихся;
участие родителей совместно с детьми в классных и школьных мероприятиях;
повышение уровня развития ученического коллектива;
создание единого классного коллектива родителей и учащихся, вовлечение родителей в управление школой.
Данный проект продолжается уже полгода. Срок небольшой, но хочется отметить результаты работы:
- за это время уровень развития коллектива поднялся до:
/ - информированность – 3.2 балла; 2 - организованность – 3,6 баллов;
3 – открытость – 3,8; 4 – контактность – 3,8;
5 - сплоченность – 3,4; 6- коллективизм – 3,4;
7- ответственность – 3,2.
Средний балл- 3,49.
То есть с низкого уровня развития коллектива поднялись до среднего.
- через полгода анкетирование показало рост результатов. Это заметно не только по результатам анкет, но и по отношениям среди учащихся, по взаимодействию родителей и учителей-предметников. Но уровень развития коллектива еще остается средним.
- в конце этого учебного года, я ожидаю, что средний показатель анкетирования приблизит нас к более высокому баллу ;
- родители, приняв непосредственное участие в жизни коллектива, изменят своё отношение к учебно-воспитательному процессу и будут способствовать повышению значимости каждого участника группы. Родители будут заинтересованы в участии во внеклассной работе. Более того, это им будет интересно и не будет выглядеть повинностью. В плане работы будет заложен ряд мероприятий, который станет событием и местом для возрождения «общности», в котором будут объединены все учителя-предметники, все родители и все учащиеся класса.
Направленность проекта
Такая работа целесообразна и эффективна особенно для учащихся 8-10 классов, так как выпускнику очень важно найти свое место в обществе.
Использование фрагментов проекта возможно и в работе классного руководителя 5-7 классов.
В результате проекта формируется сплоченный классный коллектив. Каждый член коллектива индивидуален и незаменим. В ходе проекта у учащегося формируются коммуникативные компетентности, умение работать в группе и на интересы группы, умение отстаивать свою точку зрения, выслушивая мнение другого, закладываются нравственные ценности и понятие о том, каким должен быть настоящий коллектив, в котором «один за всех и все за одного» (при этом, не теряя индивидуальности). Все это поможет ребенку «влиться» в социум после окончания школы.
Свою работу хочется закончить лозунгом:
«Сплоченный классный коллектив –один мир, успешная социализация школьника-одна мечта».
Приложения.
Приложение № 1. Анкетирование на выявление уровня развития коллектива.
А. Методики диагностики сформированности коллектива.
Наши отношения.
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями, отражающими определенную сферу отношений в классе. Ему нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Например, для изучения расположения друг к другу (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений.
1. Наш класс очень дружный и сплоченный.
2. Наш класс дружный.
3. В нашем классе нет споров, но каждый существует сам по себе;
4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным его назвать нельзя.
5. Наш класс недружелюбный, часто возникают ссоры.
6. Наш класс очень недружелюбный, трудно учиться в таком классе.
Обработка и интерпретация результатов.
Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает от себя в системе этих отношений.
Б.Психологическая атмосфера в коллективе.
( подготовлена Л. Г. Жедуновой)
Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.
Ход проведения. Каждому педагогу, школьнику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:
987654321
1. Дружелюбие Враждебность
2.Согласие Несогласие 3. Удовлетворенность Неудовлетворенность
4.Увлеченность Равнодушие 5.Результативность Нерезультативность 6. Теплота взаимоотношений Холодность
7. Сотрудничество Отсутствие сотрудничества
8.Взаимная поддержка Разобщенность 9. Занимательность Скука
10.Успешность Неуспешность Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот. Анализ результатов показывает субъективные оценки состояния психологического климата и дает возможность вычислить среднюю, по мнению коллектива, оценку атмосферы в классе.
В. Методика социально-психологической самоаттестации коллектива.
Цель: комплексная оценка развитости системы специфических отношений в первичном коллективе.
Инструкция:
Проводимое исследование позволит оценить уровень социально-психологической развитости коллектива. Для этого вам предлагается список качеств и их толкование, которые характерны для высокоразвитого коллектива. Ориентируясь на заданный в описании образец, вы должны оценить отношения в своем коллективе, пользуясь предложенной шкалой.
Оценки следует давать следующим образом:
6 баллов - все члены коллектива обладают соответствующим качеством…
5 баллов - почти все члены коллектива…
4 балла - простое большинство ...
3 балла - половина ...
2 балла - простое меньшинство ...
1 балл - почти никто ...
0 баллов - никто ...
Ответственность - сознательное, добросовестное отношение к работе, учебе.
Коллективизм - стремление решать все вопросы сообща, руководствуясь
интересами коллектива
Сплоченность - единство мнений по важнейшим вопросам жизни класса.
Организованность - благоприятные личные взаимоотношения членов
коллектива.
Контактность - отношение к новичкам, к другим коллективам.
Открытость - умение налаживать оптимальные взаимодействия,
распределить обязанности так, чтобы добиваться наибольшей эффективности
в совместной работе.
Информированность - хорошее знание всеми ребятами состояния дел своего класса и друг друга.
/ - информированность; 2 - организованность; 3 - открытость;
4 - контактность; 5 - сплоченность; 6 - коллективизм;7- ответственность
080645Рис Социально-психологический рельеф коллектива.
Примечание. На каждой оси точкой отмечается средняя оценка данного качества коллектива. Общая оценка, полученная коллективом в целом, проставляется в центре рельефа.
Три уровня развития коллектива:
низкий – до З баллов.
средний - от 3 до 3,9 балла,
высокий - свыше 3,9 балла.
Приложение № 2. Тренинги по сплочению ученического коллектива.
Цель тренинга: развитие недостающих навыков общения у учащихся, умения слушать и сопереживать, обсуждение с ними проблем отношений с людьми.
Упражнение № 1 «Встреча».
Упражнение необходимо для подогрева и тренировки привычки говорить человеку приятное, выражать открыто позитивные чувства.
Игроки делятся на две равные группы. Каждая группа выстраивается в круг так, чтобы образовать два концентрических круга – внутренний и внешний. Все поворачиваются в затылок друг другу, так чтобы круги начали вращаться один по часовой стрелке, другой – против. По сигналу учителя игроки движутся, по сигналу останавливаются. Стоящие во внешнем и внутренних кругах поворачиваются друг к другу, разбиваясь на пары.
Несколько раз надо потренировать движение.
Учитель дает команды, указывая, что делать:
вы встретились после долгой разлуки. А до этого вы были в добрых, но не очень близких отношениях;
вы были самыми близкими друзьями и встретились после годовой разлуки;
человек, стоящий напротив тебя, робеет, а ему предстоит чрезвычайно важный разговор. Подбодри его. Сначала робкие будут стоять во внутреннем кругу, затем, во внешнем;
это человек сделал для тебя нечто очень приятное и не простое. Ты только об этом узнал;
тебе недавно стало известно, что этот человек сделал великое открытие. И вот вы встретились;
ему сегодня жутко, отчаянно, очень несправедливо не повезло. Он, конечно, не подает виду, но ты - его друг – понимаешь, насколько ему сейчас плохо на душе.
Такие ситуации можно разнообразить. Рефлексия может быть индивидуальной и письменной. Каждый игрок записывает, например, самый приятный комплимент полученный им, самое удачное подбадривание. Все записи должны быть анонимно помещены в летопись и прочитаны в группе.
Упражнение № 2 «Путаница».
Участники крепко берутся за руки, образуя кольцо. Группа запутывается, ведущий распутывает группу. После игры участникам даётся возможность высказаться.
Упражнение № 3 «Падение в руки партнёра».
Это упражнение на диагностику и формирование доверия в группе. Доброволец стоит спиной к участникам группы, с закрытыми глазами.
Руки по швам. Ведущий настаивает на выполнение этого упражнения словами: «Сейчас по моей команде Ты - прямым и стройным – упадёшь назад. Не бойся, мы стоим сзади и поймаем тебя. Ты готов? Падай!»
Если доброволец боится падать. То необходимо дополнительные мотивирующие слова, создающие уверенность в том, что его поймают.
Упражнение № 4 «Тренировка внимательного слушанья»
Группа разделена на пары: один – психолог-консультант, второй – его клиент, который в течении 3-4 минут рассказывает три вещи.
Что вы считаете своими достижениями в жизни;
Что вы считаете своими неудачами;
На кого вы можете положиться в жизни.
Консультанты могут задавать дополнительные, наводящие вопросы, но главное – внимательно слушать. После завершения упражнения консультанты представят группе своих клиентов, повторив как можно более точно и в терминах клиента, то, что он ему рассказал.
Затем упражнение повторяется, и консультант с клиентом меняются ролями.
Упражнение № 5 «Слепой и поводырь».
Группа разбивается на пары «Слепой - поводырь». «Слепой» закрывает глаза. Задача «Поводыря» - провести слепого по зданию, где проводится тренинг, (оберегая и предупреждая о поворотах, лестницах и др.)
Предложить объекты для отгадывания - «Что это такое?». Затем участники меняются ролями. При обсуждении спросить, не было ли страшно, уверенно ли себя чувствовали, доверяли ли друг другу, насколько принимали ответственность за безопасность другого, каковы ощущения при тактильной форме знакомства с предметами.
Упражнение № 6 «Захват инициативы в диалоге».
Двое участников садятся в центре круга. Один начинает диалог с произвольной реплики. Второй должен подхватить разговор, но при этом постараться как можно быстрее переключить собеседника на свою тему .Упражнение № 7 «Гости».
Каждому из гостей вручается билетик, в котором указано, как себя вести в этой игре. Содержание билетика хранится в тайнике до конца игры. Во время обсуждения нужно признаться, что, кому было предложено делать. Среди ролей есть неуверенный в себе человек, агрессивно настроенный, уверенный в себе человек. Обсуждение: группа отгадывает - какие типы поведения были продемонстрированы. Дискуссия: приходилось ли Вам испытывать неуверенность в себе? В каких ситуациях? Что такое уверенность в себе?
Упражнение № 8 «Чемодан».
Один из участников выходит из комнаты, другие начинают собирать ему в дорогу «Чемодан», складывая положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке, то, что поможет товарищу в общении с людьми.
Но «отъезжающему» напоминают, что будет мешать ему в дороге: те отрицательные качества, которые ему надо побороть. Затем «отъезжающему» зачитывается и передаётся весь список.
У него есть право задавать вопросы по прочитанному. Все участники получают по чемодану.
Упражнение № 9 «Фотография на память».
Ведущий («фотограф») расставляет участников группы близко друг к другу, при этом каждый должен занимать определённое место. Ведущий объясняет, почему он расставил участников именно в таком порядке и рассказывает историю этой «фотографии». После этого «Фотограф» занимает заранее подготовленное для себя место среди других участников. «Фотография на память» готова.
Приложение №3. Анкетирование по выявлению взаимоотношений в семье «Семья глазами ребенка».
№ Вопросы Ответы
1. Любишь ли ты свой дом, домашнюю атмосферу, есть ли в ней что-то, свойственное только вашей семье? 2. Уезжал(а) ли ты из дома надолго и что ты тогда чувствовал(а)? 3. Интересуются ли родители твоими учебными делами? 4. Интересуются ли родители твоими отношениями с товарищами в классе? 5. Посещают ли они школу? 6. Помогают ли они школе, классному руководителю? 7. Как, по-твоему, они относятся к школе и педколлективу? 8. Довольны ли они своей работой, своей специальностью? 9. Устраивает ли родителей заработная плата и совместный семейный бюджет? 10. Охарактеризуйте свою семью одним словом. 11. Какие праздники в семье ты любишь больше всего? 12. Принято ли в твоей семье дарить подарки? Какие? 13. Есть ли у тебя бабушка или дедушка? 14. Каковы твои отношения с ними? 15. Что, по-твоему, ждет тебя в будущем? 16. Каким, по-твоему, обещает быть твое будущее? 17. На кого ты надеешься? 18. По-твоему, ты будешь счастлив(а)? Приложение № 4. Работа по решению проблем учеников (Пять «Почему»).
Решением всякой проблемы служит новая проблема.
И. В. Гете
ПЯТЬ «ПОЧЕМУ?»
Выполняется руководителем
Цели упражнении: определить, решаема ли проблема силами группы, есть ли желание ее решить и найти возможные корни проблемы.
Инструкции, комментарии, советы. Рассмотрим один из подходов к обнаружению скрытых (неочевидных) проблем. Сформулируйте любую проблему, которую необходимо решить. Она должна быть конкретна, например, низкая мотивация на изучение учебных предметов в классе, отсутствие сотрудничества между педагогами и пр. Запишите ее.
Разделитесь на группы по записанной вами проблеме и попытайтесь ее решить, задавая пять вопросов «Почему».
Проблема:_______________________________________________________________________
1. Ответьте на первый вопрос «Почему?». Почему эта проблема существует, в чем причина? Коротко запишите ответ ниже.
Потому, что_____________________________________________________________________
Таким образом, вы сформулировали новую проблему.
2. По отношению к новой проблеме снова ответьте на тот же вопрос «Почему?» Коротко запишите ответ.
Потому, что_____________________________________________________________________
Появилась следующая проблема, двигаемая дальше.
3. Далее задайте вопрос «Почему?»
Потому, что_____________________________________________________________________
Появилась еще одна проблема.
4. Еще один вопрос «Почему?
Потому, что_____________________________________________________________________
Еще одна проблема.
5. И., наконец, пятый вопрос «Почему?»
Потому, что_____________________________________________________________________
Когда конец? Когда вы придете к конструктивному ответу. Конструктивным мы считаем тот, который обнаруживает причину появления проблем внутри организации (иначе говоря, причина находится в зоне вашего влияния, она, например, может быть в вас). Пять ответов - условная цифра. Вы могли прийти к конструктивному ответу и раньше и на этом остановиться.
Иногда и пять вопросов «Почему?» не хватает. Если причина оказалась внутри вас или коллектива, то, похоже, мы добрались до корня. Это так называемая «скрытая» проблема.
Если причина внешняя, от нас не зависит ее решение, - это тупик. Решение проблемы либо действительно не зависит от вас и коллектива, либо Вы или коллектив не хотите ее решать.
Выводы
Вам удалось прийти к конструктивному ответу? Насколько быстро? Какие затруднения
испытывали _________________________________________________________________
Как только вы (или группа) начинаете думать, что проблема вне вас, эта мысль уже проблема.
Приложение № 5. Анкетирование с целью выявления психолого-педагогической компетентности родителей.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВЫ И ВАШИ ДЕТИ»
1. Всегда ли в вашей семье соблюдается единство требований к детям состороны всех ее членов?
а) всегда;
б) иногда не соблюдается;
в) чаще не соблюдается, чем соблюдается;
г) не соблюдается.
2. Умеете ли вы соблюдать меру любви и строгости в отношении к ребенку?
а)да; б)нет; в) не всегда.
3. К каким методам воспитания вы чаще всего прибегаете?
а) пытаетесь убедить ребенка в чем-то;
б) воздействуете личным примером;
в) даете поручение и требуете его исполнения;
г) вовлекаете в общий труд;
д) учите, как поступить в том или ином случае;
е) поощряете;
ж) наказываете.
4. Какие трудности вы испытываете в воспитании детей?
а) дети вас не понимают;
б) дети не принимают ваших требований;
в) у вас не хватает времени на общение;
г) вы не знаете, как поступить в том или ином случае;
д) вы не знаете, как осуществить рекомендации учителя.
5. Какое общественное поручение выполняет ваш ребенок в школе?
6. Какую работу выполняете вы в школе?
а) участвуете в работе родительского комитета;
б) руководите кружками или секциями;
в) помогаете в организации внеклассных мероприятий;
г) помогаете в работе с трудными детьми;
д) выполняете полезную для школы работу дома;
е) не выполняете никакой работы;
7. Какова роль отца в воспитании детей вашей семьи?
а) является главой семьи и пользуется непререкаемым авторитетом;
б) является примером для детей и объектом их любви и заботы;
в) практически не принимает участие в воспитании детей, занят своими делами;
г) нерегулярно занимается с детьми, редко интересуется их делами;
д) груб с детьми, подавляет их отдельными своими поступками, отрицательно влияет на них;
е) считает, что главная его забота - материальное обеспечение семьи, а вопросами воспитания должны заниматься мама и школа;
ж) прививает любовь и уважение к родному дому, селу, сельскохозяйственному труду.
8. Какова роль матери в воспитании детей в вашей семье?
а) все заботы о детях и все вопросы семейного воспитания мать взяла на себя;
б) является примером для детей и объектом их особой любви и заботы;
в) старается повысить авторитет отца в глазах детей и опирается на его мнение в решении вопросов воспитания;
г) считает, что главная ее забота - накормить, одеть, сберечь здоровье детей, а вопросами воспитания должен заниматься отец и школа;
д) в свободное от работы и домашних дел время учит детей полезным делам;
е) не имеет свободного времени, чтобы заниматься детьми;
ж) переложила определенную часть забот о детях на бабушку и дедушку;
з) практически не принимает участие в воспитании детей, занята своими делами;
и) излишне строга с детьми, подавляет их отдельными поступками, отрицательно влияет на них;
к) прививает любовь и уважение к родному дому, городу.
Приложение № 6. Анкетирование «Общественная оценка и поддержка школы родителями».
Анкета 1.
Оцените, пожалуйста, в какой степени школа воспитывает в вашем ребенке перечисленные ниже качества личности.
При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:
5 - в полной мере;
4 - в значительной степени;
3 - на достаточном уровне;
2 - в незначительной степени;
1 - практически нет.
Аккуратность (умение содержать в порядке вещи).
Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах).
Ответственность (умение держать слово).
Воля (умение не отступать перед трудностями).
Хорошие манеры поведения.
Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни).
Образованность.
Ум (способность здраво и логично мыслить).
Высокие жизненные запросы.
10.Самостоятельность (способность самому принимать ответственныежизненные решения).
11. Честность в отношениях с людьми. 12.Доброта в отношениях с людьми.
Чуткость в отношениях с людьми.
Справедливость в отношениях с людьми.
Терпимость к взглядам и мнениям других.
Анкета 2.Прочтите утверждения и оцените, насколько они соответствуют вашему мнению. При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:
4 - совершенно верно;
3 - скорее всего, верно;
2 - едва ли это верно;
1 - совершенно не верно.
Школа помогает ребенку:
поверить в свои силы;
2. учиться решать жизненные проблемы;
3. учиться преодолевать жизненные трудности;
4. учиться правильно, общаться со сверстниками;
5. учиться правильно, общаться со взрослыми
Анкета 3. Прочтите утверждения и оцените степень согласия с ними. При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:
4 - совершенно согласен;
3 - согласен;
2 - трудно сказать;
1 - не согласен;
0 - совершенно не согласен.
1. Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.
Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.
В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.
В школе работают различные кружки и секции, где может заниматься наш ребенок.
Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.
В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.
Школа способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
13.Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.
14.Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.
Анкета 4.
I. Выберите ответы, которые соответствуют вашему мнению.
Если бы Вы были педагогом, завучем или директором школы, что бы Вы сделали для того, чтобы дети росли воспитанными и образованными:
повысил требования к учению и поведению учащихся,
ввел бы курс этики и эстетики поведения;
организовал бы в школе психологическую службу по оказанию помощи учителям;
предъявил меры строгого взыскания родителям, не занимающихся воспитанием детей;
поощрял хорошо воспитанных детей;
оборудовал рекреацию для отдыха детей,
ввел урок продолжительностью 45 минут, а не 40 как сейчас;
8. вместо подготовки ребенка дома к 5-6 предметам на следующий день, ввел сдвоенные уроки, уменьшив тем самым количество предметов до трех в день.
II. Ответьте на вопрос: «Чего вы ждете от нашей школы для своих детей ?»Приложение № 7. Тренинг- занятие № 1 «Знакомство».
Целью тренинга является:
-развитие у родителей интуиции, с помощью которой они смогли бы лучше понимать мышление и эмоции ребенка, чувствовать его потребности;
-расширение педагогического кругозора родителей, а следовательно, влияние на благополучие и развитие ребенка;
- помощь родителям в профилактике ненужных стрессов и ориентировке в различных семейных ситуациях.
Все первое занятие посвящается знакомству родителей друг с другом. Обозначаются проблемы, которые участники надеются решить на занятиях в группе в процессе тренинга. Задачей является осознание каждым участником на более глубоком уровне своей роли родителя. Необходимо, чтобы каждый определил для себя цель, которую он хотел бы достичь в результате совместных занятий с другими родителями и классным руководителем.
Необходимый материал для занятия №1:
- Карточки для оформления визиток.
- Фломастеры или цветные карандаши.
- Булавки.
Бланки для изображения графика эмоционального состояния.
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
0
Работа быт магазины телевизор дети друзья дача …
Руководитель предлагает участникам группы оформить визитныекарточки, где желательно красочно написать свое имя, которым онихотели бы, чтобы их называли другие участники во время занятий. Далее все садятся рядом друг с другом, образуя большой круг.
2. Заполнить график эмоционального состояния.
3. Классный руководитель предлагает родителям по кругу высказаться последующим вопросам:
что вас радует в ребенке?
что огорчает в нем и его поведении?
какую помощь вы ожидаете от наших совместных занятии?
Во время высказываний участников группы очень важно конкретизировать рассказ каждого. Для этого классный руководитель предлагает приводить конкретные примеры различных ситуаций. Например, если мама говорит, что ее сын ленивый, то необходимо попросить привести пример, когда он проявлял это качество, а также необходимо выяснить,были ли случаи, когда в подобной ситуации он вел себя по-другому.
Для высказывания каждому участнику предоставляется 12-15 минут.
4. Упражнение «Идеальный родитель».
Участникам предлагается высказаться, как они представляют себе «Идеального родителя».
-
После обмена мнениями важно выделить наиболее часто встречающиеся качества, которые приписываются «идеальному родителю», записать их.
Затем руководитель предлагает рисунок на большом листе бумаги,
где изображены расходящиеся от центра круги. Центр символизирует "идеального родителя» со всеми перечисленными ранее качествами на этом схематическом рисунке каждому участнику надо определить насколько он удален от центра, и отметить синим (например) фломастером это место.
Далее, предлагается подумать и предположить, где они хотели оказаться, работая над собой и отметить красным цветом.
Осталось определить, какие качества необходимы родителям для достижения поставленной цели, а также обсудить, что мешает проявлять себя в желаемом качестве.
Здесь важно на нескольких конкретных примерах рассмотреть способ реального взаимодействия родителя и ребенка и как это могло бы выглядеть с позиции «идеального родителя».
Можно использовать ролевую игру, сюжет которой предлагают сами родители — наиболее часто встречающейся ситуации.
5. Упражнение «Поляна родительского счастья».
Устраивайтесь удобнее. Закройте глаза и представьте, что Вы идете
по тоннелю и выходите на прекрасную, светлую поляну. Оглянувшись, вы узнаете знакомое место и вспоминаете, что Вы уже были здесь когда-то и чувствовали себя очень счастливыми. Рядом с Вами близкие и родные люди, среди них и Ваш ребенок. Вы наблюдаете со стороны за ним. Посмотрите внимательно, как он выглядит, в чем он одет, что он делает? Вы смотрите на него и чувствуете переполняющую грудь радость.
Вас привлекает его внешность, радуют его способности, любые его проявления. Вы принимаете его таким, какой он есть. Испытываете чувство благодарности ему за то, что он у вас есть.
Находясь здесь, вы обладаете всеми качествами, которые необходимы для того, чтобы воспитать ребенка в любви и счастье, решать любые возникающие проблемы спокойно и взвешенно.
Выберите те качества, которые вам необходимо взять с собой в настоящее время.
Наше приятное путешествие подходит к концу, и вы будем постепенно возвращаться в настоящее время. Откройте медленно глаза.
6. Домашнее задание.
Каждый день сообщать ребенку о том, что вы его любите, разными способами:
Приветливая улыбка, когда встречаетесь.
2.Вербальное выражение чувства: «Я тебя люблю», «Я рада, чтоты у меня есть», «Ты очень дорог мне»...
3.Обратить внимание на реакцию ребенка, на coбственныечувства.
4.Заполнить график эмоционального состояния.
Приложение № 8. Тренинг- занятие № 2.
Цель: помочь родителям определить истинные ценности в своей жизни и реализовать свои возможности в воспитании ребенка.
1. Заполнить график эмоционального состояния.
2.Поделиться результатами выполнения домашнего задания.
Если что-то не получилось, то выяснить причины, которые помешали этосделать. Высказать одобрение любым успехам, которыми поделилисьродители.
3. Упражнение «Мусорная корзина».
На листочках бумаги написать все те качества, которые мешают эффективно общаться с детьми, и от которых хотелось бы избавиться.
После того, как эти качества записали, подумать, что вы хотели бы получить взамен? Записать желаемые качества на бумаге. Бумажки с ненужными качествами выбросить в корзину. А желаемые оставить у себя.
4.Упражнение «Шкала ценностей».:,Родителям предлагается на горизонтальной прямой линии, символизирующей
шкалу жизненных ценностей, отметить свои ценности.
Затем, по 10-балльной системе оценить количество времени, которое они вкладывают в каждое направление.
Обсуждение этого упражнения строится вокруг таких вопросов: «Сколько времени мы уделяем детям? В каком эмоциональном состоянии мы находимся при взаимодействии? Какие чувства ребенок испытывает при общении с нами? И каких результатов мы ожидаем при таком подходе к воспитанию детей?»
5.Упражнение
Родителям предлагается ответить на вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребенка во взрослой жизни?». Ответы записать в столбик №1, затем заполнить столбик №2 и №3.
Ответы на вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребенка во взрослой жизни?» Личностные оценки в адрес ребенка, которые вы используете в общении с ним. Выражения, которые наиболее подойдут к достижению поставленной цели
6. Упражнение
Займите удобное положение. Закройте глаза. Представьте себе, что в каждый последующий день Вы будете ощущать себя все более и более спокойно, уверенно. Внутреннее спокойствие будет помогать Вам взаимодействовать с Вашим ребенком, а если возникнут проблемы, то Вы будете спокойно и взвешенно решать их. Вы будете испытывать желание действовать, и это желание появится прямо сейчас. Вы чувствуете, как от вас исходит энергия жизнелюбия, появляются новые желания, радость от самой жизни. Это чувство всегда будет с вами.
7. Домашнее задание.
1. Продолжать выполнять упражнения из домашнего задания№1.
2. Использовать при общении с ребенком выражения из столбика №3.
3. Заполнить график эмоционального состояния.
Приложение № 9. Тренинг- занятие № 3.
Цель: научиться лучше понимать чувства ребенка.
1.Заполнить шкалу эмоционального состояния.
2.Обсуждая домашнее задание, родители делятся своими успехами,
которые они достигли благодаря новым способам общения с ребенком.
Были трудности в выполнении домашнего задания? Оказать поддержку тем родителям, кто не получил желаемого результата.
3.Упражнение «Пойми меня правильно»
Упражнение выполняется в парах.
Часть 1. Один из родителей рассказывает о ситуации, где он был не на высоте, (например, не справился вовремя с отчетом на работе или резко отреагировал на поступок ребенка, что привело к конфликтной ситуации в семье).
Второй родитель реагирует, при этом использует выражения:
«Я тысячу раз говорил тебе, что...»
«Сколько раз тебе повторять...»
«Неужели тебе трудно запомнить, что...»
«Ты такая же, как твоя мама (папа)...»
Через 5 минут поменяться ролям.
Часть 2. Один из родителей рассказывает ту же ситуацию, а второй реагирует, используя следующие выражения:
«Расскажи подробнее, как это произошло?»
«Ты очень умный, и я знаю, что ты найдешь выход из этого положения. Что ты собираешься делать?»
«Чем я могу тебе помочь?»
«Что ты сделаешь в следующий раз в подобном случае?»
В обсуждении этого упражнения большое внимание уделить чувствам, которые испытывали участники в первом случае и во втором. Затем выйти на анализ конкретных ситуаций из опыта общения родителей со своими детьми.
4.Упражнение «Любимые мои дела».
Устройтесь удобней. Закройте глаза.
Представьте себе, что вы оказались в своем детстве. Перед вами ребенок 5-6 лет. Посмотрите внимательно, как он выглядит этот маленький человек: в чем одет, какая обстановка вокруг. Войдите в этот образ ребенка и представьте себе, что вы что-то делаете: может быть, рисуете, лепите, шьете кукле платье или еще что-то... Вы увлечены этим делом, вам интересно проводить время за любимым занятием. Вот к вам подходит кто-то из взрослых людей и оценивает вашу работу. Прислушайтесь к словам, которые звучат из уст взрослого человека, и своим чувствам, которые возникли у вас в связи с этой оценкой...
Эти чувства останутся там, в детстве, а мы будем постепенно возвращаться в настоящее время. Открываем глаза.
В обсуждении этого упражнения важно обратить внимание на то:
- Каким делом был занят ребенок?
-Позитивную или негативную оценку получил ребенок за свой труд?
-Став взрослым человеком, сохранили ли вы интерес к тому делу, которым занимались в детстве?
-Обсудить значение собственных оценок в адрес ребенка, когда он чем-то занят,
при этом большое значение уделить положительному эффекту позитивной оценки для развития интереса к разным видам деятельности.
Заполнить шкалу эмоционального состояния.
Родители и классный руководитель вместе решают нужны ли еще такие занятия и определяют тему в случае необходимости.
Приложение №10. Тренинг- занятие родителей и детей «Отцы и дети».
Классный час- тренинг: “ОТЦЫ И ДЕТИ”.
Цели и задачи: в ходе тренинга выяснить отношение родителей к проблеме ”Отцы и дети”, сформировать позитивную установку на отношение к окружающему миру и друг другу, повысить уровень симпатии, научить открываться перед другими людьми и открывать их для себя, расширение психолого-педагогического кругозора родителей.
Оборудование:
2 пачки фломастеров, 4 половинки листа ватмана с заготовкой “серединка ромашки”, кусочки цветной бумаги, аудиозапись звуков природы ,советы детям и советы родителям на отдельных листах бумаги.
Сообщение цели занятия.
Совсем недавно на родительском собрании и на тренингах мной был задан вопрос “Сколько времени в сутки вы уделяете своему ребенку? ”. Многие из вас заулыбались и признались, что недостаточно времени, не столько, сколько хотелось бы. И вот сегодня нам предоставляется возможность посвятить друг другу время: мы детям - дети нам. Сегодняшнее занятие, надеюсь, сблизит всех нас. Мы больше узнаем, друг о друге, возможно, сможем решить некоторые проблемы сообща, посмотрим на себя со стороны и научимся ценить время, которое проводим вместе дети и родители.
Упражнение 1 “ Знакомство”
Чтобы мы смогли больше узнать друг о друге, я, как ведущий сегодняшнего занятия, предлагаю всем сесть в круг. Вы должны будете сказать несколько фраз о себе, то, что вам хотелось бы о себе сказать, назвать себя, так как хотелось бы, чтобы сегодня к вам обращались.
Основная часть занятий.
1Беседа по вопросам:
-Существует ли проблема отношений отцов и детей?
-В чем заключается эта проблема?
-На самом ли деле существует эта проблема?
-Что можно решить?
-Почему так много мнений?
Упражнение 2 “Идеальный родитель - идеальный ребенок”.
Группа родителей и группа детей выполняют задания отдельно. В течение 10 минут на половинке листе ватмана составить портрет идеального родителя, указав на листах ромашки качества присущие идеальному родителю и на другой половинке ватмана точно также, качества присущие идеальному ребенку.
После выступлений представителей из группы родителей и группы детей, обговорив результаты, выделяем одинаковые качества у 2-х групп.
Упражнение 3 “ Поменяемся ролями”.
Чтобы взрослым и детям легче было понимать друг друга, предлагаю поменяться ролями – организуем условные семьи, где роль детей выполняют родители, а роль родителей - дети.
Необходимо разыграть ситуацию неуспеха, где “ребенок” был явно не на высоте (или в школе, или дома, или в кругу друзей). “Ребенок” рассказывает “родителям”, что с ним произошло. А для “родителей” приготовлены примеры выражений, которыми они реагируют на рассказанную ситуацию. Семьи выбирают по кусочкам цветной бумаги, через 5 минут разыгрывайте ситуацию.
1 семья - Ребенок рассказывает о ситуации неуспеха (провинности), ожидая, что родители его пожалеют. Но на каждую фразу ребенка они произносят “ Я тысячу раз тебе говорил, что…”,
“Сколько раз тебе повторять…”, “Неужели тебе трудно запомнить, что…”, “Ты такая же (такой же), как твоя мама (твой папа)…”
2 семья- Ребенок рассказывает о ситуации своего неуспеха (провинности), ожидая, что его будут ругать родители, но на каждую его фразу родители произносят “ Расскажи подробнее, как это произошло”, “Ты очень умный, и я знаю, что ты найдешь выход из этого положения. Что ты собираешься делать?”, “ Чем я могу тебе помочь?”, “Что ты сделаешь в следующий раз в подобном случае?”
3 и 4 семья
- “Расскажи, подробнее как это случилось?”
- “Ты очень умный, и я знаю, что ты найдешь выход из этого положения. Что ты собираешься делать?”
- “Чем я могу тебе помочь?”
- “ Что ты сделаешь в следующий раз в подобном случае?”
После выполнения этого упражнения обсудить чувства, которые испытывали на себе участники в первом и во втором случае. Выйти на анализ конкретных ситуаций из опыта общения родителей со своими детьми. Предложение высказать свои отзывы о проведенном мероприятии и пожелания.
Заключение.
Упражнения 4 “Пожелания”.
На прощанье раздать советы родителям и детям на листе бумаги каждому.
Советы детям
Доверяйте родителям - они самые близкие вам люди, только они могут помочь вам, дать хороший совет.
Рассказывайте им о своих проблемах, неудачах, горестях.
Делитесь своими радостями.
Заботьтесь о родителях: у них много трудностей.
Старайтесь их понимать, помогайте им. Не огорчайте их и не обижайтесь на них понапрасну.
Советы родителям
Любой ребенок - отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом.
Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства у ребенка есть сейчас, надо уметь их видеть.
Не скупись на похвалу.
Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение.
Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.
Всякое повышение требований надо начинать с похвалы, даже авансом.
Ставьте перед ребенком достижимые цели.
Вместо приказаний просить совета или помощи, как у равного или старшего.
Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.
При необходимости наказания помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.
Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают.
Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивание, требования просто не нужны!
А я желаю всем вам стремиться стать идеальными родителями и идеальными детьми!!!
Приложение № 11. Работа учителей и учащихся в группах «Пять портретов».
Это упражнение достаточно сложно, однако имеет стратегический характер. Опираясь на его результат в группе, можно построить план деятельности коллектива на ближайшую и дальнюю перспективу.
Инструкции, комментарии, советы. Вам предлагается поработать с анкетой, которая дана ниже. Она содержит некоторые человеческие характеристики. Обращаем Ваше внимание на то, что ни одна из них не является заведомо негативной (даже озабоченность материальным успехом, ну что в этом плохо?). Порядок работы описан далее.
Анкета
Дух соперничества
Чувство товарищества
Креативность, способность к творчеству
Способность критически мыслить
Любознательность
Озабоченность материальным успехом
Порядочность
Честность
Доброта
Независимость Интеллектуальная развитое
Послушание
Открытость
Наличие собственных убеждений
Уравновешенность
Организованность
Чувство юмора
Эмоциональность
Искренность
Социальная адаптабельностьВоспитанность
Ваша задача - ранжировать, т.е. расположить в порядке значимости для Вас под первым
номером наиболее значимое, под пятым - менее.
Порядок работы (по группам)
1. Из предлагаемого списка характеристик выбрать пять, ранжировать их, имея в виду Ваше представление о "хорошем ученике", и записать (к примеру, "хороший" - это тот, кого Вы хвалите, чьим родителям не жалуетесь и пр.).
Какого ребенка Вы считаете хорошим именно в Вашей школе, в сегодняшних обстоятельствах?
2.Из предлагаемого списка характеристик выбрать пять, ранжировать их, имея в виду Ваше представление о "хорошем учителе" (характеристики могут повторяться) и записать их.
Какого учителя Вы считаете хорошим в Вашей школе, в сегодняшних обстоятельствах?
3. Из предлагаемого списка характеристик выбрать пять, ранжировать их в отношении "идеального ученика" (характеристики могут повторяться). Записать характеристики.
Какого ребенка Вы считали бы идеальным в будущем именно в Вашей школе?
4. Из предлагаемого списка характеристик выбрать пять, ранжировать их в отношении "идеального учителя" (характеристики могут повторяться). Записать эти характеристики
Какого учителя Вы считали бы; идеальным именно в Вашей школе?
5.Из предлагаемого списка характеристик выбрать пять, ранжировать их в отношении "успешного взрослого" (характеристики могут повторяться). Записать эти характеристики.
Какой взрослый человек в Вашем городе сегодня считается успешным, достигает успеха?
ПЯТЬ ПОРТРЕТОВ (Выполняется руководителем)
Цель упражнения: выработать собственные подходы к анализу данных, полученных в предыдущем упражнении до того, как такое же исследование будет проведено в коллективе.
Инструкции, комментарии, советы. Прочтите текст, затем приступайте к выполнению задания.
I. Сравните "портреты" "хорошего ученика" и "хорошего учителя". Они совпадают или нет, насколько?
Должны ли они, с Вашей точки зрения, совпадать или отличаться?
Кто, с Вашей точки зрения, должен отвечать за воспитание тех качеств (характеристик) ребенка, которые не совпадают с характеристиками учителя?
2. Сравни те "портреты" "xopошего ученика" и "идеального ученика".
Какими способами Вы надеетесь приблизиться к "идеалу"?
3. Сравните портреты "хорошего ученика" и «успешного взрослого"
Совпадают они или нет, насколько? Должны ли они совпадать?
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №9 города Коврова
Владимирской области
Материалы к проекту воспитательной работы классного руководителя
«Один мир - одна мечта»
(сплочение компонентов учебно-воспитательного процесса)
Автор: Смирнова Ольга Николаевна,
учитель физики,
классный руководитель 9 а класса
стаж работы 14 лет
Ковров 2010