ШКОЛЬНЫЙ САЙТ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Школьный сайт как способ организации взаимодействия участников образовательного процессаАтапина Ирина Михайловна (atapina@bk.ru ) муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №29 городского округа Самара
Аннотация
Приводится опыт работы по использованию школьного сайта как способа организации взаимодействия между участниками образовательного процесса.
В современном мире, когда так широко распространена информатизация общества, требуется быстрое и четкое информирование участников образовательного процесса по вопросам жизнедеятельности школы. Школьный сайт в настоящее время является важнейшим информационным источником.
В современном мире, когда так широко распространена информатизация общества, не одно образовательное учреждение не может обойтись без школьного сайта. От его содержания, его организационной структуры и функций может зависеть не только эффективность внутришкольного взаимодействия, но и взаимодействия образовательного учреждения с социумом.
Сайт школьного учреждения в сети Интернет - это новое образовательное средство обучения учащихся, педагогические основы которого нуждаются в разработке. В связи с интенсивным развитием информационных технологий роль образовательных сайтов в деятельности школ возрастает. От содержания, организационной структуры и функций образовательного сайта зависит не только успех взаимодействия школы с внешним миром, но и учебные процессы, происходящие внутри школьного заведения. В настоящее время сайт школы может играть немаловажную роль в установлении контактов с образовательными и деловыми кругами, поиска форм сотрудничества. Также сайт является средой муниципального, межмуниципального и регионального взаимодействия. В современных условиях игнорировать возможности сетевого взаимодействия учебного заведения нерационально.
Педагогическая концепция школы и её основные структурные элементы определяют базовую основу сайта. Направленность образовательного сайта определяется общей ориентацией учебного заведения, из которой следуют функциональные назначения отдельных блоков сайта. Функциональное назначение каждого блока сайта определяется направлением концепции школы. Школьный сайт решает две задачи. Во-первых, деятельность учеников и педагогов отражается на сайте для внешних посетителей. Во-вторых, школьный сайт - инструмент для эффективного решения традиционных задач очного обучения: организации дистанционных родительских собраний, проведения конкурсов, информационной поддержки обучения.
Конструирование образовательного сайта учебного заведения для решения актуальных проблем учебной деятельности опирается на разработку и определение функций субъектов такой деятельности. Школьный сайт является эффективным инструментом для решения задачи расширения образовательных траекторий очного обучения, организации процесса дистанционного образования в школе, информационной поддержки учащихся и педагогов, локальных координаторов.
Школьный сайт может выполнять различные функции:
Сайт как визитная карточка школы. В какой-то степени Интернет можно рассмотреть как справочник. Но, в отличие от справочника на бумажном носителе, информацию в интернете постоянно можно обновить при изменении информации об образовательном учреждении, причем без особых трудозатрат. Для имиджа образовательного учреждения важно, чтобы информация часто обновлялась, подавалась ярко и конкретно.
Сайт как информационный листок. Как и все хорошее, информационный сайт должен быть «живым». Именно здесь вы можете сообщить все, что может оказаться полезным или интересным для родителей нынешних и будущих учеников: школьные новости, объявления, правила поступления в школу, расценки коммерческих курсов и многое, многое другое. Здесь же могут быть кратко представлены региональные новости и объявления. Зайдя на такой сайт, посетитель сразу ощущает активную жизнь. На сайте нашей школы на странице «Новости» отражается вся школьная жизнь.
Сайт как периодическое издание. Школьный сайт может служить средством публикации: учителя имеют возможность представить свои педагогические наработки, а ученики - опубликовать плоды своего творчества, как в рамках школьной программы, так и в свободной форме. Сайт при этом может стать инструментом обучения для школьников и обмена опытом для педагогов. В частности, для детей возможность опубликовать свои работы в Интернете является мощным педагогическим стимулом, особенно, если это сочетается с проектной работой, проведением конкурсов, в результате которых лучшие работы размещаются на школьном сайте.
Сайт как место общения. Все, что говорилось до сих пор, представляет собой одностороннюю схему: вы размещаете на школьном сайте информацию, а пользователи (родители, ученики или другие посетители) ее читают. Но ведь Интернет годится не только для размещения информации, а еще и для общения. Школьный сайт может стать местом встречи всех заинтересованных лиц. С помощью набора не очень сложных инструментов можно дать возможность посетителям не только читать ваши объявления, но и размещать собственные, а также отвечать на ваши вопросы, обсуждать животрепещущие проблемы, принимать участие в играх и конкурсах и просто общаться друг с другом.
Школьный сайт также является элементом воспитательной работы и учебной деятельности. Использование школьного сайта для учебы начинается с актуального расписания занятий, списка учебников, коллекции ссылок на образовательные ресурсы, файлового архива с учебными документами и программами. На сайте могут быть организованы тестирующие системы, опубликованы интерактивные обучающие программы , сетевые конкурсы, олимпиады, учебные проекты и многое другое. Важным подспорьем как для учащихся и родителей, так и для учителей является публикация на сайте комплекса материалов календарно-тематического планирования или технологических карт изучаемых тем, курсов, предметов.
Для организации такой работы требуется квалифицированная методическая поддержка. В нашей школе данную работу ведет инженер по технической поддержке и администрация школы строго со своими функциональными обязанностями. Новости размещаются по мере поступления, но не реже двух раз в неделю.
После создания школьного сайта учащиеся и родители учащихся отмечают, что владеют информацией о жизни в школе быстрее, могут на гостевой странице обозначить проблему для обсуждения и своевременно получить ответ.
Литература.
1. Алексеев М.Н., Григорьев С.Г. Принципы построения учебного веб-сайта // "Информационные технологии в образовании ИТО-2001”. Сборник трудов конференции. М.: МИФИ, 2001.
2. Алексеев М.Н., Алексеева Т.М. Организация информационно-образовательной среды МОУ на основе WEB-сайта с системой управления едиными базами данных // Информатизация системы образования Челябинской области: Официальное справочное издание Главного управления образования и науки, Челябинск, 2004.
3. Фрадков А.И., Исайкин О.А. Строим информационное пространство школы: трудности и достижения // Вопросы Интернет-образования», №6, 2002.
4. Тлеукеева, Р. Традиционные и электронные ресурсы: состояние, проблемы. эффективность использования [Текст]/Роза Тлеукеева//Библиотека. – 2008. – №1. – С. 15-19
5. Шрайберг, Я.Л. Библиотека, электронная информация и меняющееся общество в информационном веке [Текст] / Я.Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. – 2007. – №1. – С. 25-55