Творческий отчёт учителя английского языка первой категории Власко Светланы Петровны По теме: «Применение компьютерных технологий при изучении английского языка».
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №2 города Балабаново-1» Боровского района Калужской области.
Творческий отчёт
учителя английского языка первой категории
Власко Светланы Петровны
По теме: «Применение компьютерных технологий при изучении английского языка».
Применение компьютерных технологий при изучении английского языка
Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает “международная сеть”. Использование кибернетического пространства в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся.
Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. Р. Вильямс и К. Макли в своей статье "Компьютеры в школе” пишут: “Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может “дружелюбно” общаться с пользователем и в какие-то моменты “поддерживать” его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания”.
Основная цель изучения иностранного языка в средней школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.Я, как и каждый учитель хочу, чтобы мои ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках английского языка. Но подчас приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Это как раз те случаи, когда у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Основная цель нашей школы – развитие аксеологического (ценностного), гносеологического (познавательного) и коммуникативного потенциала личности каждого ученика.
Исходя из этой цели, я придерживаюсь моей педагогической концепции: Учить учиться на уроке, а не информировать. Основной целью обучения иностранному языку является коммуникация. Одним из наиболее успешных способов формирования коммуникативной компетенции является включение учащихся в деятельность с использованием мультимедийного оборудования, что позволяет школьникам почувствовать и понять, что иностранный язык это не цель учения, а средство общения и удовольствия. Использование современных технологий даёт возможность реального общения с носителями языка через E-mail и участие в сетевых проектах.
Актуальность
Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача воспитания учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только учителем, владеющим современными педагогическими и информационными технологиями.
Уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя является степень его готовности к использованию современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в своей профессионально-педагогической деятельности.
Выбор темы моего творческого отчета не случаен, компьютерные технологии и урок иностранного языка актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений. Использование ИКТ потребовало от меня как учителя переосмысления форм и методов работы. Понятно, что новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они подкреплены передовыми методическими приемами.
Новизна
Создавая презентации, я помню, что они должны соответствовать требованиям, предъявляемым к любой наглядности:
· простота (управления);
· умеренное эстетическое оформление слайда;
· соответствующий стиль подачи материала;
· отсутствие сложных грамматических структур или сплошного текста в младших классах.
Самостоятельно созданные презентации требуют серьезной подготовки, но зато, они могут отвечать самым разнообразным запросам. Именно здесь проявляться индивидуальность учителя, его видение материала. Нас в школе 5 «иностранцев», и каждый создает презентации по своему, со своим, только этому педагогу присущим подчерком. Одно неоспоримо: эти программы стали важным подспорьем в работе по обучению иностранным языкам. Я создаю презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, обученность, таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение.
Применение презентаций на уроках дает возможность анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Так на пример, при объяснении образования вопросов в английском языке учащиеся видят, как постепенно перестраивается предложение из повествовательного в вопросительное. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Кроме того, в презентации можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что еще более усиливает эффект воздействия. Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала.
В моем банке ММП есть самые разнообразные презентации, которые можно разделить на разные категории. На пример, обучающие презентации, которые я применяю на уроках, отличаются:
по видам речевой деятельности (при обучения чтению, аудированию, говорению или письму);
по сторонам речи (при обучении лексической, грамматической или фонетической стороне речи);
по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная).
Но, исходя из темы моего опыта, речь сегодня пойдет о тех, которые способствуют поликультурному воспитанию школьников.
Я считаю, что именно в работе по поликультурному воспитанию школьников использование ММП является наиболее актуальным. Знакомство с культурным наследием англо-говорящих стран и России стало на много доступнее. Это как раз тот случай, когда «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Включение учащихся в коммуникативную деятельность на уроках иностранного языка позволяет учащемуся стать равноправным участником образовательного процесса, а учителю работать в русле так называемого компетентностного подхода, который включает в себя развитие у учащихся умения работать с различными источниками информации, работать в группе и самостоятельно. Моя цель как учителя английского языка – эффективное содействие развитию и проявлению ребёнком своих личностных качеств, формирование его индивидуальности, способности к нравственной, познавательной и творческой реализации своих возможностей.
Ставлю перед собой следующие задачи:
1) развивать у учащихся систему научных знаний и обеспечивать освоение ими способов человеческой деятельности;
2) оказывать помощь учащимся в раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
3) помогать ребёнку в формировании положительной Яконцепции, развитии творческих способностей.
С первого урока английского языка я стараюсь развивать познавательный интерес, интерес к изучению культуры других стран. Мы отправляемся в заочное путешествие по странам изучаемого языка, рассказываем о великих людях этих стран, интересных местах, традициях, смотрим и обсуждаем захватывающие слайды презентаций по изучаемым темам. Беседуем о различиях между традициями, праздниками в нашей стране и за рубежом. Показываю практическую значимость английского языка. В этом году 5-ти классники писали письма не только Деду Морозу, но и Санта Клаусу. Эти письма я отправила по электронной почте на его адрес. Всегда побуждаю детей к рассуждениям, учу умению отстаивать свою точку зрения.
Важную роль в изучении английского языка играет знание лексики и грамматики, умение вести диалогическую и монологическую речь, чтение и понимание прочитанного и т.д. Чтобы это стало интересно для ребят, провожу игры с элементом соревнований, в такой форме урок проходит на одном дыхании, ребята учатся работать в команде на достижение общей цели. Я придумываю массу интересных заданий поискового характера. Например, на слух определить какой звук в слове меняет его лексическое значение, например: bat – bad, с закрытыми глазами определить, кто из ребят говорит.
Кстати, подобные игры дают возможность каждому ученику легко тренировать фонетический слух, и легко входить в коммуникационный процесс, снимается страх говорения на языке.
Одним из завершающих этапов освоения лексики является драматизация диалогов и полилогов. Ученики за 5 минут составляют диалоги на заданные темы и разыгрывают их, обыгрывая реальные ситуации: поход по музею, поход по магазинам, обсуждение прочитанных книг и т.п. Такие мини спектакли помогают учащимся не бояться говорить на языке и решают реальную проблему покупки продуктов, билетов на поезд или ориентировки в незнакомом городе.
В своей работе реализую личностно-ориентированный подход в обучении.
Формы организации учебной деятельности на уроках разнообразны: индивидуальная, групповая, коллективная.
Довольно эффективна групповая работа. Например, предлагаю группе одинаковые задания, допускающие неоднозначное решение, с тем, чтобы завершить работу дискуссией между группами, или даю группам разные задания по одной теме, обсуждение отчёта каждой группы позволяет всем учащимся познакомиться с содержанием темы в целом.
Считаю актуальной коллективную форму организации учебной деятельности, которая развивает умение сотрудничать, кооперировать свои усилия, рационально организовывать совместный труд. В своей работе на уроках использую методики коллективного способа обучения: опрос мнений, турнирная методика, методика взаимного тренинга, взаимопроверка и др.
Осуществляю дифференцированный подход к учащимся в обучении английскому языку, что обеспечивает каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов. При этом мысленно объединяю учащихся в несколько временных типологических групп в соответствии с их интересами или успехами в изучении английского языка. Строю учебный процесс в соответствии с реальными учебными возможностями каждой группы. Использую приёмы обучения, отвечающие особенностям каждой группы. Предлагаю детям задания разного уровня сложности: творческие, проблемные задания или репродуктивные. Осуществляю дифференциацию также и по характеру помощи учащимся.
Ценным мотивом учебной деятельности школьника является творческий процесс, поэтому на своих уроках использую проблемный метод обучения. Проблемные задания детям всегда интересны. Творчество ребёнка – это фантазия, уверенность в себе и адекватная оценка собственных способностей и потребностей, это, конечно же, неиссякаемое желание работать.
Ребёнок живёт в мире с его бесконечно разнообразными социальными контактами в общественной жизни. Поэтому стараюсь изжить скуку и вялость из учебного процесса, обеспечить широту и прочность знаний, сделать работу учащихся творческой. Специальным образом подобранные и организованные наглядные средства обучения на различного рода носителях: видеоматериалы (фильмы, видеоклипы), а также статичные тематические изображения – дидактические картины – (слайды, транспаранты, картинки, рисунки, плакаты, таблицы, схемы) – давно и успешно используются в учебном процессе как неотъемлемая его часть, представляя собой наиболее доступную для восприятия форму предъявления учебного материала.
Они создают особую предметно-мотивационную среду, которая в силу своей содержательной сущности способствует развитию познавательной активности, творческих способностей учащихся и, в результате, формированию их образовательной, когнитивной и коммуникативной компетенции.
С другой стороны, являясь осознанным или неосознанным «внешним раздражителем», стимулом, наглядные средства обучения дают учащемуся дополнительную психологическую опору для успешного усвоения учебного материала за счет конкретизации абстрактного, т. е. отражении и запечатления в его сознании воспринимаемых зрительных образов. Таким образом, изобразительная наглядность на уроке является тем окружением, своего рода визуальным контекстом, без которого невозможно эффективное формирование и развитие разного рода компетенций учащихся – как общеучебных, так и конкретно-предметных.
С точки зрения когнитивной психологии визуальный контекст, во-первых, дает учащемуся внешний посыл, усиливающий и подкрепляющий его ожидание – содержательную антиципацию, а во-вторых, формирует существенный стимул для восприятия новой информации, т. е. помогает новому образу попасть в область хранения похожей информации, повышая тем самым готовность восприятия.
Это явление – своего рода связь визуального контекста и порога восприятия информации, или связь стимулов и ожиданий, – еще раз доказывает
положение, известное любому учителю-практику: разнообразный по форме стимул, предъявляемый с высокой частотностью и подкрепляемый визуальным контекстом, позволяет не только быстро классифицировать воспринимаемую информацию или опознавать ее, но и эффективно усваивать на активно деятельностном уровне, т.е. переводить из рецептивной сферы деятельности в продуктивную.
Создание средств изобразительной наглядности требует от учителя значительных затрат времени и сил, хотя каждый из нас понимает, что они с лихвой «окупаются» повышением эффективности нашей работы.
На своих уроках стараюсь сохранить высокий эмоциональный тонус. Ученики самостоятельно, через удачные и неудачные высказывания, споры, опыты, приходят к правильным выводам. Считаю, что главным на уроке является деятельность учеников в форме диалогов, организованных мною. На занятиях учащиеся делятся опытом, наблюдениями.
Перед учащимися ставлю задачи для размышления, сравнения, доказательства, учу детей грамотно, уверенно и красиво высказывать свои мысли.
Благодаря этому дети учатся думать, самостоятельно принимать решение, они стремятся ко всё более глубокому познанию. Учащиеся испытывают удовлетворение от интенсивной умственной работы, умеют выполнять сложные задания.
Учу детей правильно работать со словарём на уроках английского языка. Учу использовать не только классический словарь (книга), но и электронные его виды. Это помогает обучать широкому взгляду на парадигму используемой лексики, так как у некоторых слов иногда бывает до 30 различных значений в зависимости от части речи: to cut –глагол – резать, распределять доходы, убегать; a cut- существительное – удар, порез, стрижка и т.д.
Помогаю учащимся войти в образ. Доказано, что чем сильнее развито образное мышление, тем богаче внутренний мир человека, лучше его память, пластичнее взаимоотношения с людьми и природой. Стараюсь, чтобы учение стало удовольствием. Что может быть интереснее, чем побывать во всех уголках земного шара, пусть даже не покидая своего города, прожить жизнь народа изучаемого языка, оставаясь самим собой.
Важное место в своей работе отвожу развитию образного мышления. Для развития коммуникативных навыков использую взаимный тренинг. Каждый урок начинаю с 5-минутных разминок «Свои идеи на предложенную тему (два или одно монологическое высказывание на языке)», «Передай другому (ребята составляют предложения на русском языке, и переводят их на английский передавая друг другу мячик)» у детей развивается образное мышление, речь, память, воспитывается культура общения.
Для развития связной монологической речи предлагаю детям составить рассказ по сюжетным картинкам, опорным словам. Широко использую наглядность с целью активизации познавательной и речевой активности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям.
Новые и, по-видимому, безграничные возможности создания средств изобразительной наглядности предоставляются мультимедийными технологиями.
В настоящее время компьютер является наиболее совершенным техническим средством обучения, поскольку позволяет соединить в рамках одной радиоэлектронной системы функции нескольких устройств – телевизора, аудио- и видеомагнитофона, универсального считывающего и воспроизводящего устройства, пишущей машинки, ЭВМ, мольберта, чертежной доски, приемо-передающего устройства вербальной и невербальной информации (если иметь в виду доступ в Интернет и электронную почту) и т. п. – используемых обычно в учебном процессе.
Такая многофункциональность компьютера при работе с источниками информации разного типа (или его мультимедийные свойства) позволяет создавать и воспроизводить программные продукты, основной характерной чертой которых с точки зрения обучающих технологий является интерактивная наглядность – эффект погружения в обучающую программную среду и взаимодействия с ней. Это особый и высший в настоящее время вид наглядности, изначально создаваемый автором-разработчиком программного продукта, дает возможность пользователю «вступать в диалог» с компьютером за счет наличия определенного набора опций, сопровождаемых эффектами анимации – демонстрирующейся в заданном темпе последовательности сменяющих друг друга кадров. При этом учащийся совершает целенаправленные интеллектуальные усилия, познавая логические связи, характер взаимодействия между предметами и явлениями, т. е. усваивает не отдельные статичные образы, а смысловые схемы, что сродни приобретению опыта самостоятельного исследования.
Кроме того, виртуальное присутствие пользователя в программной обучающей среде мобилизует все основные каналы восприятия новой информации – визуальный, слуховой и моторный, начинающие работать параллельно и согласованно – так, как это обычно происходит в обыденной реальности. Воспринятая таким образом информация, опирающаяся не на рассеянное, а на избирательное внимание, эффективнее поддается обработке в результате речемыслительных операций, надежнее хранится в памяти и быстрее из нее извлекается. А ведь именно избирательное внимание, по мнению специалистов по когнитивной психологии, является основой целенаправленного и эффективного обучения.
Для уроков английского языка особую ценность представляют задания, выполнение которых требует использование разнообразных источников знаний, а результаты помимо словесного отчёта оформлены в виде картосхем, графиков, схем и т. д.
Считаю принципиально важным стимулировать самостоятельную познавательную деятельность школьника, поэтому активно использую на уроках английского языка ролевые игры, например: «Экскурсионное агентство» (9 класс, тема «Достопримечательности. Сфера обслуживания»), «Путешествуем по Лондону» (7 класс, тема «Столицы стран изучаемого языка»), и т. д.
Особое внимание уделяю проблеме профессионального самоопределения. Профориентационные уроки в системе специализированной подготовки учащихся к жизни помогают им сознательно выбрать будущую профессию. Например, при изучении темы «Защита окружающей среды» в 7 классе мои ученики знакомятся с профессиями эколога, журналиста, а, изучая тему «Достопримечательности России и Англии» в 8 классе, учащиеся узнают о профессиях экскурсовода, переводчика, музейного работника, реставратора.
Разработала элективный курс для предпрофильного этапа обучения иностранному языку (филологический профиль): для 9-10 классов – «Путешествие в страну Модалию». Актуальность создания примерного элективного курса для изучения современного английского языка очень велика, т. к. способствует созданию условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Этот элективный курс используется при обучении английскому языку и расширению полученных знаний английской грамматики на предпрофильном этапе в 9-х-10-х нашей школы.
Главная ценность – человек и его здоровье. На уроках использую индивидуальное дозирование и распределение учебной нагрузки. Взаимодействую с учеником в реальной атмосфере сотрудничества. Создаю на уроках благоприятный психологический климат, используя личностно-значимые способы учебной работы, индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуальный темп работы и выбор видов учебной деятельности. Эти методы раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях, снижают тревожность и психическое напряжение учащихся. Систематически применяю на уроках различные формы физминуток и антистрессовые паузы. К примеру, после напряжённой учебной деятельности предлагаю учащимся вообразить, что они на берегу моря слушают шум прибоя.
Активно использую внеурочные организационные формы обучения английскому языку. Особое место среди них занимают проведение мероприятий на английском языке, которые значительно расширяет кругозор.
21 век объявлен ООН веком культуры мира. Знакомясь с культурой, традициями различных народов, мы начинаем их лучше понимать, что помогает развитию дружеских добрососедских отношений между народами, странами.
В своей работе применяю интегрированные занятия. Например, английский язык + информатика (по теме «Напиши e-mail другу », 6 - 7 класс).
Провожу целенаправленно индивидуальную работу с одарёнными детьми. Ученики всегда принимают активное участие в школьных и районных олимпиадах по английскому языку. Для их подготовки к успешным выступлениям на олимпиадах использую тесты, задания всероссийских, региональных, олимпиад разных лет, даю задания поискового характера.
Организуя исследовательскую деятельность учащихся, в сотрудничестве и сотворчестве с учеником я становлюсь первооткрывателем той части пространства, которая доступна ему, или, если воспользоваться термином Л. С. Выготского, зоны его ближайшего развития. Наши взаимоотношения с учеником становятся динамичными. Ученик самостоятельно открывает сущность изучаемых вещей, и тем самым развивается.
Мои ученики постоянные участники и призёры городских и областных олимпиад по английскому языку.
Уровень личностного развития и творческих достижений учащихся.
Участие учащихся(воспитанников) во внеклассных формах работы
Учебный год
Кол-во участников
Результаты
Победители
(1 место)
Призёры
(2-3 места)
Олимпиады (рай-он, )
2011-2012
1
1
Родионова Д. 10а
Конкурс Британский бульдог
2010-2011
2011-2012
23
15
2
3
5
5
Общероссийская предметная олимпиада для школьников «Пятерочка» (осенняя сессия)
2013-2014
18
5
Динис Д.,5а
Дьяченко Д.5а
Зеленько А.,5а
Канакова Я.5а
Новиков Н. 5а
Наблюдается позитивная динамика учебных достижений учащихся.
Качество обучения по английскому языку за последние годы возросло: Результаты учебных достижений учащихся по годам
Учебный год
Классы
Кол-во уч-ся
% успеваемости
% качества
2009-10
2А,2Б, 3А,3Б,,5Б,5А,6А
184
100%
59%
2010-11
3А,3Б, ,4А,4Б, 6Б,6А,7А,9В
184
100%
57%
2011-12
3А,4А,4Б,4В,6А7Б,7А,8А,10А
168
100%
61%
2012-13
2А,2Б, 3А,3Б,3В,4А,5А,5Б, 6А,6Б,9Б
175
100%
53%
2013-14
2А,2Б, 3Б,3В,4А,5А,5Б,6А, 7А,7Б
181
100%
58%
Выпускники 9-х классов отдают предпочтение в выборе экзамена английскому языку.
Экзамены по предмету английский язык в традиционной форме и в форме ГИА.
Учебный год
Классы
Кол-во уч-ся
Форма экзамена
% успеваемости
% качества
2010-11
9а,9в
6
традиционная
100%
67%
2011-12
9а
1
традиционная
100%
100%
2013-14
9б
1
ГИА
100%
100%(57б)
ИКТ – технология, ИКТ - компетентность являются одними из важных элементов формирования познавательных УУД обучающихся на всех ступенях общего образования.
Согласна с Яном Амосом Коменским: «Правильно обучать – это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит – раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника потекли ручейки».
13PAGE 15
13PAGE 141415
фото 2014 3 029фото 2014 3фото 2014 3 004фото 2014 3 052фото 2014 3 051фото 2014 3фото 2014 3mђЗаголовок 1Заголовок 315