Общение как основная форма взаимодействия преподавателя со втудентами в процессе обучения


Общение, как основная форма взаимодействие преподавателя со студентами в процессе обучения
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
Дистерверг А.
Ни один наставник не должен забывать , что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важная. Нежели передача самого предмета.
Ушинский К. Д.У различных учеников свойства личности проявляются неодинаково; у одних они выражены в меру, у других некоторые из этих свойств значительно обострены. Например, могут быть ученики повышенно возбудимые, или излишне тревожны, или очень чувствительны и т.д. Все они относятся к психически здоровым людям, но больше других предрасположены к проявлению некоторых психических травм и отклоняющегося от нормы поведения. В частности, чрезмерная активность и возбудимость ученика может усилить их реакции и побудить к необдуманным, рискованным поступкам. Для того чтобы работа преподавателя была успешной, необходимо опираться на знание законов психического развития личности.
Понятие «общение», как любое другое понятие в психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки.{1}
Общение – процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. {1}
Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.
Вербальная коммуникация использует в качестве таковой человеческую речь.
Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно ¼½  части учебного времени. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит, в т.ч., и от совершенства речи учителя.
Как известно, общение начинается с приветствия. Это один из знаков речевого этикета. В самой природе педагогического общения лежит неразрывное единство этических и профессиональных начал. От степени этого единства во многом зависит успешность педагогического творчества.
Как правило, заинтересованные в общении с детьми учителя, те, которые стремятся выразить в речи свое отношение, стараются уже в приветствии задать тон общению, зарядить определенным настроением, передать свое доброжелательное отношение: «Доброе утро, ребята! Сегодня хорошая погода и настроение у вас, я вижу, тоже хорошее». Значение вводного предложения «я вижу» не буквально, оно означает, что учитель хотел бы видеть хорошее настроение у ребят.
Очень важно какие реплики и высказывания использует учитель на занятии.
Иногда наблюдения за речью некоторых учителей наглядно демонстрирует наличие в ней проявлений вербальной агрессии. Очевидно, что речевая агрессия учителя может иметь фундаментальные и весьма опасные последствия. Здесь необходимо различать чисто поведенческие реакции педагога на раздражающую ситуацию, например, нарушение дисциплины на уроке и агрессию как продуманную речевую деятельность, например, желание нового учителя, продемонстрировать властную, доминирующую позицию над учащимися.
В первом случае вербальная агрессия учителя является своего рода защитной реакцией на предшествующее проявление агрессии со стороны учеников. Такое речевое поведение, не будучи четко осознанным и продуманным, обусловлено скорее сиюминутным раздражителем: неподчинением требованию или раздражающей репликой ученика, общим фоновым шумом в классе и т.п. Основное значение подобного поведения педагога, с одной стороны, - выплеск негативных эмоций, эмоциональная разрядка; с другой – защита от предшествующего проявления агрессии.
На занятиях мы можем услышать высказывания типа: «Вы распустились до крайности!» или «Так, орать мне здесь не надо! Если хотите что-то сказать – подняли руку! Вас что в школе не учили, как работать на уроке?!» После этого агрессия учителя тут же передается учащимся. Поэтому, добиваясь сиюминутных целей послушания, поддерживания дисциплины на уроке, учитель невольно вырабатывает у учащихся – жертв своей агрессии – ответную агрессивную реакцию.
Враждебные замечания в адрес отдельного ученика: «Ты меня бесишь!» или всей группы: «Ваша группа меня достала!» также представляют большую опасность, поскольку в этом случае враждебное замечание, адресованное, по сути, одному ученику или группе учащихся, нарушающих дисциплину, несправедливо распространяется на всю присутствующую на уроке аудиторию.
Подобное поведение, как правило, связано с низким уровнем общения. Речевая агрессия учителя воплощается на примитивном уровне и, как уже отмечалось в приведенных примерах, чаще всего в открытых, явных формах: угрозах, враждебных замечаниях, оскорблениях, категорических требованиях.
Речевая агрессия учителя как продуманная тактика имеет место чаще всего на манипулятивном уровне общения или на границе между ним и примитивным уровнем.
Отмечены случаи вполне осознанного отношения учителя к учащимся; которое можно определить как пренебрежительное или повелительно-покровительственное. В речи педагога это проявлялось в утрированном повышении тона, намеренном растягивании слов, осознанно частом употреблении повелительного наклонения глаголов и соответствующих междометий (типа «у», «о»), например: «Вы должны написать все эти признаки – не больше, не меньше... Ну что вы дуумаете (раздраженно), в тексте все написано! Что, я еще вас пытааать должна?!». Могут также присутствовать следующие формы вербальной агрессии:
- насмешки: «Сядь нормально!... Подушку надо было тебе принести: ты повыше любишь сидеть!»;
- обидные замечания-сравнения: «Пишешь, как курица лапой»;
- замечания, в которых имеет место иронично-циничное переосмысление традиционных формул этикета: «Здравствуйте, уважаемый!»; «А вот они пожаловали!» - ученику, опоздавшему на урок; и т.д.Для установления наиболее продуктивного взаимодействии с учащимися педагог (классный руководитель, куратор) предоставляет задания для индивидуальной работы. (тест В.Ф. Ряховского, упражнения для группы: «Первое знакомство», «Завоевать внимание», «Центр общения») Очень важен Имидж педагога как воспринимаемый и передаваемый образ:
- Красоте и выразительности внешности педагога помогает осанка. Осанка выражает внутреннее достоинство личности. Согнутый, слабый человек не производит впечатление силы. Сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе, нежелании работать. Прямая походка, собранность указывают, независимо от роста учителя, на его уверенность в своих силах, знаниях. Движения всегда должны быть сдержанными, элегантными, нерезкими.
- Выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношений. Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, углам, потолку. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развить. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся.
- Учащиеся читают лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот, неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.
- Учащихся отвлекает вредная привычка вертеть в руках посторонние предметы, вызывает раздражение бессознательное почесывание головы, потирание носа, дерганье себя за ухо. Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, усиливая основную мысль или чувство. Жестикуляция должна быть без резких широких взмахов и острых углов, всегда рекомендуется лучше делать круглые жесты. Скупая жестикуляция предпочтительнее, чем слишком бурная.
- Педагогу необходимо обратить внимание на свою одежду. Нельзя требовать от учащихся аккуратности и опрятности, если учитель появляется в неутюженном костюме, с несвежим носовым платком, с растрепанными волосами. Главное требование к одежде учителя – скромность, элегантность, отсутствие излишеств, хороший вкус. Замысловатая прическа, вычурный фасон платья, частые смены цвета волос отвлекают внимание учащихся.
Насущные проблемы современного образования способен решить знающий учитель, обладающий научно-теоретическим стилем мышления, умеющий анализировать педагогические явления с позиции взаимодействия с учащимся, умеющий ставить обоснованные цели, отбирать эффективные средства их реализации, адекватно оценивать результативность собственной деятельности и своевременно вносить коррекцию, что является актуальной задачей педагогической теории и практики.
Литература:
Агеев В.С. Социальная психология. М.1998.
Агрессивное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения./ Под. ред. В.А. Никитина В.А. – М., Владос, 1996г.
Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогике: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.
Отклоняющее поведение подростков как психолого-педагогическая проблема. «Учительская газета» №13 – 2002г.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога; Учеб. пособие: В2кн. – 2 изд., перераб. и дополнено. Гуманист изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.